АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
учащихся 1 «В» класса
на конец 2015-2016 учебного года
Новый стандарт предъявил существенно высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Управление качеством образования потребовало изменения принципов анализа результатов обучения. Мне, как учителю начальных классов, выпустившему обучающихся 4-го класса в 2015 году, удалась реализация перехода к систематическому отслеживанию процесса обучения и динамики его результатов, активно включая в эти процессы школьников и их родителей. Проверка и оценка достижений младших школьников — важная составляющая процесса обучения. Я убедилась, что основными составляющими новой технологии контроля и оценивания результатов учебной деятельности являются фиксация не только предметных знаний и умений, но и общеинтеллектуальных умений, способностей к рефлексивной самоорганизации в учебном процессе. Важным направлением в осуществлении оценивания является развитие у обучающихся умений самоконтроля и адекватности самооценки.
В 2015 – 2016 учебном году продолжалась работа по реализации ФГОС НОО второго поколения. Работа строилась в соответствии с ООП НОО и программой формирования УУД в начальной школе, составленной группой учителей начальных классов МКОУ «Шалинская СОШ №45». Я, классный руководитель 1-в класса, убедилась, что мониторинг универсальных учебных действий повышает эффективность и позволяет корректировать ход образовательного процесса.
В ходе обследования был использован универсальный диагностический инструментарий, позволяющий учителю самостоятельно, без участия педагога-психолога, проводить диагностические процедуры, запланированные в рамках мониторинга. В исследовании были использованы адаптированные методики ведущих психологов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»), простые в применении, позволяющие определить уровень сформированности различных групп УУД (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) в соответствии с планом мониторинга образовательных результатов в 1 классе на 2015- 2016 учебный год.
ЛичностныеУУД
Методика определения мотивов учения (мотивация).
Методика характера атрибуции успеха/неуспеха (самоопределение).
Методика «Лесенка» (самооценка).
Ведущие мотивы учебной деятельности учащихся 1 «В» класса
на конец 2015-2016 учебного года
По итогам трех выборов присутствует
очень высокий уровень мотивации – 52% - 13 уч. в полном объеме имеют учебные и социальные мотивы;
высокий уровень учебной мотивации – 36% - у 9 уч. присутствуют учебные и позиционные мотивы;
нормальный уровень мотивации – 8% - у 2 уч. преобладают позиционные мотивы и частично присутствуют игровой и оценочные мотивы.
сниженный уровень мотивации – 4% - 1 уч. имеет позиционный, игровой и внешний мотив.
низкого уровня нет.
Наличие сниженного уровня свидетельствует о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Такому ребенку необходим индивидуальный подход.
Из ответов-выборов первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.
В соответствии с критериями оценивания
у 17 уч. – 68% - преобладает ведущий учебный мотив, из них 6 учащихся выбрали одну и ту же картинку три раза подряд (картинка б), что свидетельствуют о наличии только одного ведущего мотива – учебного,
у 5 уч – 20% - ведущий социальный мотив,
у 1 уч – 4% - ведущий внешний мотив (мама отправляет в школу),
у 1 уч – 4% - ведущий мотив получения отметки (отметка должна быть только положительной),
у 1 уч – 4% - ведущий позиционный мотив.
Таким образом, из ответов-выборов первоклассников следует вывод по классу ведущего мотива будущей учебной деятельности как учебный.
Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у обучающихся целесообразно выявлять уровень мотивации в целом.
Методика характера атрибуции успеха/неуспеха (самоопределение)
Качество - 68%
высокий уровень – 68% (17 уч.),
средний – 32% (8 уч.),
низкий – отсутствует.
Все учащиеся 1 «В» класса адекватности понимают причины успеха/неуспеха в деятельности, ярко выражено личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности на высоком и среднем уровнях.
Методика «Лесенка» (самооценка).
Качество 44% - у всех учащихся 1 «В» класса на момент проведения данной методики отсутствует заниженная самооценка, нормальный и высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей, что соответствует результатам исследования. Данная методика проводится на протяжении всех 4-х лет обучения в начальной школе. Таким образом, используемые на практике в 1-ом классе способы формирования самооценки помогают выработать адекватную самооценку у младшего школьника, т.к. они основываются на необходимости обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. Важно, что ученики могли дать обоснование и оценку не только хорошо выполненной работе, но и учатся выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые ещё плохо усвоены. Дети должны представлять себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Учитывая, что развитая самооценка у младшего школьника строится по исследовательскому принципу: «Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы», проведение подобной методики по выявлению самооценки способствует развитию интеллектуальной активности.
Уровень сформированности Личностных УУД учащихся 1 «В» класса
на конец 2015-2016 уч. года
Общий вывод по результатам Личностных УУД учащихся 1 «В» класса
Результаты учащихся 1 «В» класса показали, что Личностные УУД на высоком и среднем уровнях позволили сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Их Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего. Для учащихся с низким уровнем Личностных УУД нужна поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
Регулятивные УУД
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
«Графический диктант».
«Проба на внимание».
Методика "Корректурная проба"
Качество - 40%.
Высокий уровень – 40% - 10 уч. умеют контролировать свою деятельность.
Средний - 48% - 12 уч.
Низкий - 12% - 3 уч.
Особое внимание уделить ученице, имеющей уровень развития внимания 7%.
«Графический диктант»
Качество - 24%
Высокий – 24% - 6 уч. умеют внимательно слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, то есть действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью.
Средний - 4% - 1 уч. выполнил работу с 2-мя ошибками.
Низкий – 72% - 18 уч. не справились, познавательные действия – умения осуществлять пространственный анализ и синтез не развиты. Необходимо систематически включать в содержание заданий уроков математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира графические диктанты с целью развития произвольного внимания.
- «Проба на внимание» (Тест «Найди несколько различий»)
Качество - 8%
Очень высокий – 0%
Высокий – 8% - 2 уч. с логическими универсальными учебными действиями высокого уровня для данного возраста.
Средний - 16% - 4 уч.
Низкий – 28% - 7 уч.
Очень низкий – 48% - 12 уч. с заданием справились, но для этого им понадобилось больше времени.
Уровень сформированности Регулятивных УУД учащихся 1 «В» класса
на конец 2015 – 2016 уч. года
Общий вывод по результатам Регулятивных УУД учащихся 1 «В» класса
С целью более глубокого изучения Регулятивных УУД и изучения причин низкой успеваемости отдельных обучающихся были проведены дополнительные методики. Возникла необходимость включения в учебный материал задания и упражнения на развитие Регулятивных УУД.
Познавательные УУД
«Кодирование» (знаково-символические действия).
«Лишний предмет» (анализ объектов).
«Подбери заплатку» (сравнение объектов) .
«Кодирование» (знаково-символические действия)
Качество - 72% Высокий – 72% - у 18 уч. сформировано действие кодирования (замещения), быстро понимают инструкцию, действует адекватно. Важно, что ошибок у данных учащихся нет.
Средний - 24% - 6 уч., из них 4 уч. выполнил работу без ошибок, но работают слишком медленно, остальные 2 уч. выполнили за установленное время, но с ошибками.
Низкий – 4% - 1 уч. сделал много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано. Необходимо систематически включать в содержание заданий уроков математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира графические диктанты с целью развития произвольного внимания.
«Лишний предмет» (анализ объектов)
Качество - 8%
Высокий – 8% - 2 уч. дали все количество правильных ответов с выделением лишнего слова и обобщили от 7 до 12 рядов двумя родовыми понятиями .
Средний - 52% - 13 уч. обобщили ряды в основном с одним родовым понятием.
Низкий – 40% - 10 уч. обобщили меньше 6-ти рядов одним родовым понятием или даже не смогли обобщить.
Необходимо использовать задания на развитие способности учащихся к обобщению.
«Подбери заплатку» (сравнение объектов)
Качество - 44%
Высокий – 48% - у 12 уч. сформировано познавательное действие сравнения объектов на уровне 1-го класса.
Средний - 36% - 9 уч. сравнивают объекты с 1-й ошибкой.
Низкий – 16% - у 4 уч. не сформировано познавательное действие сравнения объектов на уровне 1-го класс.
Необходимо использовать задания на развитие умения учащихся сравнивать объекты.
Уровень сформированности Познавательных УУД учащихся 1 «В» класса
на конец 2015-2016 уч. года
Общий вывод по результатам Познавательных УУД учащихся 1 «В» класса
Данные методики выявили наличие обучающихся с высоким уровнем развития Познавательных УУД, для них рекомендовано участие в проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах. Низкие результаты говорят о недостаточном развитии аналитико-синтетической деятельности. Для таких детей необходима коррекционная работа, индивидуальный подход в обучении и индивидуальные консультации со специалистом.
Коммуникативные УУД
Методика «Узор под диктовку» (Венгер А.Л. , Цукерман Г.А.).
2.Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
3. «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).
Методика «Узор под диктовку» (Венгер А.Л. , Цукерман Г.А.) - планирующая и регулирующая функция речи (интериоризация)
Качество – 76%
Высокий – 76% - у 19 уч. узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.
Средний - 16% - 4 уч. при частичном взаимопонимании имеют частичное сходство узоров с образцами; их указания отражают часть необходимых ориентиров.
Низкий – 8% - у 2 уч. узоры не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров, формулируются непонятно, совсем не формулируются или формулируются непонятно для партнера.
Необходимо применять в учебном процессе задания на развитие умения выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также учить передавать (сообщать) их партнеру, развивать планирующую и регулирующую функции речи (интериоризация) в парной и групповой работе как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) - Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)
Качество – 80%
в 1 в классе на момент проведения методики у учащихся выявился
низкий уровень – 3 детей не смогли договориться и не пришли к согласию, из них 1 учащийся категорически отказался работать;
средний уровень у 2 уч-ся сходство частичное, имеются отличия, работая вместе, не смогли проконтролировать процесс, не следили за реализацией принятого замысла;
высокий уровень – у 20 учащихся рукавички украшены одинаковым узором; в процессе работы они активно обсуждали возможный вариант узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивая способы действия и координируя их, строя совместное действие; следили за реализацией принятого замысла.
Необходимо формировать коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества, практиковать работу в паре, группах на всех предметах начального обучения.
«Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
Качество – 44%
Низкий уровень: 4% - 1 уч. не учитывает позиции другого человека ;
Средний уровень: 52% - 13 уч. правильно определяют стороны относительно своей позиции, но не учитывают позиции партнера.
Высокий уровень: 44% - 11 уч. все четыре задания выполнили правильно, т. е. учитывают отличия позиции другого человека.
Необходимо упражняться в понимании возможности различных позиций и точек зрения, в ориентации на позицию других людей, отличную от собственной, соотносить характеристики и признаки предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, развивать координацию разных пространственных позиций.
Уровень сформированности Коммуникативных УУД
учащихся 1 «В» класса на конец 2015-2016 уч. года
Общий вывод по результатам Коммуникативных УУД учащихся 1 «В» класса
Наличие высокого уровня Коммуникативных УУД говорит о том, что большая часть класса обладает развитыми коммуникативными навыками, соответствующие данному возрасту, для данной группы обучающихся рекомендовано проведение групповых заданий на уроке, во внеклассной деятельности. Наличие отдельных обучающихся, не умеющих договориться с одноклассниками, важно положительное одобрение со стороны взрослого, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместное выполнение заданий с друзьями по классу. Для учителя важен индивидуальный подход в обучении к данным детям.
Общий уровень сформированности УУД
учащихся 1 «В» класса на конец 2015-2016 уч. года
Общий вывод по результатам УУД учащихся 1 «В» класса
Данные диагностических обследований учащихся были проанализированы с позиции сформированности каждого из универсальных учебных действий отдельно, так и в сопоставлении данных (уровней развития конкретного универсального учебного действия) по результатам нескольких диагностик в отношении каждого из типов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных позволило мне выделить направления работы по формированию универсальных учебных действий в отношении каждого ученика и класса в целом.
Низкие уровни, полученные учащимися в процессе диагностики, позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося.
Для меня данные мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 класса стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса и создания индивидуальных маршрутов формирования УУД в соответствии с выявленными проблемными зонами в следующем учебном году, т.е. во 2 классе.
Анализ полученных данных по классу показывает, что основные проблемы развития универсальных учебных действий лежат в плоскости формирования регулятивных универсальных учебных действий. Следовательно, передо мной стоят задачи:
- научить своих учеников правильно понимать «что могу – не могу»,
- научить умению обратиться за помощью к тому источнику (учитель, интернет, книга, словарь), который поможет преодолеть возникшее препятствие,
- научить ставить такие цели, с которыми может справиться, т.е. научить быть самоэффективным.
83% первоклассников продемонстрировали высокий уровень мотивации. Дети посещают школу охотно, на уроках увлечены и настроены на учебную деятельность, имеют адекватную самооценку. У них сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В целом уч-ся готовы к обучению во 2 классе.
Задачи на следующий 2016-2017 учебный год по формированию
Личностных УУД:
учить осознанно принимать жизненные ценности и смысл, ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего;
поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств обучающихся;
организация деятельности обучающихся на помощь другим людям;
развитие эмпатии у обучающихся.
Регулятивных УУД:
учить ориентироваться на заданную систему требований, умению сознательно контролировать свои действия;
упражнять в развитии ориентировки на систему требований, обусловленную высоким уровнем развития произвольности;
учить регуляции действий, не нарушая заданную систему требований, предложенной взрослыми или заданной цели.
Коммуникативных УУД:
развивать у обучающихся умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли;
создать условия для взаимного контроля действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;
организация совместной деятельности учащихся (работа в парах, в группе, в коллективе).
С целью повышения компетентности в вопросах формирования и развития УУД родители были ознакомлены с результатами диагностики уровня сформированности УУД и были даны на итоговом родительском собрании рекомендации по их развитию как залог дальнейшего успешного обучения.
В следующем 2016-2017 учебном году ввести в практику следующие виды заданий
для диагностики и формирования
Личностных УУД:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
работа с портфолио;
Познавательных УУД:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;
Регулятивных УУД:
«преднамеренные ошибки», метод «какографии»;
поиск информации в предложенных источниках;
Взаимоконтроль, самоконтроль;
«ищу ошибки»
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Коммуникативных УУД:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Таким образом, диагностико-аналитическая работа с учащимися по комплексу методик позволила выявить и отследить изменение характеристик их психофизиологического, личностного, познавательного и эмоционального развития. Это дает возможность контролировать динамику развития детей, максимально способствовать созданию здоровьесберегающей среды и благоприятных условий для развития личности и деятельностных способностей ребенка. Практика показала, что диагностика, мониторинги и анкетирование могут быть использованы и в учебном процессе, и во внеурочной деятельности.
Учитель: Карпова О. В. /______________ / 30 мая 2016 г.