СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИя

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно манипулируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также минимизировать затраты на его расширение и обновление.

Просмотр содержимого документа
«АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИя»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия»

Кафедра Коммерции, маркетинга и рекламы







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине: Стоимостной анализ хозяйственной деятельности





Выполнил:

Тарасов Сергей Петрович

Направление подготовки:

38.04.01 «Экономика»

Форма обучения: заочная


Оценка:______________________

Должность, Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.
















Омск, 2017

Содержание контрольной работы

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»


ВВЕДЕНИЕ

3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Значение финансового анализа для успешного развития предприятия

5

1.2 Информационная составляющая анализа финансового состояния предприятия

7

2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


2.1 Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового состояния предприятия

10

2.2 Методика анализа финансового состояния

12

2.3 Анализ финансовых расчетных показателей

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

19

ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6

20

ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 8

21




















РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»


ВВЕДЕНИЕ

  • рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно манипулируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также минимизировать затраты на его расширение и обновление.

Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятий средств для развития производства, их неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а избыточная устойчивость будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Цель анализа состоит в том, чтобы оценить финансовое состояние предприятия, а также в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.

Цель реферата заключается в том, чтобы дать сводную систему показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, необходимых для принятия деловых производственно-хозяйственных и управленческих решений по улучшению или стабилизации положения.

Вместе с тем, финансовое состояние - это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям. Поэтому система приводимых показателей имеет целью показать его состояние для внешних потребителей, так как при развитии рыночных отношений количество пользователей финансовой информации значительно возрастает.

В соответсвии с поставленной целью сформулированы следующие задачи реферата:

- во-первых, определить значение финансового анализа для успешного развития предприятия;

- во-вторых, изучить информационную составляющую анализа финансового состояния предприятия;

- в-третьих, проанализировать методику анализа финансового состояния предприятия;

- в-четвертых, сделать выводы.

Методологической основой написания реферата послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления персоналом, психологии, статьи и монографии, опубликованнные в печати.































1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Значение финансового анализа для успешного развития предприятия

Финансовый анализ представляет собой оценку финансово - хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Его цель - определить состояние финансового здоровья фирмы, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые фирма может сделать ставку. При оценке финансового положения фирмы к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о ее деятельности.


Внутренний финансовый анализ - анализ, который необходим для удовлетворения собственных потребностей предприятия, - направлен на определение ликвидности фирмы или на строгую оценку ее результатов в последнем отчетном периоде, в том случае, например, когда руководство фирмы и ее финансовый аналитик хотят знать, может ли предприятие позволить себе выделение средств на планируемую производственную экспансию (расширение производства) и как отразятся на нем дополнительные расходы.


Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.


Целью финансового анализа, инициатива которого не принадлежит фирме, могут быть определение и оценка кредитоспособности и инвестиционных возможностей предприятия. Так, представителя банка может заинтересовать вопрос о ликвидности или платежеспособности фирмы. Потенциальный инвестор хочет знать, насколько рентабельна фирма и какова степень риска потери вклада при ее инвестировании. Существует методика, позволяющая при помощи финансово-отчетной документации и анализа различных финансовых показателей спрогнозировать возможность банкротства фирмы или же убедиться в ее стабильности.


Независимо от того, чем вызвана необходимость анализа, его приемы в сущности всегда одни и те же. Его главный инструмент - выведение и интерпретация различных финансовых коэффициентов. Правильное применение данных приемов позволяет ответить на многие вопросы относительно финансового здоровья фирмы.


Жизнь фирмы составляют постоянно меняющиеся ситуации и сложные проблемы. Для организации надежного финансового управления необходимо разбираться в реальном движении дел на предприятии, знать, чем оно занимается, владеть информацией о его рынках, клиентах, поставщиках, конкурентах, качестве продуктов его деятельности, дальнейших целях и т.д. Одним из средств координации работы предприятия и контроля за его фондами является финансовый анализ. Он позволяет ответить на многие вопросы относительно движения средств в фирме, качества управления ими и положения на рынке, которое приобретает фирма в результате своей деятельности.

Движение материальных фондов на предприятии обуславливает движение денежных средств. Финансовый аналитик должен понимать, что любая отрасль экономики имеет свои особенности и, как результат, отличные от других финансовые потребности и финансовую стратегию. В тяжелом машиностроении или строительстве производственные торговый цикл значительно дольше, чем в сфере обслуживания (например, в консультационных агентствах, туристических фирмах или хлебопекарной промышленности). Разница в продолжительности финансового и производственного цикла отражается на изменении степени риска, которому подвержена каждая из отраслей, а также оказывает влияние на формирование структуры и способа финансирования конкретной коммерческой деятельности.

Для наглядности представим себе небольшое, только начинающее свою деятельность предприятие. Его владелец вкладывает денежные средства в фирму. Она приобретает средства производства (оборудование, материалы), нанимает рабочую силу, которая производит товары, и оплачивает ее труд. Произведенный товар продается покупателям, за его реализацию фирма получает деньги. Созданные таким образом финансовые средства снова возвращаются на предприятие.

Первым источником финансирования работы предприятия является собственное производство. В фирму поступает добавочный капитал - как результат собственной деятельности. Так происходит наращивание собственного капитала.

Если по истечении некоторого времени производство развивается таким образом, что деньги, созданные в результате собственного производства, уже не в состоянии удовлетворить все потребности фирмы и обеспечить ее экспансию, необходимо привлечь средства извне.

Классическим, а на сегодняшний день - и самым популярным способом привлечения внешних ресурсов является получение банковских кредитов. Это те случаи, когда предприниматель или руководство предприятия получает на заранее оговоренный срок заемный (ссудный) капитал, который должен поддержать дальнейшее развитие производства. В течение определенного времени фирма обязана вернуть заемный капитал выплатить ссудный процент.

Получить финансовые средства таким образом можно на рынке капиталов. Существуют два способа [1]:

- эмиссия (выпуск) облигаций, режим которых в сущности такой же, как и у банковской ссуды. По истечении срока платежа фирма должна выкупить облигации – «долговые обязательства» - и вернуть полученные в заем деньги их владельцам; фирма выплачивает за привлеченный капитал процент – купон;

- выпуск акций или продажа пая (подписка на пай) - доли участия в предприятии, дающей право на часть имущества и «право голоса». Компания не обязана возвращать полученные таким образом деньги, тем не менее, к выпуску акций и их размещению на рынке капиталов всегда предъявляются жесткие требования. Акции должны обладать свойствами, привлекательными для инвесторов, они должны приносить достаточно высокие дивиденды и их рискованность должна быть соизмерима с размерами дивидендов

Наряду с названными выше основными видами ценных бумаг (акции и облигации) существуют и другие, в разной мере сочетающие в себе свойства двух основных (например, конвертируемые облигации, дисконтные облигации, привилегированные акции). В соответствии со спектром собственных интересов и возможностей предприятие стремится выпускать ценные бумаги, наделенные свойствами, благодаря которым они способны наилучшим образом удовлетворить его потребности и предоставить дополнительные средства, что может изменить структуру капитала предприятия. Для принятия решения о выпуске того или иного вида ценных бумаг значительную роль играют также преимущественные права отдельных групп инвесторов и их неприятие риска.

Банковские кредиты и операции на рынке капиталов являются вторым источником финансирования деятельности предприятия. Фирма получает дополнительный капитал, созданный в результате заключения договоров о предоставлении кредитов и подписки на ценные бумаги.

Стабильность работы предприятия связана с общей его финансовой структурой, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Так, многие предприятия в процессе своей деятельности помимо собственного капитала привлекают значительные средства, взятые в долг. Однако если структура "собственный капитал - заемные средства" имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может обанкротиться, если сразу несколько кредиторов потребуют возврат своих денег в "неудобное время".

Для поддержания финансовой устойчивости на «здоровом» уровне и необходим постоянный финансовый анализ состояния предприятия.


1.2 Информационная составляющая анализа финансового состояния предприятия

Можно назвать четыре основные группы субъектов, заинтересованных в получении подробной информации о финансовой ситуации и ее деятельности: субъекты, предоставляющие краткосрочные кредиты; субъекты, предоставляющие долгосрочные кредиты; акционеры и руководство фирмы. Каждая группа имеет свою точку зрения и преследует отличные от других интересы при проведении финансового анализа, что обусловлено различным финансовым отношением к анализируемому предприятию. Чтобы понять перспективы каждой группы и определить отвечающее интересам конкретной группы направление анализа, рассмотрим более детально различия, специфику их подхода.


Особая роль в этом вопросе отведена руководству фирмы, которое должно понимать точки зрения трех других групп.


Кредиторов, выдающих краткосрочные кредиты (коммерческие банки, поставщики или коммерсанты), интересует, прежде всего, вопрос ликвидности, способности фирмы создавать деньги и вовремя выполнять свои обязательства. Для удовлетворения потребностей данной группы анализ должен дать детальный разбор качества и характера движения краткосрочных активов и краткосрочных обязательств, а также позволить изучить последовательные изменения в обороте средств (создание и реализация запасов, фактурирование и погашение задолженности).


Если анализ ликвидности вызывает сомнения в способности компании создать необходимые наличные средства, кредитор концентрирует внимание на платежеспособности фирмы. Платежеспособность - это относительное превышение стоимости активов над стоимостью обязательств (пассивов). В случае невыполнения фирмой принятых на себя обязательств (по погашению долгов) возникает вопрос, насколько высока степень надежности защиты кредиторов, гарантированной общей стоимостью активов. Кредитор подвергается определенному риску полной или частичной потери своих инвестиций.


Обычно для кредиторов, предоставляющих краткосрочные кредиты, прибыльность фирмы не является первостепенной по актуальности проблемой. Тем не менее, каждый банк, любой коммерсант (поставщик) охотнее работает с рентабельной компанией, поскольку сотрудничество с преуспевающими партнерами - залог прочных, стабильных взаимоотношений в будущем, но, ни банк, ни поставщик не принимает непосредственного участия в прибылях компании. Банк получает свои фиксированные проценты и платежи, а поставщик - выручку от торговой деятельности. Основное требование, предъявляемое представителями рассматриваемой группы, - наличие определенных гарантий получения своих денег обратно в относительно короткий срок. Неблагоприятная финансово-экономическая ситуация в фирме влияет на степень риска, которому подвергаются кредиторы. Поэтому в большинстве случаев целью проводимого ими анализа является ответ на вопрос: «Будут ли выполняться фирмой ее обязательства и в случае отсутствия прибыли?».


Кредиторов, предоставляющих долгосрочные кредиты (например, владельцев облигаций или пенсионных фондов и страховых компаний), также интересует вопрос ликвидности фирмы по краткосрочным обязательствам. Так, если они являются причиной невыполнения фирмой краткосрочных обязательств, это может привести к осложнениям в отношениях с другими группами инвесторов. В тех случаях, когда у потенциального кредитора есть основания ожидать возникновения в будущем у дебитора определенных проблем с ликвидностью, он, вероятно не захочет вкладывать деньги в облигации данного предприятия и предоставлять ему кредит. Кредиторы, предоставляющие долгосрочные кредиты, обычно основное внимание уделяют способности компании расплачиваться по долгосрочным обязательствам. Чтобы фирма могла выполнять свои обязательства и выплачивать проценты, она должна оставаться рентабельной на протяжении достаточно длительного времени. Поэтому кредиторы, предоставляющие долгосрочные кредиты, проводят анализ-прогноз будущей финансовой деятельности фирмы, оценивают стабильность денежных потоков и ожидаемых доходов компании вплоть до срока выполнения долгосрочных обязательств.

Для акционеров актуален вопрос ликвидности, платежеспособности и отношения будущих прибылей и cash flow (денежного потока, движения денежных средств) к долгосрочным обязательствам - долгам. Дивиденды представляют собой платеж с прибыли, который осуществляется уже после погашения прочих видов задолженности (процентов, налогов), следовательно, акционеры находятся в положении последних бенефициаров, получающих часть прибыли фирмы. Стоимость акций напрямую зависит от ожидаемой будущей прибыли (доходов) от акций, точнее говоря, от будущего налично-денежного движения и риска, которому подвергается инвестированный капитал. Анализ, который проводится в интересах акционеров, основывается на перспективной оценке будущих доходов от собственного капитала. Акционеры рассматривают ликвидность краткосрочных обязательств и платежеспособность по долгосрочным задолженностям с точки зрения их влияния на риск, которому они подвергаются.

Руководство видит свою основную задачу в том, чтобы сделать стоимость акций максимально высокой. Поэтому его подход к анализу в сущности тот же, что и у акционеров. Однако одновременно акционеры возлагают на руководство ответственность за поддержание достаточной ликвидности, выполнение обязательств перед кредиторами и привлечение достаточного для деятельности фирмы капитала посредством получения кредитов и новых инвестиций (реализация акций). Следовательно, руководство должно подходить к финансовому анализу также с точки зрения кредиторов, предоставляющих долгосрочные и краткосрочные кредиты, т.е. должно понимать позицию «другой стороны».







2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового состояния предприятия

Бухгалтерские отчеты являются важнейшей основой финансового анализа. Перед тем как приступить к их обработке и фундаментальному анализу содержащейся в отчетности информации, аналитик должен серьезно изучить методику расчета отдельных статей.


Если финансовый аналитик выводит расчетные показатели, не обладая глубоким знанием проблематики, просто «по инструкции», основываясь на приведенных в бухгалтерских отчетах цифрах и не пытаясь понять, что за этими цифрами скрывается, то такой поверхностный подход может привести к неправильной оценке, ошибочным заключениям и, возможно, к принятию неверных решений. Каждый аналитик должен иметь это в виду и сделать все для того, чтобы избежать ошибочных выводов, сделанных в результате переоценки или недооценки определенных данных.


Безусловно, бухгалтерские отчеты представляют собой основное сырье для анализа расчетных показателей, однако нельзя не отметить и некоторые слабые стороны в их содержании и в используемых при их подготовке бухгалтерских методиках.


Баланс не отражает точную стоимость предприятия на день оценки. Бухгалтерские стандарты часто используют в качестве основы при оценке активов и пассивов первоначальную стоимость - стоимость в ценах приобретения, которая, несмотря на регулярные амортизационные отчисления, не соответствует стоимости активов и пассивов на день оценки (амортизация и методы списания стоимости являются лишь неточным и искусственным приблизительным отражением действительного процесса старения актива).

Для определения реальной стоимости некоторых статей баланса необходима перспективная оценка. Примером служат дебиторская задолженность, оцененная и очищенная с точки зрения возвратности (так называемые статьи нетто - после исключения сомнительных или спорных сумм, которые уже не являются реальным активом компании), запасы, стоимость которых должна быть основана на их продажности, и необоротные активы, реальная стоимость которых должна базироваться на сроке годности, длительности эксплуатации.

Общепринятой практикой при оценке долгосрочных внеоборотных активов является постепенное снижение их стоимости (списание). С другой стороны, возрастание стоимости активов почти никогда не принимается во внимание. Этот аспект особенно важен для фирм, большую долю собственности которых составляют активы с возрастающей стоимостью, например пахотная земля, леса, рудники и т.п. Однако действительный срок службы актива редко связан с его амортизацией (к еще большему упрощению и разрыву между реальным сроком эксплуатации актива и начислением амортизации может привести применение метода ускоренной амортизации).

  • бухгалтерские отчеты вообще не включены многие статьи, имеющие определенную «внутреннюю» финансовую стоимость. Причина кроется в объективной проблематичности их оценки. Речь идет, прежде всего, о людских ресурсах, опыте и квалификации сотрудников или поддержке компании солидным экономическим или политическим субъектом.

Стоимость ценных бумаг фирмы (акций, облигаций) базируется на ожидаемых в будущем налично-денежных потоках и доходах от владения бумагами или от их продажи. Отчет о прибылях и убытках же сосредоточен на определении бухгалтерской прибыли. Чистая прибыль - итоговая статья этого финансового документа - не равна чистой сумме наличности, созданной фирмой за данный отчетный период, и не отражает реальный налично-денежный доход.

Отчет о прибылях и убытках представляет попытку измерить чистую прибыль как результат деятельности компании в течение определенного периода. Этот документ составляется на кумулятивной базе, а не на налично-денежной. Речь идет об отражении взаимосвязи между доходами предприятия за определенный период и участвующими в их создании расходами. Однако эти расходы почти всегда относятся не к одному периоду. Статьи расходов и доходов не отражают фактический процесс притока и оттока наличности, а следовательно, и итоговая чистая прибыль не показывает реального размера наличных средств, полученных в результате деятельности фирмы в течение определенного периода.

  • подготовленном для анализа балансе чешского предприятия статьи актива сгруппированы с точки зрения ликвидности, т.е. с точки зрения продолжительности периода, необходимого для их обращения в наличности, - от наиболее ликвидных к менее ликвидным.

Задолженности располагаются в соответствии со сроком оплаты: от тех, которые должны быть погашены раньше, к задолженностям с наиболее поздним сроком оплаты. По каждой статье необходимы наиболее точно отражающая реальность оценка и очистка о спорных сумм.

Оформленный таким образом отчет позволяет легко определить, какие статьи относятся к текущей, краткосрочной, повторяющейся в течение одного года, деятельности (краткосрочные активы), а какие - к более продолжительному периоду (долгосрочные или внеоборотные активы).

Статьям актива должен приблизительно соответствовать и характер финансовых ресурсов, указанных в статьях пассива и собственного капитала.

Краткосрочные активы должны финансироваться преимущественно краткосрочными средствами - краткосрочной кредиторской задолженностью перед поставщиками, сотрудниками, бюджетом и т.п.

Долгосрочные активы должны финансироваться долгосрочными средствами: либо собственными ресурсами предприятия в форме собственного (акционерного) капитала, либо привлеченными средствами в виде займов или ценных бумаг - облигаций и долговых обязательств.

  • финансовом анализе для обозначения имеющихся в распоряжении фирмы долгосрочных финансовых средств применяется термин используемый капитал. Это относится как к собственным, так и к привлеченным средствам.

Часть используемого капитала, образованная номинальной стоимостью выпущенных обычных акций, эмиссионным доходом и накопленной нераспределенной прибылью компании, представляет капитал акционеров.

  • подготовленном для анализа отчете о прибылях и убытках чешского предприятия сначала указаны расходы и доходы, относящиеся к производственной деятельности, затем статьи, связанные с финансовой и инвестиционной деятельностью, и, наконец, статьи по неосновной деятельности, если таковые имеются. Затем следует налогообложение валовой прибыли и определяется чистая прибыль.

  • конце отчета указываются сведения о распределении чистой прибыли между акционерами (в виде дивидендов) и компанией (в виде нераспределенной прибыли).

Оформленный таким образом отчет о прибылях и убытках позволит инвесторам и аналитикам с первого взгляда выявить «вес» отдельных видов деятельности, которой занималась фирма в данном периоде (производственная, финансовая, неосновная), и облегчит оценку возможного изменения ориентации фирмы по сравнению с предшествующим периодом.

Статьи по неосновной деятельности не учитываются вместе с результатами текущего отчетного периода по другим видам деятельности, поскольку ее результат нельзя считать регулярным и полноценным источником финансирования.


2.2 Методика анализа финансового состояния

Под анализом финансовой отчетности предприятия понимается выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями его финансово-хозяйственной деятельности, включенными в отчетность.

Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения.

Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т.е. с необходимой для анализа степенью агрегирования.

Одним из важных приемов анализа отчетности является «чтение» форм отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в этих формах. «Чтение» отчетности или простое ознакомление с ней позволяет сделать выводы об основных источниках привлечения средств предприятием, направлениях их вложения, основных источниках полученной предприятием прибыли за отчетный период, основных источниках денежных средств и оборотных активов, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деятельности, дивидендной политики и т.д. Однако эта информация, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческих решений, не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности компании, ее место среди аналогичных предприятий страны и мирового рынка.

С этой целью в практике финансового анализа были выработаны основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующее [2]:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- метод финансовых коэффициентов;

- сравнительный анализ;

- факторный анализ.

Горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Этот анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Следует отметить, что в условиях инфляции ценность результатов горизонтального анализа снижается.

Вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденцией динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Эти коэффициенты представляют большой интерес, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большим преимуществом коэффициентов является также и то, что они сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике. Этот метод наиболее удобен в силу его простоты и оперативности. Его суть заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, среднеотраслевыми нормами или соответствующими коэффициентами, и с численными по данным деятельности предприятия за предшествующие годы.

Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния - ликвидность и платежеспособность предприятия, то есть способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточно для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: 1) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете и 2) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Очевидно, что ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу. Так, коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако по существу эта оценка может быть ошибочной, если в текущих активах значительный удельный вес приходится на неликвиды и просроченную дебиторскую задолженность.

Также, чем значительнее размер денежных средств на расчетном счете, тем с большей вероятностью можно утверждать, что предприятие располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей. Вместе с тем наличие незначительных остатков на расчетном счете вовсе не означает, что предприятие неплатежеспособно - средства могут поступать на расчетный счет в течение ближайших дней.

С позиции долгосрочной перспективы финансовое состояние предприятия характеризуется структурой источников средств, степенью зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. Каких-либо единых нормативов соотношения собственного и привлеченного капитала не существует. Тем не менее, распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика - не менее 60%. Условность этого лимита очевидна, например, высокорентабельное предприятие или предприятие, имеющее высокую оборачиваемость оборотных средств, может позволить себе относительно высокий уровень заемного капитала.

Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы.


2.3 Анализ финансовых расчетных показателей

Анализ финансовых расчетных показателей (коэффициентов) направлен на изучение структуры активов предприятия, качества и интенсивности их использования, способа их финансирования; он позволяет оценить рентабельность фирмы, ее платежеспособность и ликвидность, а также некоторые другие стороны ее финансовой жизни. Опираясь на результаты исследования, инвесторы, кредиторы и руководство компании могут определить специфику экономической ситуации в ней на день оценки. Ценным качеством финансового анализа является то, что он позволяет сравнивать результаты нескольких периодов и на основе этого оценивать тенденции развития хозяйственно-экономической деятельности предприятия. Одновременно финансовый анализ - важный инструмент сравнительно-сопоставительного изучения разных предприятий.

Независимо от того, чем вызвана необходимость анализа, его приемы в сущности всегда одни и те же. Его главный инструмент - выведение и интерпретация различных финансовых коэффициентов. Правильное применение данных приемов позволяет ответить на многие вопросы относительно состояния финансового здоровья фирмы.

Бухгалтерские документы предоставляют сведения, с одной стороны, о положении фирмы на конкретную дату, с другой - о специфике ее деятельности за определенный период. Реальная ценность бухгалтерских отчетов для финансового анализа заключается в том, что они выступают в качестве источника информации, помогающей делать прогнозы относительно будущих доходов фирмы и выплачиваемых дивидендов.

Преимущество анализа расчетных показателей (коэффициентов) состоит в том, что из потока информации он выделяет общую базу данных (базу сравнения), что позволяет сопоставлять крупные фирмы с небольшими. Это наилучший способ сравнить сведения о текущей и прошлой деятельности фирмы, с одной стороны, а с другой - сравнить фирму с другими компаниями или с рядом компаний (относящихся к определенной отрасли промышленности).

Анализ расчетных показателей является наиболее употребительным (и даже «злоупотребляемым») инструментом финансового анализа. Получить финансовый коэффициент можно, разделив одну статью или сумму баланса или отчета о прибылях на другую статью. Разумеется, не каждый результат таких действий способствует лучшему пониманию финансового положения фирмы, характера ее деятельности. Финансовый анализ должен оперировать показателями, актуальными для конкретной финансовой проблемы или решения. О «злоупотреблении» финансовым анализом можно говорить в тех случаях, когда какому-то финансовому показателю придается слишком большое значение. Нельзя положительно или отрицательно оценивать ликвидность фирмы, делать выводы о «здоровье» структуры капитала, опираясь только на один показатель, либо считать какой-либо показатель слишком высоким или слишком низким. Один показатель может быть симптомом, но для того, чтобы сделать полноценное заключение или найти причины, необходимо проанализировать ситуацию с разных сторон.

Для руководства фирмы финансовый анализ служит исходной точкой при формировании финансовой и коммерческой стратегии, влияющей на развитие событий в будущем. Использование финансовых коэффициентов позволяет руководству контролировать деятельность фирмы и вносить позитивные изменения в ее работу. Важную роль играет финансовый анализ для менеджера при составлении прогноза относительно условий, которые могут сложиться в будущем, а также при разработке решений, которые отразятся на дальнейшей деятельности предприятия.

Представители банков (аналитики, кредиторы, аудиторы) используют анализ расчетных показателей для оценки платежеспособности фирмы, ее солидности и кредитоспособности. Они выясняют, насколько фирма способна погашать кредиторскую задолженность и выплачивать проценты.

Финансовые аналитики и финансисты на биржевых рынках и рынках капиталов заинтересованы в оценке эффективности и возможностей развития фирмы, а также надежности потенциальных капиталовложений. Инвестора в анализе финансовых документов привлекает способность прогнозировать перспективы.


Аналитики на рынках ценных бумаг также изучают финансовые документы и расчетные показатели фирм с точки зрения безопасности инвестирования. Одновременно анализ позволяет им рассчитать долю активов фирмы, на которую могут претендовать владельцы облигаций каждого класса в случае объявления конкурса.

Можно выделить пять групп, объединяющих расчетные показатели по следующим признакам: исходная база данных (бухгалтерских и прочих) при выведении коэффициента его сущность (что именно отражает данный показатель) [3]:

- показатели ликвидности раскрывают характер отношения между оборотными активами и краткосрочными пассивами и отражают способность компании вовремя выполнить обязательства;

- показатели управления активами измеряют эффективность, с которой фирма управляет своими активами;

- показатели контроля и регулирования долговых отношений измеряют объем финансирования фирмы за счет привлеченных средств и ее способность погашать долговые обязательства;

- показатели прибыльности (рентабельности) отражают влияние ликвидности, управления активами и регулирования долговых отношений на прибыль фирмы;

- показатели рыночной стоимости отражают рыночную (фактическую) стоимость компании, а именно отношение рыночной стоимости акций фирмы к ее доходам и к бухгалтерской стоимости акций.

Названные выше коэффициенты характеризуют особенности деятельности компании. Степень их информативности повышается в результате сравнения со средней отраслевой величиной.

Хотя средние отраслевые показатели активно используются при оценке деятельности предприятия, они не являются абсолютной целью, к достижению которой должны стремиться все фирмы. Одна фирма с хорошим управлением может превысить данный показатели, другая же, не менее надежная и стабильная, будет иметь результат ниже средней величины. Однако слишком большой отрыв от среднего отраслевого значения должен насторожить финансового аналитика. Необходимо выяснить и оценить причины такого различия.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического рассмотрения темы реферата сделаны следующие выводы.

Финансовый анализ представляет собой оценку финансово - хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем.

Различают шесть основных методов финансового анализа:

- горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ - выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;

- трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

- анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный (пространственный) анализ - с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой - сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;

- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показатель.

Целью анализа финансового состояния фирмы является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты деятельности любого предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (в первую очередь инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей и производителей), так и внутренних (руководителей предприятия, работников административно-управленческих структурных подразделений, работников производственных подразделений).

Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. На основе данных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия и от того, на сколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики. Информационной базой для проведения углубленного финансового анализа служит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые формы бухгалтерского учета предприятия.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: Учебное пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 639 c.

  2.  Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литовченко. - М.: Дашков и К, 2013. - 216 c.

  3. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: Учебник / О.В. Ефимова. - М.: Омега-Л, 2013. - 349 c.

  4. Казакова, Н.А. Финансовый анализ: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Казакова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 470 c.

  5. Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ: Учебник. / Т.У. Турманидзе. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 287 c.























ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6

Составить матрицу стандартизированных коэффициентов, рассчитать рейтинговую оценку каждого предприятия, распределить места.

Матрица исходных данных:

Коэффициент ликвидности

Коэффициент оборачиваемости капитала

Рентабельность активов, %

Коэффициент финансовой независимости

Доля собственного капитала в оборотных активах, %

1

1,8

3,2

22

0,75

16

2

2,0

2,5

26

0,62

26

3

1,5

2,8

25

0,55

25

4

1,7

2,6

38

0,68

30

5

1,4

2,7

16

0,58

0

6

1,6

3,5

21

0,72

35

Весовой коэффициент

1,0

1,5

2,0

1,3

1,6


В матрице исходных данных определяется в каждой графе максимальный элемент, который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы делятся на максимальный элемент предприятия-эталона. В результате создается матрица стандартизированных коэффициентов.

Матрица стандартизированных коэффициентов:

Коэффициент ликвидности

Коэффициент оборачиваемости капитала

Рентабельность активов, %

Коэффициент финансовой независимости

Доля собственного капитала в оборотных активах, %

1

0,9

0,914

0,579

1

0,457

2

1

0,714

0,684

0,827

0,743

3

0,75

0,8

0,658

0,733

0,714

4

0,85

0,743

1

0,907

0,857

5

0,7

0,771

0,421

0,773

0

6

0,8

1

0,553

0,96

1


Все элементы матрицы возводятся в квадрат. Полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов, установленныхэкспертным путем, после чего результаты складываются по строкам. Результаты сравнительной рейтинговой оценки деятельности предприятий:

Коэффициент ликвидности

Коэффициент оборачиваемости капитала

Рентабельность активов, %

Коэффициент финансовой независимости

Доля собственного капитала в оборотных активах, %

Рейтинговая оценка

Место

1

0,81

1,253

0,67

1,3

0,334

4,367

IV

2

1

0,765

0,936

0,889

0,883

4,473

III

3

0,563

0,96

0,866

0,698

0,816

3,903

V

4

0,723

0,828

2

1,07

1,174

5,795

I

5

0,49

0,891

0,354

0,777

0

2,512

VI

6

0,64

1,5

0,612

1,186

1,6

5,538

II

ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 8

На основании приведенных данных определите средний возраст оборудования:

Срок службы, лет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество единиц, шт.

7

5

8

12

9

15

10

14

6

4


Расчет среднего возраста оборудования проводится посредней хронологической:

Средний возраст оборудования = ((1×7) + (2×5) + (3×8) + (4×12) + (5×9) + (6×15) + (7×10) + (8×14) + (9×6) + (10×4)) / (7 + 5 + 8 + 12 + 9 + 15 + 10 + 14 + 6 + 4) = 500 / 90 = 5,56 лет

Средний возраст оборудования на предприятии составляет 5,56 лет. Этот показатель говорит о том, что предприятие заботится об обновлении основных фондов. То есть закупает новое оборудование. Новое оборудование как правило работает более эффективно при тех же затратах или помогает экономить материалы или ресурсы. Также наличие нового оборудования свидетельствует о том, что на предприятии используются новые технологии.






21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!