Аналитический отчет о реализации программы всеобуча для родителей в ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» за I полугодие 2023-2024 учебного года
В I полугодии 2023-2024 учебного года программа родительского всеобуча была реализована полностью.
Формы и методы, использованные при проведении занятий
Программа всеобуча призвана для организации коммуникативной площадки, где родители могут найти ответ на интересующие вопросы воспитания, получить помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, откорректировать ошибки в воспитании. Программа предполагает разнообразные формы работы с родителями, которые позволяют не только передать информацию, но и способствовать формированию у родителей компетенций, имеющих значение для профилактики насилия и жестокого обращения в семье в отношении несовершеннолетних, суицидального поведения несовершеннолетних: родительские собрания, презентации, обучающие семинары, тренинговые занятия, индивидуальное и групповое онлайн-консультирование родителей, электронные рассылки материалов.
Ведется работа и по психолого-педагогическому просвещению родителей семей, находящихся в трудных жизненных условиях:
- индивидуальные планы работы с семьями;
- индивидуальные консультации;
- малые педсоветы;
- социальная помощь;
- памятки для родителей;
- Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений.
2. Методы оценки эффективности занятий
Эффективность конкретного мероприятия оценивается количественно. Предполагается оценка с помощью рефлексивной анкеты для участников. Критериями оценки определены: значимость темы занятия, готовность использовать полученную информацию, интерес участвовать, атмосфера доброжелательности. Из результатов анкетирования видно следующее:
- повышение интереса родителей к участию в системе психолого-педагогического просвещения;
- увеличилось число родителей, посещающих родительские собрания, регулярность их посещения;
- недостатки/достоинства программы Всеобуча от участников процесса.
3. Показатели эффективности реализации занятий
По итогам анализа проведения родительских собраний классными руководителями и воспитателями можно выделить следующие показатели эффективности в реализации занятий Программы Всеобуча:
- укрепление воспитательной позиции родителей в пользу ненасильственных методов и приемов воспитания детей и подростков в семье;
- повышение информированности о способах получения специализированной помощи по вопросам воспитания детей и подростков в семье;
- ознакомление родителей с особенностями психосексуального развития современных детей и подростков;
- осознание родителями возможности снижения рискованного и суицидального поведения своих детей;
- понимание родителями своей роли в формировании безопасного поведения при использовании ребенком интернет-ресурсов.
4. Формы работы, вызвавшие наибольшую заинтересованность и включенность родителей
Тренинговые занятия, круглые столы, интерактивные занятия
5. Темы занятий, вызвавшие наибольшую заинтересованность и включенность родителей
Начальное звено: «Трудности адаптации первоклассников», «Трудности адаптации первоклассников».
Старшее звено: «Помощь в выборе учебного пути после 9 класса», «Преодоление трудного поведения. Стратегия взаимодействия с подростками», «Интернет сообщества».
6. Каким образом строится взаимодействие с родителями, не заинтересованными в посещении занятий
Если родитель по каким-либо причинам не может посетить родительское собрание, классные руководители и воспитатели назначают индивидуальные беседы с родителями, информируют родительское сообщество в онлайн-мессенджерах. Большинство родителей сегодня имеет доступ в интернет, школа-интернат имеет свой сайт и официально подтвержденную через портал Госуслуги страницу в социальной сети Вконтакте, где размещается вся необходимая для родителей информация. Активно используется отечественная программа «Сферум».
7. Основные трудности в реализации занятий
Основные трудности можно выделить следующие:
- слабая активность некоторых родителей во взаимодействии с учителем/воспитателем;
- низкая посещаемость некоторыми родителями собраний и занятий.