Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2014-2017 гг.
Подготовила Гомбоева С.Г.,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Бургуйская СОШ»
Общая сводная таблица результатов ЕГЭ по русскому языку за 2014-2017 гг.
Учебный год
Количество участников
2013-2014
2014-2015
Минимальный порог /количество участников, не достигших порога
5
Средний тестовый балл по школе/
8
24/-
2015-2016
Средний тестовый балл по Закаменскому району/
24/-
1
2016-2017
46.8.
2
51.0.
Средний тестовый балл по РБ/
24/-
47,66
Средний тестовый балл по РФ
54.0
24/-
----
54.11
57.9.
82.0
Миним.балл/ максим.балл
53.71
62.5
66.16
41
62.95
32
67
68.5
69.06
65
-
81
54
83
Общие результаты выполнения заданий высокого уровня сложности
№ задания в работе
Проверяемые
7
Средний процент выполнения
элементы содержания
2015
23
по школе
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
24
Средства связи предложений в тексте
2016
60
год
Речь. Языковые средства выразительности
Средний процент выполнения
60
37,5
2017 год
год
34,4
по Республике Бурятия
0
2015
57.14
100
88,8
год
2016
25
100
51,3
2017 год
год
Средний процент выполнения
РФ
83
2015
75
2016
год
70
54
год
2017 год
58
70
71
45
50
74
Общие результаты выполнения задания 25 второй части экзаменационной работы
№ п/п
Критерий оценивания
Максимальный балл
K1
Средний процент выполнения
Формулировка проблем исходного текста
K2
по школе
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
2015 год
1
K3
2016 год
Отражение позиции автора исходного текста
3
87,5
K4
30
100
1
K5
по РФ
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
2017 год
75
66
K6
100
2015 год
3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
100
K7
100
95
Точность и выразительность речи
2016 год
42
2
Соблюдение орфографических норм
K8
69
2
2017 год
100
66
92
61
3
Соблюдение пунктуационных норм
44
64
К9
91
100
83,3
K10
Соблюдение языковых норм
87
62
3
100
100
60
Соблюдение речевых норм
K11
2
33
29
62
100
72
3
31
33
Соблюдение этических норм
K12
72
59
83,3
37,5
50
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
1
63
60
33,3
1
100
100
75
45
62
100
87,5
100
60
48
100
100
60
59
62
98
100
95
89
86
Общие результаты выполнения заданий ЕГЭ
Обо-
зна-
1
чение
Коды
Проверяемые
2
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Коды
зада-
прове-
элементы содержания
1.1
3
Средства связи предложений в тексте
ния в
прове-
Уровень
ряемых
2.1 2.2 2.3
4
8.2
Лексическое значение слова
2015
работе
элемен-
ряемых
слож-
Средний процент выполнения по школе
5
2.1
1.4 2.1
6
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Б
тов
умений
2016
ности
1.1 1.4 2.1
9.1
Морфологические нормы (образование форм слова)
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической
62,5
Б
год
задания
/гг.
2017
содержания
9.2
сочетаемости)
1.1
7
50
Б
50
год
год
Синтаксические нормы Нормы согласования Нормы управления
100
100
1.1
9.3
Б
8
75
Правописание корней
1.1
9.4
100
9
100
1
25
Б
10
6.5
Правописание приставок
1.1
100
25
100
Б
В
11
6.6
0
100
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
50
1.1
100
1.1
60
6.7
100
Б
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
1.1
Б
100
60
6.10
12,5
1.1
62,5
57,14
0
Б
Б
87,5
100
100
100
100
87,5
100
100
100
12
Правописание НЕ и НИ
13
14
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
6.11 6.13
1.1
6.16
Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи
Знаки препинания в простом осложнённом
16
15
6.8
Б
1.1
Б
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
17
7.2
предложении
1.1
50
7.18
7.7
Знаки препинания в предложениях со словами
1.1
Б
(с однородными членами)
18
37,5
0
7.8
и конструкциями, грамматически не связанными с членами
Знаки препинания
1.1
Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами
Б
50
0
100
19
7.12
1.1
Б
предложения
в сложноподчинённом
100
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
20
0
56
Б
предложении
1.1
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
0
37,5
7.13
50
Б
1.1
8.1
75
0
12,5
2.1 2.2
0
0
Б
50
7.15
Б
100
0
37,5
100
0
37,5
50
0
100
21
Функционально-смысловые типы речи
22
23
8.3
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Средства связи предложений в тексте
24
2.1
1.1 1.4 2.1
Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
8.2
Речь. Языковые средства
25
Б
1.1
Б
1.1
2.2
10.5
выразительности
Сочинение. Информационная
37,5
обработка текста.
11.0
1.4
1.1
В
25
0
3.1
В
Употребление языковых
1.4
37,5
100
2.3
50
средств в зависимости от
П
8.6
1.2
2.1
34,4
0
100
3.2
100
2.4
25
речевой ситуации
86,8
1.3
94,8
100
89,6
3.3
2.5
2.1
3.4
2.3
2.2
Результаты выполнения заданий с кратким ответом
№
1
Ваш ответ
2
Допустимые символы
14
3
цифры
иначе
Ваш балл *
4
2
кириллица, пробелы, дефисы
Максимальный балл *
2
2
5
цифры
повторенный
1
6
кириллица, пробелы, дефисы
благотворительная
1
1
1
1
кириллица, пробелы, дефисы
торты
7
1
8
кириллица, пробелы, дефисы
1
39457
9
разгорается
1
1
цифры
1
кириллица, пробелы, дефисы
прибрежныйпризыв
10
4
кириллица, пробелы, дефисы
11
5
1
застраивавший
12
слышимый
кириллица, пробелы, дефисы
1
1
1
кириллица, пробелы, дефисы
непрореженном
13
1
14
кириллица, пробелы, дефисы
1
1
чтобыпотому
15
123
1
кириллица, пробелы, дефисы
1
16
1
цифры
1
24
1
1345
17
цифры
1
18
1
цифры
123
2
19
цифры
2
14
0
20
цифры
1
14
1
21
цифры
1
1
135
22
1235
0
1
цифры
23
1
цифры
затаивдыхание
1
24
кириллица, пробелы, дефисы
1
8
0
1
Итого
цифры
1357
1
цифры
1
1
1
4
4
29
33
Результаты выполнения заданий с развёрнутым ответом
№
Критерии **
25
Ваш балл *
Максимальный балл *
20
Формулировка проблем исходного текста
1
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
24
1
3
Отражение позиции автора исходного текста
1
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
3
3
1
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
3
2
Точность и выразительность речи
2
Соблюдение орфографических норм
2
2
2
Соблюдение пунктуационных норм
1
Соблюдение языковых норм
3
1
Соблюдение речевых норм
3
2
2
Соблюдение этических норм
1
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Итого
2
1
1
1
20
24
Результаты выполнения заданий с кратким ответом
№
1
Ваш ответ
14
Допустимые символы
2
Ваш балл *
цифры
иначе
3
2
2
Максимальный балл *
кириллица, пробелы, дефисы
4
5
цифры
повторенный
1
2
1
благотворительная
6
кириллица, пробелы, дефисы
1
1
1
торты
кириллица, пробелы, дефисы
7
39457
1
1
8
кириллица, пробелы, дефисы
9
цифры
1
1
разгорается
4
прибрежныйпризыв
1
10
кириллица, пробелы, дефисы
5
1
кириллица, пробелы, дефисы
11
застраивавший
слышимый
1
12
1
кириллица, пробелы, дефисы
1
1
кириллица, пробелы, дефисы
непрореженном
13
1
чтобыпотому
кириллица, пробелы, дефисы
14
1
1
1
кириллица, пробелы, дефисы
123
15
1
1
цифры
24
16
1345
1
1
цифры
17
18
123
1
2
цифры
0
14
цифры
19
2
1
1
цифры
14
20
135
1
1
21
цифры
22
цифры
1235
0
1
1
затаивдыхание
цифры
1
23
24
8
кириллица, пробелы, дефисы
1
0
1
1357
1
цифры
Итого
1
1
цифры
4
1
29
4
33
Результаты выполнения заданий с кратким ответом
№
Ваш ответ
1
2
Допустимые символы
14
3
а
Ваш балл *
цифры
4
2
кириллица, пробелы, дефисы
Максимальный балл *
2
5
1
цифры
оклеить
2
6
благотворительная
кириллица, пробелы, дефисы
1
1
7
кириллица, пробелы, дефисы
тренеры
1
1
8
кириллица, пробелы, дефисы
71529
1
1
9
пробираться
цифры
1
1
кириллица, пробелы, дефисы
прибрежныйпризыв
10
4
1
11
кириллица, пробелы, дефисы
выздоравливать
5
1
12
недвижимый
кириллица, пробелы, дефисы
1
1
13
нераспечатанные
кириллица, пробелы, дефисы
1
1
кириллица, пробелы, дефисы
14
впервыезато
1
1
кириллица, пробелы, дефисы
15
13
1
1
1
цифры
1
16
12
1
0
цифры
1234
17
1
цифры
1
18
134
2
0
цифры
14
19
1
1
цифры
345
20
1
1
цифры
123
21
1
1
цифры
22
125
1
1
цифры
затаивдыхание
23
1
кириллица, пробелы, дефисы
1
8
24
1
1
цифры
Итого
7852
1
1
цифры
1
4
4
29
33
Результаты выполнения заданий с развёрнутым ответом
№
Критерии **
25
Ваш балл *
Формулировка проблем исходного текста
Максимальный балл *
21
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
1
24
3
Отражение позиции автора исходного текста
1
3
1
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
2
1
Точность и выразительность речи
2
3
2
Соблюдение орфографических норм
2
3
Соблюдение пунктуационных норм
2
1
Соблюдение языковых норм
3
2
Соблюдение речевых норм
3
Соблюдение этических норм
2
2
Итого
1
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
2
1
1
21
1
24
Общие выводы
- Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2015-2017 годах дают основание считать подготовку по русскому языку в целом удовлетворительной. Выпускники показали (в той или иной степени): владение языковой компетенцией – орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка; - владение лингвистической компетенцией , то есть знаниями о языке и умениями применять эти знания при анализе языкового материала; - владение коммуникативной компетенцией – речеведческими знаниями и умениями интерпретировать и анализировать текст и создавать собственное письменное высказывание .
Пути решения
- 1. Применение методов, способствующих прочному закреплению терминов и понятий (словарный диктант, работа по дидактическим карточкам и т.д.); работа над повышением орфографической и пунктуационной зоркости у учащихся.
- 2. Скоординированная и целенаправленная работа по обогащению словарного запаса школьников
- 3. Дополнительные занятия. Изучать и использовать наиболее частотные обороты и выражения
- 4. Чтение и анализ текстов разных жанров (художественная, научно-популярная литература и т.д.)
- 5. Изучение новых технологий обучения (диалоговое обучение, модульное обучение, проектная деятельность, технология развития критического мышления через чтение и письмо, смысловое чтение и др.) и их применение на уроках русского языка
- 6 . Выполнение тестовых заданий, проведение текущих мониторингов и других видов контроля качества знаний, включая задания ЕГЭ для решения их на уроке и дома. Значительный эффект может дать работа по профилактике типичных ошибок, допускаемых выпускниками на экзамене.
Пути решения
- 7. При проведении анализа рекомендуется использовать аналитические и методические материалы, рекомендованные ФИПИ; документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ по русскому языку (кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, спецификация, демонстрационный вариант КИМ).
- 8. Преемственность между основной и средней (полной) школой
- 9. Обеспечивать дифференцированный подход к обучающимся, следить за усвоением всеми обучающимися минимума содержания на базовом уровне;
- 10. Обеспечивать индивидуализацию процесса обучения;
- 11. При планировании уроков выделять резерв времени для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета;
- 12. Разработка системы подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации с использованием официальных сайтов: http://old.fipi.ru/ , http://ege.edu.ru/.