СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период 2014-2016 года

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период  2014-2016 года

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период 2014-2016 года»

Управление образования Администрация г. Екатеринбурга

Отдел образования администрации Верх-Исетского района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №48 г. Екатеринбурга









Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности

за межаттестационный период

2014-2016 года






Исполнитель: Корчагина Екатерина Андреевна

учитель начальных классов








Екатеринбург, 2016


Корчагина Екатерина Андреевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №48 г. Екатеринбург

Содержание


Введение 3

1. Теоретические основы аналитической деятельности педагога 6

1.1. ИКТ в образовательном процессе 6

1.2. Применение интерактивной доски как средства повышения качества образования 7

2. Анализ результатов педагогической деятельности 9

2.1. Анализ деятельности учителя 9

2.2. Динамика образовательных достижений 11

2.3. Анализ степени сформированности универсальных учебных действий 12

2.4. Участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня 13

2.5. Обобщение и распространение педагогического опыта 14

2.6. Участие в конкурсах 15

2.7. Повышение квалификации 15

Перспективы на следующий межаттестационный период 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18



Введение

В современном мире меняются требования к выпускнику школы. Общество выдвигает следующие требования: выпускник должен

  • обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни,

  • владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования,

  • уметь принимать самостоятельные решения,

  • адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере,

  • разрешать проблемы и работать в команде,

Все это относится к одному из главных принципов образования – научиться жить.

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе.

Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные.

Применение образовательных интерактивных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и восприятие учебного материала, что положительно сказывается на активизации учебной деятельности младших школьников.

Интерактивные и мультимедиа технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения.

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Цель отчета: анализ педагогической деятельности за межаттестационный период.

Целью педагогической деятельности в межаттестационный период являлась активизация учебной деятельности младших школьников посредством применения информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе для повышения качества обучения.

Добиваясь поставленной цели, решала следующие задачи:

1. Сформировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам через применение информационно-коммуникационных технологий.

2. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

3. Повысить качество обученности посредством личностно-ориентированного подхода к каждому ученику.

Предмет исследования: учебная деятельность младших школьников

Объект: ИКТ как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников.

Нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015.) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Конвенция «О правах ребёнка»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Рабочие программы начального общего образования по учебным предметам;

  • Профессиональный стандарт педагога;

  • Устав, основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 48;

  • Локальные нормативные акты;

  • СанПин 2.4.4.4821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010 № 189).

Структура: отчет состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, компьютерной презентации.


  1. Теоретические основы аналитической деятельности педагога
    1. ИКТ в образовательном процессе

Информационно-коммуникационные технологии являются в наши дни неотъемлемой частью современного общества. Более того, они представляют собой своеобразную точку отсчета начала новой эпохи - эпохи информационного общества. Информатизация образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение, управление образованием и научные исследования. Внедрение информационно - коммуникативных технологий в образовательный процесс способствует созданию условий для адаптации учащихся в современном обществе, приобретению ими опыта социальной деятельности, повышению профессиональной компетентности учителя.

Системное использование средств ИКТ в учебном процессе и во внеурочное время способствует:

  • Качеству современного урока;

  • Повышению познавательного интереса к предмету;

  • Качеству знаний учащихся;

  • Расширению круга учителей, занимающихся внедрением ИКТ в свои уроки;

  • Совершенствованию обучения учеников и учителей методике использования средств ИКТ.

Активное использование электронных презентаций, интерактивных средств помогает оптимизировать процесс обучения. Так, на уроках математики, при подготовке детей к тестовому контролю, использовала презентации с устным счетом. На уроках проявлялась активность ребят. Царила доброжелательная атмосфера. Опыт работы убедил, что информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Поэтому ИКТ позволяют не беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т. п. – во многих из них отпала необходимость.

    1. Применение интерактивной доски как средства повышения качества образования

Важное наблюдение: интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Современному ребенку намного интереснее воспринимать, добывать, анализировать информацию, в том числе обучающую, в интерактивном виде, в занимательной и игровой форме. ИД помогла и помогает сделать уроки более интересными, увлекательными и современными. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

ИД, в частности, SmartBoard, предоставляет возможность проиллюстрировать в динамике свои объяснения. Встроенные средства визуализации (графики, таблицы, диаграммы) позволяют увидеть и проанализировать то, что изучается.

Не лишним будет напомнить, что интерактивная доска – это, по сути, активный экран, присоединенный с помощью кабеля или через беспроводную связь к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски входящим в её комплект маркером, чтобы начать работу на компьютере, в котором прикосновения интерпретируются специальным программным обеспечением. Используя маркер, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения, сохранить необходимые записи для последующего использования. ИД - дополнение к проектору, интерактивная доска добавляет к возможностям проектора функцию обратной связи, тем самым создавая кольцо: компьютер-проектор-доска-компьютер. Или даже восьмерку, второе кольцо: учитель-доска-ученик-учитель. Точка соприкосновения двух колец - интерактивная доска.

Личный опыт убеждает, что использование интерактивной доски помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Позволяет реализовать педагогические принципы наглядности, доступности и системности. Вносит дополнительный фактор для развития внимания, зрительной памяти, восприятия. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Опыт поиска различных технологий обучения убедил меня в том, что наиболее оптимальным является проблемный метод. Как никакой другой он способствует активизации мышления учащихся. Провоцирование проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес, включает учащихся в ситуацию выбора, самостоятельного принятия решений, создаёт условия для общения, диалога и сотрудничества.

Применение на уроках интерактивной доски позволяет добиться в названном направлении ещё более интересных результатов. Используя интерактивную штору, побудить учащихся определить, что за ней написано. Другое важное наблюдение: интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, помогающий сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Не приходится тратить время на то, чтобы, например, для управляющего действия перейти от экрана к клавиатуре. Возможности ИД свели к минимуму меловую работу, которая всегда присутствует на обычной доске, позволили заготовить большое многообразие слайдов презентаций и интерактивных страниц уроков. Использование интерактивной доски позволило улучшить планирование урока и поднять его темп, увеличить активность учеников на уроке. Позволяет, рассуждая вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Вместе с другими ресурсами (презентации, демонстрации и моделирование) интерактивная доска улучшает понимание материала урока. Ученики становятся более активными и заинтересованными. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу. Работа с видеоматериалами значительно расширяет объем воспринимаемой информации. Всё в комплексе значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.


2. Анализ результатов педагогической деятельности 2.1. Анализ деятельности учителя

Введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдала дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определяла педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

  • уточняла, где и когда буду использовать информационные технологии;

  • согласовывала выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

  • учитывала специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

При проведении уроков с использованием информационных технологий применяла следующие методы и приемы (кроме традиционных):

  • организация заданий на уроках математики, русского языка (составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями);

  • использование творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание презентаций и т. д).

Неоценимую помощь в обучении школьников оказывает Интернет. Ученики получают уникальную возможность для самообразования. Использование Интернет-ресурсов поистине безгранично. Услугами сети Интернет учащиеся начальной школы пользуются при подготовке домашних заданий, на уроках при изучении нового материала, при повторении, при выполнении творческих заданий.

Интернет на уроках это: организация урока для повышения мотивации школьников: доступ ко многим образовательным ресурсам; увлекательное обучение (игровой момент); уроки в режиме on-line; доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках; возрастание информационной грамотности учащихся.

Часто использовала в своей практике такие Интернет-ресурсы, как:

http://viki.rdf.ru - Сайт посвященный развитию детей дошкольного, младшего школьного возраста. Здесь можно скачать презентации ко многим урокам в начальной школе.

http://www.lukoshko.net - На сайте собраны занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки, которые являются спутниками ребенка на жизненном пути в большой мир взрослых. Сказки, стихи и рассказы помещённые в Лукошке, помогут ближе познакомиться с богатыми народными сокровищами и лучшими достижениями детской литературы.

http://interneturok.ru - Образовательный портал InternetUrok.ru — это коллекция уроков по основным предметам школьной программы —
постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров.

Это далеко не полный список Интернет – ресурсов, которые я использовала при обучении младших школьников. Использование Интернета на уроках требует большой подготовительной работы.

ИКТ использовала на любом этапе урока:

  • для обозначения темы урока,

  • в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию,

  • как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

  • для закрепления, проверки усвоения предыдущего материала с помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе.

Всегда помню о том, что не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.

Я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности, что делает процесс обучения более эффективным. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

2.2. Динамика образовательных достижений

Использование современных технологий: игровых, информационно-коммуникационных, тестовых, интерактивных, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления позволило добиться положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организации по всем предметам начального образования.

Результаты освоения учебных предметов по итогам учебного года, отражающие положительную динамику учебных достижений учащихся, представлены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1 - Успеваемость класса по отдельным предметам

Предмет

Доля обучающихся, получивших положительные отметки по итогам учебного года, %

2014 - 2015 уч.год

3 класс

2015 - 2016 уч.год

1 класс

Русский язык

100




Программу освоили все.

Математика

100

Окружающий мир

100

Литературное чтение

100

На протяжении всего представленного периода неуспевающих обучающихся нет.

Таблица 2 - Качество знаний по отдельным предметам

Предмет

Доля обучающихся,

получивших отметки «4» и «5»

по итогам учебного года, %


2014-2015 уч.год

1 полугодие

3 класс

2014-2015 уч.год

2 полугодие

3 класс

2015-2016

уч. год

1 класс

Русский язык

56%

60%



Программу освоили все.

Математика

58%

62%

Окружающий мир

65%

72%

Литературное чтение

58%

68%

По результатам можно сделать вывод о положительной динамике качества знаний по отдельным предметам в первом и втором полугодии 3 класса: по русскому языку от 56% до 60% (2014-2015 гг.), по литературному чтению от 58% до 68% (2014-2015 гг.), по математике от 58 % до 62% (2014-2015 гг.); по окружающему миру с 65% до 72% (2014-2015 гг.).

Таблица 3 - Качество знаний класса

Учебный год

Класс

Количество обучающихся

Результаты учебного года

Качество знаний класса, %

отличники

на «5» и «4

2014-2015

3 «А»

27

3

14

65%

2015-2016

1 «Б»

25

Программу освоили все.

Отличники подтвердили свое качество, что показывает высокие результаты учебной деятельности, творческого развития.

2.3. Анализ степени сформированности универсальных учебных действий

В результате использования информационных технологий на уроках активизировалась познавательная деятельность обучающихся первых классов, что подтверждается независимой экспертной оценкой результатов, отраженной в аналитической справке Центра «Семья и школа».

Таблица 4 - Формирование универсальных учебных действий

Уровни

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 «б» класс 2015-16 учебный год

Высокий

52%

55%

50%

41%

Средний

46%

40%

45%

30%

Низкий

2%

5%

5%

29%

В таблице 5 приведены данные анализа комплексных контрольных работ, проводимые администрацией образовательного учреждения.

Таблица 5 - Анализ выполнения контрольных комплексных работ.


3 класс

1 класс

Подтвердили усвоение

государственного стандарта

100%

Программу освоили все.

Общая оценка полноты усвоения

знаний государственного стандарта

100%

Оценка прочности усвоения

прочности государственного стандарта

100%

Из таблицы видно, что имеется положительный результат умений применять комплексные знания. Это позволяет делать выводы о том, что у учащихся формируются умения осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль.

2.4. Участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня

Работа по направлению выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, деятельности привела к активизации учебной деятельности обучающихся, повышению познавательного интереса и мотивации при изучении различных предметов, что послужило активному участию и победам учеников в международных и всероссийских олимпиадных мероприятиях, конкурсах и соревнованиях различного уровня:

  • Всероссийская олимпиадная игра по русскому языку «Русский Медвежонок – языкознание для всех», (2014, 2015 гг.) , 4 место по школе;

  • Международный математический конкурс-игра «Кенгуру», (2015 г.), 2, 3 места по школе;

  • Международная игра-конкурс «КИТ»,(2015-2016 гг.), 2, 3 места по школе;

  • Районный конкурс елочной игрушки «Зимняя фантазия», (2015 год), 2 место;

  • Районный тур Интеллектуального марафона для учащихся 2-3 классов «Знайка - 2014», (2014 год), участники;

  • Городской конкурс фотографий по программе «Разговор о правильном питании», (2015 год), сертификат участников.

Являюсь организатором участия обучающихся 3 «А» и 1 «Б» класса во Всероссийском конкурсе «КИТ – компьютеры, информатика, технологии», (2015-2016 гг.), имею сертификат.

Наблюдая за детьми, их отношением к окружающему миру, к жизни, к себе отмечаю, что они воспитаны. Дети с большим интересом участвовали во внеклассных и внешкольных мероприятия

2.5. Обобщение и распространение педагогического опыта

Транслирую опыт практических результатов своей профессиональной деятельности на семинарах, конференциях, педагогических чтениях различного уровня. Обобщение опыта практических результатов моей профессиональной деятельности представлено на семинаре в МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» по теме «Современный урок как педагогический инструмент достижения целей ФГОС», (2014 год), на семинаре в ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» по теме «Методическая система обучения в начальных классах», (2016 год), сертификат участника.

Личным вкладом в повышение качества образования и совершенствования методов обучения и воспитания, кроме указанных результатов, считаю активное участие в распространении педагогического опыта, представленного на заседаниях методических объединений школы и района. Имею личный сайт, через который обобщаю опыт профессиональной деятельности в научно-методических разработках, публикациях.

2.6. Участие в конкурсах

Принимаю активное участие в работе методических объединений педагогических работников МАОУ СОШ № 48 и РМО Верх-Исетского района. Методическое объединение учителей начальных классов, членом которого я являюсь, стало в 2015 году финалистом городского конкурса «Лучшая методическая служба года – 2015».

В межаттестационный период награждена Благодарственным письмом МБОУ СОШ № 11 г. Екатеринбурга, 2014 год.

Награждена Дипломом участника Всероссийского педагогического форума научно-методических разработок «Наставник».

Победитель (3 место) Всероссийского творческого конкурса «Рассударики».

Победитель Всероссийского педагогического конкурса в номинации Методическая разработка. Номинация: «Урок русского языка в 1 классе».

2.7. Повышение квалификации

Как учитель, работающий в современной школе, предъявляющие высокие требования к подготовке своих педагогических работников, я повышаю свою квалификацию:

2016 год, ГАОУ ДПО «ИРО Свердловской области», г. Екатеринбург, ОП «Содержание и технологии реализации федерального государственного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью», 72 часа.

Перспективы на следующий межаттестационный период

Цели на следующий межаттестационный период:

  • Продолжить освоение ФГОС;

  • Способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных;

  • Продолжить работу по использованию информационно – коммуникационных технологий в образовательной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка.

В результате своей работы за межаттестационный период я пришла к выводу, что основные условия, определяющие эффективность использования информационно-коммуникативных технологий в начальных классах можно свести к следующим положениям:

  • используемый на уроках материал должен быть понятен, доступен, интересен детям.

  • использование такого материала на уроках представляет собой новую нетрадиционную форму в организации учебной деятельности младших школьников. Предъявление экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для серьёзной работы;

Я выявила, что использование ИКТ в начальной школе позволяют:

- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

- обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

ИКТ позволяют выбирать адекватные целям и содержанию методы обучения. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на уроке.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели - улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на уроках представляется целесообразным и необходимым.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Издат. РАО, 1994;

  3. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. Начальная школа.2009. №2;

  4. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. Начальная школа.2008. №11;

  5. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий;

  6. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006;

  7. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  8. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  9. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): 2-ое издание. М.: ИИО РАО, 2008;

  10. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе;

  11. СанПиН 2.4.2.2821-10 пункт 10.18«Продолжительность непрерывного применения технических средство бучения на уроках» (пр. от 29 декабря 2010 года №189)

  12. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  13. Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  14. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. Волгоград: Учитель, 2008.




Скачать

© 2017 2116 53

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!