Анализ работы
школьного методического объединения
учителей начальных классов ГОУ «Свердловская СШ №2»
за 2021-2022 учебный год
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
Работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов, соответствовала нормам Сан ПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
В 2021-2022 учебном году школьное методическое объединение учителей начальных классов работало над темой: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ГОС».
Цель:
Создание условий для совершенствования педагогического мастерства и самообразовательной деятельности педагогов; для активизации познавательной деятельности и повышения уровня качества знаний и умений путем повышения эффективности педагогического процесса.
Задачи МО учителей начальной школы на 2021 - 2022 учебный год:
Обеспечить учебно-методическую поддержку ГОС в 2021-2022 учебном году, продолжая изучать нормативные документы и образовательные программы ГОС.
1. Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
2. Активизировать работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах.
3. Совершенствовать формы и методы работы со слабоуспевающими детьми.
4. Активно использовать здоровьесберегающие, информационные компьютерные технологии в образовательном процессе. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических технологий и систем образования.
5. Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
6. Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
7. Продолжить работу по реализации принципа системно-деятельстного подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.
8. Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, портфолио).
Ожидаемые результаты работы:
• рост качества знаний обучающихся;
• овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ГОС;
• создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
Направления работы :
1. Аналитическая деятельность:
Анализ методической деятельности за 2020-2021 учебный год и планирование на 2021-2022 учебный год.
Анализ посещения открытых уроков.
Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2. Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
Продолжение знакомства с ГОС начального общего образования и среднего образования.
Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов».
3. Консультативная деятельность:
Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.
Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ГОС.
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.
3. Взаимопосещение уроков педагогами.
4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
5. Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы за год было проведено 5 заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической частях каждого заседания.
Заседание №1
Тема:
«Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2021– 2022 учебный год».
Цель:
Обсудить план работы МО учителей начальной школы на 2021 – 2022 учебный год, основные направления работы.
Заседание № 2
Тема:
«Пути повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов.
Адаптация первоклассников к школе».
Цель:
использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей.
Заседание №3
Тема:
«Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации учащихся».
Цель:
активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ.
Заседание № 4
Тема:
«Освоение и внедрение ГОС. Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся».
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
Заседание № 5
Тема:
«Подведение итогов работы МО начальных классов в 2021-2022 учебном году.
Планирование работы МО на 2022-2023 учебный год».
Цель:
проанализировать результаты деятельности МО, западающие проблемы и определить пути их коррекции.
Анализируя образовательную деятельность, можно отметить следующие аспекты:
1. Все учителя работали по рабочим программам, за основу которых взята примерная программа для начального общего образования Министерства образования ЛНР.
2. Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов ЛНР, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
С учетом республиканского перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования ЛНР к использованию в образовательном процессе, была запланирована работа по этим комплектам и скорректировано календарное планирование.
В МО начальных классов - 4 учителя. Кадровый потенциал в МО достаточно высокий.
Кадровый состав учителей МО
№ п/п | ФИО | Год рождения | Образование | Стаж | Квалификационная категория | Класс |
1 | Сытникова Д.Н. | 1991 | высшее | 7 | Специалист | 1 |
2 | Левченко О.И. | 1973 | высшее | 28 | Высшая категория | 2 |
3 | Сытникова О.В. | 1994 | Средне-специальное | 6 | Специалист | ГПД |
4 | Самарская Е. С.. | 1975 | высшее | 5 | Специалист | 4 |
Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.
С целью расширения и углубления профессионально-методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Поэтому учителя начальных классов на протяжении 2021 – 2022 учебного года работали над темами по самообразованию: изучали публикации, делились своими наработками, выступали с докладами на МО, проводили открытые уроки и внеклассные мероприятия.
№ | Ф.И.О. учителя | Тема по самообразованию |
1. | Сытникова Д.Н. | «Здоровье сберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов» |
2. | Левченко О.И. | «Развитие логического мышления на уроках в начальной школе» |
3. | Самарская Е.С. | «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ГОС» |
4. | Сытникова О.В. | «Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня» |
Они заинтересованы в эффективности каждого урока, в достижении намеченной цели, выполнении программы. Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны. Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению учебно-воспитательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий. Так учителя начальных классов активно принимали в месячнике педмастерства, где дали открытые уроки.
Учителя ещё раз убедились, что открытые уроки способствуют повышению мотивации педагогов к дальнейшему совершенствованию своего профессионализма, способствуют расширению теоретических знаний по предмету, психолого-педагогических и методических знаний, появлению новых идей, укреплению своей самооценки.
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа. Эта работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки, способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это олимпиады, праздники, соревнования, конкурсы и т.д. За год были проведены внеклассные мероприятия: «Посвящение в первоклассники», «Праздник Святого Николая», «23 февраля», «Прощание с Азбукой», «До свидания, начальная школа» и т. д.
На протяжении многих лет в нашей школе проводится неделя начальных классов. В ней принимают участие учителя и учащиеся начальных классов. Ежегодно с огромным удовольствием участвуют наши малыши в различных мероприятиях в рамках проведения недели. С большой ответственностью относятся учителя к подготовке и проведению открытых внеклассных мероприятий и уроков, используя различные формы и методы их проведения.
В соответствии с планом работы школы с 18 по 22 апреля 2022 года в школе прошла Неделя литературного чтения. Она прошла под девизом «Мы любим учиться, мы любим играть». В предметной неделе приняли участие все учителя ШМО начальных классов, учащиеся 1 – 4 классов.
Цель:
1. Воспитание интереса учащихся к предмету «Литературное чтение».
2. Повышение качества преподавания предмета.
3. Развитие познавательных способностей обучающихся.
Задачи:
Пробудить у младших школьников интерес к литературе, к чтению.
Способствовать развитию детского творчества.
Помочь раскрытию способностей одаренных детей.
Повысить уровень мотивации к изучаемому предмету.
Принципы проведения недели начальных классов: каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Участвовать в различных конкурсах, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие загадки, готовить и выступать на уроках.
На линейке был дан старт всем мероприятиям, которые будут проводится в течение «Недели литературы в начальных классах»
План проведения недели включал в себя сказочные эстафеты, викторины, конкурс знатоков, конкурсы скороговорок, выставки рисунков и т.д. Учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальной школы. Всеми учителями начальных классов была проведена большая работа по подготовке и проведению предметной недели.
Такие мероприятия в начальной школе — это праздник длиною в целую неделю. Это было увлекательное путешествие по литературному чтению. Ребята читали стихи, читали скороговорки, была проверка техники чтения в 1 -2 классах, проводили интересную викторину по сказкам, Веселые старты в в виде сказочной эстафеты, учились вместе преодолевать препятствия. Дети 2-ого класса изготовили книжки –малышки «Загадки о сказочных героях». Закрытие недели литературного чтения прошло путешествиям по станциям «Литературный калейдоскоп».
Все мероприятия были интересные по форме и содержанию. В каждом классе занятия были увлекательные, красочные. Учащиеся с удовольствием выполняли разнообразные задания, давали чёткие обдуманные ответы, узнали много полезного и интересного.
Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал. В предстоящем учебном году учителя МО продолжат пополнение своих кабинетов новыми материалами.
В этом учебном году учащиеся активно приняли участие в онлайн-олимпиадах на платформах: Учи.ру, Инфоурок, Солнечный свет. Ученики были награждены дипломами разных ступеней и сертификатами за участие. Начальная школа стала активным участником в городских акциях, вроссийский олимпиадах.
В мае была проведена итоговая аттестация учащихся 4-х классов, в котором приняли 88% учащихся.
Математика
Высокий уровень | Достаточный уровень | Средний уровень | Начальный уровень | Средний балл | %качества обученности |
5-36% | 4-28% | 5- 36% | - | 3,9 | 64% |
По русскому языку
Высокий уровень | Достаточный уровень | Средний уровень | Начальный уровень | Средний балл | %качества обученности |
3-21% | 7-50% | 4-29% | - | 4 | 71% |
По технике чтения
Высокий уровень | Достаточный уровень | Средний уровень | Начальный уровень | Средний балл | %качества обученности |
5-39% | 2-15% | 2-15% | 4-31% | 3,9 | 64% |
Мониторинг качества знаний учеников начальных классов
Учитель | Класс | Русский язык качество знаний | Математика качество знаний | Чтение качество знаний |
Сен тябрь | 1 с. | 2с. | Сен тябрь | 1 с. | 2 с. | Сен тябрь | 1 с. | 2 с. |
Самарская Е.С. | 4 | 58% | 62% | 71% | 68% | 57% | 64% | 51% | 57% | 54% |
Левченко О.И. | 2 | - | - | 46% | - | | 55% | 44% | 50% | 48% |
По итогам контрольных работ учителям начальных классов даны следующие рекомендации:
1. В целях повышения грамотности учащихся необходимо:
- повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;
- добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
- систематически осуществлять работу над ошибками;
- повысить ответственность родителей за преодоление учащимися дефектов речи;
- всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.
2. В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:
- повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы;
- добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
- совершенствовать навыки решения всех типов задач.
3. Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.
Внеурочная занятость
Цель внеурочной деятельности, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Задачи:
· развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
· создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
· создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
· расширение рамок общения в социуме.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
Для реализации этих направлений учителями начальных классов были разработаны программы по ВД. Это:
Общие выводы
1. Работу учителей начальных классов за 2021-2022 учебный год можно считать удовлетворительной. Учебные программы по всем предметам пройдены.
2. Поставленные задачи в основном выполнены. Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывают корректирующую помощь.
3. Учителя начальных классов продолжали работу над повышением своего педагогического мастерства и уровнем преподавания, продолжают работать по внедрению инновационных технологий в образовательном процессе.
4. Учителя изучают нормативные документы и примерные образовательные программы ГОС, изучают методику системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.
5. Учащиеся начальных классов были постоянными участниками школьных конкурсов и концертов, посвященных различным праздничным датам, внеклассных мероприятий творческого и спортивного характера.
7. Методическим объединением и заместителем директора Герасиной Н.Н. постоянно осуществлялся контроль ведения школьной документации, составлялись контрольные работы, проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся.
Работу над методической темой объединение учителей начальных классов «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ГОС» следует признать удовлетворительной.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе начальной школы имеются недостатки:
- все еще недостаточно эффективна работа с одарёнными и низкомотивированными учащимися;
- при работе с документацией – много замечаний и недочётов;
- некоторые учителя не проявляют заинтересованности новыми информационными технологиями, что негативно влияет и на творческий потенциал учителя, и на процесс обучения в целом.
Задачи на следующий учебный год.
Обеспечить учебно-методическую поддержку в 2022-2023 учебном году, продолжая изучать нормативные документы и примерные образовательные программы ГОС.
Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
Совершенствовать формы и методы работы с со слабоуспевающими детьми.
Активно использовать здоровьесберегающие, информационные компьютерные технологии в образовательном процессе. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования.
Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
Продолжить работу по реализации принципа индивидуального личностно-ориентированного подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.
Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха).
Систематически осуществлять внутришкольный контроль.