СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Анализ результатов Всероссийских проверочных работ как показатель компетентности педагога условиях апробации»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на педсовете

Просмотр содержимого документа
««Анализ результатов Всероссийских проверочных работ как показатель компетентности педагога условиях апробации»»

«Анализ и использование результатов Всероссийских проверочных работ как показатель компетентности педагога условиях апробации»


Цель: выстраивание механизма повышения качества образования на основе использования результатов Всероссийских проверочных работ.


Задачи:

1. Ознакомить со способами и инструментами выявления причин несформированности умений, допущенных в ВПР по русскому языку.

2. Наметить пути повышения качества выполнения ВПР на основе опыта работы учителей русского языка.


Добрый день, уважаемые коллеги!


2слайд

Новая форма аттестации педагогических работников включает в себя ряд заданий,

направленных на проверку предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций.

3слайд

Перед педагогом ставятся следующие задачи. Внимание на слайд. Учитель должен показать уровень владения предметом, методикой преподавания, видеть определенную проблему, уметь планировать пути решения этой проблемы с помощью конкретных технологий, методик, приемов, и в итоге – показать результат.

4 слайд

Задания для педагогов сформулированы с опорой на данные задачи.

Я хочу остановиться на задании, которое мне показалось одним из сложных в этой работе. Это анализ результатов Всероссийских проверочных работ.

5-6 слайд

Были предоставлены результаты 2х параллельных классов А и Б в виде графиков, которые отражали, сколько процентов обучающихся в данных классах выполнили те и другие задания. Кроме графика, был предоставлен сам КИМ ВПР и кодификатор.

Передо мной стояла задача: проанализировать результаты ВПР в обоих классах, сравнить успеваемость, обнаружить умения, которые западают, выявить причины, обозначить проблемы и предложить конкретные пути решения , опираясь на известные педагогические методы и приемы.



«Анализ ВПР: проблемы и пути их решения»

слайд 7-8


А) Анализ результатов ВПР можно представить в следующей таблице: нас интересует формулировка задания, в котором обучающиеся допускают ошибки, далее выясняем, какое умение проверяет это задание, и определяем возможные причины их несформированности.


Проверяемое умение

Формулировка задания по предмету

Возможные причины ошибок

Давать определение понятиям, подводить под понятие

Дайте определение понятию «……. » в виде любого графического изображения

Непонимание структуры понятия

Неумение строить графическое изображение

Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую

Представьте в виде схемы «………» на основе прочитанной статьи

Неумение преобразовывать текст в схему:

- выделять главное;

- устанавливать логические связи между словами

Определять тему и главную мысль текста, аргументировать свой ответ

Озаглавьте статью. Аргументируйте и прокомментируйте свой ответ

Неумение:

- аргументировать точку зрения;

- выводить заключение о намерении автора.

Неразличение умений комментирования и пересказывания

Выделять признаки по заданным критериям

Исходя из информации, которая представлена в статье, перечислите основные характерные черты понятия «…»

Неумение выделять признаки в определении понятий, отличать родовые признаки от видовых, существенные от несущественных

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности

Объясните фрагмент текста: «….»

Объясняется фрагмента текста в отрыве от него, что также может быть следствием невнимательного прочтения формулировки задания

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

Автор статьи утверждает, что … . Доказывается ли это в статье? Если да, то приведи доказательства, предложенные исследователем

Из-за невнимательного прочтения формулировки задания доказательство приводится в отрыве от текста

Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию. Делить тексты на смысловые части

Прочитайте последовательность этапов в рассуждении автора текста. 1) … 2) … 3) … 4)

Один из этапов рассуждения исключён. Дайте название этапу рассуждения, который был пропущен

Неумение:

- сопоставлять тексты с целью соответствия их содержания;

- видеть структуру текста, выделять в ней смысловые части на основе выделения ключевых слов;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

Сопоставлять объекты по заданным критериям

На основе информации, предложенной в работе, сопоставьте понятия « … » и « … »

Неумение:

- выделять и соотносить признаки разных объектов;

- структурировать признаки объектов (явлений) по заданным основаниям

Выделять главное в тексте в соответствии с целью высказывания

В статье подчеркни только то, что является важным для ее понимания

Неумение выделять главную и второстепенную информацию

Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста, формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

В задании представлены мнения различные мнения. С кем ты согласен, а с кем не согласен? Аргументируй свой ответ.

Недостаточный уровень владения теоретической аргументацией;

Недостаточный уровень владения аргументацией, связанной с читательским опытом



Б) слайд 9

Анализируя причины, стоит помнить, что они могут быть как в деятельности ученика, так и в деятельности учителя.

Причины в деятельности ученика

Причины в деятельности учителя

- выявление причинно-следственных связей от недостатков в предметных умениях к причинам несформированности предметных и метапредметных умений у учащихся;


- выявление причинно-следственных связей от недостатков в несформированности предметных и метапредметных умений учащихся к причинам в деятельности учителя;




слайд 10

Общий алгоритм деятельности по использованию результатов Всероссийских проверочных работ для повышения качества образования выглядит следующим образом: умение – причина – проблема – цель – пути решения.

То есть, вначале устанавливаем несформированное умение, затем устанавливаем причину в организации учебного процесса, далее формулируем проблему, связанную с неумением учителя и наконец, переводим ее в цель методической работы и принимаем решение по ее реализации.

слайд 11-12

Предлагая те или иные пути решения проблемы, прописываем конкретные методы и приемы. Например, как развить умение нахождения информации в тексте. Здесь нам в помощь методы и приемы развития смыслового чтения.

слайд 13

Или далее - приемы работы с текстом по развитию умения аргументировать.

слайд 14

Рекомендации по повышению уровня развития предметных и метапредметных умений, на основе выявленных в результате проведения ВПР проблем:

Учителю развивать умения:

- структурировать информацию (выделять элементы, связи, функции);

- аргументировать свою позицию;

- находить и извлекать информацию из текста;

- интерпретировать и преобразовывать информацию из текста;

- осмысливать и оценивать информацию.


слайд 14

Рекомендации МО:

  • разработать свой механизм или изучить имеющийся опыт в использовании результатов Всероссийских проверочных работ для управления качеством образования в образовательной организации;

  • обеспечить педагогам овладение стратегиями смыслового чтения с различными источниками информации на каждом уроке по любому предмету;

  • создать для педагогов условия для овладения метапредметными умениями, для этого:

  • особое внимание обратить на развитие логических умений, отработку алгоритма работы с информационными текстами, со структурными частями текста, сопоставлять информацию текста с информацией другого текста, иллюстрацией, репродукцией картины, таблицей, диаграммой и т. п.;

  • использовать задания на развитие умений находить, обрабатывать и оценивать информацию, преобразовывать ее, используя структурные схемы, логико-смысловые модели пр.;

  • составлять карты понятий для формирования у обучающихся представлений о системности объектов, процессов и явлений.

  • создавать ситуации коммуникативного общения для отработки умения выражать свои мысли, аргументировать, делать выводы;

  • использовать работу со словарями для овладения умением понимать и самостоятельно определять понятия, устанавливать родовые и видовые признаков понятий;

  • помочь обучающемуся научиться выстраивать логичное доказательство собственной позиции;

  • организовать в образовательной организации изучение метапредметных курсов, разработанных ХК ИРО по развитию у обучающихся метапредметных умений в начальной, основной и старшей школе (список прилагается). Учебно-методические комплексы содержат программы, учебно-тематический план, разработки занятий с методическими указаниями и рабочие тетради для обучающихся.

Обеспечить педагогам школы возможность обучения на курсах по следующей тематике в очной или заочной форме:

– "Формирование метапредметных компетенций в процессе обучения".

– «Смысловое чтение как надпредметная технология восприятия и переработки текстовой информации в личностно-смысловые установки».


Пособия и рекомендации:

  1. Рекомендации по результатам мониторингового исследования сформированности метапредметных умений у обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Хабаровского края/ авт.-сост. Т.И. Фисенко – Хабаровск: ХК ИРО, 2018.

  2. Особенности формирования и развития метакомпетенций педагога и школьника. Программно-методические материалы модулей курсов корпоративного обучения с электронным приложением. Серия «Открытый университет кафедры ТиМО ХК ИРО» / Под общ.ред. Г.Н. Паневиной. – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. 75 с.

  3. Способы формирования понятийного аппарата школьников как ключевого компонента познавательной деятельности: Пособие для учителя / Автор - сост. Фисенко Т.И./ – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. – 60 с.

  4. Достижение метапредметных результатов через проектирование, разработку и реализацию междисциплинарных программ. Сборник методических рекомендаций кафедры теории и методики обучения /под общ.ред. Г.Н. Паневиной. / – Хабаровск: ХК ИРО, 2014. – 153 с.

  5. Стратегии смыслового чтения как междисциплинарный курс. Сборник методических рекомендаций и материалов для проведения корпоративного обучения/ Автор: Фисенко Т.И. – Хабаровск: ХК ИРО, 2015. 77 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ


Как работать над отработкой умения?

Умение находить информацию.

Прежде всего, развить у обучающихся умение бегло просматривать (сканировать) весь текст и выделять ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.

Для развития этого умения можно использовать следующие задания:

- Расскажите как можно больше о тексте, не читая его...

- Прочитав предисловие, "предвосхитите" дальнейшее развитие событий.

- Прочтите название пункта. О чем идет речь? Что предстоит узнать?

- Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, по-вашему мнению, пойдет речь в тексте?

Можно использовать следующие предтекстовые задания к ознакомительному чтению.

  • прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;

  • выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;

  • прочитайте ключевые слова (они выделены), не читая всего текста, сформулируйте и запишите основную мысль текста;

  • составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;

  • назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;

  • разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) и заключительную (концовку);

  • попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);

  • скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам) и концовке, может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению;

  • скажите, о чем, судя по заглавию, может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению;

  • выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;

  • прочитайте первые предложения каждого абзаца, не читая всего текста, сформулируйте и запишите основную мысль текста;

  • составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;

  • разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) и заключительную (концовку).

Памятка ученику:

  1. В ходе ознакомительного чтения ищите в тексте опоры, позволяющие понять, о чём в нём говорится:

  • ключевые слова;

  • заголовки разделов, глав, параграфов и других смысловых частей;

  • начальные предложения абзацев.

  1. Читая, не возвращайтесь к уже прочитанному, если имеете дело с не очень трудным текстом.

  2. Старайтесь читать только глазами – не шепотом.

  3. Обращайте внимание на рисунки, картинки, графики.

  4. После очень быстрого прочтения какой-то части текста сделайте в памяти короткий просмотр содержащихся в тексте мыслей.



Рекомендации по развитию умения аргументировать свою позицию.

Затруднение вызвала аргументация, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Теоретический уровень аргументации предусматривал применение обществоведческих терминов, понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Для аргументов эмпирического уровня нужно было привести примеры с опорой на художественные произведения и обращение к личному опыту.

Основной причиной неумения обучающихся аргументировать свою позицию при написании эссе или сочинений является то, что учителя не практикуют на уроках технологии деятельностного типа (дискуссии, мозговой штурм, исследование, коммуникативное взаимодействие и т.п.).

Приведения фактов и совокупности аргументов и является аргументацией. В обучении аргументация – это показатель способности учащегося доказывать свою точку зрения при помощи «подкреплений» (привлеченные источники, собственные мысли и опыт).


Приемы работа с текстом по развитию умения аргументировать


    1. Эффективным приемом является методика «Аргументы «за» и «против» по одной и той же позиции, техника критического мышления «фишбоун».

За



Против


«Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  • Извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)

  • Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы

  • Согласование и координация личной деятельности с другими  участниками при совместной работе.


  1. Прием «Суждения»: «Сильная валюта - сильная страна» Задание: найти в тексте (документа, учебника или специально подготовленного учителем текста) аргументы, подтверждающие данное суждение и опровергающие его.


  1. Прием «Перепутанный текст». Учащиеся сами выдвигают суждения по какому-либо вопросу, затем, работая с текстом, находят аргументы, подтверждающие и (или) опровергающие позицию. Методика позволяет хорошо усвоить содержание текста. Учитель предлагает исправить текст, где суждения и аргументы к ним поменяли последовательность.


  1. Обучающая игра «Конкурс аргументов» Класс делится на группы, каждая из которых формирует позицию по проблеме и приводит аргументацию (либо учителем дается одно суждение). При подборе аргументов можно пользоваться любыми источниками информации. Жюри подводит итоги. 

Критерии аргументации: Сильная аргументация. Слабая аргументация. Суждения о точно установленных фактах. Умозаключения, основанные на разрозненных фактах. Доказанные закономерности, тенденции. Уловки и суждения, построенные на алогизмах. Документы. Доводы личного характера. Высказывания признанных авторитетов. Ссылки на неизвестного аудитории автора. Заключения экспертов. Догадки, предположения. 

  1. Прием «перекрестная дискуссия».


• П.А. Столыпин. Реакционер или великий реформатор? • Понятие « силы» в разных областях науки • Нужны ли нам языковые нормы? Ф.М. • • Теория относительности А. Энштейна. Научная теория. Лженаука или версия? • Достоевский был прав, что для счастья обязательно нужно страдать?

Да

Нет



Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.


«Решето». (Этот приём эффективно использовать, когда нужно что-то от чего-тоотделить. Например: 
1)выбрать из группы черт характера только те, которыми можно охарактеризовать именно этого литературного героя, ли отделить положительные черты от отрицательных;
2) из группы событий выбрать только те, которые произошли в жизни литературного героя).


 «Ромашка вопросов или ромашка Блума»

Цель приёма: создание вопросов разных типов.

Ромашка Блума состоит из шести лепестков, на каждом написан вопрос. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Вопросы могут быть: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические.

1. Простые (фактические) вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т. д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

- синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

- применение


Следует помнить, что собственную позицию обучающийся должен представить не на обыденном уровне (простое согласие или несогласие с суждением автора), а иметь достаточное теоретическое обоснование, характер и уровень приводимых суждений и аргументов подкрепляться приведенными теоретическими положениями, а теоретические положения – примерами из общественной жизни, из других учебных предметов и личного социального опыта.




Развитие метапредметных умений может быть эффективным, если будет выстроено как целостная образовательная система. Это, прежде всего, непрерывное использование технологии продуктивного чтения на занятиях по всем учебным предметам, поскольку они направлены на формирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника, умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию, умение работать по плану, алгоритму, формулировать оценочные суждения.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!