СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Амазонка - природное чудо планеты

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок география, биология,физика

Просмотр содержимого документа
«Амазонка - природное чудо планеты»

Тема: Амазонка – природное чудо планеты (в природе всё взаимосвязано).

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Д. Хевеши

«Сведение множества к единому — в этом первооснова красоты». Пифагор

Задачи урока:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие мотивации образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;

- развитие познавательных интересов обучающихся;

- развитие самостоятельности в приобретении знаний и практических умений;

- развитие эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умений организации учебной деятельности: постановки целей и задач, планирования и оценки результатов своей деятельности;

- развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

- развитие умений оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

География: Основные образовательные идеи Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями. Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река мира Амазонка.

Предметные умения: умение объяснять: географические особенности реки Амазонка;

умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Физика: Обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу. Сформировать умение сравнивать и делать выводы из опытов (коллективное обсуждение; самостоятельные записи в тетрадях).

Биология: познакомить учащихся с многообразием рыб обитающих в реке Амазонке; изучить особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с водной средой обитания.

Оборудование урока:

География: физическая карта мира, атласы, дневники путешественников, мультимедийный проектор.

Физика: Приборы и материалы: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Биология: живые рыбы в аквариуме или помещенные в банки с водой, скелет рыбы, таблицы «Внутреннее строение рыбы».

Ход занятия:

1.Орг. момент (мотивация к учебной деятельности).

Учитель географии: Сегодня у нас необычное занятие. Необычно оно тем, что вести его будут три учителя: учитель географии, биологии, физики. На нашем занятии присутствуют гости, посмотрите на них, подарите им вашу искреннюю улыбку!

- Я предлагаю, вам отправится в воображаемое путешествие к берегам Южной Америки.

- Ребята, а какой природный объект Южной Америки является самым примечательным природным объектом всей Южной Америки?

(Конечно же, это - река Амазонка).

- Амазонка – сумасшедшее место. Она наполнена такими вещами, о существовании которых вы даже не задумывались. Знаете ли вы, что значительные запасы питьевой воды, собственно, крупнейшие в мире, находятся именно в Амазонке? Поток воды в этой реке больше, чем в 8 самых больших реках в мире, даже если взять их вместе! Есть масса факторов, которые делают Амазонку действительно самым удивительным и самым потрясающим местом на нашей планете. Многие жители нашей планеты считают, что река Амазонка - это чудо нашей планеты!

Учитель биологии:

- Ребята, а как вы считаете на самом ли деле Амазонка – природное чудо планеты или сумасшедшее место на Земле? Давайте на эти вопрос вы ответите в конце нашего занятия. (Постановка проблемы)

Учитель физики:

- Собираясь в путешествие, нам нужно собрать вещи, что мы с вами возьмём с собой? Какие вещи нам пригодятся во время путешествия?

( Возможные ответы детей: удочка, сачок, палатка, дождевики, летняя одежда, солнечные очки и т.д.).

- В путешествии мы будем с вами вести дневник. Свой дневник вы будете оформлять в виде схем рисунков, выполнений практических заданий по географии, биологи, физики.

- А сейчас, я предлагаю вам составить памятку туристу решившему посетить реку Амазонка. т.е. нам с вами. (Покажите маршрут на контурной карте. Выберите вид транспорта. Выберите объекты для посещения, дайте их краткую характеристику). Или можно изобразить в виде рекламы в своём дневнике.

- Что должен знать турист, отправляясь в Южную Америку на реку Амазонка?

Учитель биологии:

Стефан Цвейг писал: «Кто видел Амазонку, тому хватит красот на всю оставшуюся жизнь»

- Как вы понимаете слова Цвейга?

- Когда мы слышим какое – ни будь название, то всегда перед нами возникает зрительный образ, т.е. наше ассоциативное поле. Это часто бывает связано с культурными реалиями той или иной территории. Например, когда говоришь, Норвегия многие видят перед собой викингов, Франция - Эйфелева башня и т.д. , А какие образы возникают у каждого из вас, когда вы слышите слово Амазонка.

Результаты изложите в своём дневнике путешественника.

(Задание креативного типа).

Учитель географии:

- Хотите увидеть всё своими глазами юные искатели приключений, тогда в путь.

- Предлагаю вам окунуться в необычайно красивый поистине мир нетронутой природы реки Амазонки. (Просмотр фильма: Виртуальный мир реки Амазонка).

Учитель физики:

- Какие необычные природные (физические) явления вы можете назвать, после просмотра фильма об Амазонке?

Учитель географии:

Рассказать о настоящем чуде – реке Амазонке, без огромного запаса синонимов к слову «большая» просто не обойтись, потому, как именно огромные размеры являются главным достоинством Южноамериканской достопримечательности. Индейцы величают Амазонку «королевой рек» и не зря, ведь львиную долю вод в Мировой океан поставляет именно она. Амазонка собирает воды сотен притоков. Для того, чтобы понять всё ее величие, стоит лишь на секунду представить, что на территории, которую орошает эта уникальная в своем роде водная паутина, может свободно разместиться Австралия.

- Я предлагаю, вам узнать самостоятельно, а какая она река Амазонка? Где она находится, и что в ней есть такое особенное чего может быть нет у других рек мира?

- У вас на столах в ваших дневниках путешественников есть задания. Прочитайте задание и с помощью карт дайте характеристику реки Амазонки. Возникнут трудности, обращайтесь ко мне. Если вам недостаточно только карт, то у вас на столах есть дополнительная информация. (Выполнение практической работы по географии).

Инструкция для ученика, устанавливающую последовательность его действий  при выполнении практической работы.
Реки  «продукт климата». А.И. Воейков. 
Питание и режим реки обусловлены климатом, падение реки определяется

 рельефом  территории, по которой протекает река. 

Практическая работа

Описание реки по плану Амазонка.
Цель: продолжить формирование умений, на основе анализа карт, составлять описание реки по типовому плану. 
Внимательно прочитать все пункты инструкции по выполнению практической работы. Проверьте наличие оборудования для выполнения практической работы.

 Пользуясь учебником стр. (будет указана нужная страница) атласом «Физическая карта Южной  Америки», «Политическая карта Южной Америки» сделайте  описание  самой крупной  реки Южной Америки, да и всего мира   - Амазонки.
 Внимательно изучите план описания реки.
1.Название реки ___________________________________________________       
2.  Река находится на материке в _____________ в какой его  ___ части. 

В каких странах протекает_________________________________________
3. Исток (где берёт начало) ___________________________ _____________

Координаты истока_______________________________________

4. Устье (куда впадает)_____________________________________________

Координаты устья___________________________________________
5. Река течёт  в направлении с -  на___________________________________

6. Правые притоки ____________________________________

Левые притоки______________________________________________
7. Река имеет (спокойное или бурное) течение, так как протекает по ___________________
8. Река питается _____________________ водами _______________________
9. Река замерзает, разливается,  мелеет _________ .
10. Хозяйственное значение реки_____________________________________________________________________________________________________________________________

Главные речные порты____________________________________________

11. Какие виды рыб обитают в реке Амазонка (перечислить), используйте ТЕКСТ (на ваших столах в доп. лит-ре) _________________________________________________________________

-Есть ли среди них хищники? Как это можно определить?______________________________________________________

- Опасна ли Амазонка? Как ты думаешь почему?_______________________

- Сделайте вывод:

Почему Амазонка – самая многоводная река Южной Америки?

(Ответ дайте в виде схемы).

Учитель физики:

- Мы с вами выяснили, что река Амазонка, не только самая полноводная река мира, но и узнали о том, что в её водах обитают уникальные, редкие и опасные виды рыб.

Представьте себя рыбаками, вы собираетесь на рыбалку, вам нужно поймать рыбу.

- Я предлагаю вам рассмотреть рыбу, как физическое тело.

- Как вы думаете, какие силы действуют на рыбу? (сила тяжести, выталкивающая сила).

- От чего зависит выталкивающая сила? От чего не зависит?

- Как направлена эта сила?

Учитель физики:

- И сегодня нам предстоит разобраться в одной из них: какова причина плавания тел. Плотность организмов живущих в воде почти не отличается от плотности воды, поэтому прочные скелеты им не нужны! Рыбы регулируют глубину погружения, меняя среднюю плотность своего тела. Для этого им необходимо лишь изменить объем плавательного пузыря, сокращая или расслабляя мышцы.

- Чтобы на опыте обнаружить выталкивающее действие жидкости на погружённое в неё тело и определить выталкивающую силу, я предлагаю вам выполнить самостоятельно лабораторную работу. (Выполнение лабораторной работы по физики).

Лабораторная работа

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Цель: обнаружить на опыте выталкивающие действия жидкости на погружённое в неё тело и определить выталкивающую силу.

Приборы и материалы: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Ход работы:

1.Повторите тему по учебнику § 51. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

2.Укрепите динамометр на штативе и подвесьте к нему на нити 1-е тело. Отметьте и запишите в показание динамометра. Это будет вес тела в воздухе (V1 –объем первого тела).

РV1 = Н

3.Поставьте стакан с водой и опустите муфту с лапкой и динамометром, пока все тело не окажется под водой. Отметьте, и запишите показания динамометра. Это будет вес тела в воде.

P1V1 = Н – в воде

4.По полученным данным вычислите выталкивающую силу, действующую на тело. Выталкивающая сила в воде FV1 = РV1 - P1V1 =

5. Укрепите динамометр на штативе и подвесьте к нему на нити 2-е тело. Отметьте и запишите в показание динамометра. Это будет вес тела в воздухе (V2 –объем второго тела).

РV2 = Н

6.Подставьте стакан с водой и опустите муфту с лапкой и динамометром, пока все тело не окажется под водой. Отметьте и запишите показания динамометра. Это будет вес тела в воде.

P1V2 = Н – в воде

7.По полученным данным вычислите выталкивающую силу, действующую на 2-е тело. Выталкивающая сила в воде FV2 = РV2 - P1V2 =


8. Определите указанным способом выталкивающую силу, действующую на 1-е и 2-е тела в насыщенном растворе соли.


9.Результаты запишите в таблицу:


Жидкость

Вес тела

в воздухе Р, Н

Вес тела

в жидкости Р1, Н

Выталкивающая сила F, Н F = P - P1

РV1

РV2

P1V1

P1V2

Fv1

Fv2

Вода







Насыщенный раствор соли в воде









10.Сравните и сделайте вывод: силу Архимеда, действующую на тела разного объема и силу Архимеда, действующую на тело в чистой и соленой воде.

Выводы учащихся:

1. Сила Архимеда зависит от объема погруженной части тела.

2.Сила Архимеда зависит от плотности жидкости.

3. При погружении тела в жидкость тело теряет в своем весе.

Учитель физики:

- На предыдущих уроках мы уже убедились о существовании выталкивающей силы, еще ее называют силой Архимеда.

- Мы с вами сегодня путешествуем по реке Амазонка, многое вы уже знаете и умеете, есть у меня для вас интересная задача.

Текст задачи: В Амазонке водится самая крупная пресноводная рыба в мире — Арапайма. У этой гигантской рыбы есть подобие легкого, и время от времени она всплывает, чтоб подышать свежим воздухом. Масса рыбы Арапайма достигает до 200 кг. Плотность воды реки Амазонки 1030 кг/м3. Определите, выталкивающую силу, действующую на эту рыбу (плотность тела рыбы 1080 кг/м3) .

Вывод: Запомните! Выталкивающая сила не зависит от плотности вещества тела, погружаемого в жидкость.

Учитель биологии:

- Продолжаем путешествовать и исследовать пресную воду реки Амазонка и вам уже известно свойство воды — она выталкивает погруженное в нее тело. Это знает всякий!

- Каковы особенности плавания живых организмов? Постараемся выяснить и это!  Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды. Это и делает возможным их плавание под водой. Плавание животных в толще воды способствует также дополнительная подъемная сила, которая возникает при их перемещении в водной среде. Большую роль в передвижении рыб внутри воды играет плавательный пузырь. Меняя объем этого пузыря (а также количество газа в нем), рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на нее выталкивающую силу. Благодаря этому рыба может в определенных интервалах регулировать глубину своего погружения.

Учитель географии:

- Давайте с вами повторим, вспомните, какие виды рыб обитают в реке Амазонка?

(Перечислить всех рыб Амазонки).

Учитель биологии:

- Какие рыбы морские и пресноводные продаются в наших рыбных магазинах?

-Как вы думаете, продаются ли в наших магазинах рыбы, привезённые с далёкой реки Амазонки.

- Мы с вами выяснили, что рыбы с далёкого Южноамериканского континента к нам не привозят, а как вы думаете почему?

- Как вы думаете, обитают ли виды рыб Амазонки в других пресноводных водоёмах мира?

- Как это можно узнать?

- А я вам предлагаю, познакомится и рассмотреть внешнее строение и передвижение самой крупной рыбы обитающей в реке Амазонка — Арапаймы.

- Где то ещё может обитать эта рыба? (нет)

- Как называются виды живых организмов обитающих только на определённой территории? (Эндемики).

(Работа самостоятельная в виртуальной лаборатории биологии).

Лабораторная работа

Внешнее строение и передвижение рыб.

Цель: познакомить учащихся с многообразием рыб, изучить особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с водной средой обитания.

Ход работы:

Прочитайте всю работу.

Рассмотрите (в течение 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы:

Задание 1:

1. Отметьте, какую форму тела имеет рыба.

2. Из каких отделов состоит тело рыбы.

3. Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).

4. Имеется ли чешуя на теле рыбы? Каково ее значение?

5. Какие органы обеспечивают движение рыб?

Задание 2:

6. Каково значение формы тела?

7. Рассмотрев выданную рыбу, определите, к какому классу рыб она относится.

8. Назовите виды плавников у рыб.

Задание 3:

9. Хозяйственное значение рыб.

10. Какие особенности строения рыб человек применил при изготовлении этого сооружения? (рисунок лодки на доске).

По результатам выполненной лабораторной работы сделайте вывод, ответив на вопросы:

Как приспособлено внешнее строение рыб к водной среде обитания?

Какие особенности внутреннего строения рыб обеспечивают им жизнь в воде?

Рефлексия

- Чему вы научились сегодня на практическом занятии?

- Где вы будете использовать полученные знания и умения?

(Общий вывод по всему занятию формулируют учащиеся).

Интегрированное занятие Амазонка - природное чудо планеты  (география + биология + физика) помогает усвоить важную роль реки Амазонки в природе всей планеты и в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека освещает биолог, а физик рассматривает рыб, как физическое тело и применяет закон Архимеда, осуществляя связь изучаемого закона с жизнью и помогает понять ребятам, то, что в природе всё взаимосвязано. Всё это даёт возможность научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на занятии следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений и, наконец, моделируют все эти обобщенные мыслительные операции. Все это способствует развитию творческого мышления. Межпредметные связи предметов (биологии, физики, географии), даёт возможность формировать целостную картину мира и научное мировоззрение у учеников. Каждая учебная дисциплина создаёт предпосылки, которые при условии их обобщения превращаются в основу формирования ключевых компетенций. Всё это помогает обеспечить качественное усвоение стандарта образования.

 

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!