СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет по результатам диагностики учащихся 5-х классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель – мониторинг уровня обученности, личностного и социального развития учащихся.  Предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для создания благоприятных социально-педагогических и психологических условий в период перехода из начального в среднее звено школы.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет по результатам диагностики учащихся 5-х классов»

Аналитический отчет по результатам диагностики учащихся 5-х классов в 2019 – 2020 учебном году.

В соответствии с запросом со стороны администрации школы в октябре 2019 года было проведено психодиагностические исследование уровня школьной адаптации учащихся 5-х классов.

Основная цель – мониторинг уровня обученности, личностного и социального развития учащихся. Предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для создания благоприятных социально-педагогических и психологических условий в период перехода из начального в среднее звено школы.

Основанием для построения данного минимума может служить предположение о том, что школьники, у которых сформированы соответствующие возрасту новообразования, такие как рефлексия, стремление к общению и владению приемами и навыками межличностного общения со сверстниками, активность и самостоятельность в социальной и познавательной деятельности, а также следующие новообразования в интеллектуальной сфере: переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому – адаптационный период переживают достаточно легко. Если исходить из этого предположения, то диагностический минимум целесообразно проводить в два этапа: в апреле – в четвертых классах и в октябре – в пятых классах.

В пятом классе психодиагностические исследования начинаются после мероприятий, проводимых для адаптации (например, после цикла больших психологических игр). Цель исследования – изучение степени сформированности и структуры классных коллективов, оценивание преобладающего эмоционального состояния школьников.

Рекомендуемые методики:

  1. Социометрия.

  2. Опросник мотивации.

  3. Школьный тест умственного развития.

  4. Тест тревожности Филлипса

Данный комплекс выбран потому, что мотивация, тревожность и социальный статус в группе и уровень умственного развития это те показатели, которые характеризуют уровень адаптации учащихся 5-х классов и дают прогноз на успешность обучения детей в основной школе. В процессе прохождения адаптационного периода мотивация детей должна повышаться, тревожность снижаться, показатели умственного развития расти.

Результаты социометрии анализируются совместно с классным руководителем, определяются микрогруппы, их лидеры, учащиеся, не имеющие коммуникативных связей в классе – для использования в воспитательной работе. Результаты теста школьной тревожности Филипса, а также социометрии – для выделения группы детей, у которых адаптация проходит осложненно.

После мониторинговых мероприятий вся аналитическая информация предоставляется классным руководителям, учителям-предметникам, администрации для целесообразной организации учебно-воспитательного процесса.

Данные психодиагностического минимума используются для проведения педсоветов, семинаров с учителями, психолого-педагогических консилиумов, родительских собраний.

Каждая методика диагностического комплекса обрабатывалась самостоятельно. Результаты обработки анализировались и сравнивались с нормативами и использовались для составления психологической характеристики и сводных таблиц. В нормативных таблицах количественные значения замеряемых показателей распределены по 5 зонам, которые качественно характеризуют интеллектуальные операции, доступные учащимся, и, соответственно, их возможности в освоении учебных программ. Градации нормативных требований и их динамика приводятся в зависимости от класса, в котором обучается ребенок, а не в зависимости от возраста.

Результаты психодиагностического исследования приводятся в таблицах, которые доступны для использования в работе классными руководителями 5-х классов.

Согласие на психологическую обработку информации дали 74 родителя пятиклассников, что составляет 96% от списочного состава детей. Участие в диагностике приняли 74 обучающийся (96%).

Возрастные особенности пятиклассников

В пятом классе школьники вступают в новый период — подростковый. В этом возрасте им предстоит пройти важнейший личностный кризис — кризис идентичности. Основное его содержание — формирование нового целостного представления о себе как о взрослом человеке.

Идентичность развивается в течение всего жизненного пути, причем важнейшими этапами являются так называемые нормативные кризисы. Их проживание необходимо для полноценного формирования идентичности, каждый из них вносит свой определенный вклад в ее становление.

Ключевая роль в данном процессе отводится подростковому возрасту, поскольку качественные изменения в этот период появляются намного быстрее, чем в другое время. Половое созревание обуславливает телесные и эмоциональные перемены. Новые характеристики приобретает мышление, оно становится формально-логическим. Резко меняется социальный статус. Вследствие этого происходит частичное разрушение имеющейся с детства идентичности. Наступает период, который можно назвать кризисным. Здесь важно отметить, что понятие «кризис» в контексте представлений о развитии мы употребляем не для того, чтобы выделить угрозу катастрофы, а чтобы обозначить момент изменения, повышенную уязвимость и возросшие потенциальные возможности.

Пятиклассники вступают в кризисный период неравномерно. Время его начала зависит от физиологических особенностей ребенка, социального развития, семейной ситуации. Он начинается быстрее у подростков с ранним половым созреванием, личностно зрелых, без гиперопеки в семье.

К концу пятого класса у большинства учащихся появляются первые признаки кризиса — стремление к нарушению социальных норм, повышенная эмоциональная чувствительность. Проявляется это по-разному. Ученики могут игнорировать слова взрослого, отворачиваться и демонстративно не обращать на него внимания. Бурные эмоциональные реакции сопровождают нежелание ученика сидеть за одной партой с тем, кто ему не нравится. Некоторые проявляют избыточную активность в столовой: кидаются едой, подсаливают пищу друг друга, демонстративно не убирают за собой посуду. Сопротивление установленным правилам хорошо наблюдается на школьных концертах: ученики громко разговаривают, отворачиваются от сцены, иногда даже встают и уходят. Бывает, ребята отказываются надевать школьную форму, приносят в класс запрещенную еду, используют ненормативную лексику назло взрослым.

Повышенная эмоциональная чувствительность проявляется чаще всего в трудных ситуациях. Ученикам тяжело приступить к самоподготовке, соблюдать школьные правила в конце дня. У ребят повышается уровень эмоционального реагирования на трудности. Это может быть отказ от выполнения инструкций, обида, открытая агрессия: «Я не буду это делать. Это глупо». Ребенок может замыкаться в себе или демонстративно обесценивать сложную работу, показывая, что ему это не интересно и не нужно: «Все тупо». Некоторые учащиеся реагируют на трудные ситуации психосоматическими симптомами: головными, желудочными болями. Другие плачут даже при небольших проблемах.

Эмоциональная чувствительность проявляется также в налаживании контактов с учителями. Школьники ищут общения вне урока — им это важно, хочется заинтересовать учителя собой, получить поддержку.

Но особенно заметна эмоциональная чувствительность в отношениях со сверстниками. Возрастает конкуренция как между мальчиками и девочками, так и между классами. Возникает соперничество среди девочек и среди мальчиков. Начинается борьба за влияние в классе. Подросткам хочется, чтобы окружающие прислушивались к ним, поступали по их желанию. В это время увеличивается количество ссор, обид. Школьники становятся раздражительными, вспыльчивыми. Они часто унижают друг друга. Это происходит не от аморальности, а от незнания других способов самоутверждения.

Можно сказать, что подросткам для адекватного самовыражения требуется помощь со стороны взрослых, но сами они за ней не обращаются. Поэтому педагогам стоит проявлять инициативу.

Следующая линия развития пятиклассников — начало формирования новой социальной роли ученика старшей школы. Роль эта требует от ребят освоения незнакомых правил, которые касаются как внеучебного, так и учебного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Пятиклассники учатся общаться с большим количеством разных преподавателей, запоминать и выполнять их требования. Сам факт, что взрослых много и все от них чего-то требуют, является для школьников новым. Дети привыкают к различному темпу ведения уроков, тональности, дисциплинарным методам педагогов.

Кроме того, они начинают осваивать программу старшей школы, которая включает большое количество устных заданий, предлагаемых иногда в новой для учащихся форме, знакомятся с многочисленными понятиями, научными текстами.

Обучение в старших классах требует более высокого уровня самостоятельности, чем в начальной школе. Постепенно его начинают осваивать и пятиклассники, но поначалу это дается им с трудом, требуется помощь.

Новая роль придает ученикам более высокий статус, которым они гордятся. К этому можно апеллировать для повышения эффективности учебного процесса.

Роль ученика старшей школы предоставляет детям и новые возможности: большее пространство, свободное передвижение по нему, посещение кружков и спортивных секций. Дети иногда боятся упустить что-то важное, бегают по школе, стремятся успеть и здесь и там, что взрослыми порой оценивается как поверхностность, несерьезность.

В познавательной сфере существенных различий по сравнению с 4 классом не наблюдается. Возможное снижение успеваемости может происходить за счет описанного ранее процесса освоения новой роли, а также из-за физиологического утомления детей. Также этому способствует недостаточно высокий уровень самостоятельности учащихся. Например, начинается урок, а ученик, не подготовившись на перемене, идет за тетрадями к шкафчику. Или же не выполняет домашние задания, потому что не успевает их записать.

Учебная мотивация школьников в это время, как правило, высокая. Но чаще всего не внутренняя, так как большинство учится, чтобы заслужить поощрения и избежать наказания родителей. К середине пятого класса некоторые начинают задумываться: зачем же они действительно учатся? Для себя они решают, что делают это для своего успешного будущего. Но связь между будущим и настоящей жизнью у них пока еще не простроена. Поэтому важно, чтобы педагоги помогли им соединить и осознать ценность и полезность получаемых знаний для благополучной взрослой жизни.

Повышение трудности обучения по сравнению с начальной школой может вызвать у учащихся сомнения в своих познавательных возможностях. Поэтому требуется, чтобы взрослые поддерживали у детей уверенность в собственных силах.

Отметка воспринимается школьниками не как оценка проделанной работы или актуального качества знаний, а как наказание, проблема, тяжелое событие. Она может вызывать слезы, обиду на учителя. Страх контрольных работ является типичным для пятого класса.

Поскольку начало подросткового кризиса ставит перед ребятами проблему утверждения собственной значимости, педагогам особенно важно акцентировать их уникальность, дать понять каждому, что его видят, ценят, замечают.

Пятиклассники еще не знают, в чем заключаются особенности их индивидуального познавательного стиля, не осознают собственных возможностей, поэтому они не умеют просить помощи из взрослой позиции, а хотят опеки, снисхождения. Их нужно научить воспринимать неудачи как обучающие моменты, требующие рационального подхода, показать, как нужно формулировать просьбу о помощи.

Социометрия

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о: социально-психологических отношениях в группе; статусе людей в группе; психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

 

5 а

5 б

5 в

итого

%

звезда

11

7

7

25

30,4878

предпочитаемые

9

9

7

25

30,4878

пренебрегаемые

9

8

7

24

29,26829

изолированные

2

3

3

8

9,756098

всего

31

27

24

82

 

Социометрическая “звезда” – это субъект, являющийся наиболее эмоционально привлекательным для других членов группы, получивший в социометрическом исследовании наибольшее количество положительных выборов от других членов группы, выбираемый другими популярными членами группы.

предпочитаемыми принято называть тех, кто получает значительное число положительных выборов и мало отвержений. Данные люди являются популярными в группе.

пренебрегаемые – это члены группы, получившие очень мало положительных выборов и много отвержений со стороны других членов группы. Пренебрегаемые относятся к категории непопулярных членов группы.

Отверженныеили изгои, имеют только отвержения и не имеют положительных выборов. Это люди, которые активно не принимаются группой; их личностные качества, особенности поведения, привычки вызывают острое неприятие у других членов группы.

изолированными называют тех членов группы, которые как бы не существуют для группы: у них отсутствуют как положительные выборы, так и отвержения.

По данным исследований Я. Л. Коломинского, социометрический статус субъекта – величина достаточно устойчивая. Чаще всего определенный статус сохраняется не только в данной конкретной группе, но очень часто “переходит” с человеком в другую группу. Это объясняется, по мысли Коломинского, тем, что, занимая определенное положение в группе, человек привыкает вести себя определенным образом (как “звезда” или, скажем, как “изгой”). Переходя в другую группу, человек продолжает (осознанно или неосознанно) играть привычную для него роль. Члены новой группы “улавливают” предлагаемый им образ и во многом в соответствии с ним выстраивают свои отношения с “новичком”.

Итак, статус – величина, стремящаяся к устойчивости. Вместе с тем, человеку, по мысли М. Р. Битяновой, полезно побывать в разных статусных позициях. Смена статусов обеспечивает большую социальную гибкость, обогащает опыт социального поведения личности. Постоянное пребывание в “звездах” в школьные годы делает человека ригидным, социально уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Столь же опасна для развития личности устойчивая позиция отверженного или изолированного в группе. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, пессимистический взгляд на отношения с другими людьми – вот только некоторые следствия устойчивого нахождения человека в позициях отверженного или изолированного.

Какие психологические и социальные факторы влияют на социометрический статус субъекта в группе?

Установлено, что высокий статус человека в группе определяют в первую очередь следующие факторы:

· внешняя привлекательность человека;

· успешность в групповой деятельности;

· достаточный уровень интеллектуального развития;

· некоторые свойства темперамента (общительность, низкая тревожность, стабильность нервной системы);

· успешность в тех видах внегрупповой деятельности, которые значимы для большинства членов данной группы;

· выраженность тех качеств личности, которые наиболее ценимы в данной группе.

Психологи пытались выяснить, каким образом человек воспринимает, в какой мере осознает свой статус? Исследования позволили сделать вывод о том, что восприятие человеком своего социометрического статуса в большинстве случаев эмоционально окрашено и осуществляется в форме переживания. Субъект может быть удовлетворен или не удовлетворен своим положением в группе. При этом ученые установили, что эмоциональное отношение субъекта к своему статусу не всегда совпадает с его объективной величиной. Например, “звезда” может отнюдь не считать себя “звездой” и переживать по поводу недостаточного внимания со стороны членов группы. В то же время изгой может не страдать от плохого отношения к себе со стороны группы. Это обычно наблюдается в тех случаях, когда данная группа для человека не является референтной.

Известный исследователь Я. Л. Коломинский пришел к следующим выводам:

· осознание своего статуса с возрастом меняется: становится более полным и многосторонним;

· часто люди, имеющие объективно неудовлетворительный социометрический статус, субъективно его переоценивают;

· люди, занимающие благоприятное положение в системе личных отношений, склонны его недооценивать.

Неадекватность в осознании своего статуса, характерная в большей мере для самых популярных и самых непопулярных в группе, имеет много психологических объяснений. Главная причина в обоих случаях – защита от тревожной информации. Низкостатусные члены группы не хотят анализировать, не хотят принять как факт то, о чём они догадываются, что чувствуют.

Кроме того, порой они просто не в состоянии осознать свое положение в группе вследствие того, что у них плохо развита социальная рефлексия. Высокостатусные члены группы закрываются от объективной информации, боясь не соответствовать ожиданиям группы.

Можно ли изменить статус субъекта в группе? Можно ли, например, повысить статус пренебрегаемого или отверженного ученика в классе? Отечественные психологи отвечают на этот вопрос утвердительно. Основной путь – организация разнообразных видов групповой деятельности, которые помогают субъектам перераспределить функции и обязанности, позволяют низкостатусным ученикам проявить свои лучшие качества, способности. Повышению статуса ученика, по мнению Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской, могут способствовать его успехи в какой-либо внегрупповой деятельности, при условии, что класс становится “свидетелем” этих успехов.

Для повышения статуса отверженного или изолированного члена группы используют прием, условно называемый “отсвет звезды”. Суть его заключается в том, что высокостатусному члену группы поручается в сотрудничестве с низкостатусным выполнить важную для группы работу. Конечно, большая часть успеха достанется “звезде”, но и её помощник не останется без внимания, т. е. отсвет от славы “звезды” упадёт и на низкостатусного члена группы, что может привести к изменению его роли в группе.

Опросник мотивации

Опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 2 – 5-х классов. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал:

  1. Отметка (чтобы быть отличником, чтобы хорошо учиться в школе, чтобы получать хорошие отметки).

  2. Социальная мотивация одобрения – требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания; чтобы родители не ругали, потому что этого требуют учителя, чтобы сделать родителям приятное).

  3. Познавательная мотивация (потому, что учиться интересно; потому, что на уроках я узнаю много нового; потому, что в школе я узнаю ответы на интересующие меня вопросы).

  4. Учебная мотивация (чтобы получить знания, чтобы развить ум и способности, чтобы стать образованным человеком).

  5. Широкие социальные мотивы (чтобы в будущем приносить людям пользу; потому, что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом; потому, что учение самое важное и нужное дело в моей жизни)

  6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте (чтобы продолжить образование; чтобы получить интересную профессию; чтобы в будущем найти хорошую работу)

  7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация (чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать; чтобы получить подарок за хорошую работу; чтобы меня хвалили)

  8. Социальная мотивация – позиционный мотив (чтобы одноклассники уважали; потому, что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали; потому, что не хочу быть в классе последним)

  9. Отрицательное отношение к школе (мне не хочется учиться; я не люблю учиться; мне не нравиться учиться).

Данные шкалы объединяются в 4 мотива деятельности ребенка:

учебно познавательная

социальная

внешняя

социальное стремление к одобрению

3

1

6

24

Преобладающий мотив в данной выборке – социальное стремление к одобрению.

Сравнивая классы между собой наиболее выраженная мотивация наблюдается у 5 «А» класса.

5 а

37











5 б

26









5 в

36

































































































































Школьный тест умственного развития

Тест ШТУР отличается особенным содержанием, он построен на материале школьных программ. Это позволяет оценить не только уровень развития различных операций, но и предпочтения учащихся в работе с предметами одного из трех циклов: общественно-гуманитарного, естественно - научного и физико-математического. Такой качественный анализ дает возможность одновременно решать психопрофилактические, консультативные и профориентационные задачи.

Области применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося. 

Тест может быть использован для анализа причин школьной неуспеваемости; выявления учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития; оценки эффективности обучения; выявления учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения; профориентационной работы с учащимися; сравнения эффективности различных программ и методов обучения

Данный психологический тест имеет две эквивалентные формы (варианты) А и Б и включает 6 субтестов с различным набором заданий:

  1. Осведомленность (первый субтест).

  2. Осведомленность (второй субтест).

  3. Аналогии.

  4. Классификации.

  5. Обобщение.

  6. Числовые ряды.

Результаты по тесту «Осведомленность»

 

Осведомленность

итого

%

 


5 а

5 б

5 в

 


высокий

1

 

 

1

1,388888889

хороший

5

8

2

15

20,83333333

средний

21

13

19

53

73,61111111

низкий

 

 

 

0

0

не выполнено

1

1

1

3

4,166666667

итого

 

 

 

72

 

Преобладающим является средняя осведомленность. В 5 «А» показатель осведомленности выше. Данная характеристика делится на общественно-политическую и научно культурную.

 

общественно-политическая осведомленность

высокий

10

хороший

42

средний

35

низкий

11

не выполнено

3


Общественно-политическая осведомленность выше в 5 «А».

 

научно-культурная осведомленность

высокий

3

хороший

19

средний

69

низкий

4

не выполнено

4


Научно-культурная осведомленность на хорошем уровне в 5 «А» и 5 «Б».

Результаты по тестам 3, 4, 5 – Мыслительные операции.

Анало́гия — подобие, равенство отношений; сходство предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения.


 

аналогии










высокий

 








хороший

10








средний

75








низкий

11








не выполнено

4

















В 5-х «А и Б» показатель выше, чем в 5 «В».

Классифика́ция, также классифици́рование  — понятие в науке, обозначающее разновидность деления объёма понятия по определённому основанию, при котором объём родового понятия на виды, а виды, в свою очередь делятся на подвиды и т.д.












 

классификация








высокий

1








хороший

24








средний

58








низкий

10








не выполнено

7


























В 5 «В» развито лучше.

Обобще́ние поня́тий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания; форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции. Результатом логической операции обобщения является гипероним.












 

обобщение








высокий

 








хороший

19








средний

47








низкий

25








не выполнено

8


























В 5 «Б и В» развито лучше.

Предметные результаты

Показывают обученность детей, уровень знаний фактического материала относящегося к определенной области науки.

 

 










 

русский, литература








высокий

1








хороший

14








средний

52








низкий

23








не выполнено

10

















Лучший показатель у 5 «В».












 

математика








высокий

 








хороший

17








средний

55








низкий

20








не выполнено

8

















Лучший показатель у 5 «Б».












 

история








высокий

 








хороший

13








средний

56








низкий

21








не выполнено

10

















Лучший показатель у 5 «А».












 

биология








высокий

 








хороший

19








средний

51








низкий

19








не выполнено

10

















Лучший показатель у 5 «А».












 

география








высокий

2








хороший

38








средний

32








низкий

18








не выполнено

10

















Лучший показатель у 5 «А».

Универсальные учебные действия












 

род-вид








высокий

 








хороший

3








средний

64








низкий

23








не выполнено

10

















Лучший показатель у 5 «А и В».












 

часть-целое








высокий

 








хороший

 








средний

31








низкий

59








не выполнено

10








 

 

















Лучший показатель у 5 «В».













 

причина-следствие








высокий

 








хороший

3








средний

8








низкий

9








не выполнено

2

















Лучший показатель у 5 «А».












 

противоположность








высокий

7








хороший

38








средний

39








низкий

6








не выполнено

10


























Лучший показатель у 5 «Б».












 

порядок следования








высокий

26








хороший

 








средний

 








низкий

64








не выполнено

10

















Лучший показатель у 5 «А».












 

рядоположность








высокий

29








хороший

 








средний

 








низкий

62








не выполнено

10

















Лучший показатель у 5 «Б».













 

функциональные отношения








высокий

9








хороший

43








средний

23








низкий

16








не выполнено

10

















Лучший показатель у 5 «А».












 

задания с абстрактными понятиями








высокий

 








хороший

3








средний

52








низкий

35








не выполнено

10

















Лучший показатель у 5 «Б и В».












 

смешанные задания








высокий

10








хороший

21








средний

51








низкий

8








не выполнено

10


























Лучший показатель у 5 «В».












 

задания с конкретными понятиями








высокий

6








хороший

41








средний

35








низкий

8








не выполнено

10



































Лучший показатель у 5 «В».

Тест тревожности Филлипса.

Цель опросника – изучения уровня и характера тревожности, связанного со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, на которые требуется ответить «Да» или «Нет». У детей набравших более 50 несовпадений с ключом выделяется 8 факторов тревожности: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношении с учителями.

Самый высокий уровень тревожности в 5 «А»

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

  1. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

  1. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

  1. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

  1. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

  1. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

  1. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

  1. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.

Общая картина тревожности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!