СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ использования современных образовательных здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создавать ситуации успеха и формировать оптимизм у учеников можно с помощью определенных  технологий: здоровьесберегающей, компетнтностно-ориетированной и т.д. Я работаю в такой средней школе, где бывают ситуации, когда в восьмой класс поступают ученики, читающие по слогам, плохо знающие основные законы математики, низкий уровень развития и приходят такие ребята, у которых довольно высок общий уровень развития.  Вот здесь и применимы определенные стратегии, опирающиеся на вышеуказанные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Анализ использования современных образовательных здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии.»

Современное понимание качества образования.

«Перед современной школой стоят задачи формирования творческой, самостоятельной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

(Д.А. Медведев)

Значимым должно стать не столько приобретение готового знания, сколько собственные усилия, инициатива, поисковая деятельность и , главное, понимание личного смысла этой деятельности. На решение этих задач направлена модернизация содержания общего образования, которая предполагает, прежде всего, усиление его практической ориентации.


Представление о своих высоких способностях – вот то, что обеспечивает мотивацию в обучении и реализацию творческих способностей учеников намного больше, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и оценки, но не мотивировать успех в обучении. Уровень интеллекта может быть невысоким, но если при этом индивидуальный уровень «Я могу» высокий, ученик будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики работают активно, творчески, так как ощущают себя успешными.

Создавать ситуации успеха и формировать оптимизм у учеников можно с помощью определенных технологий: здоровьесберегающей, компетнтностно-ориетированной и т.д. Я работаю в такой средней школе, где бывают ситуации, когда в восьмой класс поступают ученики, читающие по слогам, плохо знающие основные законы математики, низкий уровень развития и приходят такие ребята, у которых довольно высок общий уровень развития. Вот здесь и применимы определенные стратегии, опирающиеся на вышеуказанные технологии.

  • Стратегия: делайте ошибки нормальным и нужным явлением, рассказывайте об ошибках, минимизируйте следствия от совершенных ошибок ( редко применяйте позицию «красного карандаша»)

  • Стратегия: формируйте в ученике веру в успех; открытая перспектива (из опыта В.Ф. Шаталова); «Ты можешь!», «Я могу!». Делать акцент на любых улучшениях, сообщать о любых вкладах, раскрывать сильные стороны учеников, демонстрация веру в силы учеников, эмоциональное поглаживание, авансирование, даю шанс, исповедь, общая радость, эврика, линия горизонта.

  • Стратегия концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах. Анализ прошлого успеха, повторяйте и закрепляйте успехи.

  • Стратегия: делайте процесс обучения ощутимым. Рассказ о вчера, сегодня, завтра. «Помнишь, когда ты не мог решить простую задачу по химии, а сегодня, посмотри. Какие у тебя достижения! А что может быть завтра?»

  • Стратегия признания достижений. Аплодисменты, вознаграждения, выставки, положительная изоляция, самопризнание.

  • Применение этих стратегий (в моем понимании) и есть часть современного качественного образования.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии реализуются через выработку навыков, которые в свою очередь, предполагают определенные умения.

В своей работе по формированию здоровьесбережения я придерживаюсь принципа накапливания умений, то есть включаю в уроки упражнения на формирование сначала одного определенного умения, затем нескольких, потом предлагаю задания, выполнение которых вырабатывает комплекс умений.

Например, на тему «Галогены» программой выделяется очень мало времени. Между тем, это очень интересный и нужный материал! Поэтому я провожу мероприятие для учащихся восьмых классов, используя прием интегративного погружения, который очень эффективен и универсален в формировании здоровьесбережения. Способ применения данного метода одинаков и использованием Интернет – ресурсов, и с использованием книг. Но в плане здоровьесбережения целесообразен он в «книжном» варианте.

Создаются четыре группы учащихся. Каждая получает свое задание, выполняет его в течение нескольких дней, затем докладывает… шефу в присутствии коллег, ведь обучающиеся выступают в роли сыщиков, которым пришло письмо. Вот пример послания, которое предназначено для группы, работающей над раскрытием тайны йода.

Многоуважаемые детективы!

Обращаюсь в ваше агентство в надежде на то, что вы польете свет на событие, которое произошло в моем пансионате «Французские ласточки» не далее как вчера, в полдень. Месье Куртуа – человек весьма почтенного вида, котором я соблаговолила сдать комнату на втором этаже, никогда ни в чем предосудительном замечен не был. Однако вчера я услышала из его комнаты звон стекла и душераздирающий вопль кота. Я подошла к двери и потребовала, чтобы месье немедленно открыл ее. Когда дверь распахнулась, я увидела месье в клубах фиолетового дыма. Это была страшная картина, ведь фиолетовый – это цвет смерти. Может месье Куртууа занимается колдовством? Или здесь таится что-то другое?

Прошу вас незамедлительно посетить мой пансионат и разобраться, что же произошло? Нет ли опасности здоровью моему и моих постояльцев? Пожалуйста, помогите.

Мадам Мари.

Р.S. В посылке некоторые вещи из комнаты месье, возможно, они вам помогут».

В посылке набор: консервы морской капусты, картофель с синим пятном на срезе, поваренная соль йодированная. Клочок бумаги и слово на нем (тироксин), лекарство йодомарин, настойка йода спиртовая, фотография кошки.

Начинается работа групп по поиску и обработке информации – расследование. Через несколько дней проводится расширенное заседание детективного агентства, где каждая группа сыщиков представляет оформленные результаты работы. Работа такого вида всегда интересна ребятам. Данный метод обучения можно использовать как на этапе изучения нового материала, так и на этапе обобщения и систематизации знаний.

Для этого я составляю особые задания по формированию компетенций здоровьесберегающими приемами. Составляя задания, придерживаюсь рекомендаций авторов публикаций о формировании здоровьесбережения.




  1. Любое тестовое задание дается в виде описания жизненной ситуации (предлагается сценарий задания). Это делается специально, для того, чтобы сымитировать реальную среду, в которой учащемуся приходится решать аналогичные задачи.

  2. Очень важный момент- объем текста, который учащийся должен прочесть и переработать при выполнении задания. Текст дается из расчета скорости чтения 180-200 слов в минуту для сильных учеников и 120 для слабых.

  3. Предложенные задания не должны требовать знаний по конкретной школьной дисциплине: содержание заданий строится на общекультурных вопросах, «житейских ситуациях».


Введение в обучение тестовых заданий «оживляет» предмет, способствует пониманию целостности окружающего мира, увязывает учебный материал с жизнью, с практической деятельностью.

Основными результатами этого можно считать: заинтересованную работу учеников, дружескую рабочую атмосферу, а самое главное – обучение без принуждения, построенное на интересе.

Еще одним показателем сформированности компетентности является умение учащихся проводить исследовательскую работу. Акцент при работе обучающихся над проектами делается, прежде всего, на формирование информационной и технической компетентности как составной части ИКТ-компетентности.

Формирование компетенций здоровьесберегающими приемами и методами, выравнивающими учебные возможности обучающихся, - главное преимущество предлагаемого опыта.

У данного опыта большие перспективы. Изменения, происходящие в обществе, влекут новое в требованиях к его гражданам: нужны инициативные, самостоятельные, умеющие работать в команде, решать возникающие проблемы, но самое главное – нужны здоровые люди! Сегодня миссия школьного образования – не только давать знания, а готовить к жизни во всем: в предметных, коммуникационных областях и здоровьесбережении.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!