СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит материал для анализа повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Просмотр содержимого документа
«Анализ повести Н.В. Гоголя "Шинель"»

Автор: Гуркина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Дороховская СОШ»  Бежецкий район, Тверская обл. Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель». 8 класс

Автор: Гуркина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Дороховская СОШ»

Бежецкий район, Тверская обл.

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель».

8 класс

Цели урока: познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”; проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе; учить анализу текста; работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др. развитие навыков монологической речи; воспитание любви и уважения к личности человека.

Цели урока:

  • познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;
  • проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
  • учить анализу текста;
  • работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.
  • развитие навыков монологической речи;
  • воспитание любви и уважения к личности человека.
… надо, чтобы за дверью  каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно  напоминал бы стуком,   что есть несчастные…  А. П. Чехов

надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком,  что есть несчастные… А. П. Чехов

История создания повести «ШИНЕЛЬ» В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран не случайно.

История создания повести «ШИНЕЛЬ»

  • В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран не случайно.
Почему местом действия выбран Петербург ?  Главный герой – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Можно ли его назвать «маленьким человеком»?  В каком произведении главный герой – «маленький человек»? «Маленький человек» в литературе - это обозначение довольно разнородных героев, объединных тем, что они занимают одно из низших мест социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). Поэтому «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному лицу» (по словоупотреблению, принятому в русской литературе под влиянием «Шинели», 1842, Н.В.Гоголя), а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления, несчастья.
  • Почему местом действия выбран Петербург ?

Главный герой – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Можно ли его назвать «маленьким человеком»?

В каком произведении главный герой – «маленький человек»?

  • «Маленький человек» в литературе - это обозначение довольно разнородных героев, объединных тем, что они занимают одно из низших мест социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). Поэтому «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному лицу» (по словоупотреблению, принятому в русской литературе под влиянием «Шинели», 1842, Н.В.Гоголя), а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления, несчастья.
Словарная работа Ревностно - старательно Фавориты - любимцы Департамент - часть или отдел государственного учреждения Швейцарская - комната служителей у дверей Посибаритствовал на постели - понежился Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город Будочник - низший полицейский чин Алебарда - пешее оружие на длинном древке Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов  В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

Словарная работа

  • Ревностно - старательно
  • Фавориты - любимцы
  • Департамент - часть или отдел государственного учреждения
  • Швейцарская - комната служителей у дверей
  • Посибаритствовал на постели - понежился
  • Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город
  • Будочник - низший полицейский чин
  • Алебарда - пешее оружие на длинном древке
  • Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города
  • Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов

В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

 Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы? - Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек? - Каково отношение к нему сослуживцев? - Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека? - Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? Подберите строчки из текста.
  • Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?
  • - Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?
  • - Каково отношение к нему сослуживцев?
  • - Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?
  • - Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? Подберите строчки из текста.
Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:  АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный - Как вы думаете, почему именно такое имя дал своему герою писатель? - Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему? Прочитайте сцену разговора с Петровичем. А каково авторское отношение к герою? Башмачкин - несчастный или посмешище?
  • Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

  • - Как вы думаете, почему именно такое имя дал своему герою писатель?
  • - Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?
  • Прочитайте сцену разговора с Петровичем. А каково авторское отношение к герою?
  • Башмачкин - несчастный или посмешище?
 Появление шинели приоткрывает душевный мир героя. -Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник? - Прочтите эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича. - Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.
  • Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.
  • -Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
  • - Прочтите эпизод, изображенный иллюстраторами.
  • - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
  • - Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.
- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?  -Являются ли эти перемены коренными, постоянными или только внешними, временными? Почему?
  • - Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
  • -Являются ли эти перемены коренными, постоянными или только внешними, временными? Почему?
- Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество? - Где кульминация повести? - Что происходит с Акакием Акакиевичем ? Потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни.
  • - Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?
  • - Где кульминация повести?
  • - Что происходит с Акакием Акакиевичем ?
  • Потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни.
- Как отнесся будочник к словам Башмачкина? - В чем заключается особый драматизм этой ситуации? -Какие чувства вызывает в данный момент Акакий Акакиевич?
  • - Как отнесся будочник к словам Башмачкина?
  • - В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
  • -Какие чувства вызывает в данный момент Акакий Акакиевич?
- К кому обращается Акакий Акакиевич ? -Посмотрите на иллюстрацию. Что удалось изобразить иллюстраторам? - Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию. - Каким же вы увидели чиновника? - Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?
  • - К кому обращается Акакий Акакиевич ?
  • -Посмотрите на иллюстрацию. Что удалось изобразить иллюстраторам?
  • - Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.
  • - Каким же вы увидели чиновника?
  • - Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?
- Давайте вспомним финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть? Зачем Гоголю нужна смерть героя и его «фантастическая жизнь после смерти»? - За что наказывается значительное лицо? - Как вы понимаете авторскую позицию? - О чем же это произведение?  Несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение  о любви к человеку , о необходимости видеть в каждом Божье творение. -Башмачкин – несчастный или посмешище? - Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). Зачем же нужно это напоминание?
  • - Давайте вспомним финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть? Зачем Гоголю нужна смерть героя и его «фантастическая жизнь после смерти»?
  • - За что наказывается значительное лицо?
  • - Как вы понимаете авторскую позицию?
  • - О чем же это произведение?
  • Несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение  о любви к человеку , о необходимости видеть в каждом Божье творение.
  • -Башмачкин – несчастный или посмешище?
  • - Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). Зачем же нужно это напоминание?
Домашнее задание Башмачкин – несчастный или посмешище? Соберите материал для сочинения «Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Домашнее задание

Башмачкин – несчастный или посмешище? Соберите материал для сочинения «Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Использованные ресурсы: https ://reshator.com/sprav/literatura/analiz/shinel-gogol / https://lit-helper.com/p_analiz_povesti_shinel-_ gogolya_n_v  https:// litgeroi.ru/po-avtoram/gogol/shinel-glavnye-geroi.html https:// goldlit.ru/gogol/642-shinel-analiz https://www.pinterest.ru/pin/608548968377979031 / https:// mi-galka.livejournal.com/20697.html

Использованные ресурсы:

  • https ://reshator.com/sprav/literatura/analiz/shinel-gogol /
  • https://lit-helper.com/p_analiz_povesti_shinel-_ gogolya_n_v
  • https:// litgeroi.ru/po-avtoram/gogol/shinel-glavnye-geroi.html
  • https:// goldlit.ru/gogol/642-shinel-analiz
  • https://www.pinterest.ru/pin/608548968377979031 /
  • https:// mi-galka.livejournal.com/20697.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!