СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Амантурлиева Балкия Шотовна- учитель русского языка и литературы МОАУ "Ветлянская СОШ" Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме: Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.Есенина. 

Цель урока: Опредедлить на примере стихотоврений восприятие поэтом Мира, слияния с ним, философию Человека и Природы.

Философская лирика отражает мировоззрениепоэта, в центре ее- человек во взаимосвязях (Бог, мир, человек), Все это характернои для поэзии Есенина. 

Просмотр содержимого документа
«Амантурлиева Балкия Шотовна- учитель русского языка и литературы МОАУ "Ветлянская СОШ" Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области»


Урок 11 класс 18.11. 2017 г.


Тема урока: Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина.. / «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Отговорила роща золотая», До свидания, друг мой, до свидания»


Цель урока: определить на примере стихотворений восприятие поэтом Мира, слияние с ним, философию Человека и Природы

Задачи урока:

- образовательная: понимание лирической формы стиха (содержание воспринимается умом и чувством), наблюдение за оборотом слов, строф; мелодикой, ритмом, эмоциональным образом.

- развивающая: формирование умения высказывать свое мнение при анализе лирического произведения;

- воспитательная: формирование духовных, нравственных качеств, воспитание интереса к произведениям русской литературы.

Планируемые результаты:

- учащиеся должны знать: философскую лирику С.А.Есенина;

- учащиеся должны уметь: выразительно читать лирические стихотворения; анализировать поэтические тексты

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

- видеоролики


Содержание урока:

  1. Орг. момент.

  2. Беседа по домашнему заданию.


Какие основные темы вы можете назвать в творчестве Есенина?

- Как раскрывается в творчестве поэта тема Родины?

- А каким вы увидели поэта Есенина в лирике любви?


Актуализация знаний.

Когда Есенин приехал в Москву в 1913 году он поступил вольнослушателем в университет Шанявского , изучал историю и философию.

_ Что изучает наука философия?

( Философия – это наука об общих законах развития природы, общества и мышления.

- Что мы понимаем под философской лирикой ?

(Философская лирика отражает мировоззрение поэта, в центре ее – человек во взаимосвязях (Бог, мир, человек), философская лирика отвечает на “вечные вопросы”)

Все это верно и для поэзии Есенина.. В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот мир?

Ученикам было предложено дома прочитать следующие стихотворения:

« « До свиданья, друг мой…», « Мы теперь уходим понемногу»,»Отговорила роща золотая» - Какие чувства вызвали у вас прочитанные стихи?

- Можно ли определить главное чувство поэта, которое передается нам?

ТОСКА, БЕЗЫСХОДНОСТЬ, ПЕЧАЛЬ (не грусть)- эти понятия можно встретить в лирике и многих других русских поэтов ( Лермонтов, Тютчев).


III. Определение темы урока. Целеполагание.

Тема быстротечности человеческого бытия.


Чтение наизусть стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу».

IV.  Работа над анализом стихотворений:

- Каков эмоциональный настрой этого стихотворения? Какое настроение оно вызывает у вас? (стихотворение грустное, но грусть эта светлая)

- А почему это светлая грусть? (от грустных размышлений о быстротечности жизни лирический герой переходит к философскому обобщению и радуется тому, что жизнь, хоть и короткая, есть)

- Используется  ли в стихотворении прием противопоставления? Что именно противопоставляется? (противопоставление прошлой жизни лирического героя, его молодости сегодняшнему дню, когда молодость уже прошла)

- Изменился лирический герой? Каким образом? Назовите изменения, произошедшие с ним, или в нем (изменился, он стал другим: сердце стало биться не так сильно, оно тронуто холодком; страна березового ситца не заманит шляться босиком – стал спокойнее, рассудительнее, размереннее; утрачена свежесть чувств, желания стали скупее и т.д.)

- Прочитайте 4 строфу. С какой целью используется риторический вопрос в 4-й строфе? (это кульминация стихотворения. Трагически звучит вопрос «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?)

- Что символизирует собой образ розового коня? (это символ несбывшихся желаний. Отсюда и трагичность)

- Каким образом Есенину удалось снять эту трагичность? (последней строфой, которая является заключительным аккордом. Он звучит тихо и умиротворенно: смерти не избежит ничто живое. И в этом поэт видит не трагедию, а закономерность)

- Скажите, почему в стихотворении появляются пейзажные зарисовки? С какой целью? (сопоставление чувств лирического героя с состоянием природы. Умиротворенность, гармония лирического героя с миром природы. Она помогает раскрыть душевное состояние)

- Скажите, что необычного в образе осени, выраженной сочетанием слов: «увяданья золотом охваченный»? Как называется этот прием? (золото не ассоциируется с увяданием, упадком, наоборот, это символ процветания, богатства. Это оксюморон)   

- У какого поэта мы встречаем похожий образ? (у Пушкина: люблю я пышное природы увяданье). Случайно ли это? (осень – период подведения итогов, период зрелости, удивительное сочетание цветов, запахов, звуков, это  любимое время года поэтов)

- Определим жанр стихотворения (элегия – характерны следующие черты: интимность, мотивы разочарования, несчастной любви, одиночества, бренности земного бытия)

Итак, всё в стихотворении подчинено одной мысли. Какой именно? (формированию философской мысли о бренности бытия. Лирический герой говорит, что не жалеет об этом) Однако правда ли это?

V. Рассмотрим ещё одно стихотворение С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу». Написано оно несколько позже, в 1924 году, на смерть друга Есенина, крестьянского поэта Александра Ширявца.

(Учитель читает стихотворение)

- Как вы считаете, что объединяет эти два стихотворения? (та же мысль о бренности мира: все в этой жизни когда-нибудь заканчивается, заканчивается и человеческая жизнь. Но жалеть об этом не нужно)

- Сравним лирических героев этих двух стихотворений. Можем ли мы говорить о полном совпадении их душевного состояния? Почему так происходит? (лирический герой второго стихотворения более ценит земную жизнь, чем в «Не жалею…». Может быть, это связано с ощущением скорой смерти. В первом стихотворении речь шла о прощании с молодостью, с юношескими привычками и мечтами)

- Какие два условных пространства можно выделить в стихотворении? Как они соотносятся между собой? (свет (земной мир, который так дорог лирическому герою, и та страна (загробный мир), которая страшна для него, незнакома ему)

- Поэт описывает загробный мир как место, «где тишь и благодать», а землю называет угрюмой. Почему же лирический герой так привязан к ней? (Об этом свидетельствуют различные факторы. Лирический герой сопоставляет природу двух пространств. Земной мир: «Милые березовые чащи», «равнин пески», осины, заглядевшиеся в «розовую водь», там «цветут чащи» и «дрожит лебяжьей шеей рожь». Загробный мир - «тишь и благодать». Лирическому герою не надо благодати в чистом виде, он привязан к тому, что «душу облекает в плоть».)

-  Как еще поэт изображает противопоставление земного и загробного миров? (Это происходит путем сопоставления лирическим героем его чувства по отношению к двум пространствам. Вспоминая события своей жизни, он говорит не о каких-то глобальных делах, не обистории, не о каких-то важных вехах своей жизни; он обращается к тем простым действиям, которые свидетельствуют о любви к жизни, о полноте ее проявления: «дышал и жил», «целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове». Это характеризует его позиционирование себя не как какого-то конкретного человека, конкретного поэта, но как обычного человека. Это те действия, которые присуще каждому живущему. Мысли же о загробном мире вызывают в лирическом герое лишь отрицательные эмоции: тоску и страх («не в силах скрыть своей тоски», «я всегда испытываю дрожь»).

- Верно. Но как вы думаете, почему мысли о «той стране» необходимы для лирического героя? (Он считает загробный мир «пустым» и именно эта мысль невольно заставляет его почувствовать полноту земной жизни, его важность для него. Лирический герой только тогда понимает, как ему «дороги…люди», когда задумывается о смерти)

VI Учитель: Таким образом, в этом стихотворении поэт оставляет нам не только свои размышления о быстротечности бытия, не только свое нежелание расставаться с жизнью, но и скрытый рецепт, как ценить жизнь в целом и каждое ее мгновение в частности. Мне кажется, это мысль будет актуальной во все времена.

  Определите жанр стихотворения (элегия)

Вывод: Итак, как вам кажется, какой вывод мы можем сделать из двух проанализированных нами стихотворений Есенина? (Жизнь прекрасна, но скоротечна; смерть неизбежна. Именно поэтому мы должны жить в полную силу, принимая мысль о смерти) ( записать в тетрадь) )

VII. В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми?

Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы.

Яркий тому пример - элегия «Отговорила роща золотая» (1924 , где Философское содержание раскрывается через пейзажные зарисовки.

Читает стихотворение Чернова Мария ( анализ)

VIII. работа с классом ( в группе) .

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. ( запись на листках)

олицетворение

“журавли не жалеют”, “грезит конопляник”.

оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. все дети единой матери Природы.

Метафоры

(“костер рябины красной”) и эпитеты (“березовый язык”, “ненужный ком”)

придают стихотворению плавность и поэтичность

инверсию

“Отговорила роща золотая»

« Стою один среди равнины голой”.

Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность.

сравнение:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова .


средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий , зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Вывод: Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.

Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.

Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

IX. чтение стихотворения» До свидания, друг мой, до свидания!»

24 декабря 1925 года тридцатилетний Сергей Есенин приехал в Ленинград. Собирался пробыть долго, но прожил здесь лишь несколько дней, последних... 
В те дни он встречался с Н.А. Клюевым, Г.Ф. Устиновым, Иваном Приблудным, В.И. Эрлихом, И.И. Садофьевым[1]и другими литераторами-современниками.
Утром 28 декабря поэта нашли мёртвым в номере "пять" гостиницы «Англетер»

Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне. :

«До свиданья, друг мой, до свиданья» — пожалуй, наиболее известное из всех стихотворений Сергея Есенина. И дело не только в том, что оно имеет мистический ярлык «предсмертное», но и в огромной глубине этих восьми строк.

История создания произведения довольно необычна. Писал Есенин свои последние строки кровью, но не потому, что хотел подчеркнуть их драматичность (хотя эта версия до сих пор рассматривается), а потому, что в гостинице не оказалось чернил. С другой стороны, тяжёлое душевное состояние поэта не вызывает сомнений: после выхода из психоневрологической больницы, где он лечился, минула всего неделя. И последнее стихотворение несёт явный отпечаток сложных размышлений, это своеобразное подведение итога собственной жизни.

Какая бы тоска и уныние ни вдохновили поэта на создание этой эпитафии самому себе, впечатление она оставляет скорее светлое. Прощание без надрыва и слёз; признание равной ценности жизни и смерти, и к тому же — всё-таки надежда на будущую встречу. Так проститься с бытием и людьми мог только истинный поэт.

X. Итоги урока:

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что у вас вызвало затруднение?

XI/ Д/З Мини- сочинение « мое любимое стихотворение у Есенина» прочитать «Русь уходящая» «Русь Советская» Сорокоуст»





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!