СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка о результатах выполнения ВПР по физике обучающимися 11 классов Хабарского района

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс физики на базовом уровне. 

Краткая характеристика участников мониторингового исследования

75 учащихся 11-х классов  из 7 образовательных организаций писали проверочную работу по физике 4 апреля 2019 года.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка о результатах выполнения ВПР по физике обучающимися 11 классов Хабарского района»

Аналитическая справка

о результатах выполнения ВПР по физике

обучающимися 11 классов

Хабарского района


Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс физики на базовом уровне.

Краткая характеристика участников мониторингового исследования

75 учащихся 11-х классов из 7 образовательных организаций писали проверочную работу по физике 4 апреля 2019 года.


Количество участников

Хабарский муниципальный район

75

МБОУ "Гастелловская СОШ"

11

МБОУ "Ильинская СОШ"

10

МБОУ "Коротоякская СОШ"

8

МБОУ "Мартовская СОШ"

4

МБОУ "Свердловская СОШ"

7

МБОУ" ХабарскаяСОШ №1"

21

МБОУ "Хабарская СОШ №2"

14


Характеристика диагностической работы

Содержание всероссийской проверочной работы по физике определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

На основании ФК ГОС базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень способов действий, выносимых на итоговую проверку.

Структура проверочной работы отражает необходимость проверки всех основных требований к уровню подготовки выпускников по курсу физики базового уровня. В работу включены группы заданий, проверяющие умения, являющиеся составной частью требований к уровню подготовки выпускников. Отбор содержания курса физики для ВПР осуществляется с учетом общекультурной и мировоззренческой значимости элементов содержания и их роли в общеобразовательной подготовке выпускников. В начале работы предлагается девять заданий, которые проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики. Здесь проверяются следующие умения: группировать изученные понятия, находить определения физических величин или понятий, узнавать физическое явление по его описанию и выделять существенные признаки в описании физического явления; анализировать изменение физических величин в различных процессах, работать с физическими моделями, использовать физические законы для объяснения явлений и процессов, интерпретировать графики зависимости физических величин, характеризующие процесс и применять законы и формулы для расчета величин.

Следующая группа из трех заданий проверяет сформированность методологических умений. Первое задание оценивает умения снимать показания физического прибора с учетом заданной погрешности измерений или определять значения искомой величины по экспериментальному графику или таблице данных значения искомой величины. Второе задание проверяет умения выделять цель проведения опыта по его описанию или делать вывод на основании данных опыта. В третьем задании из данной группы предлагается по заданной гипотезе самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение. Далее предлагается группа из трех заданий, проверяющих умение применять полученные знания для описания устройства и объяснения принципов действия различных технических объектов или узнавать проявление явлений в окружающей жизни. Первое задания предлагает учащимся либо определить физическое явление, лежащие в основе принципа действия указанного прибора (или технического объекта) или определить какое физическое явление лежит в основе процессов, встречающихся в окружающей жизни. Далее идут два контекстных задания. Здесь предлагается описание какого-либо устройства или выдержка из инструкции по использованию устройства. На основании имеющихся сведений учащимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования. Последняя группа из трех заданий проверяет умения работать с текстовой информацией физического содержания. Как правило, предлагаемые тексты содержат различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики). Задания в группе выстраиваются исходя из проверки различных умений по работе с текстом: от вопросов на выделение и понимание информации, представленной в тексте в явном виде, до заданий на применение информации из текста и имеющегося запаса знаний.

Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант ВПР включает 18 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. В работу включено 11 заданий, ответы к которым представлены в виде набора цифр, символов, букв, слова или 2-3 слов. В работе содержится 7 заданий с развернутым ответом, которые различаются объемом полного верного ответа – от нескольких слов (например, при заполнении таблицы) до 3-4 предложений (например, при описании плана проведения опыта). При разработке содержания проверочной работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики базового уровня: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика. В таблице приведено распределение заданий по разделам курса. Часть заданий в работе имеют комплексный характер и включают элементы содержания из разных разделов, задания 15-18 строятся на основе текстовой информации, которая может также относится сразу к нескольким разделам курса физики.


Основные результаты выполнения ВПР

Распределение групп баллов по АТЕ, %

АТЕ

Распределение групп баллов в %

2018

2019

2

3

4

5

2

3

4

5

Российская Федерация

3.5

37.6

49.5

9.5

3,4

40,1

47,2

9,3


Алтайский край

3,4

43,3

45,8

7,5

3

35.9

53.1

8

Хабарский муниципальный район

0

32,2

55,9

11,9

2.7

37.3

49.3

10.7


МБОУ "Гастелловская СОШ"

0

33,3

66,7

0

0

54.5

45.5

0

МБОУ "Ильинская СОШ"

0

33,3

66,7

0

0

20

30

50

МБОУ "Коротоякская СОШ"

0

33,3

66,7

0

0

0

100

0

МБОУ "Мартовская СОШ"

0

33,3

66,7

0

0

25

75

0

МБОУ "Свердловская СОШ"

0

50

50

0

0

57.1

42.9

0

Утянская СОШ филиал МБОУ" ХабарскаяСОШ №1"

0

66,7

33,3

0





МБОУ" ХабарскаяСОШ №1"

0

21,4

42,9

35,7

4.8

42.9

47.6

4.8

МБОУ "Хабарская СОШ №2"

0

30

60

10

7.1

42.9

35.7

14.3

Из таблицы следует, что доля учащихся с неудовлетворительным уровнем подготовки в районе увеличилась на 2,7%. Но она остаётся меньше чем в регионе.

Доля неудовлетворительных отметок увеличилась в сравнении с 2018 годом в МБОУ" Хабарская СОШ №1" и МБОУ "Хабарская СОШ №2".


Распределение первичных баллов

Максимальный первичный балл: 27



Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

Первичные баллы

«2»

0-9

«3»

10-15

«4»

16-21

«5»

22-27

Анализ диаграммы о распределении первичных баллов по району показывает, что имеется «пик» в пределах отметки 3, а также на границе при переходе от отметки 3 к отметке 4, что может свидетельствовать о возможном завышении отметок или оказании помощи учащимся со стороны учителя.

Достижение требований ФК ГОС


2018

2019

1

Знать/понимать смысл физических понятий

89

59

2

Знать/понимать смысл физических понятий

61

82

3

Знать/понимать смысл физических понятий

73

57

4

Знать/понимать смысл физических понятий, величин и законов

83

57

5

Знать/понимать смысл физических величин и законов

62

53

6

Знать/понимать смысл физических понятий

66

73

7

Знать/понимать смысл физических величин и законов

58

92

8

Знать/понимать смысл физических величин и законов

58

57

9

Знать/понимать смысл физических величин и законов

69

47

10

Уметь отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных

90

93

11

Уметь отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных

29

41

12

Уметь проводить опыты по исследованию изученных явлений и процессов

47

41

13

Уметь объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний

69

75

14

Уметь объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и охраны окружающей среды

19

21

15

Уметь объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и охраны окружающей среды

22

49

16

Уметь воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

68

93

17

Уметь воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

80

45

18

Уметь воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и охраны окружающей среды

20

46


Средний процент выполнения вычисляется как отношение (в %) суммы всех набранных баллов за задание всеми участниками к произведению количества участников на максимальный балл за задание.

Выполнение заданий ВПР 2019, в % от числа участников

Как следует из диаграммы о выполнении заданий результаты у учащихся 11-х классов района по заданиям, связанным с группировкой понятий (физические явления, физические величины, единицы измерения величин, измерительные приборы), распознаванием физических явлений в описаниях опытов или свойств явлений, описанием физических явлений или опытов, применение законов для объяснения явлений, оценкой результатов измерений на основании графика или таблицы хорошие. Так же учащиеся района справились с заданиями на определение физических явлений и процессов, лежащих в основе принципа действия технического устройства (прибора), узнавание явлений в окружающем мире.

Абсолютная успеваемость и качество знаний по России составили 96,6% и 56,5%, по Алтайскому краю – 97% и 61,1% соответственно. Таким образом, успеваемость и качество знаний по району выше среднероссийских показателей на 0,7% и 3,5% соответственно.

Требования к проверяемому элементу содержания считаются достигнутыми, если средний процент выполнения составляет 50%. Из таблицы следует, что как и в 2018 году остались задания, средний процент выполнения которых ниже 50%. Это говорит о недостижении требований ФГОС в части формирования следующих умений:

- анализ изменения физических величин в процессах;

- применение формулы для расчета физической величины (равноускоренное движение, скорость звука, относительная влажность воздуха);

- планирование исследования по заданной гипотезе;

- выделение информации, представленной в явном виде, сопоставление информации из разных частей текста, в таблицах или графиках;

- формулировка выводов на основе текста, интерпретация текстовой информации;

- применение информации из текста и имеющихся знаний при решении задач.

Выполнение заданий по АТЕ, %

ОО

Кол-во уч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Макс
балл

2

2

1

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

1

1

1

1

2


Вся выборка

186313


71

90

45

76

52

62

76

59

38

81

59

35

60

52

52

56

59

44


Алтайский край

9770


65

86

62

80

49

62

91

52

53

89

30

39

73

17

40

89

46

47


Хабарский муниципальный район

75


59

82

57

57

53

73

92

57

47

93

41

41

75

21

49

93

45

46


МБОУ "Гастелловская СОШ"

11


55

100

64

86

41

27

100

45

32

91

0

32

77

0

27

100

36

50

МБОУ "Ильинская СОШ"

10


60

90

100

55

70

80

100

80

55

100

60

50

95

60

90

90

80

55

МБОУ "Коротоякская СОШ"

8


75

94

50

100

50

100

100

50

50

100

12

75

75

0

50

100

50

31

МБОУ "Мартовская СОШ"

4


75

75

25

50

50

100

100

75

75

100

100

38

38

75

50

100

25

88

МБОУ "Свердловская СОШ"

7


71

50

14

57

50

43

100

36

43

86

29

43

64

43

43

86

29

50

МБОУ" ХабарскаяСОШ №1"

21


62

76

57

24

57

90

81

52

40

100

43

43

76

14

43

95

38

36

МБОУ "Хабарская СОШ №2"

14


36

82

57

61

46

71

86

64

57

79

64

18

71

7

50

86

50

46


Статистика по отметкам

Из диаграммы следует, что абсолютная успеваемость по району в сравнении с 2018 годом понизилась на 2,67%, а качество знаний повысилось на 7,8%.

Задания ВПР составлены таким образом, что позволяют провести дифференциацию учащихся по уровню подготовки.

Для характеристики результатов выполнения работы группами учащихся с различным уровнем подготовки выделено четыре группы.

Выполнение заданий группами учащихся, %

Участники из группы с низким уровнем подготовки (средний процент выполнения отм.2) не продемонстрировали полного освоения каких-либо элементов содержания и овладения какими-либо проверяемыми умениями. В сравнении с 2019 годом учащиеся этой группы не показали положительной динамики при выполнении заданий. Достаточно успешно учащимися этой группы выполнены задания на описание физических явлений или опытов, применение законов для объяснения явлений и определение физических явлений и процессов, лежащих в основе принципа действия технического устройства (прибора), узнавание явлений в окружающем мире.

Следующая группа участников – это группа с удовлетворительным уровнем подготовки (средний процент выполнения отм.3). У учащихся этой группы в достаточной мере сформированы умения на понимание смысла понятий, величин, законов, а также объяснение явлений. Однако учащиеся этой группы испытывают затруднения, связанные с методами научного познания, а именно планированием исследования по заданной гипотезе, а также имеют недостаточные умения работы с текстом физического содержания: не умеют выделять информацию, представленную в явном виде, сопоставлять информацию из разных частей текста, таблиц или графиков, не умеют формулировать выводы на основе текста, интерпретировать текстовую информацию. Есть проблемы у учащихся этой группы и при объяснении физических явлений и процессов, используемых при работе технических устройств.

Учащиеся с хорошим уровнем подготовки (средний процент выполнения отм.4) продемонстрировали средний процент выполнения менее 50% по заданиям, связанным с анализом изменения физических величин в процессах, планированием исследования по заданной гипотезе. Так же, как и учащиеся второй группы, имеют недостаточные умения работы с текстом физического содержания: не умеют выделять информацию, представленную в явном виде, сопоставлять информацию из разных частей текста, таблиц или графиков, не умеют формулировать выводы на основе текста, интерпретировать текстовую информацию.

Учащиеся с высоким уровнем подготовки (средний процент выполнения отм.5) продемонстрировали по всем заданиям средний процент выполнения 60% и выше, что говорит о полном усвоении содержательного элемента или умения.

Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу

Из гистограммы соответствия отметок за ВПР и отметок по журналу следует, что у 68% участников подтверждены отметки.


Выводы и рекомендации по результатам мониторингового исследования

Учителям физики:

а) разобрать типичные ошибки с классом и индивидуально. В случае, если невыполнение задания носит массовый характер, необходимо провести коррекцию и закрепление понятий, умений и навыков. Особое внимание следует уделить таким разделам физики и формированию умений как, интерпретация данных, представленных в виде графика / кинематика, понимание смысла законов и принципов / динамика, применение формулы для расчета физической величины / постоянный ток, магнитное поле, методы научного познания: наблюдения и опыты, а именно, определение показания приборов/ мензурка, динамометр, барометр, амперметр, вольтметр, планирование исследования по заданной гипотезе.

б) на уроках следует уделять внимание не только решению простейших заданий, но и сложных заданий, имеющих комплексный характер и требующих знания нескольких тем;

в) Следует больше внимания уделять работе с тестами, в том числе содержащими одновременно несколько видов тестирования по предмету, развивая умение учащихся рационально использовать время при работе с тестовыми заданиями и с большим объёмом заданий.

г) Необходимо вырабатывать умения осмысленного чтения задания и написания учащимися верного требуемого ответа, работе с текстом физического содержания, связанной с выделением информации, представленной в явном виде, сопоставлением информации из разных частей текста, таблиц или графиков, интерпретацией информации, применением информации из текста и имеющихся знаний

д) Активно использовать официальные материалы с сайта ФИПИ www.fipi.ru.

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!