АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ В ФОРМАТЕ ЕГЭ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
МБОУ ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА №2
Учитель Кулиш Светлана Сергеевна
Диагностическая работа по биологии в формате ЕГЭ в МБОУ Первомайская школа №2 проводилась 19 апреля 2022 года для выпускников 11 класса, выбравших биологию как профильный предмет для поступления в ВУЗы.
Диагностическая работа была представлена 1 вариантом. В работе принимали участи 2-е выпускников 11 класса.
Цель проведения– диагностика уровня знаний учащихся по биологии на промежуточном этапе подготовки к ГИА. На выполнение работы отводилось 235 минут.
ОПИСАНИЕ структуры диагностической работы (спецификация):
Работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом.
В заданиях 1,2,3,6 необходимо записать только ответ, правильный ответ оценивается в 1 балл.
За полное правильное выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 выставлялось 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; во всех остальных случаях – 0 баллов. За ответ на каждое из заданий 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 выставлось 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях. За выполнение каждого из заданий 11, 14, 19 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры); 0 баллов во всех остальных случаях. В части 2 за каждое задание выставлялось 3 балла в соответствии с крите6риями оценивания. Тестовая часть: 34 из 38. Развернутая часть: 16 из 21
Максимальный первичный балл за работу - 59 баллов.
ПРОГНОЗИРУЕМАЯ ШКАЛА 2022 ГОДА
Первичный балл | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
Тестовый балл | 3 | 5 | 7 | 9 | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 23 | 25 | 27 | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 | 39 | 40 | 42 | 43 | 44 | 46 | 47 | 48 | 50 | 51 | 52 | 53 | |
Первичный балл | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |
Тестовый балл | 55 | 56 | 57 | 59 | 60 | 61 | 63 | 64 | 65 | 66 | 68 | 69 | 70 | 72 | 73 | 74 | 76 | 77 | 78 | 79 | 82 | 84 | 86 | 89 | 91 | 93 | 96 | 97 | 98 | 100 |
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | « 2 » | « 3 » | « 4 » | « 5 » |
Первичные баллы | 0 - 23 | 24-34 | 35- 49 | 50- 59 |
Результаты диагностической работы
1-я часть работы
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Дидоха Екатерина | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Аппазова Милие | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 |
2-я часть работы
№ задания | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Дидоха Екатерина | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Аппазова Милие | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 |
| Первичный балл | Тестовый балл | оценка |
Дидоха Екатерина | 37 | 64 | 4 |
Аппазова Милие | 37 | 64 | 4 |
Результаты по каждому заданию
Таблица соотношения процента выполненного задания с его содержанием.
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Уровень сложности задания | Кол-во выполнивших | % выполнивших |
Задание 1. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации и признаки живого. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка) | Б | 2 | 100 |
Задание 2. Прогнозирование результатов биологического эксперимента. Множественный выбор | Б | 2 | 100 |
Задание 3. Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи | Б | 2 | 100 |
Задание 4. Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи | Б | 2 | 100 |
Задание 5. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Анализ рисунка или схемы ИЛИ Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Анализ рисунка или схемы | Б | 2 | 100 |
Задание 6. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рисунком) ИЛИ Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление соответствия (с рисунком) | П | 2 | 100 |
Задание 7. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) ИЛИ Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | Б | 2 | 100 |
Задание 8. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление последовательности (без рисунка) ИЛИ Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление последовательности (без рисунка) | П | 1 | 50 |
Задание 9. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | Б | 2 | 100 |
Задание 10. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) | П | 1 | 50 |
Задание 11. Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности | Б | 1 | 50 |
Задание 12. Организм человека. Гигиена человека. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | Б | 2 | 100 |
Задание 13. Организм человека. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) | П | 2 | 100 |
Задание 14. Организм человека. Установление последовательности | П | 1 | 50 |
Задание 15. Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом) | Б | 0 | 0 |
Задание 16. Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рисунка) | П | 2 | 100 |
Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) | Б | 2 | 100 |
Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рис.) | П | 1 | 50 |
Задание 19. Общебиологические закономерности. Установление последовательности | П | 2 | 50 |
Задание 20. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка) | П | 0 | 0 |
Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме | Б | 2 | 100 |
Задание 22. Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) | В | 0 | 0 |
Задание 23. Задание с изображением биологического объекта | В | 1 | 50 |
Задание 24. Задание на анализ биологической информации | В | 1 | 50 |
Задание 25. Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов | В | 1 | 50 |
Задание 26. Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации | В | 0 | 0 |
Задание 27. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации | В | 1 | 50 |
Задание 28. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации | В | 1 | 50 |
Все учащиеся преодолели порог, набрав 64 баллов. Оба учащихся успешно справились с 1 частью работы и приступили ко 2 части.
В результате анализа работы была проведена оценка актуального уровня подготовки учащихся 11 класса по биологии, выявлены наиболее сложные для усвоения элементы по изученным темам курса биологии.
Затруднения в 1 части работы вызвали следующие вопросы:
- Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом)
- Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка);
- Общебиологические закономерности. Установление последовательности.
Часть 2
- Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка).
- Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание).
- Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации
План работы учителя по устранению пробелов знаний учащихся:
Ознакомить родителей учащихся с результатами районной диагностической работы по биологии (до 19.04.2022 г.)
Проводить систематические групповые и индивидуальные консультации с целью устранения пробелов в знаниях по предмету.
Обеспечить систематическое повторение пройденного материала в целях прочного овладения всеми выпускниками 11 класса основных элементов содержания курса биологии для успешной сдачи экзамена.
Проводить регулярные срезы знаний, основная цель которых получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.
По результатам тренировочного экзамена провести коррекцию мероприятий по повышению качества подготовки выпускников 11 класса к ЕГЭ.
Обратить особое внимание на выполнение практических заданий и решению задач.