Аналитическая справка
по результатам ВПР в 8 классе по программе 7 класса
2020-2021 учебного года
учитель физики и информатики: Александрова З.В.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников. Назначение КИМ для проведения проверочной работы по физике – оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике обучающихся 7 класса. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладения межпредметными понятиями и способности использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
В связи с пандемией ВПР по физике в 8-х классах проводилась в первой четверти 2020-2021 учебного года.
Принимали в ВПР участие - 28 обучающихся, что составляет 80 % от общего количества обучающихся 8-х классов (7 «А» и 7 «Б» класса 2019-2020 учебный год).
Структура варианта проверочной работы
Работа содержит 11 заданий. Задания 1–3, 5–7 требуют краткого ответа в виде комбинации цифр или числа, одного или нескольких слов. В заданиях 4, 8, 9 нужно написать развёрнутый ответ с объяснениями. В заданиях 10 и 11 требуется записать решение и ответ.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы
Для заданий 1–3 и 5–7 правильным считается ответ, полностью совпадающий с эталоном. Правильный ответ на каждое из заданий 6 и 7 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1–3 и 5 оценивается 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и 0 баллов, если допущено две ошибки. Ответы на задания 4, 8–11 оцениваются экспертом с учетом правильности и полноты ответа. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 23.
Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки
Содержательные разделы
1 Первоначальные сведения о строении вещества
2 Механическое движение.
3 Взаимодействия тел
4 Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
5 Работа и мощность. Энергия
Кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки
Проверяемые требования к уровню подготовки.
1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики
1.1. Понимание смысла понятий
1.2. Понимание смысла физических величин
1.2. Понимание смысла физических законов
1.3. Умение описывать и объяснять физические явления
2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями
2.1 Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика
3. Решение задач различного типа и уровня сложности
Распределение заданий варианта проверочной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
В заданиях 1 и 3 проверяется владение основными физическими понятиями, терминами. В заданиях 2 и 5 проверяется умение извлекать информацию из графиков, диаграмм, таблиц анализировать информацию; понимание характеристик механического движения, взаимодействия тел; умение делать правильные выводы. Задания 4, 8, 9 направлены на проверку сформированности письменной речи с использованием физических понятий и терминов, понимания физических законов и умения их интерпретировать. Задания 6, 7, 10 и 11 проверяют умение решать вычислительные задачи с использованием физических законов.
Восьмое задание (повышенный уровень) – необходимо развёрнуто объяснить свой ответ на вопрос по теме «Сила, сложение сил», «Сообщающиеся сосуды».
В задании девятом так же необходимо было дать развёрнутое объяснение, но на более сложный вопрос про броуновское движение, диффузию (силу трения в другом варианте). И это уже высокий уровень сложности.
Десятое и одиннадцатое задание – это высокий уровень сложности, где надо было представить развёрнутое решение задачи с пояснительными рисунками.
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 18.
Рекомендуемая таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–4 | 5–7 | 8–10 | 11–18 |
Общие результаты выполнения
Критерии оценивания | Количество учащихся | % |
«5» | 5 | 18 |
«4» | 14 | 50 |
«3» | 9 | 32 |
«2» | 0 | |
Средний балл: | 3,87 |
Класс | Количество человек | Количество участвующих в ВПР | 5 | 4 | 3 | 2 | Успева- емость % | Качество % | Ср.балл по классу |
8 А | 18 | 17 | 0 | 11 | 6 | 0 | 100 | 65 | 3,65 |
8 Б | 15 | 11 | 5 | 2 | 4 | 0 | 100 | 62 | 4,1 |
Сводная таблица выполнения заданий ВПР по физике восьмыми класса
номер | Список учеников 8 А и 8Б классов | код обучающегося | отметка за пред. четверть/ | пол | класс | вариант | всего баллов | балл за 1 | балл за 2 | балл за 3 | балл за 4 | балл за 5 | балл за 6 | балл за 7 | балл за 8 | балл за 9 | балл за 10 | балл за 11 | ОЦЕНКА ВПР |
1 | Балюра Леонид Александрович | 80001 | 4 | м | 8 А | 1 | 8 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 4 |
2 | Беляев Илья Сергеевич | 80002 | 3 | м | 8 А | 1 | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 |
3 | Бессараб Ольга Богдановна | 80003 | 3 | ж | 8 А | 1 | 5 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
4 | Гуськов Владислав Михайлович | 80004 | 4 | м | 8 А | 1 | 5 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 |
5 | Деменьшин Савелий Алексеевич | 80005 | 4 | м | 8 А | 2 | 7 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 |
6 | Карапетян Оганнес Кароевич | 80006 | 3 | м | 8 А | 1 | 5 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 |
7 | Костюченко Артем Сергеевич | 80007 | 3 | м | 8 А | 2 | 9 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
8 | Меновщикова Аделина Олеговна | 80008 | 5 | ж | 8 А | 2 | 9 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 |
9 | Надточий Екатерина Сергеевна | 80009 | 4 | ж | 8 А | 2 | 10 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 |
10 | Терентьев Владислав Константинович | 80010 | 3 | м | 8 А | 1 | 9 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 |
11 | Француз Никита Алексеевич | 80011 | 4 | м | 8 А | 1 | 6 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 |
12 | Хасбулатова Марина Султановна | 80012 | | | | Отс. | | | | | | | | | | | | | - |
13 | Чичерова Ульяна Михайловна | 80013 | 4 | ж | 8 А | 1 | 8 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 |
14 | Шмаков Владислав Юрьевич | 80014 | 4 | м | 8 А | 2 | 8 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 |
15 | Щепелин Илья Алексеевич | 80015 | 3 | м | 8 А | 2 | 5 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
16 | Щепихина Дарья Юрьевна | 80016 | 4 | ж | 8 А | 2 | 7 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 4 |
17 | Язев Кирилл Андреевич | 80017 | 4 | м | 8 А | 1 | 9 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 |
18 | Якошевская Влада Андреевна | 80018 | 4 | ж | 8 А | 2 | 9 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 |
19 | Амелина Варвара Андреевна | 80019 | | | | Отс | | | | | | | | | | | | | |
20 | Дмитриев Данил Дмитриевич | 80020 | 5 | м | 8 Б | 2 | 14 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 3 | 3 | 5 |
21 | Серкова Полина Андреевна | 80021 | | | | Отс. | | | | | | | | | | | | | - |
22 | Лактионова Дарья Сергеевна | 80022 | 4 | м | 8 Б | 1 | 11 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | 0 | 5 |
23 | Майоров Илья Леонидович | 80023 | | | | Отс. | | | | | | | | | | | | | - |
24 | Несмеянов Даниил Станиславович | 80024 | 4 | м | 8 Б | 2 | 10 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 |
25 | Пеганов Владимир Владимирович | 80025 | 3 | м | 8 Б | 2 | 6 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 |
26 | Пахомов Никита Игоревич | 80026 | 4 | м | 8 Б | 2 | 12 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 | 5 |
27 | Снарский Максим Алексеевич | 80027 | | | | Отс. | | | | | | | | | | | | | - |
28 | Пономарев Кирилл Дмитриевич | 80028 | 3 | м | 8 Б | 1 | 8 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 4 |
29 | Солдатенкова Алина Юрьевна | 80029 | 3 | ж | 8 Б | 2 | 6 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 |
30 | Сушко Никита Витальевич | 80030 | 5 | м | 8 Б | 1 | 11 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 5 |
31 | Чернов Евгений Алексеевич | 80031 | 4 | м | 8 Б | 2 | 11 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 5 |
32 | Шангин Алексей Ильич | 80032 | 4 | м | 8 Б | 1 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 |
33 | Крюков Константин Николаевич | 80033 | 3 | м | 8 Б | 1 | 6 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
| | | | | | | | 17 | 20 | 25 | 26 | 8 | 8 | 26 | 10 | 21 | 11 | 14 | |
Качественные показатели выполнения заданий 1-11 ВПР по физике 8 класс
№ | Проверяемый элемент содержания | Макс балл | Кол-во учеников вып. задание | % вып. заданий |
1 | проверяется осознание учеником роли эксперимента в физике, понимание способов измерения изученных физических величин, понимание неизбежности погрешностей при проведении измерений и умение оценивать эти погрешности, умение определить значение физической величины показаниям приборов, а также цену деления прибора. В качестве ответа необходимо привести численный результат. | 1 | 17 | 61 |
2 | проверяется сформированность у обучающихся базовых представлений о физической сущности явлений, наблюдаемых в природе и в повседневной жизни (в быту). Обучающимся необходимо привести развернутый ответ на вопрос: назвать явление и качественно объяснить его суть, либо записать формулу и назвать входящие в нее величины. | 2 | 20 | 71 |
3 | проверяется умение использовать закон/понятие в конкретных условиях. Обучающимся необходимо решить простую задачу (один логический шаг или одно действие). В качестве ответа необходимо привести численный результат. | 1 | 25 | 82 |
4 | задача с графиком. Проверяются умения читать графики, извлекать из них информацию и делать на ее основе выводы. В качестве ответа необходимо привести численный результат. | 1 | 26 | 93 |
5 | проверяет умение интерпретировать результаты физического эксперимента. Проверяются умения делать логические выводы из представленных экспериментальных данных, пользоваться для этого теоретическими сведениями. В качестве ответа необходимо привести численный результат. | 1 | 8 | 31 |
6 | текстовая задача из реальной жизни, проверяющая умение применять в бытовых (жизненных) ситуациях знание физических явлений и объясняющих их количественных закономерностей. В качестве ответа необходимо привести численный результат. | 1 | 8 | 31 |
7 | – задача, проверяющая умение работать с экспериментальными данными, представленными в виде таблиц. Проверяется умение сопоставлять экспериментальные данные и теоретические сведения, делать из них выводы, совместно использовать для этого различные физические законы. Необходим краткий текстовый ответ. | 2 | 26 | 93 |
8 | задача по теме «Основы гидростатики». В качестве ответа необходимо привести численный результат. | 1 | 10 | 34 |
9 | задача, проверяющая знание школьниками понятия «средняя величина», умение усреднять различные физические величины, переводить их значения из одних единиц измерения в другие. Задача содержит два вопроса. В качестве ответа необходимо привести два численных результата. | 2 | 21 | 75 |
10 | комбинированная задача, требующая совместного использования различных физических законов, работы с графиками, построения физической модели, анализа исходных данных или результатов. Задача содержит три вопроса. Требуется развернутое решение. | 3 | 11 | 39 |
11 | нацелено на проверку понимания обучающимися базовых принципов обработки экспериментальных данных с учетом погрешностей измерения. Проверяет способность разбираться в нетипичной ситуации. Задача содержит три вопроса. Требуется развернутое решение. | 3 | 14 | 50 |
Необходимо обратить внимание:
Восьмое задание (повышенный уровень) – необходимо развёрнуто объяснить свой ответ на вопрос по теме «Сила, сложение сил», «Сообщающиеся сосуды».
В задании девятом так же необходимо было дать развёрнутое объяснение, но на более сложный вопрос про броуновское движение, диффузию (силу трения в другом варианте). И это уже высокий уровень сложности.
Десятое и одиннадцатое задание – это высокий уровень сложности, где надо было представить развёрнутое решение задачи с пояснительными рисунками.
В целом, необходимо отметить, что работа была сложной.
Гистограмма соответствия аттестационных и текущих отметок
| Кол-во учащихся | % |
Понизили отметку | 4 | 14 |
Подтвердили | 16 | 57 |
Повысили | 8 | 29 |
Всего | 28 | 100 |
Типичные ошибки
Наибольшее количество ошибок обучающиеся допустили в заданиях 3,5,6,9,10,11
Кинетическая энергия.
Взаимодействие тел. Сила тяжести. Вес тела.
Давление твердого тела
Средняя скорость. Определение пути и времени движения.
Рычаг. «Золотое» правило рычага.
Прямые измерения и простейшие методы оценки погрешностей измерения.
Выводы:
Учащиеся в целом успешно усвоили материал по разделам программы по физике за курс 7 класса, полученные навыки и знания зачастую могут применить на практике.
Сравнивая итоговые отметки за 7 класс, видно, что подготовка к ВПР требует корректировки. Необходимо было выделить больше времени на повторение ранее изученного материала.
Однако ребята недостаточно владеют следующими навыками и умениями:
- работа с графиком движения
- решение текстовых задачи;
- не владение формулами и их преобразованиями;
Рекомендации:
По результатам ВПР по всем предметам видно, что в большинство обучающиеся подтвердили отметки, полученные за прошлый 2019 – 2020 учебный год
Возможно, причиной полученных результатов выполнения ВПР является:
дистанционного обучения в конце прошлого учебного года
не умения работать с текстами заданий без проработки навыков решения задач с
учителем в очной форме.
В целях повышения качества обученности школьников по физике необходимо:
на уроках подробно раскрывать физический смысл изучаемых законов и величин;
учить описывать и объяснять физические явления и свойства тел в разном формате: текстовом, табличном, графическом;
оценки индивидуальных результатов обучения каждого конкретного ученика и построения его индивидуальной образовательной траектории;
выявления проблемных зон, планирования коррекционной работы, совершенствования методики преподавания предмета;
проработать с ребятами задания контрольной работы;
на каждом уроке выполнять упражнения на повторение;
усилить индивидуальную работу;
проводить постоянный тренинг по предупреждению ошибок;
уделять особое внимание целенаправленному повторению тем, в которых учащиеся допускают ошибки;
диагностики знаний, умений и навыков в начале учебного года, по окончании четверти, полугодия;
целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий у школьников: умений работать с разными источниками информации, работы с текстом;
проводить текущий и промежуточный контроль УУД учащихся с целью определения «проблемных» моментов, корректировки знаний учащихся;
систематизировать работу по подготовке учащихся к ВПР с целью повышения качества их выполнения (подтверждения текущей успеваемостью учащихся);
сформировать план индивидуальной коррекционной работы по устранению выявленных пробелов в знаниях;
проводить индивидуальные и групповые консультации по подготовке к ВПР разных категорий учащихся.
учитель физики и информатики: Александрова З.В.
22