СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчёт педагога к аттестации на 1 квалификационную категорию "Литература как средство единения людей разных национальностей."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой работе представлено исследование литератур народов СНГ. 

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчёт педагога к аттестации на 1 квалификационную категорию "Литература как средство единения людей разных национальностей."»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Отдел образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

Общеобразовательная школа № 112









АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ


ТЕМА: «Литература как средство единения людей разных национальностей»





















Составитель:

Волкова Елена Леонидовна

Должность:

Учитель русского языка и литературы




Екатеринбург, 2013




СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение……………………………………………………………………3


  1. Аналитическая часть. Особенности национальных литератур………....4


    1. Башкирская литература……………………………………………..4

    2. Удмуртская литература……………………………………………..4

    3. Таджикская литература……………………………………………..5

    4. Узбекская литература……………………………………………….5

    5. Каракалпакская литература………………………………………...6

    6. Литература народов Севера……………………………………...…6

    7. Чувашская литература……………………………………………....7

    8. Азербайджанская литература………………………………………9


  1. Реализация требований ФГОС…………………………………………....9

    1. Основные положения ФГОС……………………………………..…9

    2. Практическая реализация ФГОС……………………………….….13


  1. Влияние методической темы на изучение русского языка……………..14

  2. Заключение………………………………………………………………...15

  3. Список литературы………………………………………………………..16

  4. Список приложений……………………………………………………….19
























1.Введение


Девизом всей моей педагогической деятельности были слова: «Возьми своё сердце, зажги его смело и отдай детям, чтоб ярче

горело!» Цель всех моих уроков - привить учащимся любовь к русскому языку, литературе. Стараюсь научить детей быть настоящими читателями, видеть за каждым предложением, за каждым словом глубокий смысл. Приучаю своих учеников дружить с книгой, находить в ней ответы на волнующие вопросы. При выборе методической темы старалась ориентироваться на актуальные проблемы, стоящие перед моими учениками.

В настоящий момент я работаю над темой «Литература как средство единения людей разных национальностей». Этот выбор я сделала в связи с тем, что 30% учащихся нашей школы являются мигрантами из республик Ближнего Зарубежья. Эта тема стала продолжением моей предыдущей методической темы «Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы». Знакомство с культурой и литературой Урала позволяет ребяткам-мигрантам лучше узнать тот край. где они сейчас живут. А ребятишкам-уральцам знакомство с литературой и искусством других народов даёт возможность лучше понимать своих ровесников, приехавших из других республик. Такое взаимопонимание сближает детей и позволяет избежать конфликтов на межнациональной почве.

В ходе работы над темой мною проработаны материалы о литературе народов разных национальностей, как населяющих Россию, так и народов Ближнего Зарубежья. На основании этой работы можно сделать вывод о том, что все литературы берут свой начало и черпают вдохновение в устном народном творчестве и поднимают на своих страницах проблемы, которые волнуют всех людей, несмотря на их цвет кожи, волос и разрез глаз.
















3






2. Аналитическая часть. Особенности национальных литератур.


2.1 Башкирская литература.


Территорию Урала населяет множество различных народов: коми, башкиры и другие. Развитие этих литератур началось лишь в начале 20 века. До того времени литературное творчество существовало преимущественно в фольклорной форме. Это объясняется низким уровнем грамотности и образования народов этой части России. Очень популярными среди башкир были КУБАИРЫ – народные песни, в них поднимались самые актуальные темы для жизни народа: любовь к Родине и защита её от врагов, тема добра и зла, любви и ненависти и т.д., авторами которых были СЭСЭНЫ. Эти люди очень уважались членами родового сообщества. Их считали очень мудрыми. Их голос был решающим при решении важных проблем рода на всеобщем собрании, они были судьями.

Весьма распространённым в башкирской литературе является жанр ШЕТЕРЕ-РОДОСЛОВНЫЕ. Люди составляли своё генеалогическое древо ещё задолго до того, как появилась письменность. Этот жанр они облачали и в прозаическую, и в поэтическую форму.

Популярным был и жанр ПУТЕШЕСТВИЯ. Один из самых известных – «Путешествие Исмаила».

Очень были любимы народом и песни. Они имели разный характер. Были песни-мольбы, обращённые к Богу, траурные песни, исполняемые при обряде погребения человека, бытовые, сопровождавшие человека в различных жизненных ситуациях, а также очень прижилась в народе любовная лирика.

Первые авторские произведения тяготели к народному творчеству. В этих произведениях явно просматривались темы, мотивы и жанровые особенности устного народного творчества.

2.2 Удмуртская литература.


Современная культурная ситуация позволяет говорить, что современная удмуртская литература – то своеобразное сочетание и сплав трёх глобальных духовно-культурных традиций:

- архаически-языческой;

- христианско-гуманистической;

- советско-утопической. При этом национально-определяющим среди них является архаически-языческий компонент. Именно с этой точки зрения удмуртская литература относится к уральским литературам. В основе уральских литератур лежит своеобразное видение мира, уходящее корнями в архаическое и архитипическое мышление, которое даёт о себе знать в творчестве современных писателей, не говоря уже о фольклоре.

Наиболее широко представлен в удмуртском фольклоре жанр НАРОДНЫХ ПЕСЕН. Это сочетание славянских, тюркских и финно-угорских мотивов.



4






2.3 Таджикская литература.


Современные таджики сохранили ирано-язычную речь. В этнически-языковом отношении они наиболее близки к западным иранцам (персам), с которыми имеют много общих традиций. В течение целого тысячелетия у таджиков и персов был общий литературный язык (фарси).

Особенно близки они были в 10-15 веках, когда они входили в состав одного государственного образования. Творчество выдающихся писателей этого периода являются в равной степени принадлежащими обоим народам, вследствие чего эти писатели именуются таджико-персидскими (Фирдоуси, Хафиз и другие…)

Историческая судьба таджикского народа теснейшим образом связана с историей народов Средней Азии (узбеков, казахов, туркменов, киргизов, каракалпаков).

Всё это наложило свой отпечаток и на таджикскую литературу 20 века. В ней нашли отражение мотивы как древней персидской литературы, так и традиционные фольклорные мотивы народов Средней Азии.


    1. Узбекская литература.


Узбекский язык – один из языков тюркской системы, он не сохранил синхронизма.

Своеобразие и особое обаяние узбекской литературы состоит в том, что в ней гармонически слились тюркские и иранские элементы.

Наиболее древние узбекские литературные произведения – это свыше 200 эпических поэм, множество легенд, эпических песен, исполняемых народными поэтами – бахши. Герои фольклора борются с враждебными силами – злыми духами, драконами. Древнейший цикл эпических поэм Кер-оглы и поэма Алпамыш написаны приблизительно в 10 в. Алпамыш вошла в фольклор всех народов Средней Азии, в ней идет речь о мужестве народных богатырей, отваге, храбрости и ненависти к врагам, содержится много остроумных афоризмов, ярких метафор, красочных описаний. Другое популярное произведение из цикла Кер-оглы – поэма о преображающей силе любви Равшан-Хон, много раз впоследствии перерабатывалась народными поэтами. Популярными остаются сатирические новеллы Насреддин Афанди, в которых высмеиваются ханы и баи. В устном народном творчестве фигурируют люди разных национальностей – китаец, иранец, туркмен, негр и др., женские образы лишены сентиментальности (Фархад и ШиринКундуз-Юлдуз).

Основные темы и мотивы тюркской и иранской литературы находят своё отражение в узбекской литературе вплоть до 20 века.





5



2.5 Каракалпакская литература.


Основой каракалпакской народности была группа печенегов, входившая в огузский племенной союз. В 11-12 веках огузы были завоёваны кынчанскими племенами. Язык этих племён и лёг в основу каракалпакского языка. Жизнь, полная скитаний и битв, не сломила творческий дух каракалпакского народа, его поэзию. Песня шла с народом. Исполнители и творцы песни – певцы-импровизаторы – были выразителями общественных настроений. Эти люди должны были обладать поистине недюжинным талантом и силой характера. Они должны были держать в памяти тысячи поэтических строчек.

Не только в песне, но и в любом произведении народного творчества отражаются исторические события, особенности социальных и бытовых отношений, выражена вся народная мудрость. Героическая поэма `Сорок девушек` представляет собой одно из наиболее ярких явлений народной поэзии Востока. Своими историческими корнями эта народная поэма уходит в глубокую древность, в ту отдаленную эпоху, когда племена, составившие в последующие времена ядро каракалпакского народа, входили в состав саков, огузов, печенегов.


2.6 Литература народов Севера.


Традиции исторических преданий богаты и повсеместно распространены у народов Севера. Устное реалистическое повествование рассказывает о героическом прошлом своего народа.

Мифы северян в фантастической форме отражали представления северных народов о происхождении Земли, небесных тел, людей, животных. Предания говорят о межплеменных битвах, охоте. Разнообразны песни (в т. ч. песни-импровизации) — лирические, обрядовые, шаманские и др. В сказке полнее, чем в др. жанрах, отражены труд и быт жителей Севера в условиях суровой природы, мечты о победе над стихией, борьба с угнетателями, прославляются мужество, находчивость, упорство человека, выражен нар. оптимизм. В сказках фантастика непосредственно соседствует с реалистическим, бытовым началом, а во многих выделяются социальные мотивы (бедняки описаны гостеприимными и щедрыми, богачи — жадными и жестокими, и т. п.).

Особенностью этой литературы было то, что она имела два предназначения: идейно-эстетическое и просвещенческое. Со временем литература избавилась от второй функции. Гигантский шаг от примитивно-наивного рассказывания тема «прежде и теперь» до философских и социально-психологических современных романов был сделан в течение жизни всего одного поколения.

«Переходное состояние» общества 90-х годов обусловило кризис в сознании людей, кризис нравственных, духовных и культурных ценностей, появление чувства разочарования в так называемом культурно-техническом прогрессе, который для национальных сообществ обернулся и другой своей стороной: духовной, культурной, генетической ассимиляцией малочисленных народов Севера. 

6

Северная литература конца ХХ века не могла не отразить эти тревожные тенденции времени. Нужно было понять и осмыслить, что сегодня происходит с их народом. Поэтому ведущей темой последних десятилетий в литературе коренных малочисленных народов стала тема обеспокоенности и тревоги за будущее своих сородичей, мучительные переживания за судьбу родного языка, за физическое выживание народа, за сохранение обычаев и традиций, духовно-нравственных основ, определяющих национальную идентичность. С 90-х годов перестал действовать Союз писателей СССР, прекратилось всякое финансирование литературного творческого союза. 
Главная мысль северной литературы начала XXI века – то, что природа и человек, до вмешательства в их размеренное вековое сосуществование, жили в гармонии. Наступление технического прогресса разрушает и сам народ, и природу, которая его питала. Об этом пишут Александр Латкин, Еремей Айпин, Юрий Вэлла, Владимир Санги, Галина Кептукэ, Геннадий Косточаков, Таяна Тудегешева и многие другие.


2.7 Чувашская литература.

Чувашская художественная литература своими социальными корнями глубоко уходит в народное творчество, и первые печатные произведения чувашей, увидевшие свет еще до появления чувашского алфавита, скорее представляют плод чувашских трудящихся масс, чем творения отдельных даровитых личностей. Правда, авторы переделывали народную словесность по своему мировоззрению и настроению, но от этого она не теряла своего первоначального характера.Как уже было сказано, чуваши в своей массе жили бедно, в вечной борьбе за существование, под двойным игом; многим в поисках заработков приходилось уходить на сторону.И первые чувашские песни, появившиеся в печати, в русской транскрипции, отражают жизнь бурлаков-чувашей из приволжских селений, лежащих между Чебоксарами и Козьмодемьянском. В этих песнях, собранных в 50-х годах XIX века неким Михайловым, гражданином Козьмодемьянского уезда, изображена беспросветная жизнь чувашей, когда нужда и голод гонят бедных мужиков на бурлачество, и они вынуждены расстаться со своим хозяйством (полями, прекрасной цветущей природой родных полей и лесочков, с заливными заволжскими лугами). В песнях красиво изображены моменты разлуки мужей с женами, женихов с невестами, когда мужчины обещают женам и невестам, остающимся дома, во время прохождения мимо родных мест, петь любимые песни и посылать салам под звуки пузыря и гуслей.Можно говорить о некой загадочной двойственности чувашской литературы в свете исторического развития. С одной стороны, она повёрнута лицом к Юго-Востоку (примыкает к тюркскому миру). С другой стороны, просветительство второй половины 19 века приобщило интеллигенцию к христианской традиции. Оказавшись в сфере влияния восточного (русского) православия , чувашское общество не смогло воспринять собственно собственно христианской (культурной) традиции с её неотъемлимой демократической свободой слова, парламентаризмом, здоровым европейским национализмом, правами человека и свободолюбивым индивидуализмом.После перестройки чувашская литература пережила процесс «возрождения», становления и развития отдельных национально национально-культурных идеологий. На этом этапе были как обретения, так и потери.

7

К числу обретений можно отнести:

а) новое осмысление культурно-исторического контекста;

б) новые культурные ориентации (плюрализм культурного развития);

в) попытку соизмерить уровень национально-культурного самосознания с общечеловеческими ценностями.

Потери тоже очевидны:

а) исчезло понятие наднациональной (интернациональной или космополитической общности);

б) произошло сужение культурного пространства;

в) затруднён диалог разных национальных культур, которые в времена советской общности всё же имели место;

г) материальное обеспечение культурной деятельности и инициатив всё более затрудняется.

Культура становится» лёгкой». Самодеятельной, а деятели культуры не проходят трудной шлифовки в рамках чувашской традиции, фундаментального гуманитарного и филологического образования.

Новая модель обучения русскому языку, складывающаяся в условиях модернизации российского образования, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания. Смена образовательных приоритетов, усиление акцентов на воспитание подрастающего школьника, осознание необходимости изучения родного языка как средства выражения мировоззрения народа – все это обусловило необходимость обновления содержания языкового образования.

Изменившаяся образовательная парадигма, нашедшая отражение в законе РФ "Об образовании", в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в последних правительственных документах об образовании, ориентирует на воспитание и развитие личности учащихся в процессе овладения ими предметными знаниями, умениями и навыками. В современном обществе уже сформировался довольно устойчивый запрос не столько на "обученную", сколько на социально-адаптированную, конкурентоспособную, творческую личность.

Основными целями общеобразовательных учреждений в правительственных документах определены - формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе,

создание основы для осознанного выбора профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, ориентация на здоровый образ жизни, овладение учащимися современными ключевыми компетенциями - системой универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельностью, способностью к личной ответственности, коммуникативными навыками и др.











8

2.8 Азербайджанская литература.



Как и у всех народов, у азербайджанцев вначале развивалась устная литература, образцы которой, переходя из уст в уста, из поколения в поколение, дошли до нас в сильно измененном виде. Тем не менее в этих памятниках устного народного творчества сохранились черты глубокой древности. Древнейшими памятниками народно-поэтического творчества (7—6 вв. до н. э.) являются т. н. мидийские легенды, народные сказания, записанные Геродотом; эти героико-патриотические легенды в основном повествуют о персидских набегах. Некоторые религиозно-философские социальные воззрения древних азербайджанцев нашли отражение также в «Авесте».

Народная поэзия отличается многообразием жанров: трудовые, обрядовые и бытовые песни, легендарные, любовные и историко-героические, эпические произведения, сказки, сказания и другие. Один из популярных жанров — сказка, основной мотив которой — борьба против зла и несправедливости, воплощенных в образах дивов, злых духов, коварных везирей и жестоких шахов. Положительные герои сказок — бесстрашные юноши, которые, преодолевая неимоверные трудности, добиваются благородной цели (образ Мелик-Мамеда), плутоватые, но прозорливые и правдолюбивые слуги (образ плешивого Ахмеда). Не менее интересны пословицы и поговорки, в которых нашли отражение житейская мудрость, трудовой опыт, юмор народа. Классовая сущность их выражена в резкой направленности против тунеядства, жадности, ханжества, лихоимства, свойственных шахам, духовенству, помещикам. К поговоркам близко стоят короткие рассказы, отличающиеся социальной остротой и юмором (сатирико-юмористические анекдоты, приписываемые Молла Насреддину и другте). Популярностью пользуются в народе песни-баяти (четверостишия), имевшие большое влияние на дальнейшее развитие азербайджанской поэзии и послужившие исходным пунктом для поэтических форм рубаи и гошма.



3.Реализация требований ФГОС.



Вся работа учителя должна строиться в соответствии с нормами и требованиями ФГОС.


3.1 Основные положения ФГОС.


Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

· требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

· требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

· требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

9

Все эти требования учитывают возрастные и индивидуальные обучающихся на 2 ступени, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов. Так же стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.

В Стандарте нового поколения четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

· личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме),

· метапредметным , включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике (умение учиться),

· предметным умениям, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, ,служащим основой для последующего обучения.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

10

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.






11

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.



12

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника основной школы:

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.


3.2 Практическая реализация ФГОС.


За время моей работы в этой школе прослеживается подъём интереса учащихся к предмету «литература». Дети активно приобщаются к написанию проектов и рефератов. Несколько человек выбрали литературу для сдачи экзамена по окончании 9 класса. Также ребята активно участвуют в олимпиадах, конкурсах чтецов на районном и городских уровнях, ученики старших классов готовят литературные мероприятия для учеников младших классов.

В настоящее время готовится к защите проектно-исследовательская работа «Как прожить в этом мире жестоком... по повести Чингиза Айтматова «Белый пароход», испонителями которой являются ученицы 8А класса Камалова Айтурган и Камалова Мээрим, киргизки по национальности. В работе этих девущек прослеживается нестандартный подход к данному материалу. Обнаруживается особый национальный взгляд на описанные в произведении события и героев.

В исследовательской части проекта будет показан анализ опроса людей разных национальностей и возрастов. Это позволит доказать, что понятие добра и зла межнациональное и невозрастное, что если каждый человек будет творить добро, тогда зля на Земле будет меньше. Для опроса предлагается три вопроса.

Первый вопрос. Что сильнее, добро или зло?


Второй вопрос .Каких людей на свете больше: хороших или плохих, добрых или злых?


13

Третий вопрос. Что вы творите в этой жизни? Почему?


Также на стадии подготовки находятся несколько рефератов:

«Тема Руси в творчестве С. А. Есенина». Ученик 9Б класса Бисеров Вячеслав.

«Цветы в поэме «Сокровищница тайн» Низами Гянджеви». Ученик 9А класса Абдулаев Элвин.

«Идейно-художественное своеобразие поэзии Омара Хайяма». Ученица 9А класса Отамова Зулмира.

«Любовь в романе Эльчина Сафарли «Я вернусь». Ученица 9А класса Эфендиева Айтен.

А Асроридинзаде Мухаммедюсуф и Абдулаев Элвин, ученики 9А класса, с воодушевлением провели литературную викторину по творчеству П. П. Бажова с учащимися 5А класса.

Всё это позволяет говорить о том, что через изучение и знакомство с культурой других народов достигаются цели, поставленные в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте.


4. Влияние методической темы на изучение русского языка.


Сближение детей разных национальностей также помогает учащимся осваивать русский язык, который не является для них родным.

Познание неродного языка, по мнению учёных, идёт лучше в непосредственном общении с сверстниками, чтении литературы на этом языке. Всё это постепенно приводит к тому, что человек начинает думать на этом языке. Он становится для него вторым родным.

Важным условием для изучения русского языка является закон о том, что этот язык является государственным. Он обязателен для изучения всеми, кто живёт на территории России. А граждане других государств обязаны сдать экзамен на знание государственного языка России, чтобы получить работу и разрешение на проживание на территории нашей страны.

Мониторинг успеваемости по русскому языку в 8А классе в 2012-2013 учебном году и 9А классе в 2013-2014 учебном году позволяет судить о повышении уровня знаний.

3 четверть 8 класса – 32 %.

4 четверть 8 класса– 34%.

1 четверть 9 класса (входящий контроль) – 35%

(конец четверти) – 36%.


Не стоит забывать о том, что в этом классе около 40% учащихся, для которых русский язык родным не является.







14

5.Заключение.


В заключении хочется сказать о том, что методическая тема «Литература как средство сближения людей разных национальностей» выбрана мною не напрасно. Она позволяет решать множество проблем, встающих в нашей многонациональной школе. А главное, по моему мнению, помогает деткам-иностранцам в изучении русского языка. Они должны знать его не хуже тех, кто родился и вырос в русской языковой среде. Эти ребята должны сдавать ГИА и ЕГЭ наравне со всеми, исключения для них в законе об образовании пока не предусмотрены. Полезно это и для русскоязычных детей. Глядя на стремление одноклассников к учёбе, они начинают тянуться за ними.

Исходя из небольшого накопленного опыта, можно сказать о том. Что нужно расширять формы работы в этом направлении. Нужно использовать как изучение литературы разных народов на уроке, так и в внеурочной деятельности. Стоит сохранить научно-исследовательскую деятельность учеников в плане рефератов и проектов; активнее привлекать детей к участию в различных конкурсах, олимпиадах разных уровней. В моих планах - проведение литературных праздников и вечеров старшеклассников по творчеству писателей Ближнего Зарубежья и Урала. Также нужно активизировать посещение моими учениками объединённого музея писателей Урала, театров и, по возможности, организовывать поездки по литературным местам Урала.



















































15

6. Список литературы.


1. Алиева С. В большом мире: нравственно-психологические проблемы в прозе народов северного Кавказа. // Дон. - 1986 - №4

2. Анненский Л. Чаемая печаль. Повести застойного времени.// Дружба народов – 1991 - № 6


3. Башкирия в русской литературе: (сборник в 6т./сост. М.Т. Рахманулова). - Уфа: Башк. кн. изд-во т.1. – 1989.

Рец. Лукаянина В. Глазами внимательного друга// Урал – 1991 - №6


4.Бикмухаметов Роберт. 10 лет спустя. О литературе народов Сибири// Вопросы литературы, 1973, №5


5.Бойко В.Н. Коми-пермяцкая литература// Литература Урала: Очерки и портреты.-Екатеринбург.1998


6.Бочаров М. На путях к зрелости. (О становлении и развитии бурятской литературы)// Октябрь.1973.№1.


7.Гамзатов Р. Обретённая зрелость: (Заметки о дагест. лит.)// Вопросы литературы, 1981, №1


8.Государственные образовательные стандарты. Федеральный компонент.


9.Гусейнаев А. Высокая п огонь. Лит. Дагестана красота огня. Лит. Дагестана.//Вопросы литературы – 1989 - №8


10.Дементьев В.Великая даль: Литература народов Сибири: прошлое и настоящее. Наш современник. – 1989. - №4


11.Дзеверин И. Диалектика единства: (об изучении диалектики национального и интернационального в Сев.лит-ре)//Литература и современность: Сборник 22-23 – М .,1986


12.Дравич А. Не только русская литература (К анализу сов. нац. лит. Пер. с польского)//Вопросы литературы – 1990 - №8


13.Закон Российской Федерации «Об образовании».


14.История литератур народов Средней Азии и Киргизстана. Уч.пособие для универс.и пед.инст. М, МГУ, 1960


15.Коженов Вадим. Современная жизнь традиций. Размышления об абхазской литературе.//Дружба народов,1977,№4

16

16. «Красноармейцы к нам прорвались и спасли..». Песни узников фашизма. Пер. с евр. Н Гребнёва; предисловия С. Баруздин// Дружбу народов.1985.№2.


17.Крижановский А. Решение задач – по плечу. Заметки о бурятской литературе.//Октябрь.1973.№5


18.Литовская М.А. Башкирская литература. //Литература Урала. Очерки и портреты.-Екатеринбург.1998.


19.Мусин Флюн. Земля и человек на ней. Деревни в

современной татарской прозе.//Октябрь. -1972-№6


20.Областной закон «Об образовании в Свердловской области» 1998.


21.Областной закон «О защите прав ребенка» 1995.


22.Очирова Т. Мы кочевников племя. «Заметки об алтайской поэзии».//Москва-1982-№9


23.Пахорукова В.В. Пути и проблемы развития коми-пермяцкой прозы. – Л.:Наука. 1977.

Рец. Дюмин В. Рожденная октябрём// Урал – 1979 - №10.


24.Санги В. От исторических преданий до исторических романов: (О литературе народов Севера)//Дружба народов. 1981. №4.


25. Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005г. N 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации


26.Фирстов В. Литературная Мордовия или Почему мордвам снятся сны на русском языке//Знамя. – 1997 - №7


27.Фуницкая З. Родословная новой эпохи; Заметки о прозе писателей Средней Азии)//Дружба народов. – 1980 - №12


28.Хузангай А. Без иллюзий. (О тенденциях развития молодой чувашской литературы)//Дружба народов. – 1996 - №2.


29.Хузайнгай А. «Не обольщайся этой тишиной…» Молодая чувашская поэзия: позиции и стиль.//Литературное обозрение.-1985 - №8.

30.Цейгмен Е. Якутские эскизы//Дружба народов. – 1986 - №4.


31.Чериков В. И. Удмуртская литература.// Литература Урала. Очерки и портреты. – Екатеринбург. – 1998.


17

32.Чупринин С. Неукротимость времени: К характеристике оттепельного этапа в истории современного литературного процесса.//Вопросы литературы. -1989 - №12


33.Шиляев А. С ориентацией на будущее.(О перспективах развития удмуртской литературы и критики)//Вопросы литературы. – 1988 - №12










































18

  1. Список приложений


Приложение 1.

http://pushkin159.narod.ru/itog.html

Пушкинские чтения. 2013










































19

Приложение 2.


Мониторинг успеваемости по русскому языку учащихся

8А класса 2012-2013 уч.г. и 9А класса 2013-2014 уч.г.




























20

Приложение 3.

Мониторинг успеваемости по литературе учащихся

8А класса 2012-2013 уч.г. и 9А класса 2013-2014 уч.г.































21

Приложение 4.

Мониторинг успеваемости по курсу «Речь и культура общения» учащихся

8А класса 2012-2013 уч.г. и 9А класса 2013-2014 уч.г.































22


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!