СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ рассказа А.И. Куприна "Куст сирени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания напрвлены на достижение таких целей: познакомить учащихся с рассказом Куприна А.И.;выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества прмогают героям сохранить и развить любовь;показать роль зеркальной композиции для раскрытии идеи рассказа; развивать навыки грамотной устной речи , творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа А.И. Куприна "Куст сирени"»

Дополнение к анализу рассказа Куприна А.И. «Куст сирени»

Урок по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени» был проведен мною с использованием вопросов и заданий, отправленных ранее. Учитывая вашу просьбу о расширении анализа рассказа, я обратилась к статье Белятко Н. А. «Символический подтекст в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени». Некоторые моменты из статьи литературоведа можно, на мой взгляд, использовать на уроке, что позволит обогатить анализ и придаст глубину понимания рассказа.

Например:

  1. -Что означают имена главных героев рассказа? Как называют такой литературный приём? Символичны ли их имена?

 Сочетание имени, отчества и фамилии «Николай Евграфович Алмазов…», вынесенное в самое начало рассказа, указывает на значительность всех его составляющих. Так, имя героя соотносится с образом одного из святых — Николая Чудотворца. Отчество переводится с греческого языка, как «хорошо пишущий, благонаписанный : писаный красавец». Фамилия

героя (Алмазов) отсылает нас к символике и назначению камня. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень.

Автор называет Алмазова Николай Евграфович, словно напоминая ему, что он достаточно взрослый человек и сам должен справляться с трудностями, подтрунивает за слабость, но все же он ему симпатичен.

Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска».

 Имя жены Алмазова Веры восходит к образу четырех святых: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. И действительно, на протяжении всего повествования Верочка находится рядом с мужем, помогает ему, верит в него: «… Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». Другими словами, она - чудо для Николая Алмазова.

Таким образом, уже при помощи приёма говорящих фамилий А.И. Куприн вводит читателя в необыкновенный мир художественного произведения, в чудесный мир волшебства.



  1. Для чего, как вы, думаете, Куприн дважды описывает встречу Алмазова с профессором?

Куприн дважды описывает встречу Алмазова с профессором, чтобы передать настроение Алмазова.

Когда Алмазов потерпел неудачу, он говорит о профессоре с усмешкой «аккуратный такой немец, педант». Но в конце рассказа мнение о профессоре меняется: «Славный такой профессор, и умница такой». Такое свойственно, к сожалению, многим людям. Когда дела удаются, хочется восхищаться теми, кто нам помогал в этом, а если работа не удаётся, и нам её возвращают, хочется думать о людях негативно.

  1. Почему рассказ назван «Куст сирени»?

 Рассказ так назван, потому что куст сирени стал символом их семейного счастья.

  1. Почему именно название этого кустарника вынес в заглавие рассказа А.Куприн?

Сирень часто воспринимается как символ великолепия, красоты и возрождения. Считается, что амулет, сделанный из сирени, способен принести девушкам обилие женихов и счастливую семейную жизнь, а мужчинам он может помочь в принятии обдуманных решений.

Анализ рассказа А.И. Куприна "Куст сирени" (для 8 класса)



Задания направлены для достижения таких целей: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

Вопросы:

1. Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

2. Вопросы на читательское восприятие.

  • Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени» Куприна). Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?

  • Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя любви.).

  • « Любовью дорожить умейте…» – Как вы думаете, тема или идея заключена в фразе С. Щипачева? Обоснуйте. (Идея, произведение учит, как в трудных ситуациях сохранить любовь).

3. Исследование по тексту.

  • Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)

4. Аналитическая беседа.

  • Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)

  • Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)

  • Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

  • Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

  • Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)

  • В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

  • Чем же заканчивается эта история?

  • Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

5. Работа над композицией рассказа.

  • А теперь давайте вспомним, что такое композиция?

  • Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? (Три )

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

(Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

  • Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)

  • Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика

Николай Алмазов

Верочка

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

  • Как приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

6. Межлитературные связи.

  • Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году? (О. Генри «Дары волхвов»)

  • Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»? (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)

7. Отношение автора к героям.

  • Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)

  • Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)

  • Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)



    1. Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой

Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их).

9. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

  • (Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)

10. Смысл заглавия.

Хотя на улице еще зима, мороз, но по календарю уже весна. У нас здесь такая замечательная, душистая, благоухающая сирень. Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам. Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)

11. Рассказ ученика от имени героя. Творческая работа « Ситуация глазами героя ».

1 вариант: После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

2 вариант: « Ситуация глазами героя ». Представьте себе, что после случая с пятном на чертеже, превратившемся в сиреневый куст, прошло несколько лет. Алмазов, встретившись со своим другом, которого давно не видел, рассказывает ему свою историю поступления в академию. Это индивидуальное домашнее задание расскажет нам…

3 вариант: Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!