КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ
Тема: Анализ рассказа А. Грина «Зелёная лампа»
Цель: Обучение анализу художественного произведения. Развитие творческого мышления. Актуализация знаний по теории литературы.
Ход урока:
Оформление доски.
Свет…………… (зелёной лампы).
1 ряд — «психологи»
В процессе чтения дайте характеристику героев – Стильтона и Джона Ив. Подчеркните те слова, которые помогают вам в этом.
2 ряд — «лингвисты»
Что особенного в языке писателя? Строки и образы, которые запомнились и удивили. Можно ли что-то по языку и стилю сказать об авторе.
3 ряд — «аналитики»
Сформулируйте тему и проблему рассказа. Составьте вопросы к тексту.
Закончите фразу:
Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что… (человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть…)
1. Фаза вызова
Сегодняшний урок буду творить не я, а вы САМИ.
Итак, читаем текст с установками, записанными на доске.
(5-7 минут ребята знакомятся с текстом).
Уч-ль: Давайте попытаемся дописать тему урока.
Свет (зелёной лампы)
души
добра
Очень часто в произведениях писателей огромную смысловую значимость играет цвет.
Составим ассоциативный ряд к заголовку рассказа.
СВЕТ
ДОБРО
УЮТ
ВОЗРОЖДЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ОТДЫХ
Дополним ряд ассоциациями писателя:
Тайна!
Великая тайна!
Сигнал для людей!
Надежда.
Что связано с зелёной лампой у Стильтона? (игра, обман, забава).
Что связано с зелёной лампой у Джона Ива? (надежда, спасение, жизнь).
2. Фаза осмысления
Составить проблемный вопрос, в соответствии со своим заданием.
1 ряд — «психологи»
Стильтон – имя говорит, что человек задаёт тон жизни и стиля. «Хозяин жизни». Богач, избалован жизнью, чужое несчастье вызывает только брезгливость. Простой человек для него – игрушка; самоуверен; нет цели в жизни; ему всё наскучило; хочет проделать опыт над человеком. Жесток.
Ив Джон – короткое, незаметное имя. Бедняк, на грани жизни и смерти, одинокий человек; отчаявшийся; согласен на всё, доверчивый. «Согласен забыть даже собственное имя».
2 ряд — «лингвисты»
Это повествование.
Главное – это действия.
Язык прост; нет эпитетов, метафор. Но есть афоризмы, символы, противоречия.
Лампа – сигнал для людей и дел.
Понимаю, то есть ничего не понимаю.
В предложениях много недосказанного.
3 ряд — «аналитики»
Тема – богатство и бедность; и проблема зла и добра.
Человек – хозяин судьбы или игрушка.
Вопросы:
1. Почему именно зелёную лампу просил зажечь Стильтон? И поставил жёсткие условия.
(Он полностью хотел заставить Ива быть послушным, быть в его власти; марионеткой?)
2. Символом чего является зелёная лампа?
(Лампа высвечивает характер людей.) Проливает свет на людей?
3. На какой эмоциональной ноте обрывает своё повествование автор? (Ему жаль Ива, - Вопросительные предложения, которые кричат о помощи).
Дошедшее до предела безумство Стильтона.
Учитель: Закончите рассказ с помощью своего воображения. (10 минут) – по парам.
Ученики: Читают свои варианты.
Учитель: Чей финал вам показался более удачным, интересным? (Обсуждение).
Учитель: «Момент истины».
Учитель читает 2 рассказа.
Вопросы: Удивила ли вас развязка?
Чем?
Какие строки вам запомнились и показались главными?
Почему Ив удивил Стильтона?
Почему Александр Грин назвал свой рассказ «зелёная лампа»?
(Это символ веры в возможности человека в исполнении мечты, символ преодоления).
Почему Стильтон говорит, что «зелёная лампа горит до сих пор»?
Учитель: Продолжите предложение: (см. начало).