СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов контрольной работы по истории в форме единого государственного экзамена (предмет по выбору ЕГЭ) обучающихся 11-х классов общеобразовательных организаций г. Оренбурга 2021 год

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В анализе  ЕГЭ по истори,и обучающихся 11 классов писавших пробный экзамен в  формате ЕГЭ, проанализированы и  сделан сравнительный анализ тренировочной работы  учеников г Оренбурга. 

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов контрольной работы по истории в форме единого государственного экзамена (предмет по выбору ЕГЭ) обучающихся 11-х классов общеобразовательных организаций г. Оренбурга 2021 год»

Анализ

результатов контрольной работы по истории в форме единого государственного экзамена (предмет по выбору ЕГЭ) обучающихся 11-х классов общеобразовательных организаций г. Оренбурга

Содержание предмета «История» в средней школе включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением общемирового исторического контекста и проверяется во 2 и 19 заданиях.  Работа охватывает содержание курса истории с древности по настоящее время. Общее количество заданий - 19. Работа состоит из двух частей. Всего в бланках 19 заданий, за которые можно получить максимум 38 баллов. В заданиях встречаются:

  • имена;

  • названия;

  • термины;

  • фрагменты исторических источников;

  • карты;

  • иллюстрации;

  • таблицы с датами.

Часть 1 содержит 11 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания).

Часть 2 содержит 8 заданий с развернутым ответом.

В КИМах отражен материал от зарождения государства в IX веке до 2000-х годов, разделенного на три массивных блока: древняя и средневековая история до династии Романовых (IX в.-1613 г.), сами Романовы (1613-1917 гг.) и отдельно XX век.

Более глубокие знания потребуются вам в задании 19, ведь теперь вам предстоит составить аргумент (в том числе на основе конкретных фактов из истории зарубежных стран!), который бы подтверждал или опровергал предложенную в задании точку зрения. Важно понимать, что происходило в мире в разные эпохи, начиная с Древнего мира и античности и заканчивая ХХ веком.

В заданиях 7, 14 и 15 нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектурных стилях, живописи, музыке и литературе.

В ЕГЭ задание 7 есть иллюстрация — карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война, бунт, расселение славянских племён. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими. Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12 и у каждой своя карта военных действий, свои главнокомандующие.

В заданиях 8-11 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя, поработать с текстом в рамках исторической географии. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе.

История Великой Отечественной войны, ей посвящено отдельное задание 16 из второй части экзамена (два текста + три вопроса по ним).

В 2022 году в ЕГЭ есть события «лихие 90-е» и 2000-е, правления В. В. Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д. А. Медведева.



Тренировочный экзамен по истории в форме ЕГЭ в 2022 г. сдавали 224 обучающихся из них 2020 обучающихся общеобразовательных школ (78 ОО). Тренировочный экзамен по истории в форме ЕГЭ в 2021 г. сдавали 316 обучающихся из 2096 человек (69 ОО).



Основные результаты пробного ЕГЭ по истории


2021 г.

2022 г.

Всего выпускников

2096

100%

2020

100%

Принимали участие

316

15%

224

12%

Не преодолели минимального порога

5

1,6%

24

11 %

Средний первичный балл

27

54

22

58

Выше среднего балла

135

42,7

103

46

Количество первичных баллов

Количество выпускников

Процент выпускников, получивших определенное количество баллов

Количество первичных баллов

Количество выполнивших задание

Процент выпускников, получивших определенное количество баллов

0 -8

5

2%

0 -14

24

11

9-11

16

5%

15- 22

97

43

12-23

115

36%

23-30

80

36

24-38

126

40%

31-38

23

10

39-46

33

10%




47-56

21

7%






Выделение типичных ошибок обучающихся

1) в заданиях базового уровня сложности

К базовому уровню сложности относятся здания, в которых экзаменуемым предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся задания № 1.2,3,5,7,8,9,11,13.

В целом выпускники справились с заданиями базового уровня сложности. Одним из наиболее проблемных стало, задание1,3.13 На задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами). Задания 12 и13 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, извлечение информации)

С данным заданием справились только 48 (21%), 53(24%), 46(20%) в 2022г., а предыдущих годах, выполнили 197 человек (62%) в 2021 г. и 226 человек (63%) в 2020 г., успешно – это 14 задание аналог 13 задания.

Учителям предметникам, надо больше уделять работы с историческими источниками, обучать анализировать тексты и проблематику этих текстов.

К уровню повышенной сложности относятся задания № 4,6, 10,12,14,15,16,18.

С заданиями повышенной сложности лучше всех справились с заданием № 12 109 чел., что составляет 48 %, №10 один из периодов, изучаемых в курсе истории России (VIII – начало XXI в.) В данном тесте это было задание по Семилетней войне 1656-1563г. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название страны, о короле которой идет речь в пропусках текст - справились 156 человек (69%) из 224 писавших работу.

Хуже всего справились с заданиями № 4 - 30 человек (13%), № 14- 41 человек, (18%), заработав только один балл из 2-х, № 15 -44 человека (20%), соответственно тоже заработав, один балл из 2-х.

К уровню высокой сложности относятся задания № 17, 19.

Задание 17 нацелено на проверку умения устанавливать причинно - следственные связи. Соотношение такое: 58 человек (26%), причем на 3 балла, это задание из 224 обучающихся никто не написал,58 написали на 2 балла, а 50 (22%) на 1 балл.

Задание 19 проверяет умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения.

С этим заданием еще хуже: 19 человек (8%), приступили к нему и выполнили его на 1 балл, а

58 человек (26%), получили за это задание 0 баллов, а 91 человек. (41%) не приступили к этому заданию.

Учителям предметникам следует больше уделять внимание умению формулировать аргументы в доказательство указанной точки зрения.

Результаты ЕГЭ прошлых лет и этого года показывают, что это сложное умение и многие выпускники не в полной мере им овладели. Сложность также может представлять то, что для выполнения задания 19 требуется провести параллели между событиями российской и зарубежной истории, продемонстрировать хорошее знание как отечественной, так и мировой истории.

Общие выводы

  1. Таким образом, при выполнении заданий базового уровня сложности затруднение вызвало задания № 1,3. 13 на знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание на установление соответствия VIII-началах века). Историки стали больше уделять внимание работе с контурными картами и картографическими справочниками.

  2. К повышенному уровню сложности относятся задания № 4,6, 10,12,14,15,16,18.

Наиболее сложными оказались задания № 4,12,14. 15. Хуже всего справились с заданиями № 4 30 человек (13%), № 14- 41 человек, (18%), заработав только один балл из 2-х, № 15 -44 человека (20%), соответственно тоже заработав. Один балл из 2-х.

Учителям надо организовывать исторические диктанты по знанию дат, учить обучающихся составлять синквейн. Изучать документы, учить самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы. Научить осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); выполнять работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

  1. К уровню высокой сложности относятся задания № 17, 19.

Задание № 17 новое в демоверсии 2022 года. Но обучающиеся прошлых лет, писали историческое сочинение, где одним из критериев было установление причинно- следственных связей, соответственно в2022 году, на 1 балл было выполнено 63работы, что составляет 28 % от всех выполнения работ 17 задания.

Задание № 25, историческое сочинение, в 2021 году его выполнили: по К1- 154 (49%), К2-78 (25%), К-3 всего 82 (26%), К4- 112(35%), К5- 52(16%), К6-118 (37%). В 2020 году выполнили: К4- 168 обучающихся (47%), К7- (форма изложения) - 222 обучающихся (63%), К5- (использование исторической терминологии) выполнили 246 обучающейся (69%), К3- (причинно-следственные связи - 260 человек (73%), К6-(наличие/ отсутствие фактических ошибок - 229 человек (65%). Анализируя, это задание можно сказать, что сочинение обучающиеся писали, а устанавливать причинно- следственные связи не умеют.



Задание№ 19; ученикам предлагают рассмотреть утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него: один для истории России, а другой для зарубежной истории. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что теряют баллы. Чтобы ответ соответствовал критериям, экзаменующимся в большинстве случаев недостаточно привести только факты - необходимо сформулировать полноценные аргументы, что означает, привести объяснение, каким образом с помощью приведённого факта можно аргументировать данное теоретическое положение. Именно это требование чаще всего и вызывает затруднение у выпускников, т.к. у многих нет чёткого понимания отличия понятий «аргумент» и «факт». Как и прежде, наиболее часто встречающимися ошибками в выполнении данного задания было неумение формулировать аргументы.



Успешно справились с заданием №8 работа с картой,183 человека (81%) в 2022 году. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков. 

Задание № 14 перенесено из первой части во вторую, и если в 2021 году (анализ иллюстративного материала VIII-начала XXI века)147 (47%), а в 2020 году 172 обучающихся (46%), задание 18, то с заданием № 14 справилось, всего 41 обучающийся (18%)в 2022. При этом 81 человек (36%), вообще к нему не приступили.

Таким образом, при выполнении заданий повышенного уровня традиционно затруднения учащихся вызывает систематизация исторической информации периода VIII-начала XXI века, работа с текстовым историческим источником VIII- начало XXI века, характеристика авторства времени обстоятельств и целей создания источников VIII-начала XXI века.



На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что, при выполнении заданий высокого уровня сложности самым трудным оказалось задание №17и №219 (анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса).

Не преодолели минимальный порог обучающихся из общеобразовательных организаций: (МОАУ «СОШ №№ 1 11,15,16, 18,25,31,56,63,71, гимназии №1, 8, 6, лицеи №5,6.)



Количество обучающихся, не преодолевших минимальный порог.

2021 г.

2022 г.

ОО

Количество выпускников

ОО

Количество выпускников



МОАУ «СОШ № 1»

1

МОАУ «СОШ № 5»

1

МОАУ «СОШ № 11»

1

МОАУ «СОШ №25»

2

МОАУ «СОШ №15»

5

МОАУ «СОШ № 87»

2

МОАУ «СОШ № 16»

1



МОАУ «СОШ №18»

1



МОАУ «СОШ №25»

3



МОАУ «СОШ № 31»

2



МОАУ «СОШ № 56»

1



МОАУ «СОШ №63»

2



МОАУ «СОШ №71»

1



МОАУ «Гимназия № 1»

1



МОАУ «Гимназия № 6 »

1



МОАУ «Гимназия № 8 »

1



МОАУ «Лицей № 5»

2



МОАУ «Лицей № 6 »

1

Всего

5

Всего

24



Высокие баллы (81-100) показал 19 обучающийся. Гимназия 1,6, 8 лицей 1, 2, 4.5, школы 1, 35 62,72,76,86,88.).



Количество обучающихся, набравших максимальные баллы

2021 г.

2022 г.

ОО

Количество выпускников

ОО

Количество выпускников

Гимназия №1

1

Гимназия №1

1

Гимназия №6

1

Гимназия №6

2

Гимназия №3

4

Гимназия № 8

1

Гимназия № 8

1

Лицей № 1

1

Лицей № 1

1

Лицей № 2

1

Лицей № 5

2

Лицей № 4

2

Лицей № 9

1

Лицей № 5

2

МОАУ «СОШ № 51»

1

МОАУ «СОШ № 1»

1

МОАУ «СОШ № 56»

1

МОАУ «СОШ № 35»

1

МОАУ «СОШ № 62»

1

МОАУ «СОШ № 62»

1

МОАУ «СОШ № 76»

1

МОАУ «СОШ № 72»

1

МОАУ «СОШ № 83»

1

МОАУ «СОШ № 76»

2

МОАУ «СОШ № 85»

3

МОАУ «СОШ № 86»

6

МОАУ «СОШ № 86»

1

МОАУ «СОШ № 88»

1

ОЛИМП

1



всего

21

всего

23



Рекомендации по улучшению качества образования для образовательных организаций.

Администрации образовательных организаций

1. Проанализировать результаты тренировочных работ по истории в 11 классах.

2.Совершенствовать контроль преподавания истории, используя:

- занятия по повышению квалификации педагогов в межкурсовой период по актуальным вопросам преподавания истории (особенно по темам, связанным с современным развитием РФ);

- передовой педагогический опыт учителей;

- активное применение дистанционных форм обучения с использованием сети Интернет.



Учителям – предметникам необходимо:

  1. Провести анализ тем 2-х частей пробного ЕГЭ по истории, с целью ликвидации пробелов знаний по отдельным историческим периодам.

  2. С учетом результатов тренировочного экзамена по истории рекомендовать учителям истории изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание экзамена, обращая внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора демоверсии 2022

  3. Недостатки исторической подготовки за курс средней школы требуют корректировки преподавания истории на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы.

  4. Необходимо пересмотреть структуру урока, в части:

а) сокращения времени, отведенного на проверку домашнего задания и объяснения нового материала в устной форме;

б) предварительного знакомства учащихся с текстом учебника с целью создания первичного представления о курсе, использование его, как книги для чтения в период летних каникул;

в) организации самостоятельной учебной деятельности по выполнению конкретных заданий с письменной фиксацией результатов;

г) использования интерактивных форм организации деятельности учащихся (дискуссия, круглый стол и др.), требующих предварительной подготовки.

д) обеспечить реализацию компетентностного подхода в обучении истории, формировать предметные и метапредметные компетенции.

е) учить устному и письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов исторического жанра.

  1. Преподавание осуществлять на основе осмысления исторического опыта своей страны, человечества в целом, осознания на этой основе своей идентичности и ценностных приоритетов в современном мире, т.е. реализацию личностно-ориентированного подхода, на мировоззренческое и духовное развитие, на проверку овладения обучающимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации.

  2. Подготовку школьников по истории осуществлять с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». На занятиях использовать задания, нацеленные на выявление уровня овладения ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности; умения - применять их для решения практических задач.

  3. Использовать многообразные формы организации учебной деятельности обучающихся, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения материалов, дискуссионных вопросов истории, выявлению собственных мнений, применению умений рассматривать альтернативы исторического развития, аргументировать свои суждения

  4. Подготовку к экзамену по истории следует начинать с 5 класса и проводить по нескольким направлениям:

а) при изучении исторического материала регулярно анализировать события, понятия, термины;

б) на уроках истории чаще давать задания, направленные на сопоставление понятий и характерных признаков, дат и событий;

в) в процессе обучения истории постоянно выделять время на обучение составлению плана;

г) обратить внимание при изучении хронологии на определение века, изучаемого события, восстановление хронологической последовательности событий;

д) больше внимания уделять контекстному анализу источников, разумно привлекать текст для аргументации своих выводов.

  1. Учителям следует обратить внимание на изучение следующих тем истории России : «Русская культура XVI, XVII, XIX, XX века: сравнительная характеристика»; «Великая Российская революция»; «Восстания под предводительством С. Разина и Е.Пугачева: сравнение»; « Большевики и меньшевики: различия»; Причины победы «красных» в гражданской войне «Декабристы: сравнение программных документов»; «Коллективизация»; « Великая Отечественная война»; «Холодная война»; « Внешняя политика Хрущева Н.С.»; « Реформа А. Косыгина 1965 года»; «Перестройка» , разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими. Важно отличать их друг от друга, это те вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения.

  2. Скорректировать планирование занятий, включив повторение тем, низкий уровень усвоения которых показали обучающиеся при выполнении пробного ЕГЭ по истории, особое внимание, уделив таким направлениям, как: «Культура с древнейших времен до XX века», «Архитектурные сооружения в различных эпохах с их описанием».

  3. Продолжить работу с историческими текстами, документами, использовать различные тренировочные задания по историческому тексту



  1. Подробнее ознакомиться с методическими рекомендациями, подготовленными на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ по истории «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ – 2022 года по истории и обществознанию. Изменения КИМ ОГЭ по обществознанию»; «Анализ кодификатора ЕГЭ по истории и содержания Историко-культурного стандарта в контексте подготовки к итоговой аттестации обучающихся» ФГБПУ «ФИПИ», Москва; 2022.





Справку подготовила: Нестерова Г.В. учитель истории и обществознания МОАУ «СОШ № 79» г Оренбурга








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!