СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы ГМО учителей истории и обществознания за 2017-2018 гг

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ связан с обменом опытом  ГМО   учителей истории и обществознания  г.В ладикавказа 

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы ГМО учителей истории и обществознания за 2017-2018 гг»

АНАЛИЗ РАБОТЫ

ГМО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТВОЗНА-НИЯ

г. Владикавказа

за 2017-2018 гг.







Методическая работа – совокупность мероприятий, проводимых в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Городские методические объединения (далее ГМО)  в городе Владикавказе созданы с целью организации методической работы в сфере использования и широкого распространения традиционных, инновационных технологий, обобщения педагогического опыта для обеспечения профессионального и творческого роста педагогических работников. 

В своей деятельности ГМО соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами Российской Федерации, нормативными актами Республики Северная Осетия-Алания, приказами Управления образования администрации местного самоуправления города Владикавказа и Положением о городских методических объединениях.

Городское методическое объединение (далее ГМО) педагогических работников является общественным совещательным органом, возглавляют работу ГМО руководители из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методических объединений.

В задачи ГМО входит:

  1. Повышение уровня профессиональной культуры, педагогического мастерства и самореализации педагогических работников города для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся (воспитанников) и координации их деятельности.

  2. Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической      деятельности по своему предмету, направлению работы, образовательной области.

  3. Обеспечение профессионального общения и обмена опытом, профессионально-педагогического развития и саморазвития педагогов.

  4. Совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического обеспечения.

  5. Обобщение, распространение и поддержка  инновационного педагогического опыта.

  6. Обеспечение педагогов нормативно-правовой, методической и профессиональной информацией по вопросам образования.



21 сентября в МБОУ гимназии по поручению СОРИПКРО:зав каб. истории и обществознания Дзодзаевой .Т. и зав Кафедрой обществознания В.Х.Бигуловым в МБОУ гимназии №45 был проведён всероссийский вебсеминар по обществознаниюдля учителей истории и обществознания Иристонского МО г. Владикавказа.

Ведущая:Т.Е.Лискова, руководитель федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ,ФИПИ.Т.Е.Лискова подробно ознакомила учителей по актуальным вопросам содержания контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2018 года. с заданиями №21-29, с изменениями заданий №28,29.

Участниками всероссийского вебсеминара были учителя обществознания всех субъектов РФ, в ходе семинара любой участник мог задать вопрос представителю ФИПИ- Лисковой Т.Е.

:Ведущая семинара Лискова Т.Е. познакомила учителей вебсеминара с нововведениями, внесенными в КИМ ЕГЭ 2018. В Зад.28 переработана система оценивания задания 28. Его формулировка осталась прежней. Максимальный балл увеличен с 3 до 4. В зад.29 детализирована формулировка задания 29 и изменена система его оценивания. Максимальный балл увеличен с 5 до 6. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме».

3.Цогоева С.З. еще раз напомнила учителям об изменеии содержательной части вебсеминара, особенно об изменении оценивания зад.28,29.

При оценивании ответов на задание 28 следует учитывать соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; корректность формулировок пунктов плана.

Составленный выпускником план проверяется по трем критериям.



Критерий 28.1. – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Пункты и/или подпункты могут быть даны в приведенной в примерном плане или близкой по смыслу формулировке. Обращаем внимание: если выпускник в своём плане из одного обязательного пункта «делает» два или три, то по этому критерию данный пункт засчитывается как один обязательный. (Например, если обязательным пунктом плана является «типы партий», а в ответе приводятся конкретные типологии по разным основаниям:

2) партии по идеологическому признаку: а) либеральные, б) консервативные; социалистические и т.п.;

3) партии по организационному признаку: а) массовые, б) кадровые…, то все эти конкретные основания выделения типов партий и указанные типы партий засчитываются как один верный пункт плана).

Критерий 28.1 является определяющим. Если по критерию 28.1 (раскрытие темы), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

Критерий 28.2 – общее количество пунктов плана (соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа) – связан с требованием задания о том, что план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Подчеркнем, что формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Критерий 28.3– корректность формулировок пунктов и подпунктов плана. Обратите внимание, что если по критерию 28.2 (общее количество пунктов плана) выставляется 0 баллов, то по критерию 28.3 также выставляется 0 баллов.

При оценивании ответов на задание 29 следует учитывать, что задание не требует объяснения выпускником объекта/предмета исследования базовой науки, особенностей используемых этой наукой методов. Наличие подобной информации не оценивается, а ее отсутствие не является основанием для снижения оценки.

Задание не требует приведения фактов биографии, характеристики научных, политических и иных взглядов автора выбранного выпускником высказывания, подкрепления аргументов выпускника цитатами известных людей. Наличие подобной информации не оценивается, а ее отсутствие не является основанием для снижения оценки.

Несмотря на то, что темы условно отнесены разработчиками КИМ
к конкретным социальным наукам,
выпускник вправе раскрыть выбранную тему в контексте любой общественной науки или в контексте использования связей нескольких общественных наук. Любой ответ должен оцениваться в соответствии с установленными критериями.

Раскрытие темы в контексте отличной от указанной в КИМ общественной науки не является основанием для снижения баллов или выставления 0 баллов.Мини-сочинение проверяется по четырём критериям.

Цогоева С.З.рекомендовала всем учителям обращаться за разъяснениями на интернет-портал ФИПИ, сайте ФИПИ опубликованы демоверсии, спецификации и кодификаторы контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2018 года по всем предметам. Ознакомиться с ними можно в Разделе ЕГЭ / Демоверсии, спецификации, кодификаторы.В данном разделе специалистами ФИПИ для вас собраны актуальные материалы, которые помогут подготовиться к единому государственному экзамену.

19 октября 2017 г. в МБОУ гимназии № 45 был проведён семинар на тему: «Обсуждение Концепции по обществознанию». Открытие семинара. Приветственное слово директора МБОУ № 45 Мзоковой А.Х. Презентация школы и экскурсия по школе.

Затем к учителям истории и обществознания обратилась главный специалист УО г. Владикавказа Ватаева А.К. ,которая подвела анализ работы ГМО учителей истории и обществознания за 2017-2018 гг. Затем Ватаева А.К.говорила о важности реализации настоящей Концепции обществознания которая должна обеспечиваться посредством: утверждения Министерством образования и науки Российской Федерации плана мероприятий по реализации Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации; включения соответствующих задач по совершенствованию преподавания обществознания в перечень мероприятий государственной программы «Развитие образования», региональных программ развития образования и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.

Реализация настоящей Концепции призвана обеспечить повышение уровня преподавания и изучения обществознания, качества общего образования в целом, способствовать реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, системному решению важнейшей задачи воспитания социально ответственных граждан.

Анализ работы ГМО учителей истории и обществознания ». Учитель истории и обществознания». Цогоева С.З., рук МО учителей истории и обществознания, учитель истории и обществознания МБОУ гимназии № 45.Обсуждение Концепции по обществознанию. Цогоева С.З.представила и познакомила учителей истории и обществознания презентация «ФГОС. Предметная область «общественно-научные предметы».

Содержание предмета «Обществознание» и последовательность его освоения должны соответствовать задачам формирования у обучающегося с учетом его возрастных особенностей:

- целостной системы представлений о жизни и развитии общества, месте человека в системе общественных отношений;

-ценностных ориентаций, необходимых ему в жизни.


Представленное в Концепции содержание обществознания обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, последовательность его освоения, соединение процесса освоения знаний с приобретением способности их практического применения.

Преподавание и изучение обществознания на уровне основного общего образования реализуется в 6 – 9 классах.

Обучающиеся, успешно освоившие обществознание на уровне основного общего образования, должны иметь целостное представление об обществе и механизмах его развития, человеке и его жизни в обществе, сформировать понимание значения социальной среды в жизни каждого человека, важности семьи как базовой социальной структуры. Ценности, которые должны быть освоены в процессе преподавания и изучения обществознания на уровне основного общего образования, являются основой формирования у обучающихся гражданской ответственности за свою судьбу, за судьбу Отечества.

На уровне среднего общего образования (10 – 11 классы) должно происходить закрепление ранее изученного материала и развитие возможностей интерпретации общественных явлений, углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах и усиление способности практического применения полученных знаний. Задачей этого этапа преподавания и изучения обществознания является не только освоение новых знаний, но и развитие способностей самостоятельного получения знаний и их использования в реальных общественных взаимоотношениях. Особое значение приобретает понимание познания как фундаментального процесса, являющегося универсальным источником знаний, освоение различных видов познания, разделение чувственного и рационального познания, понимание критериев истины, истинного и ложного знания.

На основе получаемых знаний учащиеся должны научиться анализировать возникающие в жизни ситуации; использовать полученные знания о социальных нормах и ценностях в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; характеризовать основные методы научного познания. Они должны понимать специфику прогрессивных и регрессивных общественных изменений, уметь формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации, знать многообразие культурных форм, представлять этнокультурное и языковое богатство народов России, определять роль духовных ценностей в обществе.

Мхциева М.Г. говорила о важности предмета, о трудностях его усвоения учащимися.

Тема следующего семинара в СОШ №37, который состоялся 14 декабря 2017 года « Обновление гуманитарного образования в рамках ФГОС ООО и нового УМК по истории России».Семинар открыла Ватаева А.К. Она подвела итоги Всероссийского этапа олимпиад по истории и обществознанию. Затем к учителям истории и обществознания обратился директор МБОУ СОШ №37 Саркисянц Г.Б.Он представил учителей истории МБОУ СОШ №37: Теникашвили С. Т.и Точиеву З.В.

Теникашвили С. Т. провела урок на тему: «Начало правления Ивана Грозного» в 6 А классе. В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, который включает в себя историко-культурный стандарт, реализуемый на базовом уровне в 2016-2018 гг. учащиеся 6-7 классов перешли на новые учебники истории под ред.А.А. Торкунова. Презентация учителя истории Теникашвили С. Т. соответствовала новому ИКС. У читель использовал опережающие задания: сообщения учащихся о Иване Грозном,была организована работа с учебником. На уроке были использованы фронтальный опрос, беседа. Ученики активно работа ли на уроке, выполняя разноуровневые задания. Положительным было использование карточек-тестов для проверки домашнего задания в начале урока, использоавание ИКТ. В целом урок молодого специалиста Теникашвили С. Т. не соответствует новым требованиям ИКС, об этом говорили учителя на итоговом обсуждении урока учителя. Не были использованы групповая работа или элементы групповой работы при оценки деятельности царя, учитель не поставил перед учащимися личностно-значимую проблему: « Кто же он Иван Грозный реформатор или жестокий тиран и деспот?».

Точиева З.В. провела открытый урок в 6 классе на тему: «Средневековая культура Западной Европы». Учитель использовал межпредметные связи по истории, искусства, литературе, французскому языку, в результате использования межпредметных связей реально повышается качество знаний обучающихся. В этом случае связи между учебными предметами служат формированию синтезированных понятий, умений и навыков, обладающих свойством свободного переноса в другие области образовательной деятельности, обеспечивающих развитие личности.

Целями урока-обобщения были: образовательные задачи: систематизация знаний об  особенностях развития культуры средневековья в XI – XIII в, формирование общих представлений о культуре Западной Европы в XI – XIII вв. Используя межпредметную связь истории, искусства и литературы продолжить изучение культуры Средних веков, познакомить учащихся с культурой Западной Европы в XI – XIII веках, как частью культуры всей Европы. Продолжить формирование универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты, соотносить события. Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса.Развитие интереса к истории Средних веков.

Развивающие задачи : осуществление системно - деятельностного подхода:развитие умений и навыков составления историко-культурных комментариев;формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):развитие умения подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в коллективном диалоге;

развитие умений и навыков соотносить и сравнивать полученные знания, использовать их при ответе на поставленные вопросы

Воспитательные задачи: вовлечение учащихся в активную практическую деятельность;

воспитать культуру общения, умения выслушивать мнение других;

воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и сопричастности к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

воспитать бережное отношение к культуре своей и чужой, к культуре в целом.

На уроке у Точиевой З.В были использованы ИКТ, стихотворение Гарация «Ода к Мельпомене», отрывок из мюзикла «Notre Dame de Paris», средневековая мелодия для релаксации, песня Б.Ш. Окуджавы на стихи Ф.Вийона «Молитва»

Учитель использовал работу с основными понятиями : исторические источники, культура, университет, ректор декан,факультет, схоластика, трубадур, вагант

Были использованы опережающие задания, во время выполнения которых учащиеся были разделены на группы: образование, наука, литература, поэзия, каждая из которых изучала свой вопрос и выступила с сообщениями.

«К сожалению, мы не всегда бережем то, что нам оставили предки. Человек сходит с пути, уничтожает культурное наследие всего человечества – античные и средневековые памятники в Древней Пальмире в Сирии и в других государствах и городах с древней историей, где сегодня идут войны, лишая нас истории, красоты, будущего. Мы не должны сойти с пути мы должны беречь свою и чужую культуру, потому что именно культура делает нас людьми. Великий немецкий философ Гегель сказал: «История повторяется, сначала как фарс, затем как трагедия». Если мы не будем извлекать уроков из истории, то мы можем вновь оказаться в темной половине средневековья»- такой была завершающая часть урока.

10 мая 2018 года в  СОШ № 25 был проведён семинар на тему: «Использование современных технологий в обучении истории и обществознания для реализации ФГОС для основного общего образования». Панаиотиди Афина Афанасьевна провела урок истории в 6-ом классе на тему: «Русское государство при Ярославе Мудром» по учебнику И.М.Арсентьев., А.А.Данилов., П.С.Стефанович. А.Я.Токарева под редакцией А.В.Торкунова. Историко-культурный стандарт разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334. 30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте (ИКС).

ИКС включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории», вызывающие острые дискуссии в обществе.

Учитель в соответствии с Концепцией поставила следующие цели:формирование УУД: личностных:готовность учащегося к выполнению установленных в образовательном учреждении норм, правил и требований к учебному процессу:умение строить равноправные уважительные отношения с товарищами;развитие познавательного интереса на основе личностного осмысления важности изучаемого материала;умение аргументированно определять личное отношение к отдельным изучаемым вопросам темы урока.

Регулятивные:определять и ставить перед собой учебные задачи;определять последовательность своих действий для решения поставленных задач;адекватно оценивать правильность своих действий. Вносить при необходимости в них коррективы;сравнивать собственные результаты с эталоном, давать оценку своим познавательным действиям;

Коммуникативные:умение учитывать и уважать мнения и позиции других участников учебного процесса;умение вырабатывать и принимать решения для совместных действий;аргументировать и отстаивать свою позицию;

Познавательные:умение осмысленно работать с новой информацией, различными источниками;-осуществлять поиск и извлекать нужную информацию;-уметь выделять главное, анализировать и делать выводы;уметь устанавливать причинно-следственные связи в ходе учебного процесса;уметь решать проблемные ситуации на основе имеющихся и приобретаемых знаний;учиться грамотно использовать в речи новые термины.

Были использованы: ИКТ, работа с учебником, рабочими тетрадями, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы
Структура урока соответствовала теме и дидактической цели занятия. Учитель был доброжелательным, смог быстро включить всех учащихся в деловой ритм.
Отвечая на вопросы, организуя отчет консультантов по домашнему заданию в начале урока послужило проверкой домашнего задания. Изучение новой темы проходило в ходе мотивации детей учителем и обсуждения создавщейся проблемной ситуации, сопровождалось показом презентации. 
Все учащиеся быстро переключались с одного вида деятельности на другой. Для достижения поставленных целей учитель использовал: подводящий диалог, работу в парах, работу с новой информацией, документами, с карточками, рабочими тетрадями, картой. Методы деятельности учителя на уроке: использовались различные методы такие формы работы, как индивидуальная, групповая, практическая работа. 
Для лучшего запоминания учебного материала учитель использовал следующие приемы: создание проблемной ситуации; организация работы в парах, в группе, подведение итогов в форме дискуссии. Деятельность учащихся.Учащиеся на уроке проявили активность, дисциплинированность, интерес к изучаемой теме, уважительное отношение к учителю. 
На уроке были соблюдены все правила техники безопасности.
В конце урока ребята оценили свою работу, продолжив предложенные фразы: Сегодня я узнал.. Мне было интересно узнать… и т. д. На данном уроке приемы обучения соответствовали решению триединой образовательной цели, что способствовало ее достижению. Была решена основная дидактическая задача урока. Грамотно применялись интерактивные технологии на уроке, что способствовало повышению уровня ИКТ компетентности учащихся. Использовались здоровьесберегающие технологии. Домашнее задание было задано вовремя, прокомментировано учителем.

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №25 Хачатурян Э.Х. провела урок по обществознанию.Тема урока: «Обмен, торговля и реклама». Дидактическая задача урока: 1. Обеспечение осознания и усвоение понятий, закономерностей. 2.Формирование умений применения теоретического материала учебника и дополнительного материала в условиях решения учебных задач.

Особенности урока: использование плакатов с рекламой.

Предметные и межпредметные цели урока: формирование умений и навыков самостоятельной работы с использованием учебника и дополнительных источников информации; сформировать связь понятия нормы права и понятий структуры нормы права, используя межпредметные связи:развитие умения анализировать информацию, классифицировать по различным признакам, обобщать; работать по аналогии; углубить и расширить знания о роли нормы права в жизни общества

2) Метапредметные: коммуникативные - умение согласовано работать в группе, умение представлять и отстаивать свою точку зрения; социальные - формирование навыков адаптации к условиям постоянно изменяющейся жизни с помощью приобретенных знаний, умений и навыков.

3) Личностные: развитие ответственности, самостоятельности, универсального мышления; развитие познавательного интереса и творческих способностей;воспитание уважительного отношения к выполнению норм права как одного социальных регуляторов общественной жизни.Дидактическая задача урока соответствует отобранному содержанию. Задача осознания и усвоение нового материала, а также формирование умений применения теоретического материала на практике достигнута учителем.

Основное содержание урока соответствует содержанию программы и урока. Разработан межпредметный подход к изучению темы: «Нормы права», которые рассматривались с точки зрения исторического развития и с юридической точки зрения. На уроке учителем была организована самостоятельная деятельность учащихся, при этом использовался прием оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности в процессе самостоятельной работы.
На уроке использовалась групповая, индивидуальная, фронтальная форма обучения.Цели и задачи урока были освещены полностью.Для выполнения учащимся были предложены задания, экономические задачи, источники, которые раскрывали поставленные задачи.Работа проводилась в группах, где совместно решались проблемные вопросы, поставленные учителем, используя творческий подход для выполнения задания.

Задания были выстроены так, что ученики последовательно отвечая на поставленные вопросы, могли сформулировать понятие, выстроить логическую цепочку, представить структуру, классифицировать нормы права, делать выводы.

При формировании УУД были заложены следующие основы: метапредметные;коммуникативные - умение согласовано работать в паре, умение представлять и отстаивать свою точку зрения; личностные:развитие ответственности, самостоятельности, универсального мышления,развитие познавательного интереса и творческих способностей.

Структура полностью соотвествовала дидактической задаче урока. Использовались ИКТ, наблюдался высокий уровень педагогической этики. Особое внимание уделялось самостоятельности учащихся, умению анализировать, систематизировать материал. Учащиеся сами формулировали возникшие затруднения, давали оценку своей деятельности (самооценивание, взаимооценивание). Для достижения поставленных целей учитель использовалразличные методы работы: подводящий диалог, работу в парах, работу с новой информацией, документами, с карточками, рабочими тетрадями, картой.

На уроке были использованы различные методы такие формы работы, как индивидуальная, групповая, практическая работа. 
Для лучшего запоминания учебного материала учитель использовал следующие приемы: создание проблемной ситуации; организация работы в парах, в группе, подведение итогов в форме дискуссии. Учащиеся на уроке проявили активность, дисциплинированность, интерес к изучаемой теме, уважительное отношение к учителю. 
В конце урока ребята оценили свою работу, продолжив предложенные фразы: Сегодня я узнал… Мне было интересно узнать… и т. д. На данном уроке приемы обучения соответствовали решению триединой образовательной цели, что способствовало ее достижению. Была решена основная дидактическая задача урока. Грамотно применялись интерактивные технологии на уроке, что способствовало повышению уровня ИКТ компетентности учащихся. Были Использованы здоровьесберегающие технологии. Домашнее задание было прокомментировано учителем Директор СОШ № 25- Бузоева З.С., организовала в 10-11 классах проведение практического семинара для учителей ГМО истории и обществознания. Практическое занятие провёл Коста Татаров, представитель молодёжного парламента РСО-Алания при Парламенте РСО-Алании.


















Руководитель ГМО учителей истории и Цогоева С З.

обществознания г.Владикавказа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!