Краевое государственное казенное образовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы.
«Школа-интернат №11»
Аналитический отчет педагога – психолога
Погнаевой Марины Викторовны
за 2021 – 2022 учебный год.
Психолого - педагогическая деятельность велась с подростками с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5, 7«Б», 7» А» классов КГКОУ ШИ 11 в количестве 19 и с 2 обучающимися ТМНР 5 класса, 1 обучающийся 7 класса и 3 обучающихся 9 класса находящимися на домашнем обучении по направлениям:
Диагностическое
Коррекционная – развивающая
Консультативная работа.
Психопрафилактическое
Экспертно – аналитическое
Организационно методичевкое
Диагностическое направление деятельности включило обследование личностного развития и эмоционально - волевой сферы обучающихся, на начало и на конец года.
Дополнительная диагностика проводилась в соответствие с запросами педагогов, родителей (лицами их замещающими).
Всего процедур за год: протоколов 50,заключений 50.
В психодиагностике применялись методики:
Тест «Люшера»
Тест «Дерево»
Скрининг – интервью
Беседа
На основании анализа диагностических результатов определялись направления сопровождения обучающихся: коррекция эмоционально – волевых нарушений, развитие личностной сферы и профессионального самоопределения.
Динамика эффективности психолого - педагогического коррекционного воздействия отслеживалась в результате повторной диагностике (заключительной по итогам учебного года или завершении цикла занятий).
С учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, обучающихся с нарушением интеллекта, диагностическая работа проводилась в индивидуальной форме.
Таблица 1 Диагностика Теста «Люшера» у обучающихся на начало года
Нервно-психическое состояние | хорошее | удовлетворительное | плохое |
7б класс | 1 | 3 | 3 |
7а класс | | 2 | 2 |
5 класс | 1 | 6 | |
итого | 2 | 11 | 5 |
Таблица 2 Диагностика Теста «Люшера» у обучающихся на конец года
Нервно-психическое состояние | хорошее | удовлетворительное | плохое |
7а класс | 2 | 2 | |
7 «б» класс | 2 | 1 | 3 |
5 класс | | 2 | 1 |
итого | 4 | 11 | 4 |
Таблица 3 Диагностика тест «Дерево» на начало года у обучающихся
позиции | отстраненность замкнутость | установка на лидерство | комфортное состояние |
7 «Б» класс | 3 | | 4 |
7 «А» класс | 2 | | 2 |
5 класс | 2 | | 5 |
итого | 7 | | 11 |
Таблица 4 Диагностика тест «Дерево» на конец года у обучающихся
позиции | отстраненность замкнутость | установка на лидерство | комфортное состояние |
7 «А» класс | 3 | | 1 |
7 «Б» класс | 6 | | 1 |
5 класс | 2 | 1 | 4 |
итого | 11 | 1 | 6 |
Таблица 5 Диагностика «Скрининг интервью»
| Не прослеживаеться | Методика не доступна |
5 класс | 7 | 2 |
7 класс | 9 | 3 |
9 класс | | 3 |
итого | 16 | 8 |
По результатам диагностики на начало учебного года составлены рекомендации педагогам, воспитателям и родителям, определены направления деятельности по направлениям личностное развитие, развитие навыков коммуникации, коррекция эмоционально волевой сферы.
По результатам диагностики на конец учебного года:
Тест «Люшер» прослеживается положительная динамика, нервно – психическое плохое состояние снизилось на 20%
Коррекционно – развивающая деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
Проведены занятия по программе «Я и ты» в групповой, индивидуальной форме по следующим направлениям:
развитие навыков коммуникации,
коррекция эмоционально-волевой сферы.
Программа курса занятий вариативна, является гибкой в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных психологических особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого – педагогического воздействия.
Программа рассчитана для 7 классов на 32 занятий (1 раз в неделю) Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 40 минут. Сроки реализации: учебный год.
Программа направленна на развития коммуникативных умений и навыков эмоционально – волевой сферы у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи программы:
Формирование положительных межличностных взаимоотношений.
Освоение навыков работы индивидуально, в паре и в коллективе;
Развитие способности к апатии, уважительному отношению к другим людям.
Структура занятий включала в себя разминку, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Тематика развивающих занятий включала три основных блока: 1 блок « Я и мой внутренний мир» и 2 блок «Ценности и их роль в жизни человека»,3 блок «Мы начинаем меняться», «Я и ты», « Конфликты и их роль в усилении Я», «Профессиональное самоопределение». Содержание 1-3 блока помогает подростку разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с многообразием чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. 4-6 блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений подростка с окружающими его людьми, обучение способам решения конфликтных ситуаций и 7 блок содержит профессиональное самоопределение.
Таблица 6 «Динамика развития обучающихся по итогам прохождения программы «Я и Ты»
Динамика | Группа 2 (7 «А») | Группа 3 (7 «Б») |
Не прослеживается | | |
Минимальная | 33% | 52% |
Положительная | 67% | 48% |
По итогам прохождения программы «Я и ты» прослеживается положительная динамика у 100% обучающихся.
Проводились коррекционно – развивающие занятия с обучающимися 5 класса по психолого – педагогической программе «Адаптация школьников к среднему звену» занятия проводились в групповой форме, цель программы способствование психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы. Программа курса занятий вариативна, является гибкой в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных психологических особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого – педагогического воздействия.
Программа рассчитана для 5 классов на 18 занятий (1 раз в неделю) Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 40 минут. Сроки реализации: учебный год.
Таблица 7 «Динамика развития обучающихся по итогам прохождения программы «Адаптация школьников к среднему звену»
Динамика | Группа 1 (5 класс) |
Частичная | |
Достаточный | 100% |
Проводились коррекционно – развивающие занятия с обучающимися ТМНР, находящимися на домашнем обучении. Занятия проводились в соответствие с индивидуальными психолого – педагогическими программами сопровождения.
По программе «Развивающая психолого – педагогическая программа «Радуга» по сопровождению обучающихся с умеренной, глубокой умственной отсталостью, ТМНР» занимались Влад К, Иавн М, Артем Г, Платон Б, Денис К.
Рабочая программа ориентирована на детей и подростков с умеренной, глубокой умственной отсталостью, ТМНР 7-18 лет. Срок реализации программного материала – 1 год (68 часов). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия не более 30 мин. Для каждого занятия педагог выбирает упражнения (из предложенных) в зависимости от поставленных задач.
Таблица 8 «Динамика развития по итогам прохождения психолого – педагогической программы «Радуга» по сопровождению обучающихся с умеренной, глубокой умственной отсталостью, ТМНР за 2021/2022 учебный год, форма реализации: индивидуальные занятия»
Ожидаемые результаты: | Всеволод К. | Иван М. | Артем Г. | Платон Б. | Денис К |
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май |
адекватно реагировать на прикосновения человека, соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости; | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 |
адекватно реагировать на изменение положения тела, вибрацию; | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 |
локализовать звук, прослеживать за перемещением предмета; | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 |
выполнять манипуляции с предметами, целенаправленные действия с предметами и материалами. | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
адекватно реагировать на прикосновения человека, соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости; | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 |
адекватно реагировать на изменение положения тела, вибрацию; | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 |
локализовать звук, прослеживать за перемещением предмета; | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 |
По итогам прохождения программы «Радуга» у 100% обучающихся с ТМНР прослеживается минимальная динамика развития, результаты стабильны.
Динамика развития по итогам прохождения программы по направлению формирование коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ТМНР прослеживается незначительная у Иван И результаты стабильны. Минимальная динамика коммуникативных навыков и умений у Елизавета М.
Таблица 9 «Динамика развития коррекция эмоционально – волевой сферы по итогам прохождения программы»
| Елизавета | Иван |
Умение выражать чувства | 2 | 1 |
Умение распознавать чувства другого | 2 | 1 |
Умение сочувствовать | 2 | 1 |
Умение обращаться с собственным гневом | 2 | 1 |
Умение реагировать на гнев другого человека | 2 | 1 |
Таблица 9 «Динамика развития навыков коммуникаций по итогам прохождения программы»
| Елизавета | Иван |
Умение играть по правилам игры | 2 | 1 |
Умение просить об одолжении | 2 | 1 |
Умение предлагать помощь сверстнику | 2 | 1 |
Умение принимать комплименты | 2 | 1 |
Умение делиться | 2 | 1 |
Таблица 10 «Динамика развития обучающихся по итогам психолого – педагогического сопровождения»
Обучающиеся | нет фиксируемой динамики | Незначительная динамика | Минимальная динамика. |
5 класс | | 4 | 3 |
7 класс | | 4 | 6 |
итого | | 8 | 9 |
По итогам психолого – педагогического сопровождения обучающихся за 2021 – 2022 учебный год прослеживается положительная динамика развития:
незначительная динамика у 40 % обучающихся (результаты стабильны)
минимальная динамика у 60 % обучающихся
Консультативная работа проводилась по запросам педагогического коллектива, родителей и самих обучающихся. Основные темы консультаций воспитания и взаимоотношения в семье; профилактика аутоагрессивного поведения детей; особенности сопровождения учеников с тяжелыми множественными нарушениями развития; гармонизации и стабилизации психоэмоционального состояния участников образовательного процесса; способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. В рамках деятельности краевого ресурсного центра оказано 11 услуг.
Таблица 11 «Работа с родителями (лицами их замещающими), со значимыми взрослыми для обучающегося направлена на повышение психологической компетентности родителей, оптимизацию детско - родительских отношений.»
| Родители | Специалисты | Обучающиеся |
Сентябрь | 4 | | |
Октябрь | 4 | | |
Ноябрь | 3 | | |
Декабрь | 3 | 1 | |
Январь | 2 | 1 | |
Февраль | 4 | 1 | |
Март | 1 | 3 | |
Апрель | 2 | 3 | 3 |
Май | 2 | 1 | 2 |
Психопрофилактическая деятельность
В течение учебного года подготовлены выступления на методических объединениях/педагогических советах образовательного учреждения по следующим темам:
«28.12.2021 Формирование жизненных компетенций у детей от 0до 3 лет в естественных жизненных ситуациях.
Система психолого – педагогического сопровождения обучающихся «группы риска»
24.03.2022 Система профилактики правонарушений и негативных проявлений у обучающихся КГКОУ ШИ11»
Краевой конкурс детского творчества «Школьная пора» номинация Анимация 2 место Репина Диана.
15.02.2022 Участие в краевом конкурсе изобразительного творчества
для детей, подростков и лиц с ОВЗ и инвалидностью «Я художник и творец!»
Индивидуальное занятие на тему: Любой внутренний мир ценен и уникален.
Диплом 2 место Всероссийский педагогический конкурс профессионального мастерства педагог – психолог.
Диплом 3 место Международная викторина по психологии.
Грамота 1 место Всероссийский педагогический конкурс профессионального мастерства психолого – педагогическая программа «Я и ты»
День здоровья. Выход в парковую зону. Участие в веселых стартах «Пронеси шляпу»
Неделя декады службы сопровождения с 15.11.2021 г. по 26.11.2021 г. «Планета детства». Сопровождение мероприятия полуостров "Корабль дружбы" (с 15.11.21г. по 17.11.21г.). Организация перемен.
Член жюри на уроке-конкурсе по русскому языку в 6 и 7 классах на тему: «Урок веселой грамматики» 07.12.2021 г.
Участие в новогоднем утреннике с детьми ТМНР. Роль «Баба Яга» (23.12.21г.).
Эксперт школьного этапа в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс»
Жюри во время проведеия спортивного квеста в КГКОУ ШИ 11 25.03.2022
С целью транслирования и обмена опытом работы с коллегами, систематически на сайте https://multiurok.ru/id18862160/ размещала информационные материалы.
Организационно – методическая и экспертно – аналитическая деятельность проводилась в соответствие с годовым планированием. Был проведен подбор и анализ диагностических методик, изучалась психолого - педагогическая литература и методические пособия для составления коррекционных, развивающих психолого – педагогических программ сопровождения обучающихся с умственной отсталостью различной степени выраженности и обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития;
Своевременно оформлялась отчетная документация педагога – психолога образовательного учреждения: план, график и циклограмма работы; пополнялась папка административных (нормативных) документов; составлялись психологические заключения по результатам диагностик, заполнялись карты индивидуального развития обучающихся, велся журнал текущей работы по направлениям деятельности.
Пройдены курсы повышения квалификации
Всероссийский форум: «Педагоги России», курс «Коммуникация родителя и педагога в мессенджере», 21.03.2022 г., 20 ч.
Методическая встреча КГАНОУ «Псилогия» по теме «Использование концепции DIR (метод Гринспера) в работе с детьми РАС» 2ч. 28.04.2022
Краевой семинар «Работа с обучающимися РАС: особый подход» 2ч. 28.04.2022
Курсы повышения квалификации КГАНОУ «Псилогия» 08.11.2021 – 10.12.2021 «Профилактика кризисных состояний обучающихся» в объеме 100 ч.
Курсы повышения квалификации «Оказание первой помощи пострадавшему в образовательной организации» 04.05.2022 16ч.
Статистический отчет о проведенной работе педагога – психолога Погнаевой М.В. за 2020-2021 учебный год.
Всего приемов | 638 |
Проведено индивидуальных обследований | 54 | Первичных | 22 |
Повторных | 31 |
Проведено групповых обследований | | Детей | 13 |
Родителей | 6 |
Специалистов | 19 |
Проведено индивидуальных консультаций | 42 | Детей | 13 |
Специалистов | 6 |
Родителей | 19 |
Проведено групповых консультаций | | Для детей | |
Для педагогов/родителей | |
Проведено индивидуальных коррекционных занятий | 348 | С детьми | 348 |
С взрослыми | |
Проведено групповых коррекционных занятий | 184 | С детьми | 184 |
Со взрослыми | |
Участие /проведение консилиумов | 9 | Плановых | 9 |
Внеплановых | |
Проведение открытых занятий | 1 | Посещение уроков, занятий | 3 |
Педагог – психолог Погнаева М.В.