СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая деятельность – неотъемлемая часть управления в общеобразовательной организации

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитической работой необходимо заниматься постоянно, в процессе реализации всех функций и после завершения. Овладение аналитическими функциями управления важно для руководителей общеобразовательных организаций.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая деятельность – неотъемлемая часть управления в общеобразовательной организации»

Аналитическая деятельность – неотъемлемая часть управления в общеобразовательной организации


Громак Надежда Ивановна,

заведующий отделом анализа и

методического сопровождения

среднего общего образования

ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»


  • Если вы умеете проектировать работу коллектива,

  • организовывать выполнение намеченного,

  • стимулировать людей на творческую, добросовестную работу, контролировать процесс и анализировать результаты –

  • значит Вы владеете умением управлять.

М.Поташник

Проблемам теории и методики педагогического анализа в процессе внутришкольного управления посвятили свои труды – монографии, брошюры, статьи – доктора педагогических наук, профессора Т.И.Шамова, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, В.В. Третьяков, Н.Ю.Ерофеева.

Аналитическая работа помогает извлечь уроки прошлого для будущего. Для проведения анализа необходимо выработать в себе аналитические мыслительные умения, такие как сравнение (и с тем, что должно быть, и с тем, как было, чтобы увидеть динамику процесса управления, его развития, повышение эффективности или же снижение его уровня), обобщение, выделение главного, существенного, абстрагирование, классификация, систематизация.

В трудах ученых педагогов по данному вопросу выделяются следующие направления аналитической деятельности:

  • анализ итогов года;

  • внутришкольный контроль;

  • мониторинг;

  • анализ урока.

Аналитическая работа является неотъемлемой частью управленческой деятельности на всех уровнях функционирования и развития образовательной организации.

Информационно-аналитическая функция – сбор информации, определение ее объема, содержания.

Мотивационно-целевая – функция: необходимо всем членам коллектива четко выполнять работу в соответствии с делегированными им обязанностям и планам, сообразуясь с потребностями в достижении целей, удовлетворение потребностей всех участников педагогического процесса. Постановка целей и задач.

Планово-прогностическая – перспективное прогнозирование, текущее планирование. Согласование планов и прогнозов на всех уровнях.

Организационно-исполнительная – связи людей по распределению полномочий, личностный подход. Научность и практичность в распределении функций, рациональная организация труда.

Контрольно диагностическая – сочетание общественного и административного контроля, внутришкольный контроль. Диагностика на основе информационно – аналитического метода.

Регулятивно-коррекционная – внесение корректив с помощью оперативных способов, средств воздействия в процессе управления школой.

Аналитической работой необходимо заниматься постоянно, в процессе реализации всех функций и после завершения. Овладение аналитическими функциями управления важно для руководителей общеобразовательных организаций.

Педагогический анализ можно проводить в 4 этапа.

1 этап. Определение предмета, состава, содержания анализа (сбор информации).

  1. Классифицировать по блокам.

  2. Определить цель.

2 этап. Структурно-функциональное описание предмета анализа.

  1. Изучить способ связей, педагогических условий, способов взаимодействия по достижению целей.

3 этап. Анализ причинно – следственных связей в логической цепочке:

ЯВЛЕНИЕ – ПРИЧИНА – УСЛОВИЕ – СЛЕДСТВИЕ.

4 этап. Установление фактов достижения целей.

  1. Подготовка материалов на педагогический совет по итогам года.

  2. Формулирование целей, задач на новый учебный год.

Источниками для педагогического анализа являются:

  1. Данные внутришкольного контроля и оперативной информации (таблицы, графики, диаграммы, качественные характеристики).

  2. Аналитические справки посещенных уроков и воспитательных мероприятий.

  3. Анализ административных контрольных работ, учебного мониторинга, итоговой аттестации учащихся.

  4. Журналы посещаемости учащихся.

  5. Управленческая деятельность администрации.

  6. Работа с педагогическими кадрами.

  7. Материалы анкетирования учащихся, учителей, родителей.

  8. Статистические данные.

Не зная реального положения дел, нельзя упреждать негативные тенденции, оперативно управлять, своевременно оказывать помощь педагогам, учащимся, влиять на организацию и конечные результаты в работе.

Аналитическая работа представляет собой исследование. Изучение любого вопроса начинается с постановки целей и задач. Они определяют направленность и методы анализа.

Важное значение имеет выдвижение гипотезы (обоснованное предположение относительно причин, связей, причинно-следственной зависимости изучаемого явления). Составляется план, программа направленности на решение проблем. Осуществляется контроль, вносятся необходимые изменения, коррективы, анализируются результаты, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи. Это процессный подход к управлению, раскрытый М.Поташником. Можно применять системный подход к управлению, раскрытый В.И. Зверевой.

Успешное выполнение аналитической функции в процессе управления позволяет своевременно обнаружить возникающие противоречия, правильно их оценить, найти ответы на нужные вопросы, ставить объективно необходимые цели и задачи, выбирать наиболее целесообразные пути и средства их решения. Все управленческие решения основываются на результатах информационно-аналитической работы, являющейся важнейшим условием обеспечения научной обоснованности управления в целом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!