СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия", предназначен для обучающихся СПО

Просмотр содержимого документа
«Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2019

Лист 0/21

















рабочая программа учебной дисциплины

ОП.09 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

















Анадырь 2019 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.


Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)



Разработчик:

Ильина Юлия Вячеславовна, преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»




Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии

филологических и социально-экономических дисциплин:

Протокол № ____ от «____» _____ 20__ г.

Председатель ________/Зырянкина О. Н. /



Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

Протокол Методического совета № ___ от «___» _____________ 20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ




страница

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.14 БУХГАЛТЕРСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации по должностям служащих 20002 Агент банка.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Наряду с развитием современной экономики значительно возрастает роль экономического анализа, причём, специалист, независимо от вида экономической специальности должен знать основные приёмы и методы экономического анализа и уметь применять методику дисциплины на практике. Анализ финансово-хозяйственной деятельности - является основой для бизнес- планирования, разработки финансовой и учетной политики, важной составляющей контроля деятельности предприятия. Только с помощью изучения материалов анализа можно четко видеть просчеты и резервы к улучшению коммерческой деятельности и финансового состояния организации.

Изучение дисциплины способствует освоению общих компетенций, включа-ющих способность:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и лич-ностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в про-фессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессио-нальной деятельности.

При изучении дисциплины формируются профессиональные компетенции, не-обходимые для осуществления профессиональной деятельности, включающих способность:

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.


Цель:

  • Формирование совокупности знаний, умений и навыков у студентов в данной области для дальнейшей профессиональной деятельности.


Задачи:

  • сформировать представление об основополагающих принципах и теоритических аспектах формирования финансовой и статистической отчетности;

  • на конкретном условном примере рассмотреть порядок заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности;

  • получение теоритических знаний и навыков практических расчетов по оценке экономического состояния анализируемых субъектов.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характе-ризующие деятельность организации;

- обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствую-щие рекомендации;

- использовать информационные технологии для сбора, обработки, накопления и анализа информации;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации;

- основные методы и приемы экономического анализа;

- методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.



1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 52 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 26 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

лабораторные работы

0

практические занятия

30

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

составление конспекта или обоснования (по вопросам)

2

решение задач, формулировка выводов и предложений

22

подготовка к решению ситуационных задач

2

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09.АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1

Теория экономического анализа



Тема 1.1. Научные основы экономического анализа. Виды анализа.


Содержание учебного материала

2

1.

Научные основы экономического анализа

1

Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 1.2. Методы, приемы и способы экономического анализа.


Содержание учебного материала

2

1.

Методы, приемы и способы экономического анализа. Способы детерминированного анализа

2

Практические занятия

2


1.

Способы детерминированного анализа.


Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовить эссе: Роль и перспективы развития экономического анализа в условиях современной экономики.


РАЗДЕЛ 2

Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли


Тема 2.1. Анализ объема реализации товаров в рознич-ной торговле.


Содержание учебного материала

2

1.

Анализ объёма реализации товаров (продаж) в розничной торговле. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в торговле

2

Практические занятия

4


1.

Анализ розничного товарооборота по общему объему и структуре

2.

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в торговле

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Решение задач по анализу товарооборота и товарооборачиваемости

Тема 2.2. Анализ издержек обращения


Содержание учебного материала

2

1.

Анализ издержек обращения. Факторный анализ издержек обращения

2

Практические занятия

4


1.

Анализ издержек обращения по общей сумме и уровню.

2.

Факторный анализ издержек обращения.


Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Решение задач по анализу издержек обращения по общей сумме и уровню, по статьям затрат

Тема 2.4. Анализ валового дохода.


Содержание учебного материала

2

1.

Анализ валового дохода

2

Практические занятия

2


1.

Анализ валового дохода

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Решение задач по анализу валового дохода.


Тема 2.5. Анализ прибыли и рентабельности продаж.


Содержание учебного материала

2

1.

Анализ финансовых результатов. Анализ прибыли и рентабельность продаж. Анализ финансовых результатов. Анализ чистой прибыли

1

Практические занятия

8


1.

Анализ финансовых результатов.


2.

Анализ прибыли и рентабельность продаж


3.

Анализ финансовых результатов.


4.

Анализ чистой прибыли


Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 2.6. Комплексный анализ показателей хозяйственной деятельности организации.


Содержание учебного материала

0

Практические занятия

2


1.

Комплексный анализ результатов деятельности торгового предприятия


Самостоятельная работа обучающихся

4


1.

Повторение изученного материала по разделу 2 «Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли»


2.

Подготовка к проведению комплексного анализа показателей деятельности торговой организации (проведение счётных процедур и составление аналитических таблиц).


РАЗДЕЛ 3

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


Тема 3.1. Анализ основных производственных фондов предприятия


Содержание учебного материала

2

1.

Анализ основных производственных фондов. Анализ эффективности использования основных фондов

2

Практические занятия

2


1.

Анализ эффективности использования основных фондов

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Решение задач по анализу основных производственных фондов.

Тема 3.2. Анализ материально-производственных запасов предприятия


Содержание учебного материала

2

1.

Анализ материально-производственных запасов. Значение, задачи, информационное обеспечение и последователь-ность анализа материально-производственных запасов. Показатели эффективного использования материально-производственных запасов.

2

Практические занятия

2


1.

Анализ материально-производственных запасов

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Решение задач по анализу материально-производственных запасов.

Тема 3.3. Анализ объема производства и реализации продукции


Содержание учебного материала

2

1.

Анализ объема производства и реализации продукции. Анализ влияния факторов на изменение объемов производства и реализации продукции

2

Практические занятия

2


1.

Анализ влияния факторов на изменение объемов производства и реализации продукции

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Решение задач по анализу объема производства и реализации продукции.


РАЗДЕЛ 4

ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ



Тема 4.1. Анализ имущественного и финансового положения организации


Содержание учебного материала

2


1.

Цель, задачи, информационное обеспечение анализа финансовой отчётности. Алгоритм проведения анализа бухгалтерской отчетности . Понятие и показатели финансовой устойчивости. Типы финансовой устойчивости организации. Понятие и показатели ликвидности и платежеспособности.



Практические занятия

6


1.

Анализ бухгалтерского баланса предприятия



2.

Анализ рентабельности и деловой активности предприятия.



3.

Анализ ликвидности предприятия.



Самостоятельная работа обучающихся

2


1.

Решение задач по анализу финансовой отчётности.



2.

Решение задач по анализу рентабельности предприятия



3.

Решение задач по анализу ликвидности предприятия



4.

Решение задач по анализу платежеспособности предприятия.



ВСЕГО


78


3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • меловая трехчастная доска;

  • автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМП), оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • принтер.


Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор;

  • экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече-нию

Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебных кабинетов: экономика и анализ, информационные технологии в профессиональной деятель-ности.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета экономики и ана-лиза:

- рабочие столы и стулья для обучающихся;

- рабочий стол и стул для преподавателя;

- доска классная магнитно-маркерная;

- наглядные пособия;

- комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

- калькуляторы;

- мультимедийный проектор;

- ноутбук.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета информационных технологий в профессиональной деятельности:

- компьютер;

- принтер;

- мультимедийная техника;

- программное обеспечение общего и профессионального назначения;

- комплект учебно-методической документации.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Федеральные законы и нормативные документы:


1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ и часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 01.03.2015) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://www. consultant.ru.

2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федеральный закон от 26.01.1996 г. № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2015) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Российская Федерация. Законы. «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (в ред. от 28.11.2014) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://www. consultant.ru.

4. Российская Федерация. Положения. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» [Электронный ресурс]: приказ МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (ред. от 24.12.2010) // КонсультантПлюс:

14



справочно-правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Российская Федерация. Положения. «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [Электронный ресурс]: приказ МФ РФ от 06.07.1999 г. № 43н (ред. от 08.11.2010) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Российская Федерация. Приказы. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]: приказ МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. от 08.11.2010) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. Российская Федерация. Приказы. «О формах бухгалтерской отчетности организации» [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н (ред. от 04.12.2012) и Информация № ПЗ-3/2012 Минфина РФ «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.


Основные источники:

1.Афонин, А.М. Пути повышения конкурентоспособности фирмы в условиях кри-зиса : учебное пособие / А.М. Афонин, Е.Д. Ицаков. - М. : Проспект, 2016. - 198 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-20717-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443663 (05.09.2017).

2. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами : учебное пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 639 с. - ISBN 978-5-238-01251-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117958 (05.09.2017).

3. Якимова, В.А. Практикум по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности» : учебное пособие / В.А. Якимова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 224 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-4475-2476-0 ; То же [Элек-тронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275155 (05.09.2017).

Дополнительные источники:

1. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : Учеб. / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2015. - 378 с. - (СПО). РУМО. - ISBN 978-5-16-006707-0.

2. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : Учеб. / Д.В. Лысенко. - М. : Инфра-М, 2013. - 320 с. - (Высшее образование). - РУМО. - ISBN 978-5-16-003127-9

3 Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ : учебник / Т.У. Турманидзе. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 288 с. - ISBN 978-5-238-02358-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118963 (05.09.2017).

4. Петрова, Е.М. Экономика организации (предприятия). Краткий курс : учебное пособие / Е.М. Петрова, О.А. Чередниченко. - М. : Дашков и Ко, 2013. - 184 с. ; То 15


же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233094 (05.09.2017).

5.Одинцов, В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практикум [Текст] / В.А. Одинцов. - М. :Академия, 2014. - 240 с. + Кр. словарь + Ответы к тестам. - (Проф. образование). РУМО. - ISBN 978-5-7695-6948-7.

Интернет-ресурсы

1. www.consultant.ru - сайт «КонсультантПлюс» (справочно-правовая система)

2. www.garant.ru - сайт «Гарант» (информационно-правовой портал)

3. http://www.ppnf.ru/knigi.htm#axzz3hnzDvt00 - сайт «Финансовый анализ: используй возможности» раздел «Финансовый анализ. Список литературы»

4. http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_economic_3.html - сайт «Учебники по АФХД»

5. http://1c.ru/ - сайт фирмы «1C»

6. http://www.glavbukh.ru/ -сайт журнала «Главбух»

7. http://buh.ru/ - интернет - ресурс для бухгалтеров

8. http://www.eg-online.ru/ - сайт газеты «Экономика и жизнь»


Журналы и газеты

1. Современная торговля

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

  • анализировать и интерпетировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

  • оценивать влияние внутренних и внешних факторов на формирование и анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

  • собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

  • экспертная оценка выполнения практических работ

Знания:

  • нормативную и законодательную основу формирования и анализа бухгалтерской и финансовой отчетности;

  • экзамен

  • понятие, сущность и значение бухгалтерской и финансовой отчетности;

  • экзамен

  • основные требования к ведению бухгалтерской и финансовой отчетности;

  • экзамен

  • порядок формирования показателей и содержание форм бухгалтерской и финансовой отчетности;

  • экзамен

  • - направления анализа бухгалтерской и финансовой отчетности.

  • экзамен


Разработчик:


ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель Ю. В. Ильина и

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперты:

____________________ __________________ _________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ __________________ _________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!