Анализ работы РМО
учителей русского языка и литературы
Локнянского района за 2015-2016 учебный год.
Работа районного методического объединения учителей русского языка и литературы организована на основе планирования, отражающего план работы РМО, рекомендации ПОИПКРО, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей. Методическое объединение учителей часть своей работы осуществляет на заседаниях, где анализируются или принимаются к сведению решения поставленных задач. В 2015/16 учебном году планирование работы РМО русского языка и литературы проводилось в соответствии с темой: «Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования», целью которой является формирование высокообразованной, инициативной общественно активной саморазвивающейся личности, способной реализовать себя в разных сферах современного общества на основе создания системы работы по профильному самоопределению учащихся с 1-го по 11 класс. Основной целью методической работы РМО русского языка и литературы в 2015/2016 учебном году было непрерывное совершенствование профессиональной компетентности учителей школы как условие реализации личностно-ориентированного обучения учащихся, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся на основе введения ФГОС НОО, ФГОС ООО, способствующего формированию ключевых компетенций у каждого учащегося. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Изучение нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней по введению ФГОС ООО
Разработка основных образовательных программ основного общего образования на 2015-2016 учебный год по русскому языку и литературе
Овладение педагогами обновленным содержанием языкового и литературного образования.
Обеспечение содержательной методической преемственности в границах предмета русского языка и литературы на всех этапах обучения.
Формирование у педагогов-словесников педагогических компетенций: аналитических, коммуникативных, рефлексивных, проектировочных.
Стимулирование творчества учителей русского языка и литературы.
Повышение результативности работы и уровня теоретической и методической подготовки на основе самообразования, а также через курсовую подготовку учителей при Псковском областном институте повышения квалификации работников образования.
В работе РМО принимали участие 12 учителей. Работа велась в соответствии с планом, принятым на заседании № 1. В течение учебного года проведено 3 заседания:
На заседаниях рассматривались следующие вопросы:
Утверждение плана РМО на новый учебный год. Изучение инструктивно-методических, нормативных документов Министерства образования РФ о преподавании русского языка и литературы в 2015-2016 учебном году.
Учебно-методическое обеспечение процесса преподавания в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2015/16 учебный год. Региональный компонент ФГОС (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Обсуждение вопросов:
современных условиях (Совместное обсуждение)
Сетевое взаимодействие и использование социальных сервисов в профессиональной деятельности учителя (Отв. Костина Е.Б.)
Утверждение методических тем учителей русского языка и литературы.
Анализ результатов ЕГЭ, ГИА, РКМ. Анализ работы за прошлый учебный год.
(Ермакова Н.Ю.)
Распространение педагогического опыта посредством проведения открытых уроков. («Локнянская средняя школа», «Миритиницкая основная школа»)
Круглый стол. Проблемы преемственности в организации учебного процесса по русскому языку и литературе при переходе на ФГОС ОО (Отв. Ермакова Н.Ю.)
Реализация коррекционно-развивающего обучения VII вида в 5 классах при переходе на ФГОС ОО (Отв. Андреева В.М.)
Совместное обсуждение. «Подготовка учащихся к написанию итогового сочинения по литературе» (в свете новых требований к проведению ЕГЭ).
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы (Обмен опытом)
Итоги и анализ результатов школьных и районных олимпиад по русскому языку и литературе.
О ходе подготовки учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации. Новые нормативные документы. Утверждение экзаменационного материала переводных экзаменов по русскому языку в 2015-2016 учебном году.
Открытые уроки и мероприятия на РМО были даны следующими учителями:
Систематизация и обобщение знаний по теме «Предлог» (урок русского языка в 7 классе; учитель Волкова Н.А.)
Театральная фантазия «В каждом из нас живёт Чайка» по философской притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (внеклассное мероприятие в 9 классе; учитель Костина Е.Б.)
Урок внеклассного чтения. «Чтение – вот лучшее учение, или Как приобщить ученика к книге». (7 класс, учитель Захарова Г.И.)
Урок - практикум. «Обособленные определения». (8класс, учитель Алексеева С.М.)
Урок-практикум в форме деловой игры «Составление деловых бумаг». (10 классы, учитель Ермакова Н.Ю.)
Многие учителя нашего РМО прошли курсы повышения квалификации
онлайн-семинар «Инклюзивное образование сегодня: от теории к практике» (Лектор: Дунаевская Э.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии воспитания и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена). Дата: 26 февраля 2016 года, 2 часа (Костина Е.Б., Ермакова Н.Ю., Захарова Г.И., Алексеева С.М.)
подготовка членов предметных комиссий Псковской области по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ (литература) 2016 г. (Лектор: Васильева М.В., методист центра инновационных образовательных технологий ГБОУ ДПО «ПОИПКРО») 20 часов (Костина Е.Б.)
Онлайн-курс «Диагностика (тестирование) уровня развития профессиональной компетенции педагогов по русскому языку» (Проект Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина «Образование на русском») (Волкова Н.А., Аксёнова Г.И., Костина Е.Б.)
В ноябре прошёл муниципальный этап всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и литературе. Итоги районной олимпиады по литературе в 2015/16 учебном году:
№ | Ф., И. ученика | Класс | Школа | Учитель | Кол-во баллов | % выполн. | Место |
1 | Блинов Николай | 7а | Локнянская | Захарова Г. И. | 32,5 | 65 | 1 |
2 | Волкова Виктория | 7б | Локнянская | Костина Е. Б. | 27 | 54 | 2 |
3 | Харчевина Олеся | 7б | Локнянская | Костина Е. Б. | 25 | 50 | 3 |
4 | Семёнова Анастасия | 8б | Локнянская | Алексеева С. М. | 33,5 | 67 | 1 |
5 | Ермакова Кристина | 8а | Локнянская | Алексеева С. М. | 25 | 50 | 2 |
6 | Герасимова Анна | 8а | Локнянская | Алексеева С. М. | 23 | 46 | 3 |
6 | Прохорова Елизавета | 9б | Локнянская | Костина Е. Б. | 62 | 62 | 1 |
7 | Михайловой Анжела | 9б | Локнянская | Костина Е. Б. | 57 | 57 | 2 |
8 | Коренцова Анастасия | 10а | Локнянская | Ермакова Н. Ю. | 62 | 62 | 1 |
9 | Румянцева Надежда | 10б | Локнянская | Ермакова Н. Ю. | 52 | 52 | 2 |
10 | Лосева Ксения | 10 | Подберезинская | Лосева Т. В. | 46 | 46 | 3 |
11 | Шахтамирова Малика | 10 | Подберезинская | Лосева Т. В. | 25 | 25 | 4 |
12 | Макарова Полина | 11а | Локнянская | Костина Е. Б. | 57 | 57 | 2 |
13 | Булынина Марина | 11б | Локнянская | Костина Е. Б. | 46 | 46 | 3 |
Итоги районной олимпиады по русскому языку в 2015/16 учебном году:
№ | Ф., И. ученика | Класс | Школа | Учитель | Кол-во баллов | % выполн. | Место |
| Бизюкова Ольга | 7 | Михайловская | Андреева В. М. | 26 | 53 | 2 |
| Волкова Виктория | 7б | Локнянская | Захарова Г. И. | 21 | 43 | 3 |
| Петров Антон | 7б | Локнянская | Захарова Г. И. | 12 | 25 | 4 |
| Фалева Алина | 8 | Подберезинска | Лосева Т. В. | 24 | 49 | 2 |
| Семёнова Анастасия | 8б | Локнянская | Алексеева С. М. | 23,5 | 48 | 3 |
| Захаров Евгений | 8а | Локнянская | Алексеева С. М. | 19 | 39 | 4 |
| Смирнов Александр | 8а | Локнянская | Алексеева С. М. | 16 | 33 | 5 |
| Нефёдова Кристина | 9б | Локнянская | Костина Е. Б. | 28,5 | 57 | 1 |
| Шпет Любовь | 9а | Локнянская | Костина Е. Б. | 23 | 46 | 0 |
| Захарова Карина | 9б | Локнянская | Костина Е. Б. | 14 | 28 | 4 |
| Орлова Дарья | 10б | Локнянская | Ермакова Н. Ю. | 30,5 | 59 | 1 |
| Коренцова Анастасия | 10а | Локнянская | Ермакова Н. Ю. | 30 | 58 | 2 |
| Степанова Виктория | 10б | Локнянская | Ермакова Н. Ю. | 18 | 35 | 3 |
| Пантелеева Дарья | 10а | Локнянская | Ермакова Н. Ю. | 15,5 | 30 | 4 |
| Смирнова Злата | 10 | Башовская | Смирнова Н. П. | 7 | 15 | 0 |
| Лукланов Рамазан | 11 | Башовская | Смирнова Н. П. | 18 | 35 | 3 |
| Егоренкова Наталья | 11б | Локнянская | Костина Е. Б. | 17 | 33 | 4 |
| Макарова Полина | 11а | Локнянская | Костина Е. Б. | 12 | 23 | 5 |
| Петрова Анжела | 11б | Локнянская | Костина Е. Б. | 11,5 | 22 | 6 |
| Жукова Надежда | 11 | Башовская | Смирнова Н. П. | 10 | 19 | 7 |
В ноябре учащиеся Локнянской школы стали участниками регионального конкурса-игры «Языкознание для всех «Русский медвежонок», в котором приняло участие 200 учеников. Набрали наибольшее количество баллов и стали победителями данного конкурса:
Учитель: | Класс | Победители | Балл | Процент выполнения работы |
Костина Е.Б. | 5 «А» 5 «А» 5 «А» | Смирнов Даниил – 1 место Николаев Даниил – 2 место Сергеева Анастасия– 3 место | 63 56 55 | 80,82 % 70,04% 68,14% |
Захарова Г.И. | 6 «Б» 6 «А» 6 «А» | Иванова Анастасия – 1 место (3 место в регионе) Иванова Вероника - 2 место Шперлиньш Элина– 3 место | 90 56 55 | 99,01% 85,93% 84,74% |
Захарова Г.И. | 7 «Б» 7 «А» 7 «Б» | Волкова Виктория – 1 место Просычев Андрей – 2 место Павловская Анна-3 место | 45 44 40 | 55,70% 52,95% 41,77% |
Алексеева С.М. | 8 «А» 8 «А» 8 «Б» | Кузнецова Валерия – 1 место Захаров Евгений – 2 место Юренков Никита – 2 место | 74 69 69 | 94,77% 92,42% 92,42% |
Костина Е.Б. | 9 «Б» 9 «А» 9 «Б» | Нефёдова Кристина– 1 место Шпет Любовь– 2 место Цветков Валерий– 3 место | 77 76 74 | 94,25% 93,76% 92,63% |
Ермакова Н.Ю. | 10 «Б» 10 «Б» 10 «Б» | Тимофеева Дарья -1 место Степанова Виктория – 2 место Орлова Дарья – 3 место | 58 56 47 | 81,40% 78,51% 62,38% |
Костина Е.Б. | 11 «А» 11«Б» 11 «Б» | Павлова Ольга -1 место Яцкевич Юлия– 1 место Петрова Анжела– 3 место | 78 72 71 | 95,21% 91,88% 91,11% |
Важно отметить, что учителя русского языка и литературы нашего РМО активно принимают участие в районном празднике детского творчества «Мой Пушкин», который проводится в районе уже более десяти лет. Все ученики были отмечены Дипломами участников, а учителя - благодарственными письмами за подготовку детей.
В феврале в каждой школе района состоялся школьный этап V Всероссийского Конкурса юных чтецов «Живая классика». В 2016 году условия конкурса изменились: каждый участник должен был зарегистрироваться на официальном сайте конкурса www.youngreaders.ru, кроме того расширились возрастные рамки, теперь в конкурсе смогли принять участие дети в возрасте 10-16 лет (раньше участвовали только «шестиклассники»). Однако количество победителей первого (школьного) этапа - не более трёх от школы (как и в предыдущие годы), что достаточно усложнило работу жюри.
Победители школьного этапа защищали честь школы на районном этапе данного конкурса.
В этом учебном году учащиеся Локнянской и Башовской школ (команда 9 «Б» класса «Творческая молодёжная телестудия» «Локнянская СОШ» и команда «УТРО» «Башовской школы») приняли участие в СЕТЕВОМ региональном проекте «Наше наследие», который был организован с целью сохранение исторической памяти о своей малой Родине, великих предках, святынях и великих памятниках культуры, вошедших в сокровищницу мировой художественной культуры на сайте wiki.pskovedu.ru при поддержке Государственного управления образования Псковской области, Псковского областного института повышения квалификации работников образования.
Проект-конкурс «Наше наследие» включал в себя несколько этапов: «Наследие князя Довмонта», «Кино – история и современность», «Клуб юных мастеров». Первый этап проекта позволил ребятам познакомиться с храмовым зодчеством средневекового Пскова, узнать о средневековых храмах Псковской области. В ходе проекта учащиеся познакомились с жизнью и деяниями князя Довмонта.
Второй этап проекта позволили участникам окунуться в бездонный мир отечественного кинематографа, в ходе которого ребята поняли, что фильмы могут не только развлекать, но и давать ценные нравственные уроки.
Третий этап проекта - творческий. На творческом этапе ребята выбрали тему «Псков и псковская земля сегодня» и подготовили видеоролики «О восстановлении церкви Николая Чудотворца в деревне Заклюка Локнянского района»
Результаты данной работы:
I место команда «ТМТ» «Локнянская СОШ» (руководитель команды: Костина Е.Б., тьютор – Тихонова Е.Г.)
II место команда «Утро» «Башовская СОШ» (руководитель команды: Смирнова Н.П., тьютор – Иванова С.Н.)
С работами учащихся можно познакомиться по ссылке: http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Сетевой_проект_Наше_наследие_/_ТМТ
http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Сетевой_проект_Наше_наследие/_Команда_"УТРО"
Основная статистика результатов РКМ – 2016
Наименование образовательной организации | Русский язык 7 класс |
средний балл | кол-во уч-ся | % успеваемости | % качества |
1 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Локнянский район | | | | |
МБОУ "Локнянская средняя общеобразовательная школа" МО "Локнянский район" Псковской области | 58,62 | 29 | 79,31 | 58,62 |
МБОУ "Башовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов валеологического профиля" МО "Локнянский район" Псковской области | 39,00 | 4 | 50,00 | 25,00 |
Марьинская основная школа филиал МБОУ "Башовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов валеологического профиля" МО "Локнянский район" Псковской области | 64,00 | 2 | 100,00 | 50,00 |
Михайловская основная школа отделение МБОУ "Локнянская средняя общеобразовательная школа" МО "Локнянский район" Псковской области | 59,20 | 5 | 100,00 | 40,00 |
Подберезинская средняя школа филиал МБОУ "Локнянская средняя общеобразовательная школа" МО "Локнянский район" Псковской области | 55,33 | 6 | 83,33 | 50,00 |
Миритиницкая основная школа филиал МБОУ "Башовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов валеологического профиля" МО "Локнянский район" Псковской области | 56,00 | 5 | 100,00 | 20,00 |
Результаты участников ЕГЭ на уровне муниципальных образований. Средний тестовый балл участников ЕГЭ по обязательным предметам на уровне образовательных организаций. Русский язык.
Локнянский район | Средний тестовый балл | Количество учащихся |
МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа» Локнянский район | 67,66 | 29 |
МБОУ «Башовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов валеологического профиля» Локнянский район | 64,83 | 6 |
Подберезинская средняя школа филиал МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа» Локнянский район | 61,00 | 5 |
Средний первичный балл участников ОГЭ по обязательным предметам на уровне образовательных организаций
Наименование образовательных организаций | Русский язык |
Средний первичный балл | Кол-во учащихся |
1 | 2 | 3 |
МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области | 32,02 | 54 |
МБОУ «Башовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов валеологического профиля» Локнянский район | 28,56 | 9 |
Марьинская основная школа филиал МБОУ "Башовская сош с углубленным изучением предметов валеологического профиля" Локнянский район | 28,00 | 5 |
Михайловская основная школа отделение МБОУ "Локнянская средняя общеобразовательная школа" муниципального образования "Локнянский район" Псковской области | 26,20 | 5 |
Подберезинская средняя школа филиал МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа» Локнянский район | 26,50 | 2 |
Миритиницкая основная школа филиал МБОУ "Башовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов валеологического профиля" муниципального образования "Локнянский район" Псковской области | 36,00 | 2 |
РЕКОМЕНДАЦИИ: В 2016-2017 учебном году провести следующие мероприятия по устранению пробелов в знаниях учеников:
- организовать индивидуальные консультации в послеурочное время;
- задания на допущенные ошибки включать в урок при повторении материала;
- практиковать контроль над знаниями учащихся в виде тестов, самостоятельных работ.
Таким образом, итоги учебного года показали, что последовательно и в системе ведётся работа по повышению квалификации учителей русского языка и литературы, продолжается организационно-педагогическое сопровождение учебного процесса, а так же обобщение и распространение педагогического опыта, организуются олимпиадные и конкурсные мероприятия, выявляются одаренные дети; осуществляется целенаправленная работа по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. Следовательно, в целом работу РМО можно признать удовлетворительной.
Однако вместе с положительными итогами работы следует отметить некоторые недостатки:
- отсутствие призовых мест на олимпиадах третьего тура
- недостаточно освоено применение в работу проектных методик.
Задачи на 2016 – 2017 учебный год.
Повышение качества обучения через применение инновационных технологий обучения; внедрение в работу современных педагогических и информационных технологий;
Использование в работе проектной и исследовательской методик.
Работа с одаренными учащимися; включение школьников в активную познавательную исследовательскую деятельно