Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1–19 записываются в виде последовательности цифр (чисел) или числа. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 20–23 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Ответы на задания записываются на бланке ответов № 2.
Задание 24 предполагает выполнение эксперимента под наблюдением экспертов.
В связи с корректировкой перечней веществ в условиях некоторых заданий 23 и 24 внесено уточнение в комплект реактивов №7.
№ задания (элемент содержания) | Верно выполнили (в % от общего числа выполнивших работу) |
Задание 1. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества | |
Задание 2. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента | |
Задание 3. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева | |
Задание 4. Валентность. Степень окисления химических элементов | |
Задание 5. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая | |
Задание 6. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева | |
Задание 7. Классификация и номенклатура неорганических веществ | |
Задание 8. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных | |
Задание 9. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ | |
Задание 10. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ | |
Задание 11. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии | |
Задание 12. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях | |
Задание 13. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних) | |
Задание 14. Реакции ионного обмена и условия их осуществления | |
Задание 15. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | |
Задание 16. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | |
Задание 17. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | |
Задание 18. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе | |
Задание 19. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | |
Задание 20. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | |
Задание 21. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления | |
Задание 22. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе | |
Задание 23. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа) | |
Задание 24. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов | |