СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ хоровой партитуры В.Я. Шебалина «Утёс»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для дисциплины МДК.02.02."Учебно-методическое обеспечение учебного процесса"

Просмотр содержимого документа
«Анализ хоровой партитуры В.Я. Шебалина «Утёс»»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»

Специальность 53.02.06 «Хоровое дирижирование»

Методическая разработка для учебной дисциплины

МДК 02.02. «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»


 Преподаватель И.С. Абовян







 

Анализ хоровой партитуры


В.Я. Шебалина «Утёс»











2023


  1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Виссарион Яковлевич Шебалин – один из выдающихся советских композиторов. Его творчеству свойственны глубина и значительность замыслов, яркость образного воплощения, ясность композиторского мышления, совершенство профессионального мастерства.

В. Я. Шебалин родился 11 июня (нов. ст.) 1902 года в Омске. Первоначальное музыкальное образование получил там же в училище. После его окончания (1923) поступил в Московскую консерваторию в класс композиции Н.Я. Мясковского, воспитавшего целую плеяду замечательных советских музыкантов. Успешно завершив образование в 1928 году, Шебалин сам становится преподавателем композиции в Московской консерватории; за время работы в ней он подготовил к самостоятельной творческой жизни несколько поколений молодых музыкантов.

Впоследствии Шебалин В.Я. стал композитором, профессором и ректором Московской консерватории, общественным деятелем, доктором искусствоведения, народным артистом РСФСР, лауреатом государственной премии СССР. Среди сочинений В.Я. Шебалина: драматическая симфония для чтеца, солистов и оркестра «Ленин», кантаты «Москва» и «Синий май»; 27 хоров a capella – для смешанного состава, 11 для 3х голосного состава, хоры с сопровождением фортепиано, обработки народных песен. Лучшие хоры В. Я. Шебалина («Зимняя дорога», «Стрекотунья – белобока» на сл. Пушкина, «Утес» на сл. Лермонтова, «Мать послала к сыну думы», «Казак гнал коня», «Берёзе», на сл. М. Танка и др.) чрезвычайно популярны среди любительских коллективов и в педагогическом репертуаре.

В.Я. Шебалин умер 28 мая 1963 года в Москве.


2. ЧЕРТЫ ХОРОВОГО СТИЛЯ В.Я. ШЕБАЛИНА

1. Хоры Шебалина отличаются чутким претворением поэтических текстов, мастерством хоровой инструментовки.

2. Хоровые партии мелодически развиты; нередко применяются одноголосные и двухголосные запевы, солирующие партии на фоне хора, хоровые унисоны; кадансы гармонически насыщены.

3. В гармонии – диатонизм, плагальность, часто ладовая переменность, взаимопроникновение одноименных ладов, придают хорам Шебалина особую свежесть.

4. Голоса, как правило, используются в удобной тесситуре.

3. ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ

Хоровое произведение «Утёс» было написано Виссарионом Яковлевичем Шебалиным в период расцвета его хорового творчества в 1951 году.

Основные характеристики партитуры хора «Утёс».

Форма – простая 2х частная безрепризная. 1 часть – период квадратного строения 4+4 такта (1-8 т.), 2 часть – расширенный период 4+6 тактов (9-18 т., имеет место плагальное дополнение).

Фактура (склад письма) полифоническая:

первая часть – контрастная полифония (см. т. 3, когда одновременно звучат разные мелодии, главенствует одна мелодия, другие же менее развиты, менее самостоятельны и поддерживают основную мелодию),

вторая часть – имитационно-подголосочная полифония (т.т. 8-10 элементы первой темы развиваются далее в других голосах); ленточная полифония в (т.т. 5 – 6, подголосок не имеет самостоятельного значения и служит для утолщения основной мелодической линии). Фактура – прозрачная, это обусловлено пением хора «неполным» составом. «Тучка» представлена звучанием женского хора, «утёс» – звучанием мужского. Это проявление музыкально-поэтической драматургии средствами хоровой оркестровки.

Есть фрагменты гомофонно-гармонической фактуры (т.т. 10-12, 16-18).рижёрскаяразительность

Ладо-тональность – неизменная, a-moll на протяжении всего произведения. Но есть небольшое отклонение от начальной тональности в 8 такте, в тональность минорной доминанты т. е. в e – moll, что присуще народной музыке. Это способствует преодолению однообразия в произведении и стимулирует дальнейшее развитие. Вторая часть произведения начинается снова с а – moll (ля – минор), и до конца произведения не меняется.


Мелодия – певучая, чаще плавная, интонации близки к речевым. Тема «утёса» рождается из темы «золотой тучки» (сравнить т.т. 1 и 9).

Мелодия – важнейший способ музыкальной выразительности. Мелодическая линия возникает от плавного, постепенного движения скачкообразными восходящими и нисходящими ходами, подъемами и спадами. За основание мелодики композитор чаще всего берёт тоническое трезвучие и на его основе строит мелодическую линию. Движение мелодической линии очень тесно связанно с текстом, и ярко передаёт настроение.

Мелодия данного произведения волнообразная, её диапазон достигает октавы, а направление влияет на её напряжение. Нарастание напряжения мелодического развития связано с восходящим направлением и усилением звучности, уменьшение напряжения с нисходящим направлением и динамическим умиротворением.

Мелодия напевная, хоть и встречаются скачки на разные интервалы. (м 6, ч 4, ч 5 и м 7).

Темпоритм – темп Moderato, Сantabile (умеренно, певуче). Ритмика максимально подчинена раскрытию художественного образа (распевы шестнадцатыми – образ тучки, спокойное движение четвертями и восьмыми, хоровая педаль в басу – образ утёса).

Размер – единый на протяжении всего произведения 4/4,

Нюансировка – динамических контрастов нет, постепенное крещендо и диминуэндо в пределах тихой и средней звучности. Нюансы чаще подвижные, но встречаются фрагменты с неподвижным нюансом (12,13,15 такты).

Анализ литературного текста стихотворения «Утёс».

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утором в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;


Но остался важный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Стихотворение «Утёс» Михаил Лермонтов написал в 1841 году, всего за несколько недель до своей трагической гибели на дуэли, которую, очевидно, предчувствовал.

«Утёс» – лирическое стихотворение, оно оттносится к пейзажно-философской лирике. Здесь через картину природы, поэт выражает состояние человеческой души. Многогранный образ несет в себе несколько смыслов.

Главная задача – воплотить тему одиночества, которая является основной в творчестве Лермонтова. Лишь на короткий миг в жизни можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в «пустыне» (в романтической поэзии «пустыня» символизирует глубокое одиночество).

Основная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Другая трактовка этого стихотворения: состоит в том, что поэт через пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утёс) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом, в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Стихотворение «Утёс» состоит из двух строф по четыре строки в каждой строфе. В них герои строф противопоставлены друг другу (веселая, легкомысленная тучка – одинокий неподвижный утёс).

В первой строфе поэт рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утёса, чтобы отдохнуть, а утром снова пуститься в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она «умчалась рано, весело играя».

Вторая строфа метафорически выражает главную мысль: старый утёс понял, что значит не быть одиноким, но потом лишился этой радости. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утёса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Образ утёса в стихотворении ассоциируется с образом и личностью самого Лермонтова. Картина раннего утра в горах превращается в поэму о печальном и скорбном великане, гордо несущем бремя своего одиночества. Утёс – символ несокрушимости и верности. Тучка олицетворяет изящную и бездумную жизнь. Встреча с ней нарушает покой «старого утёса» и болью отзывается в его сердце (по книге игумена Нестора (Кумыша) «Тайна Лермонтова»).

Исполнительский план.

Произведение В.Я. Шебалина «Утёс» представляет собой пример безупречного совпадения литературного и музыкального текстов. Его исполнение должно отличаться большой сдержанностью и строгостью, без которой не может быть создан созерцательный, задумчивый и глубокий образ-размышление, без какого бы то ни было действия или аффекта.

В произведении показаны два образа: тучки и утеса, под которым подразумеваются человеческие чувства: мягкость, лёгкость, беззаботность (тучка) и одиночество, задумчивость, печаль (утёс).

Можно увидеть, что темы «Тучки» и «Утёса» интонационно схожи. Вторая как-бы рождается из первой (сравнить т.т. 1 и 9).

I часть это предложение из четырех интонационно и структурно замкнутых фраз. Здесь возможны три варианта структурного оформления музыки: а) членение предложения на ряд двутактов, б) разделение его на две четырехтактные фразы, в) соединение всех фраз в замкнутое целое.

Произведение начинается коротким соло альтов, тема сочетает в себе ходы на широкие интервалы ч 4, м 6 и плавное волнообразное движение, в 3 такте подключаются сопрано, звучит двух, а затем трехголосие. Тему ведут сопрано, но альтовая партия заполняет своим движением выдержанные звуки у сопрано, таким образом, уравновешивая звучание. Появляются распевы шестнадцатыми, которые имеют изобразительный характер и подчеркивают мягкость и изящество тучки. (т.т. 6 и 7)

II часть начинается в другом характере, сразу погружая слушателя в сферу образа «Утёса». Поочерёдно вступают басы («но остался влажный…») и тенора, а затем женский хор (т.т. 8-10). Гибкая фразировка приводит к мягкому акценту на слове "морщине", который является моментом наивысшего смыслового напряжения произведения (смысловой кульминацией). Звучание голосов здесь передает состояние спокойствия, задумчивости. Далее следует вновь короткий басовый эпизод "одиноко он стоит…" как тембровая характеристика «Утёса». Присоединяющиеся поочередно тенора, альты и сопрано усиливают восприятие образа одиночества. Завершающее построение «… и тихонько плачет» как бы имитирует слёзы, и одиночество, которое подчёркивается звучанием басов-октавистов в завершении произведения.

Двухчастная безрепризная форма хора, позволяет следовать за поэтическим текстом. Музыка не просто раскрывает текст, но и углубляет его содержание, отличаясь большим психологизмом, интимностью, глубоким проникновением в чувственную сферу. Это достигается благодаря использованию солирующих партий их тембровой специфики, а так же мелодико-ритмическому оформлению. Тучка – женские голоса (диалог альтов и сопрано) с «игривыми» опеваниями (5-7 т.т.). Утёс – преобладание мужских голосов, особенно в моменты «одиночества», «задумчивости глубокой» (12-14 т.т.).

Таким образом, в хоре можно увидеть яркую двуплановость, обусловленную «смысловым контрастом двух четверостиший». Музыка при этом, детально следует за содержанием стихотворения и углубляет его. Все музыкально-выразительные средства группируются вокруг двух контрастных образов – Тучки и Утеса. Образная сфера произведения – лирико-драматическая.

Тип и вид хора.

Хоровое произведение «Утёс» написано для полного смешанного 4-хголосного хора с использованием divizi в партиях альтов, теноров и сопрано.

Диапазон хора и хоровых партий.

Диапазон хора включает в себя звуки от ля контроктавы до фа диез второй октавы (т.е. почти 4 октавы). При этом

1)Диапазон сопрано: ми первой октавы – фа диез второй октавы.

2)Диапазон 1 альтов: до первой октавы - до второй октавы.

Диапазон 2 альтов: ля малой октавы - до второй октавы.

3)Диапазон 1 теноров: ля малой октавы – фа первой октавы.

Диапазон 2 теноров: ми малой октавы - ми первой октавы.

4)Диапазон 1 басов: ля большой октавы – до первой октавы.

Диапазон 2 басов: ля контр октавы - до первой октавы

Тесситурные условия и вокальная нагрузка голосов.

Не смотря на то, что общий диапазон хора достаточно обширный, можно увидеть, что почти все партии кроме 2 басов звучат в середине своего диапазона. Тесситура всех партий средняя удобная, голоса звучат в условиях природного (среднего) регистра. Исключением являются ноты басов-октавистов в конце произведения, которые являются предельно низкими для этой партии (ля контроктавы).

Вопросы дыхания.

Дыхание спокойное, используется разнообразно.

1. Общее дыхание, берётся дважды, между фразами текста (женский хор 4 -5 т.т. и в 17 такте берёт дыхание весь хор)

2. Цепное дыхание используется внутри фраз.

Важно отметить моменты цепного дыхания во время «включения» хоровых партий после пауз (3т. – сопрано, 9 т. – тенора, 10 т. – альты и сопрано, 13 т. – тенора, 15 т. – альты, 16 т. – сопрано), когда звучащим голосам необходимо непрерывно звучать на цепном дыхании, а вступающим партиям «вливаться» мягко, не разрушая общую логическую и динамическую линию (обратить внимание на троеточие в тексте вступающих партий). Для того, чтобы сохранить состояние непрерывности развития мысли, партиям, ожидающим своего вступления необходимо мысленно «пропевать» текст и вступать мягко, в активном ведении звука.

Атака звука (звукоизвлечение) и звуковедение. Характер звука.

Атака звука у всех хоровых партий преимущественно мягкая. Но есть и исключения: твёрдая атака на акценте в 10 такте – момент драматического напряжения в произведении, где повествуется о душевной ране, оставленной в сердце «утёса». С другой стороны, моменты мягкого и глубокого прикосновения к звуку («Одиноко он стоит» т.12) можно передать через придыхательную атаку звука.

Способ звуковедения – legato, но степень его «вязкости» и певучести разная, поскольку в произведении два образа: тучки и утеса, под которыми подразумеваются человеческие чувства: мягкость, беззаботность (тучка) и одиночество, печаль (утёс). Окраска, плотность звука являются отражением художественно-драматургической задачи в передаче настроения и эмоционального состояния этих образов. Например, в 1 части, на словах «по лазури весело играя…» наиболее уместным будет лёгкий, напевный, воздушный, светлый звук, отражающий характер «тучки», её скольжение, «играние» (6-8 такты). А во 2 части более уместным будет глубокий, прикрытый, мягкий, но в то же время насыщенный звук. Смысловая кульминация в начале 2 части на словах "в морщине…" исполняется не громко (mf) эмоционально насыщено, глубоко.

Вокально хоровые трудности.

Интонационные трудности, вопросы хорового строя:

В произведении есть скачки на ч 4, м 6 которые должны быть исполнены вокально-грамотно, в единой вокальной позиции (т.т. 1, 9), избегая пестроты в звуке.

Встречаются альтерированные ступени связанные с образом «золотой тучки» (т.т. 6, 7, 8). Здесь хору необходимо опираться на основную тональность и на ощущение ладового устоя.

Наиболее сложным местом в произведении в плане интонирования являются такты № 7-8, где есть много опеваний в сопрановой партии и опевание в партии альта. Если выстроить чистоту интонирования сопрановой партии в её мелодическом положении, то весьма трудно будет строить гармоническое интонирование с партией альта. Поэтому, партию альта также следует интонационно отработать мелодически. При этом помнить, что сложность данного момента состоит в совмещении мелодической линии сопрано и альта так, чтобы они сочетались гармонически.

Исполнение полутоновых интонаций (хроматизмы) в партии альтов (т.т.10-11).

Выдержанные звуки в партии баса (т.т. 15-18), необходимо петь с тенденцией к повышению.

Октавные унисоны и хоровая педаль, имеющие место в завершении произведения (т.т.15-18).

Неодновременное вступление партий (на протяжении всей партитуры).

Вступление из-за такта (т.т. 8-9, 10. 13-14).

Сложные аккорды………………………………………

Для достижения интонационного ансамбля полезны следующие приёмы работы: а) интонирование с каждой партией сольфеджио вне ритма,б) для точного перехода из одной тональности в другую нужно выучить моменты перехода отдельно с гармонической поддержкой.

Сложные аккорды необходимо интонировать сольфеджио в разных сочетаниях, исполнять аккорды мелодически и гармонически.

Вступление из-за такта - впевать медленно, делая остановку на затакте, используя приём «ферматного» выстраивания неточно звучащего аккорда. Пропевание произведения в других тональностях, как приём транспонирования. При разборе интонационных трудностей опираться на правила итонирования в мажоре и миноре.

Гармонический язык в произведении не сложный, но в партитуре есть ряд особенностей, которые могут провоцировать проблемы строя. Это: а) аккорды в которых встречаются альтерированные ступени, движение параллельными терциями надо выстроить по руке вне темпоритма, б) тихая динамика во 2-ой части (р, рр), которая требует очень внимательного отношения к певческому дыханию, чтобы протяженная фраза исполнялась качественно на хорошей певческой опоре, в) медленный темп, который не способствует сохранению строя, особенно в исполнении a cappella (в процессе репетиционной работы необходимо чередовать различные темпы, пропевание произведения или его фрагментов в различной динамике и с применением разных вокальных штрихов).

Отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения можно отстраивать по вертикали вне ритма по руке дирижера.

Работе над строем, так же, способствует исполнение закрытым ртом, при котором слуховой контроль исполнителей становится более пристальным.

Метроритмические трудности.

Для исполнения партитуры хора «Утёс» необходимо умение петь вместе, ритмически чётко, одновременно произнося слова, особенно в первой части произведения. Важно вместе брать общехоровое дыхание, совместно вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения. Всё это –

важнейшие качества мастерства хоровых певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается порядок, без которого не может быть решена ни одна творческая задача. Всего этого не возможно добиться без ощущения внутридолевой пульсации.

Трудностями данной партитуры являются; а) выдержанные звуки, при которых певцы теряют ощущение пульсации метра, что ведёт к нарушению темпа, ритма и ритмического ансамбля, б) не одновременное вступление хоровых партий, в) несовпадение ритмического рисунка между хоровыми партиями.

Для работы над ритмическим ансамблем и ощущением пульсации при исполнении полезно использовать следующие приёмы: а) прохлопывание ритмического рисунка, б) проговаривание теста со всем хором, или с отдельными хоровыми группами (без интонирования), в) проговаривание текста или интонирование в различных темпах (от самого медленного до самого быстрого), г) деление на небольшие ритмические группы, с «ударом» на начало и последующим сокращением силы звука.

Исполнителям необходимо чувствовать в рамках темпа внутридолевую пульсацию, которая помогает чётко исполнить ритмический рисунок, как в каждой отдельной партии, так и совместно, между ними.

В конце произведения есть фермата на последнем аккорде, трудность состоит в том, чтобы максимально точно выдержать её по времени и после снятия «зафиксировать тишину».

Очень важно сохранить единый темп произведения - Moderato в обеих частях, поскольку 2 часть предрасполагает к более медленному, задумчивому звучанию, тогда как первая – к поверхностному, склонному к ускорению.

Трудности работы над словом:

В основе работы над дикцией в хоре «Утёс» должно быть умение единообразно формировать произношение гласных звуков, их звучание необходимо приблизить к гласному «о». Необходимо соблюдать правило: согласные должны произноситься одновременно (например; тучка) и коротко, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных. Гласные, стоящие рядом (на груди утёса; но остался), разделяются твёрдой атакой. Две согласных, стоящих рядом( «След _ в морщине») разделяются бездыханной цезурой.

Важно постоянно помнить о значении поэзии М.Ю. Лермонтова для полноценного восприятия замысла произведения.

Орфоэпический ансамбль необходим при произнесении слова «задумалса», здесь необходимо редуцировать звучание гласного в окончании слова.

Передача логики повествования в данной партитуре тесно связана с работой над музыкальной фразой.

Поскольку в хоре «Утёс» важнейшим средством передачи содержания является мелодия, то чрезвычайно большую роль играет выразительная и очень выпуклая фразировка. Фразировка помогает разграничить периоды, предложения, фразы, отдельные мотивы с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Фразировка выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.

Также под фразировкой понимают характер, манеру игры или пения какого-либо исполнителя. Правильная фразировка – одно из важнейших умений исполнителей.

В партитуре хора «Утёс» имеет место выпуклая фраза, как основное средство передачи эмоционального состояния. В этом плане для хора важно владение различными нюансами, в подвижном и неподвижном режиме. Неподвижный нюанс «Р» необходимо отработать в т.т.12-13, 15, 18. В остальных случаях нюансы подвижные. Нарастание звука, так же, как и его «затухание» должно быть ровным, постепенным, не резким, т.к. это может разрушить общую эмоционально-смысловую атмосферу.

Вопросы хорового ансамбля.

Динамический ансамбль в основном естественный, т. к. голоса поют в удобной тесситуре.

Искусственный ансамбль (т.т. 15-17 звучание баса, которое является фундаментом аккорда, не должно быть слишком тихим. В 5-7 т.т. звучание альтов не должно теряться, поскольку оно неоюходимо для смыслового заполнения темы сопрано).

Неуравновешенного ансамбля здесь нет, т.к. все голоса находятся в равных тесситурных условиях,

Дифференцированный ансамбль может иметь место в т.т.15-17)

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Основной задачей при исполнении партитуры хора «Утёс» является создание целостного художественного образа. Все музыкально – выразительные средства в их взаимосвязи должны способствовать его полному раскрытию.

Произведение написано в темпе Moderato. Сохраняя этот темп на протяжении всего произведения, дирижёру важно умело и гибко применять элементы агогики (7 т. – небольшое движение вперёд, 17-18 т.т. – лёгкое сдерживание темпа).

В произведении преобладает спокойная динамика. Очень непросто «вылепить» интересную, выпуклую картину, располагая такими сдержанными красками.

(О драматургии) Кульминация произведения (в 10 т.) не подчеркивается яркой динамикой, звучанием голосов в высоком регистре, насыщением тембров, темповыми возможностями, как это зачастую бывает. В партитуре хора «Утёс» мы видим всего лишь логический смысловой акцент, который должен совместиться с выразительным произнесением текста и «проработкой» певческим дыханием («опорой»).

Велика воспитательная и образовательная роль произведения. Участники хора учатся здесь тонкости фразировки, логическим кульминациям (поскольку внутри каждой фразы так же есть моменты наивысшего подъёма – «вершины»), музыкальному мышлению.

Произведение «Утёс» проникнуто тончайшими оттенками чувств. Это и светлая радость, надежда на счастье в 1 части и осознание полного одиночества, «светлая» печаль во 2 части. Необходимо большое исполнительское мастерство для передачи таких неоднозначных эмоциональных состояний.

Произведение воспитывает у слушателя прекрасные чувства, такие как любовь к литературной классике, стремление к глубинному постижению человеческой души, к размышлению о духовном мире человека. Всё это должно «наполнить» исполнение данной партитуры.

Дирижер должен обратить своё внимание на такие моменты, которые могут создать некоторые трудности для исполнения. Трудностями для дирижёра, на которые нужно обратить внимание являются:

1. Показ поочередного вступления партий (неодновременное вступление).

2. Показ вступления на целую долю и дробленых вступлений на (восьмую) паузу.

3. Показ снятий на разные доли такта.

4. Показ гибкой фразировки в тихой динамике.

5. Показ темы на фоне выдержанных звуков.

6. Владение легким кистевым жестом и показ глубокого звучания legato/.

7. Эмоциональная передача двух образов отраженных в произведении.

8.Выстраивание динамического соотношения звучности двух частей партитуры, не разрушающее целостности произведения, показ общей кульминации

Хор В.Я. Шебалина «Утёс», несмотря на кажущуюся простоту партитуры, относится к трудно исполнимым произведениям. Этот хор является классическим примером миниатюры лирико-философского содержания. Для его успешного исполнения необходимо владеть всем арсеналом вокально-хорового исполнительского мастерства.

Хоровая партитура «Утёс» В. Я. Шебалина предназначена для исполнения профессиональными и учебными хоровыми коллективами и для использования в классе дирижирования, как учебный материал по развитию дирижёрских навыков.






























Размещено на


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!