СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ хоровой партитуры «Ой, по-над Волгой» русская народная песня в обработке Льва Сивухина

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для дисциплины МДК.02.02. "Учебно-методическое обеспечение учебного процесса"

Просмотр содержимого документа
«Анализ хоровой партитуры «Ой, по-над Волгой» русская народная песня в обработке Льва Сивухина»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»

Специальность 53.02.06 «Хоровое дирижирование»

Методическая разработка для учебной дисциплины

МДК 02.02. «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»


 Преподаватель И.С. Абовян






 

 

Анализ хоровой партитуры «Ой, по-над Волгой» русская народная песня в обработке Льва Сивухина













2022


СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение.

  1. Общие сведения о произведении и авторе хоровой обработки.

  2. Значение русской песни для профессионального роста хорового коллектива

  1. Основная часть

  1. Музыкально-теоретический анализ произведения

  2. Вокально-хоровой анализ произведения

  3. Исполнительский анализ произведения

  1. Заключение. Значение и место обработки Льва Сивухина русской народной песни «Ой, по-над Волгой» в современном хоровом репертуаре

  2. Список использованной литературы

  3. Приложение.

Хоровая партитура «Ой, по-над Волгой» русская народная песня в обработке Льва Сивухина (ноты)






























I. ВВЕДЕНИЕ

1. Общие сведения о произведении и авторе хоровой обработки.

Русская народная песня «Ой, по-над Волгой» широко известна в хоровом репертуаре. Существуют различные её обработки, например, Владимира Сергеевича Локтева, Серафима Владимировича Попова и др. Но наиболее часто исполняемой и интересной, на мой взгляд, является обработка этой песни, сделанная Львом Константиновичем Сивухиным. Именно в данной аранжировке песня стала всенародной. В ней Волга предстаёт, как символ России – главная река, вокруг которой концентрируется жизнь возродившейся после войны страны.

Лев Сивухин (9 мая 1935 - 11 декабря 2001) - российский хоровой дирижёр, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, Почётный гражданин Нижнего Новгорода.

Деятельность Сивухина всю жизнь была тесно связана с родным городом, с Нижегородской капеллой мальчиков.

Лев Константинович Сивухин это музыкант, чья жизнь и судьба значительно шире и масштабнее собственно композиторского творчества. Выбрать какое-то одно, главное, обозначение «жанра» его деятельности невозможно. Артист, хоровой и оркестровый дирижер, хоровой композитор, талантливый организатор, общественный деятель, профессор консерватории, лидер хорового дела в своём городе, учитель, вдохновитель «мальчишеского братства», в течение нескольких десятилетий возглавляющий Нижегородскую капеллу мальчиков.

Лев Константинович Сивухин родился 9 мая в1935 году в городе Горький. В 1942 году поступил в первый класс общеобразовательной школы № 14 имени Короленко и одновременно учился в хоровой капелле мальчиков. В 1950 году Сивухин сдал экзамены и был принят в музыкальное училище. Будучи студентом училища, в 1952 году начал трудовую деятельность хормейстером, а затем художественным руководителем хоровой капеллы мальчиков. В 1959 году Лев Сивухин окончил Горьковскую консерваторию. С 1962 году сочетал работу в капелле с преподавательской деятельностью в Горьковской консерватории. В 1989 году Льву Сивухину было присвоено звание профессора, в 1994—1996 гг. он занимал должность ректора. В 1973 году Лев Константинович организовал камерный хор «Нижний Новгород», который в 1997 году получил статус муниципального. Сивухин был одним из руководителей Всероссийской творческой лаборатории хормейстеров при Министерстве культуры России (с 1991 г.), главным дирижёром объединённого хора международного конкурса «Мужское братство» и сводного хора Всероссийского конкурса «Поющая Россия».

Награды Льва Сивухина: лауреат международных конкурсов в Эстонии (1988), Югославии (1992), Польше (1992 и 1993), Болгарии (1983), Италии (1999). С капеллой мальчиков Лев Константинович принимал участие в гастролях и фестивалях в России, странах СНГ и за рубежом (Германия (1991), Франция (1992 и 1995), Испания (1998), США (2001).

За заслуги в области музыкального искусства в 1976 году Льву Константиновичу Сивухину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1982 году звание Народного артиста РСФСР.

В 1993 году был награждён премией города Нижнего Новгорода. Звание «Почетный гражданин города Нижнего Новгорода» было присвоено 20 июня 1996 года № 28. В 1999 году Лев Сивухин стал кавалером Ордена Почёта.

Умер Лев Константинович Сивухин 11 декабря 2011 года в Нижнем Новгороде.

Сегодня имя Льва Константиновича Сивухина присвоено Нижегородскому хоровому колледжу. С 2005 года раз в два года в Нижнем Новгороде проводится Всероссийский хоровой фестиваль имени Сивухина.

2. Значение русской песни для профессионального роста хорового коллектива

В работе каждого хорового коллектива жанр народной песни является необходимым звеном, той школой, в работе с которой каждый коллектив получает необходимые основы профессионального мастерства.

Любой грамотный руководитель понимает значение народной песни в репертуаре своего коллектива.

Работе над народной песней придавали большое значение все выдающиеся русские хормейстеры такие как П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, Н.М. Данилин, А.В. Свешников, К.Б. Птица и др.

Как любой мудрый руководитель Лев Сивухин понимал значение народной песни в хоровом репертуаре, осознавая, что именно она даёт коллективу базовые навыки: владение культурой звука, важнейшее для хорового пения ощущение внутридолевой пульсации в рамках темпоритма, умение выстраивать драматургию произведения. Кроме того, песня это уникальная школа хорового пения a cappella, в основе которой вокальное удобство, плавность голосоведения, простота, полётность звука. Народно-песенный репертуар учит певцов округлости вокального тона, единообразию в формировании гласных, развивает и укрепляет дыхание, учит произносить согласные так, чтобы они не мешали, а помогали воспринимать текст.

Жанр песни, это наиболее простая и распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной и легко запоминающейся мелодией. Песня тесно связана с жизнью человека и сопровождает её от рождения до глубокой старости. Через песню можно увидеть целостный образ страны, её природы, уклада жизни, характеров людей. В русской песне богатое смысловое содержание, которое позволяет воспитывать человека, прививать Любовь к Родине, патриотические начала, при этом заниматься вокальной работой совместно со смысловым изучением произведения, используя лишь тот технический вокальный арсенал, который необходим для воплощения смысловой линии.

Будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет свои песни. И если собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества.

Обработка песни «Ой, по-над Волгой…» Льва Сивухина возникла из необходимости дать хору необходимый важный репертуарный пласт.

В работе над русской песней Лев Константинович Сивухин является продолжателем традиций русской хоровой школы и особенно Александра Васильевича Свешникова. Эти традиции были заложены еще в первой половине 20 столетия в работе с Государственным Академическим Русским хором и с хором Московского хорового училища.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Музыкально-теоретический анализ произведения

Песня «Ой по над Волгой» по своей тематике – лирико-патриотическая. При этом, грани образа раскрываются очень разнообразно. На протяжении трёх куплетов можно передать различные душевные состояния, выраженные в пении. От восхищённо-ласкового, мягкого звучания до утверждающе-смелого и восторженно-мощного, уверенного, яркого, насыщенного финала.

Волга-река предстаёт перед слушателем как символ России, вокруг которого концентрируется жизнь страны. Она как море – полноводная, как Родина – свободная. Широка, Глубока, Сильна! Волга – это красота и гордость России.

Музыкальная форма в произведении – куплетная :


Куплет 1:

Ой, по-над Волгой леса зеленеют,

Вешние ветры над пашнями веют.

Вдаль над рекой песня летит —

Русская ширь в песне звучит.

Припев:

Дуй, ветерок, песню неси!

Пусть ее слышат все на Руси!

Дуй, ветерок, песню неси!

Пусть ее слышат все на Руси!

Куплет 2:

Ты словно море весной широка,

Наша красавица Волга-река.

Пусть над рекой песня летит —

Русская ширь в песне звучит.

Припев.

Дуй, ветерок, песню неси!

Пусть ее слышат все на Руси!

Дуй, ветерок, песню неси!

Пусть ее слышат все на Руси!

Куплет 3:

Вольно легла ты от края до края,

Наша Отчизна — Россия родная.

Славным путем к счастью идет

Наш богатырь — русский народ!

Припев.

Дуй, ветерок, песню неси!

Пусть ее слышат все на Руси!

Дуй, ветерок, песню неси!

Пусть ее слышат все на Руси!


Куплеты чередуются с повторяющимся припевом. Форма куплетов и припева – классический период (16 тактов). В каждом периоде по два восьмитактовых предложения.

В первом и втором куплете:

Первый период квадратный, однотональный, не повторного строения. Первое предложение периода является «зачином». Его фактура монодийная. Мелодическое движение унисонное. Во втором предложении меняется фактура, становясь аккордовой.




Второй период квадратный, однотональный, но уже повторного строения. Первое предложение начинается в аккордовой фактуре. А второе предложение – фактурно-варьированное и динамизированное повторение первого.


В третьем куплете:

Первый период квадратный, модуляционный (G-dur, a-moll), не повторного строения. Первое предложение начинается с движения мелодии в альтах. С третьего такта добавляется подголосок в сопрано. В пятом такте вступает мужской хор со своей мелодией. Эти три вступления представляют собой небольшую имитационную полифонию. В 7 такте фактура снова становится аккордовой.


Второе предложение написано полностью в аккордовой фактуре.



Второй период квадратный, однотональный, повторного строения. Период полностью в аккордовой фактуре. Второе предложение - фактурно-варьированное и динамизированное повторение первого. Во втором такте второго предложения кульминация произведения.




Почти на всей протяженности произведения одна тональность – e moll. Но перед кульминацией композитор использует отклонения.

V53(G) D7(G) T3(G) ум.7(a) D53 D7(a) t3(a) =IV3(e) IV2(e)(-5)

II53(e) t6(e) D2(e)

Еще есть отклонение в 11-12 тактах. В до мажор - тональность шестой ступени.

D7(C) T3(VI)

Иногда композитор использует мелодический минор.


«Ой по-над Волгой» Сивухина написана в двухдольном метре, который сохраняется до конца произведения. Размер 2/4. Мелодия, благодаря выбранному композитором размеру, остается плавной, свободной, широкой и настраивает слушателя на необходимый лад. В данном метре очень хорошо чувствуется русская песенность.

Ритм в произведении преимущественно ровный, за исключением длинного пунктира в третьем куплете:

Темп на протяжении всего произведения незначительно меняется. Каждый куплет чуть быстрее предыдущего. Это сделано для того, чтобы кульминация произведения, которая приходится на третий куплет прозвучала максимально выпукло и подчёркнуто.

Мелодия на протяжении всего произведения звучит очень плавно и певуче. О ней можно сказать: «мелодия широкого дыхания». Тут нет строгих градаций в оценке важности той или иной партии. Любой голос исполнятеся, очень мелодизированно, как мелодия. Поэтому важно выявить эту напевность в каждом голосе.

Основная тема не меняется, её мы слышим в каждом куплете одинаково. Только в третьем куплете добавляются дополнительные подголоски. Но тема все равноостаётся неизменной.

Вид голосоведения: приемущественно плавное(движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции, но часто встречается скачкообразное(движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы).

Особенно характерно скачкообразное голосоведение в месте, где поют дети без мужского хора.


Композитор не стал указывать никакие динамические оттенки. Но в исполнительской традиции сложилось очень заметное динамическое развитие в процессе изложения музыкального материала от тихого к очень насыщенному и сильному, яркому.

Можно сказать что динамика в этом произведении, наряду с темпом и фактурными изменениями являются основными ресурсами, позволяющими исполнять кульминацию в этой обработке так контрастно и ярко, что это позволяет выстраивать драматургию произведения максимально интересно и преодолевать монотонность повторного строения музыкального материала.

2.Вокально-хоровой анализ произведения

Обработка р.н.п. Л.К. Сивухина «Ой по над Волгой» написана для полного смешанного четырехголосного состава хора с дивизи в сопрано.

Общий диапозон хора: А(большой октавы) – G(второй октавы)

Диапозоны хоровых партий:

Дисканты: E(первой о.) – G(второй о.)

Альты: H(малой о.) - C(второй о.)

Тенора: E(малой о.) – E(первой о.)

Басы: A(большой о.) – D(первой о.)

Тесситура партий не всегда удобна для исполнения. Определённую трудность для басов представляет встуление: Высокая тесситура (переходные ноты си и до малой октавы), требует внимания и острожности. Наиболее напряженным моментом для всех голосов, выходящим в направление высокой тесситуры является момент кульминации. Но в этом разделе, положение голосов, тем не менее, не выходит за рамки рабочего диапазона.

Тесситура на протяжении всего произведения не всегда удобна. Многим эпизодам стоит уделить время для выравнивания вокальной звучности. Ряд фрагментов выходят в зону высокой тесситуры (у басов это вступление, у сопрано – припевы). Но в третьем куплете самая напряженная тесситура во всех партиях. Сопрано продолжительное время находятся в зоне высокой тесситуры (такты: 37, 40-41, 43-48, 50-51, 58- 59, 64). И наиболее напряженным моментом, выходящим в направление высокой тесситуры для всех голосов является момент кульминации (такты: 57-58). Из этого следует, что вокальная нагрузка на голоса достаточно интенсивна, поскольку мелодизация всех без исключения голосов, ставит перед исполнителями задачу сохранения единой вокальной позиции и выровненной звуковой манеры.

Характер звука разнообразный и каждый куплет имеет свои звуковые характеристики. Если вначале более уместным будет спокойный, мягкий, лиричный звуковой тон, приближенный к разговорной речи, то по мере развития возникают изменения в соответствии с содержанием.

Во втором проведении, уже с новым текстом, тот же музыкальный материал звучит по-новому. Должно появиться более сильное, уверенное эмоциональное состояние, а значит и хоровой звук становится более крепким, волевым и энергичным. Этот куплет готовит кульминацию всего произведения.

Совершенно по-новому должен зазвучать третий кульминационный куплет. Этот фрагмент произведения является наиболее значительным в смысловом плане, поскольку здесь утверждается патриотическое, богатырское начало. Необходимо чтобы кульминация произведения (57, 58) прозвучала торжественно, величаво, сильно. Поэтому природа звука должна быть насыщенной, крепкой, но при этом не кричащей и не форсированной.

В связи с таким постоянным изменением художественно-образной задачи, когда исключено статичное, однообразное звучание, певцам хора необходимо владеть самыми разными приемами формирования и ведения звука. Звук должен как бы постоянно перетекать из одного состояния в другое.

При этом нужно помнить, что основой в произведении всегда является певучий звук на легато.

Основной прием звукоизвлечения – мягкая атака звука. Исключением являются отдельные моменты партитуры, где требуется активное яркое звучание (3 куплет) и здесь можно применить более крепкий энергетический посыл, вцелом не изменяя ключевому требованию общей певучести данной партитуры.

Дыхание в исполнении данной партитуры требует владения разными исполнительскими техниками. Наряду со стандартным общехоровым дыханием есть рад фрагментов, требующих цепного хорового дыхания

3. Исполнительский анализ произведения

Необходимо помнить, что в любом произведении нельзя добиться хорошего интонационного ансамбля, если хоровые партии недостаточно закреплены в ансамбле строя. Работа над чистотой звучания партий и хоровых аккордов это взаимосвязанные процессы. Значительную трудность для чистого звучания ансамбля строя вызывает третий куплет. Постоянные отклонения перед кульминацией в D, E, a, F(41-48). Интонационные трудности тоже присутствуют. Встречается пение на одной ноте во всех партиях (9-12, т: 37-40). Это может привести к занижению интонации. В произведение часто встречаются скачки на чистые интервалы, такие как кварта, квинта. Их исполнение должно быть точным и предельно аккуратным. Стоит обратить внимание и на высокие ноты в партиях. Здесь важно не перейти на крик, особенно в кульминации. Нужно интонировать со стремлением к завышению в нисходящем движении (20, 28, 30).

Ритмический ансамбль тесно связан с дикционно-орфоэпическим ансамблем. В произведении с не сложным ритмическим рисунком, но звучащем преимущественно в медленном темпе, возникает проблема «энергетического магнетизма» звучания. Только ощущение стремления музыкальной мысли, чувство внутридолевой пульсации могут «спасти» столь развернутую хоровую партитуру, которая исполняется преимущественно в медленном темпе.

Ввиду отсутствия авторских указаний, касающихся темпа, дирижёру важно продумать линию развития, ведь темп и его разнообразие играют немаловажную роль в создании и передаче образа. Несмотря на то, что темп изначально используется спокойный, с каждым куплетом, он меняется в сторону ускорения. Встречаются агогические изменения (37-48, 57-58, 63-64). Агогика – одно из средств выразительности музыкального исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от ровного темпа и строгого ритма при условии их сохранения в целом. Агогика имеет свои закономерности: устремление к кульминации может сопровождаться ускорением (чаще в небольших музыкальных построениях) или, наоборот, замедлением темпа (что наблюдается в заключительных кадансах); внутрифразовое ускорение обычно уравновешивается последующим замедлением; наиболее значительные звуки, важные по смыслу слова могут подчеркиваться некоторым «оттягиванием».

Обычно “Ой по-над Волгой” исполняется в темпе largamente, что соответствует примерно 60-65 ударам в минуту. При работе с произведением дирижеру предоставлена свобода в использовании темповых решений, поэтому движение выстраивается в соответствии с литературной основой. Не смотря на указанный размер 2/4, существует практика дирижирования партитуры на 4/4, при этом дирижер объединяет такты по два.

При работе над динамикой исполнителям так же следует отталкиваться от содержания. От первого куплета к последнему должно происходить постепенное усиление звучности. Но, при этом, звучание припева важно оставлять всегда в одном нюансе – mp.

Обязательно интенсивное крещендо в месте подготовки кульминации (42, 44, 46). Этот фрагмент партитуры особенно требует от дирижёра высокого уровня профессионального мастерства. Важно сохранить управление хором в постоянно меняющихся «исполнительских параметрах» (темп, нюанс, штрих, слово) В противном случае может не состояться исполнительский замысел рассказа о величии и духовной высоте патриотического чувства к своей Родине, Отчизне.

III. Заключение. Значение и место обработки русской народной песни «Ой, по-над Волгой» Льва Сивухина в современном хоровом репертуаре.

Постоянная работа с хоровыми коллективами, существование «внутри» хорового исполнительства в течение долгого времени привели Льва Конствнтиновича Сивухина к собственному хоровому композиторскому творчеству, частью которого стала и обработка русской народной песни «Ой по-над Волгой». Создавая музыку для хора, Сивухин – композитор всегда проявлял огромное мастерство и знание специфики хорового звучания, он ориентировался на возможности руководимых им конкретных коллективов. Но, при этом, практически все его сочинения оказываются желанными и в других хорах, которые их охотно исполняют и постоянно имеют в репертуаре. Это – закономерный результат, обеспеченный не только композиторским талантом, но и виртуозным профессионализмом музыканта.

Своеобразная стилистика, свой почерк «Льва Сивухина» легко узнается, запоминается, будь то песни для малышей или серьезные, масштабные композиции.

Обработка русской народной песни «Ой, по-над Волгой» является одним из лучших образцов авторского творчества Льва Сивухина. Ясность, непосредственность высказывания, замечательное чувство хора, красочных и технических возможностей этого «инструмента» – все эти достоинства стиля композитора отчетливо предстают в данном произведении. Эти выдающиеся характеристики являются гарантией долгой творческой жизни данной хоровой партитуры в репертуаре самых разных хоровых коллективов не только нашей Родины, но и зарубежья.

IV. Список литературы и источников (библиографический список).

Литература:

  1. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс / Г. А. Дмитревский. — 8-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. — 112 с. — ISBN 978-5-8114-4805-0.

  2. Чесноков, П. Г. Хор и управление им : учебное пособие / П. Г. Чесноков. — 6-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. — 200 с. — ISBN 978-5-8114-5126-5.

  3. Панкратов Л.Г. Методы работы Льва Сивухина с академическим хором: учебное пособие: по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» (уровень бакалавриата профиль «Дирижирование академическим хором») / Панкратов Л.Г.. — Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2020. — 71 c. — ISBN 978-5-6040690-4-2.

Электронные источники:

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

  2. https://www.google.com/amp/s/www.names52.ru/tpost/4gtfn5khj1-sivuhin-lev konstantinovich%3famp=true

  3. http://www.unn.runnet.ru/rus/univers/ngk/rus/pers_pages_sivuhin.html

V. Приложение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!