СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ фрагмента литературного произведения (на примере отрывка из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерный шаблон  анализа литературного произведения, ответ на  поставленные вопросы к фрагменту

Просмотр содержимого документа
«Анализ фрагмента литературного произведения (на примере отрывка из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»)»

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Шедогубова Елена Петровна – учитель русского языка и литературы



Анализ фрагмента литературного произведения (на примере отрывка из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»)



  1. ответить на вопрос "Как автор использовал конкретного персонажа для выражения основной идеи комедии"

  2. проанализировать художественные методы, использованные автором в этом отрывке



«Пауза.

Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле

кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди

гостиной, и уходит.

Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось,

говорить не могу... (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У

Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга

сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал

сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я

по десяти... Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за

мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете.

Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню.

Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется... Это плод

вашего воображения, покрытый Мраком неизвестности... (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь... (Звенит ключами.) Ну, да все равно.

Слышно, как настраивается оркестр.

- Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!

(Играет музыка, Любовь Андреевна опустилась на стул и горько плачет).

(С укором.) Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая,

не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все это прошло, скорее бы

изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.

Пищик (берет его под руку, вполголоса).

-Она плачет. Пойдем в залу, пусть она одна... Пойдем...

(Берет его под руку и уводит в залу.)

Лопахин. Что ж такое? Музыка, играй отчетливо! Пускай всё, как я

желаю! (С иронией.) Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (Толкнул нечаянно столик, едва не опрокинул канделябры.) За все могу заплатить!

(Уходит с Пищиком.)

В зале и гостиной нет никого, кроме Любови Андреевны, которая сидит,

сжалась вся и горько плачет. Тихо играет музыка. Быстро входят Аня и

Трофимов. Аня подходит к матери и становится перед ней на колени. Трофимов остается у входа в залу.



Аня. Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя

прекрасная, я люблю тебя... я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его

уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь

впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... Пойдем со мной, пойдем,

милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!..

Занавес»



3.Как автор использовал конкретного персонажа для выражения основной идеи комедии

Основная идея пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» - это ожидание перемен в жизни героев. Идет непрерывное разрушение прежней жизни, старого уклада, устоявшихся отношений между персонажами, но одни воспринимают эти неизбежные перемены со страхом и растерянностью (Раневская, Гаев), другие видят в сломе старых отношений возможность приобрести новые накопления, обогатиться (Лопахин), третьи принимают их как необходимое движение вперед, которое принесет ростки новой жизни (Аня, Петя Трофимов). Итак, в пьесе происходит пересечение трех временных линий, но линии эти абсолютно чужды друг другу, разобщены.

Каждый герой живет в собственном мире, отсюда эта отчужденность, ощущение одиночества и даже враждебности. Каждый из них по-своему воспринимает происшедшее с ними. «О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!» (XIII;317), - взывает к прошлому Раневская. «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду… Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…» (XIII;306), - торжествует новый владелец «имения, прекраснее которого ничего нет на свете». «Вся Россия - наш сад!» (13;294), - твердит вечный студент и «облезлый барин» Петя Трофимов и ему вторит Аня, дочь Раневской.

Они не слышат друг друга, не ощущают боль другого человека, что очень ярко проявляется в мастерски выстроенных диалогах, которые зачастую перерастают в монологи. Так происходит в данной сцене с Лопахиным, который опьяненный собственным успехом на аукционе, покупкой имения, не понимает, что причиняет своими словами страдания окружающим, в том числе и Любови Андреевне. Чехов, являясь признанным мастером создания психологического образа героев, в данной сцене превосходит, на наш взгляд, самого себя.

Используя такие средства психологизма как деталь, речевая характеристика героя, повторы, ремарки, градацию и другие, автор рисует образ приобретателя, предпринимателя новой формации, которые пришли на смену полуграмотным, малообразованным купцам, привнося в свою деятельность своеобразный азарт наживы и при этом стремление к европейскому стилю жизни. Образ Лопахина помогает читателю и зрителю полнее и глубже проникнуть в авторский замысел, понять основную идею произведения. В этом характере слились воедино такие противоречивые качества натуры как хищническое стремление к наживе, страсть к приобретательству, эгоизм, равнодушие и в то же время чувство жалости, память о доброте по отношению к себе, работоспособность.

В образе Любови Андреевне Раневской Чехов вывел на сцену Россию уходящую – Россию уходящих и повсеместно гибнущих дворянских усадьб – и их владельцев, декадентствующих дворян, не приспособленных к жизни, не способных отстоять свои идеалы, зачастую этих идеалов и не имеющие. Образ Раневской почти весь построен на деталях, которые позволяют нам увидеть внутренний мир героини. Вернувшись в места, где прошло ее детство и юность, войдя в детскую комнату, где все осталось по-прежнему, Раневская радостно восклицает: «И теперь я как маленькая…». (XIII;269) Уже эта первая фраза задает тональность ее поведения, образа мыслей, образа действий. Она объясняет ее инфантильность, непрактичность, неприспособленность к жизни, «детскую» модель поведения - внезапные бурные проявления эмоций, перепад настроений, неумение сосредоточиться, обидчивость. Зная, подспудно понимая бесплодность мечтаний о спасении своего имения, она не слушает практических советов Лопахина, отвергая их как плебейские, пошлые мысли.

Она не знает цену деньгам, не ценит труд и старания Вари хоть как-то наладить быт и хозяйство. Были пущены «на ветер» деньги, дача в Ментоне близ Парижа, усадьба с вишневым садом, будут растрачены ею и тысячи ярославской тетушки, растрачена, в конечном итоге, собственная жизнь. Остается только горько рыдать от известия о продаже имения, да еще под музыку, заказанную торжествующим новым владельцем усадьбы.

4. Какие художественные методы применены в данном отрывке.

Являясь ярким представителем реалистического направления в литературе, А.П. Чехов уже в начале 20 века внес в театральное искусство новые веяния, которые позднее подхватят и разовьют представители модернистских течений. Тем не менее, все его пьесы созданы в русле реалистического подхода к литературному произведению.

В пьесе «Вишневый сад», в данном отрывке А.П. Чехов применяет разнообразные средства художественной выразительности, характерные для реализма, рисуя, к примеру, образ Лопахина. В данной сцене в его монологе огромную роль играют ремарки, которые точно и ярко передают состояние эйфории после победы на торгах. При этом ремарки выстроены по принципу градации – нарастания эмоций героя: «Смеется», «Хохочет», «Топочет ногами». Краткое сожаление и сочувствие Раневской выражено в ремарках «С укором», «Со слезами», которое быстро сменяется нерассуждающим и безжалостным торжеством победителя, громогласно требующего победной, «отчетливой» музыки.

Повторы, которыми полна речь Лопахина, подчеркивают его возбужденное состояние: «Вишневый сад теперь мой!.....Вишневый сад мой!»; бессвязный пересказ событий с множеством незаконченных предложений также подчеркивают радость героя: «Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется... Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности». В конце монолога преобладают восклицательные предложения, которые передают бьющие через край эмоции Лопахина: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!».

Этот же прием повторов, отнесенный к образу Ани, передает совершенно другие чувства и эмоции. Утешая свою беспутную, но жалкую мать, Аня твердит ей: «Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!», «Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная…». В этих повторяющихся словах проявляется ее светлые, чистые чувства, которые она по доброте душевной переносит и на окружающих ее людей, зачастую не заслуживающих их.

Пьеса «Вишневый сад» полна такими интересными деталями как звуки. Таинственный звук, напоминающий лопнувшую струну, музыка, которая звучит по приказанию Лопахина, несмотря на горький плач Раневской – звуковые эффекты становятся символическим отзвуком в читательской памяти. В данном отрывке уже предсказывается тот стук топоров, который будет звучать в финале пьесы, символизируя гибель дворянских усадьб уходящей России. Предчувствие грядущих бед, конец целой эпохи дворянских гнезд – все это выразилось в звуковых деталях в финале пьесы.

В пьесе «Вишневый сад» подчеркивается важнейшая деталь, непосредственно связанная с понятием дом, очаг – ключи. Уже в начале пьесы Варя появляется на сцене со связкой ключей на поясе, что символизирует ее положение в доме – экономки, хозяйки, домоправительницы. Варя связана с усадьбой только этими ключами, ее мечты уводят ее в монастырь, в паломничество по святым местам: «Пошла бы себе в пустынь, потом в Киев... в Москву, и так бы все ходила по святым местам... Ходила бы и ходила. Благолепие!..». (XIII;282) После оглашения результатов торгов Варя в отчаянии демонстративно срывает с пояса связку ключей и бросает их на пол, показывая, что она в этом доме больше никто – ни хозяйка, ни экономка. Ключи поднимает Лопахин, что также очень символично: имение обретает нового хозяина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!