СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Баран непомнящий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Баран непомнящий".Выполнила ученица 10 класса Барботина Софья

Просмотр содержимого документа
«Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Баран непомнящий"»

Анализ сказки М.е.салтыкова-щедрина «баран-непомнящий » Барботина Софья 10Б

Анализ сказки М.е.салтыкова-щедрина «баран-непомнящий »

Барботина Софья 10Б

История создания

История создания

  • "Сказочный цикл" занимает особое место в творчестве великого русского писателя Салтыкова-Щедрина. Он включает в себя 32 произведения. Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет - с 1869 по 1886 год. В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Пропала совесть", "Дикий помещик").  В 1880 году была опубликована одна сказка ("Игрушечного дела людишки"). Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в течение 4 лет - с 1883 по 1886 год. Баран-непомнящий был опубликован в «русских ведомостях» 23 апреля 1885 года
Однажды баран увидел сон: даль, подёрнутую серебряным светом. Отчётливо вспомнить подробности он не смог. С тех пор баран стал сам не свой. До этого он, как и положено, ни о чём, кроме пищи, не думал, а теперь стал тоскливым и перестал обращать внимание на овец. Овцы пожаловались овчару, тот обещал помочь — обстричь, а потом высечь барана крапивой. Но лечение не помогло, более того, в эту же ночь баран снова увидел сон. С тех пор он видел сны постоянно, и днём, и ночью. Но как ни старался вспомнить их, у него ничего не получалось. Баран стал очень тревожным. Ему неплохо жилось, но с тех пор, как начались сны, он стал подозревать, что есть какое-то другое сословие, другая, совсем не баранья жизнь. Со временем тревога барана стала утихать. Но это было не результатом успокоения и постепенного возврата к прежней жизни, а всего лишь следствием крайнего истощения. Он постоянно спал, чах и худел, а выражение морды становилось всё более осмысленным. Сюжет
  • Однажды баран увидел сон: даль, подёрнутую серебряным светом. Отчётливо вспомнить подробности он не смог. С тех пор баран стал сам не свой. До этого он, как и положено, ни о чём, кроме пищи, не думал, а теперь стал тоскливым и перестал обращать внимание на овец. Овцы пожаловались овчару, тот обещал помочь — обстричь, а потом высечь барана крапивой. Но лечение не помогло, более того, в эту же ночь баран снова увидел сон. С тех пор он видел сны постоянно, и днём, и ночью. Но как ни старался вспомнить их, у него ничего не получалось.
  • Баран стал очень тревожным. Ему неплохо жилось, но с тех пор, как начались сны, он стал подозревать, что есть какое-то другое сословие, другая, совсем не баранья жизнь.
  • Со временем тревога барана стала утихать. Но это было не результатом успокоения и постепенного возврата к прежней жизни, а всего лишь следствием крайнего истощения. Он постоянно спал, чах и худел, а выражение морды становилось всё более осмысленным.

Сюжет

Овцы смеялись над ним, а овчары жалели, понимая, что его настигло особое, не свойственное бараньему роду несчастье. Даже помещик относился к ситуации с пониманием и сочувствием. Овчар не раз советовал ему прирезать несчастного барана, но Иван Созонтыч решил дать ему умереть собственной смертью. И наконец чудесной июльской ночью это случилось. Баран вскочил, замер на несколько минут, затем из его груди вырвалось блеянье. Овцы испугались, сторожевой пёс залаял, но баран не замечал переполоха. Он весь ушёл в созерцание. Наконец он увидел тайну, которая столько раз ускользала от него во снах. Опытный овчар потом сказал, что животное увидело во сне «вольного барана». Но понять, что это такое, несчастный баран так и не смог.
  • Овцы смеялись над ним, а овчары жалели, понимая, что его настигло особое, не свойственное бараньему роду несчастье. Даже помещик относился к ситуации с пониманием и сочувствием. Овчар не раз советовал ему прирезать несчастного барана, но Иван Созонтыч решил дать ему умереть собственной смертью.
  • И наконец чудесной июльской ночью это случилось. Баран вскочил, замер на несколько минут, затем из его груди вырвалось блеянье. Овцы испугались, сторожевой пёс залаял, но баран не замечал переполоха. Он весь ушёл в созерцание. Наконец он увидел тайну, которая столько раз ускользала от него во снах.
  • Опытный овчар потом сказал, что животное увидело во сне «вольного барана». Но понять, что это такое, несчастный баран так и не смог.
«увидать-то во сне увидал, а сообразить настоящим манером не мог… Вот он сначала затосковал, а со временем и издох. Всё равно, как из нашего брата бывает…»- говорит овчар. Помещик приходит к выводу: « — Сие да послужит нам уроком! — похвалил он Никиту, — в другом месте из этого барана, может быть, козел бы вышел, а по нашему месту такое правило: ежели ты баран, так и оставайся бараном без дальних затей. И хозяину будет хорошо, и тебе хорошо, и государству приятно. И всего у тебя будет довольно: и травы, и сена, и месятки. И овцы к тебе будут ласковы… 
  • «увидать-то во сне увидал, а сообразить настоящим манером не мог… Вот он сначала затосковал, а со временем и издох. Всё равно, как из нашего брата бывает…»- говорит овчар. Помещик приходит к выводу: « — Сие да послужит нам уроком! — похвалил он Никиту, — в другом месте из этого барана, может быть, козел бы вышел, а по нашему месту такое правило: ежели ты баран, так и оставайся бараном без дальних затей. И хозяину будет хорошо, и тебе хорошо, и государству приятно. И всего у тебя будет довольно: и травы, и сена, и месятки. И овцы к тебе будут ласковы… 
Проблематика  проблема рабской покорности В сказке Салтыков-Щедрин говорит о домашних баранах, которые уже с древности приручены патриархами. Они смиренно принимают свою участь и даже оказываются ей рады. Бараны не стремятся к лучшей жизни, предпочитая проживать до самой смерти в хлевах и загонах, не видя света, просторов и свободы. Они отвергают единственного из них, кто был полон таких идей и мог помочь им всем выбраться отсюда. Люди не ищут выхода из сложившейся ситуации, предпочитая стабильность и обеспеченность вольной жизни.

Проблематика

проблема рабской покорности

В сказке Салтыков-Щедрин говорит о домашних баранах, которые уже с древности приручены патриархами. Они смиренно принимают свою участь и даже оказываются ей рады. Бараны не стремятся к лучшей жизни, предпочитая проживать до самой смерти в хлевах и загонах, не видя света, просторов и свободы. Они отвергают единственного из них, кто был полон таких идей и мог помочь им всем выбраться отсюда. Люди не ищут выхода из сложившейся ситуации, предпочитая стабильность и обеспеченность вольной жизни.

Проблематика Проблема крепостного права Бараны живут в хозяйских хлевах и загонах, отгородившись от внешнего мира, забыв о его существовании, как и крепостные люди в барском имении. Они не стремятся выбраться, а единственного, кто на это был способен, даже не пытаются понять, и чудом разгоревшееся пламя в нём враз угасает, не оставив и шанса на спасение.

Проблематика

Проблема крепостного права

Бараны живут в хозяйских хлевах и загонах, отгородившись от внешнего мира, забыв о его существовании, как и крепостные люди в барском имении. Они не стремятся выбраться, а единственного, кто на это был способен, даже не пытаются понять, и чудом разгоревшееся пламя в нём враз угасает, не оставив и шанса на спасение.

Средства выразительности В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка-прием иносказания. Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп, например как в этой сказке крестьян сравнивают с баранами. овца принадлежит к древнейшим из прирученных человеком животных.Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное.

Средства выразительности

  • В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка-прием иносказания. Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп, например как в этой сказке крестьян сравнивают с баранами. овца принадлежит к древнейшим из прирученных человеком животных.Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное.
Сила гротеска не только в том, что он имеет перед собой социально-политическую мишень. Салтыков-Щедрин мыслит шире: его сатира направлена не просто против самодержавия (что вполне очевидно), но и против всей существующей реальности, в которой давно утрачена этическая норма. Цензура не позволяла Салтыкову-Щедрину открыто выражать свои взгляды и заставляла прибегать к обману. Читателю, ищущему правду, истинный смысл сказок приходилось находить между строк, что, в принципе, несложно делать в щедринских сказках, хотя “расшифровать” их до конца, докопаться до глубинной сути порой нелегко.
  • Сила гротеска не только в том, что он имеет перед собой социально-политическую мишень. Салтыков-Щедрин мыслит шире: его сатира направлена не просто против самодержавия (что вполне очевидно), но и против всей существующей реальности, в которой давно утрачена этическая норма. Цензура не позволяла Салтыкову-Щедрину открыто выражать свои взгляды и заставляла прибегать к обману. Читателю, ищущему правду, истинный смысл сказок приходилось находить между строк, что, в принципе, несложно делать в щедринских сказках, хотя “расшифровать” их до конца, докопаться до глубинной сути порой нелегко.
Использование всевозможных изобразительно-выразительных средств сложилось у Салтыкова-Щедрина в сложную, но художественно совершенную систему, которую мы не встретим больше ни у одного писателя. Тем и привлекательны по сей день сказки великого сатирика.

Использование всевозможных изобразительно-выразительных средств сложилось у Салтыкова-Щедрина в сложную, но художественно совершенную систему, которую мы не встретим больше ни у одного писателя. Тем и привлекательны по сей день сказки великого сатирика.

Вставка рисунка Спасибо за внимание!!!

Вставка рисунка

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!