СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая деятельность учащихся при изучении химии как способ продуктивного обучения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация Государственного образовательного стандарта Донецкой Народной Республики предусматривает личностную ориентацию содержания и технологий образования, усиление роли ученика в обучении, его деятельностную направленность. Автор методической статьи на основе личного педагогического опыта предлагает модель организации аналитической деятельности учащихся при изучении химии как способ продуктивного обучения. Статья рекомендуется учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям профессиональных образовательных учреждений.

           Ключевые понятия: личностно-ориентированный подход, интеллектуальный продукт обучения (образовательный продукт), аналитическая деятельность, рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая деятельность учащихся при изучении химии как способ продуктивного обучения»

14



Аналитическая деятельность учащихся

при изучении химии как способ продуктивного обучения

Методическая статья

Волошина Ольга Олеговна,

учитель химии высшей

квалификационной категории,

учитель-методист

МОУ «Гимназия № 6 г. Донецк

Реализация Государственного образовательного стандарта Донецкой Народной Республики предусматривает личностную ориентацию содержания и технологий образования, усиление роли ученика в обучении, его деятельностную направленность. Автор методической статьи на основе личного педагогического опыта предлагает модель организации аналитической деятельности учащихся при изучении химии как способ продуктивного обучения. Статья рекомендуется учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям профессиональных образовательных учреждений.

Ключевые понятия: личностно-ориентированный подход, интеллектуальный продукт обучения (образовательный продукт), аналитическая деятельность, рефлексия.

Моё правило – разделить каждую проблему

на много частей так, чтобы каждая

была реально выполнима.

Р. Декарт

Термин «продуктивность» в сочетаниях: «продуктивное обучение» и «продуктивное мышление» отражает качество эффективности интеллектуальной деятельности личности [3]. Обучающийся в процессе обучения получает свой «интеллектуальный продукт» на каждом уроке и занятии. Общесоциальные концептуальные положения продуктивного обучения предусматривают развитие личностей учащихся, их способности рассуждать, анализировать свою учебную деятельность и интеллектуальный продукт обучения. А концептуальные педагогические идеи продуктивного обучения констатируют принцип личностной ориентации образования и рефлексивный самоконтроль учащихся.

Государственный образовательный стандарт Донецкой Народной Республики акцентирует такие подходы в образовании, как системно-деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностно-ориентированный. Деятельностный подход направлен на построение коррекционно-образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного критически осмысливать и творчески применять полученные знания на практике [1]. Способы продуктивного обучения помогают практически реализовать подходы в образовании, которые принципиально положены в основу Государственного образовательного стандарта ДНР.

Деятельностный подход составляет исходную методологическую установку теории обучения. Различные аспекты данного подхода разработаны в исследованиях психологов и педагогов: Л.С. Выготского,

А.Н. Леонтьева, С.А. Рубинштейна, В.В. Давыдова, В.Д. Шадрикова, П.И. Пидкасистого, Г.П. Щедровицкого, Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, Н.Ф. Талызиной и др. Технологию продуктивного образования исследовали и внедряли О. Домброу, Ф. Кури, Р. Сафран, Й. Шнайдер, И. Бём, И.П. Подласый, М.И. Башмаков и др. Личностно-ориентированное обучение представлено в работах И.С. Якиманской, Г.К. Селевко, М.В. Кларина, З.И. Калмыковой. Организации рефлексии посвящены научные труды А.В. Хуторского.

Вопрос рефлексии и аналитической деятельности учащихся (осмысления и анализа ими продуктов своей интеллектуальной деятельности) является актуальным в образовании. Современные учителя используют передовые эффективные образовательные технологии обучения и часто сетуют на недостаток времени для рефлексии и анализа учащимися своей деятельности, хотя понимают большую значимость этого учебного аспекта. Чаще всего рефлексия как этап урока объединяется с этапом «итоги урока» и проходит фронтально, лишая учащихся детального осмысления своей деятельности. А о планировании уроков-рефлексий большинство учителей только мечтают, концентрируясь на усвоении обучающимися теоретических знаний, универсальных учебных умений и навыков.

Возникает проблема – как оптимально организовать полноценную рефлексивную и аналитическую деятельность учащихся?

Цель статьи: поделиться опытом работы по организации аналитической деятельности учащихся при изучении химии.

Современные методологические основы образовательного процесса объединяют внешние и внутренние продукты деятельности участников образовательного процесса в одно понятие – образовательные результаты. Внешние образовательные продукты могут быть выражены в форме сочинений, решенных задач, творческих работ, то есть основных критериально оцениваемых видов деятельности обучающихся. Внутренние – это личностные приращения знаний, умений, навыков, усвоенные способы действий, развитые способности – критериально трудно диагностируемые [4]. В целом образовательные результаты направлены на личностные приращения с целью обеспечения их эффективной жизнедеятельности в социуме.

Итак, обучающиеся получают образовательные результаты (продукты обучения) в процессе системной деятельности. Деятельностный процесс обучения можно представить в виде следующей модели (схема1).

Схема 1

Деятельностный процесс







Это универсальная модель, применимая к любому роду деятельности.

Но модель выглядит открытой. Целью деятельности учащегося является образовательный результат. А где в этой модели рефлексия? На каком этапе образовательной деятельности происходит овладение методами рефлексивного мышления – остановкой, припоминанием деятельности, анализом её этапов, вычленением использованных способов, поиском противоречий, сопоставлением результатов с прогнозом, корректированием и планированием дальнейшей деятельности [5]? Так при системно-деятельностном подходе к организации аналитической деятельности учащихся возникает модель системы деятельностного образовательного процесса, представляющая собой циклическую деятельность (схема 2).








Схема 2

Система деятельностного образовательного процесса







Учащийся проводит самооценку продукта своей деятельности, анализирует качество своей деятельности, определяет неточности и ошибки, выстраивает индивидуальную траекторию совершенствования своих результатов деятельности до соответствия личным прогнозам и идеальному образцу.

В методологически ориентированном обучении показано, что «ребёнок, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз вполне может ничему не научиться. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счёт которой и выделяются сами схемы деятельности – способы решения задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса» [6].

Итак, личностно-ориентированное, системно-деятельностное, компетентностно-ориентированое обучение должно быть рефлексивным, тогда оно будет результативным и личностно-значимым.

Организация и использование рефлексивной деятельности учащихся – широкое поле деятельности для творческих педагогов. Создание системы рефлексивного обучения – может стать целью любого педагога-новатора. В данной статье вниманию читателей предлагается модель аналитической деятельности учащихся при обучении химии по итогам контроля знаний, диагностики компетентностного уровня.

Созданию модели предшествовала работа по заполнению содержательного аспекта элементов системы деятельностного образовательного процесса (см. Схему 2) и определению деятельности в каждом элементе системы. Итоги работы обобщены в таблице «Организация аналитической деятельности учащихся по итогам контроля знаний» (таблица 1).

Таблица 1. Организация аналитической деятельности учащихся по итогам контроля знаний

№ п/п

Элементы системы

Содержание

Деятельность

1.

Субъекты

Учащиеся

Развитие рефлексивного мышления, анализ

2.

Процесс

Урок-рефлексия «Анализ контрольной работы»; последний урок в четверти, семестре; итоговый урок

Сравнение результатов прогноза и факта

3.

Предмет

Контрольные работы, оценивание за четверти (7-9 кл), за семестры (10-11 кл), за год (7-11 кл)

Анализ результатов контроля, успеваемости за четверть, семестр. год

4.

Условия

Самоанализ, коррекция, планирование

Использование алгоритма анализа контрольной работы, рекомендаций для учащихся

5.

Способы

Письменная аналитическая работа, графическая работа

Составление индивидуальных графиков успеваемости по химии, вычленение использованных способов, поиск противоречий, корректирование и планирование дальнейшей деятельности

6.

Результат (интеллектуальный продукт)

Индивидуальный график, план индивидуальных коррекционных мероприятий, план индивидуальной деятельности

Выполнение коррекционных мероприятий, плана деятельности

Обратимся к традиционной схеме образовательного процесса: обучение – применение – обобщение и систематизация – контроль – диагностика, анализ – коррекция. Инновационным будет являться авторский подход и методология учителя в реализации приведенных этапов образовательного процесса.

Основные методы аналитической деятельности учащихся при изучении химии: прогнозирование, памятка, визуализация успеваемости (графики, письменный анализ), планы индивидуальных коррекционных мероприятий, планы индивидуальной деятельности.

Прогнозирование. Учащиеся систематически прогнозируют результаты успеваемости по химии:

1) на первом уроке в начале учебного года – прогноз успеваемости за текущий учебный год;

2) прогнозирование оценки за контрольные работы;

3) прогнозирование успеваемости за четверти, семестры, год.

Оформляют прогнозирование в графическом виде (приложение 3).

Разработаны алгоритм анализа контрольной работы (приложение 1) для учащихся с несоответствием оценок прогноза и факта, с оценками: «2», «3», «4»; рекомендации для учащихся по составлению плана индивидуальной деятельности (приложение 2) для обучающихся с оценкой «5» в прогноз/факте. Традиционно одним из образовательных продуктов учащихся при изучении химии является Памятка. Обучающиеся начинают оформлять её в 7 классе, на протяжении всех лет обучения химии пополняют её справочной информацией, алгоритмами деятельности по выполнению различных заданий по химии, обобщающими таблицами-фреймами и структурными схемами. Как показывает практика, такая Памятка способствует быстрой и результативной ориентации учащихся, развитию долговременной памяти, формированию способов рационального использования информации (информативная компетентность) и как результат эффективного обучения предмету химия.

Оформление письменного анализа контрольной работы является обязательным для всех учащихся. К концу обучения курса химии в 11 классе учащиеся демонстрируют высокий уровень рефлексивной аналитической деятельности. Наблюдается сформированность рефлексивного мышления и способность организовывать анализировать свою деятельность.

Может возникнуть вопрос, а как в такой насыщенности учебной программы можно выделить как минимум 4 часа для уроков – рефлексий. Программа составлена творческими людьми и ежегодно в методических рекомендациях ДРИДПО по преподаванию предмета химия содержатся объяснения по реализации программы: «Действующие программы по химии являются ориентиром для составления тематического планирования курса. Учителя химии могут иметь свой вариант тематического планирования, который отличается количеством часов и последовательностью изучения тем курса от предложенных в программе (но не более, чем на 20%) [7]. Помимо того авторский подход учителя позволяет использовать часы из резерва для организации рефлексивной аналитической деятельности учащихся при обучении химии.

ВЫВОД

Развитие рефлексивного мышления и осваивание способов аналитической деятельности являются образовательными продуктами («интеллектуальными продуктами») обучения учащихся. О чём свидетельствуют вербальные и невербальные результаты рефлексии при обучении химии. Используется современный методологический подход для реализации принципов системно-деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностно-ориентированного подходов Государственного образовательного стандарта. Представлена система организации аналитической деятельности учащихся по итогам контроля знаний в химии. Ощущается потенциал и прослеживаются перспективы дальнейшей методической работы учителя над проблемой создания системы рефлексивного обучения предмету химия. Пусть девизом эффективной, успешной работы будет восточная мудрость: «Когда есть желание, то появляются и возможности».


















Приложение 1

Алгоритм анализа контрольной работы

1. Запишите дату урока в тетрадь для контрольных работ.

2. Запишите тему урока «Анализ контрольной работы».

3. Составьте график факта успеваемости (график прогноза успеваемости составлен перед контрольной работой).

4. Сравните оценки прогноза и факта за контрольную работу.

5. Запишите первым пунктом анализа – состояние соответствия факта прогнозу (соответствует, выше, ниже).

6. Проанализируйте неточности и ошибки.

7. Используя Памятку определите, какие знания и умения не были воспроизведены в полной мере.

8. Запишите, какие были допущены неточности и ошибки.

9. Укажите причину неточностей и ошибок (забыл информацию, не оформил в памятке алгоритмы, ошибся в арифметических расчётах, недостаточно усвоил и понял смысл определённых знаний).

10. Проконсультируйтесь с учителем (при необходимости) по формулировке пункта 9.

11. Составьте план коррекционных мероприятий по восполнению имеющихся знаний, умений (оформить памятку, получить консультацию у учителя, выполнить самостоятельную работу, получить помощь друга-одноклассника).

12. Определите сроки выполнения плана коррекционных мероприятий.







Приложение 2

План индивидуальной деятельности

(для учащихся с оценкой «5»)

1. Запишите дату урока в тетрадь для контрольных работ.

2. Запишите тему урока «Анализ контрольной работы».

3. Составьте график факта успеваемости (график прогноза успеваемости составлен перед контрольной работой).

4. Сравните оценки прогноза и факта за контрольную работу.

5. Запишите первым пунктом анализа – состояние соответствия факта прогнозу (соответствует, выше).

6. Определите, какие знания, способы деятельности, учебные алгоритмы вы реализовали (я знаю, я умею использовать, я понимаю).

7. Составьте план по оказанию консультационной помощи однокласснику с низкой оценкой работы (научился сам – научи другого).

8. Согласуйте с учителем план действия.















Приложение 3


Образец примерного графика учащегося 8 класса

«Успеваемость по химии в ______ учебном году»












Литература

1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015-2017гг., приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной республики от 17.07.2015г. № 327.

2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание,1989.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. НИИ школьных технологий, 2006.

4. Хуторской А.В. Педагогика инноватики. Учебное пособие. М.: Академия», 2010.

5. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для ВУЗов. - Санкт-Петербург: Изд. Дом «Питер», 2007.

6. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: Шк. Культ. Политики, 1997.

7. Козлова Т.Л., Денисова Е.Д. Особенности преподавания химии в образовательных организациях ДНР в 2016–2017 учебном году//Педагогическая сокровищница Донетчины № 2/2016. С.196-204.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!