СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Альтернативная форма проведения уроков физической культуры - это современные фитнес программы и возможности их использования в общеобразовательной школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

К достоинству программы следует отнести предложенные комплексы лечебной физкультуры. Следует отметить, что все упражнения подобраны в соответствии с конкретной нозологией занимающихся (заболевания сердечно - сосудистой системы, органов дыхания или опорно-двигательного аппарата), что позволяет наиболее полно реализовать принцип оздоровительной направленности занятий. Отличие этой программы от других программ заключается в том, что на каждом занятии происходит комплексное развитие физических качеств детей.

Просмотр содержимого документа
«Альтернативная форма проведения уроков физической культуры - это современные фитнес программы и возможности их использования в общеобразовательной школе»

Альтернативная форма проведения уроков физической культуры - это современные фитнес программы и возможности их использования в общеобразовательной школе


Актуальность

Свое выступление я начну с высказывания детского доктора главы комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению Леонида Рошаль:

«Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния здоровья школьников, как сейчас».

Актуальность выбранного мной направления определяется не­обходимостью совершенствования организационно - методических составляющих учебной физкультурно-оздоровительной работы. Значимость данной проблемы связана с преиму­щественным укреплением здоровья школьников, что в целом является значимым фактором повышения эффективности процесса физического воспитания.

В настоящее время происходит реформа образования, выражающаяся в гуманизации и демократизации процесса обучения и воспитания учащейся молодежи, однако в области физического воспитания, несмотря на то, что все программы по физическому воспитанию учащихся (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, 1993; Н.И. Алексеев и др., 1995,Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский, Б. И. Туркунов, 1996) одной из своих задач определяют укрепление здоровья учащихся, однако, эта задача практически не решается.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые критерии качества образования. Важно заинтересовать учеников самим процессом обучения, удерживать этот интерес, координировать их действия.

Решение этой принципиально важной задачи невозможно без разработки и внедрения в современную педагогическую практику специальных инновационных коррекционно-оздоровительных и лечебно-профилактических программ, методических пособий, дидактического материала, без создания соответствующей материально-технической базы.

Один из путей выхода из кризисной ситуации - разработка инновационных подходов к физкультурному воспитанию и использование комплекса оздоровительных мероприятий, что можно успешно реализовать в режиме третьего (оздоровительного) урока физической культуры в неделю. Такой подход позволит эффективно и более индивидуализировано проводить оздоровительную работу с учащимися школьного возраста.


На Президиуме Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия», которая утвердила партийный проект «Урок физкультуры XXI века», говорилось: «Урок физкультуры должен быть интересным, современным и инновационным. Без этого мы не увлечем ребят и не заинтересуем родителей, чтобы их дети присутствовали на уроках. Ребята сами должны приходить на физкультуру с удовольствием и желанием. Поэтому наша задача - найти новые подходы в преподавании уроков физкультуры»

С этой целью мной была скорректирована учебная программа с применением фитболгимнастики, основанная на современных положениях школьной педагогики, возрастной психологии и физиологии, теории и практики физического воспитания, а также основных компонентах (базовом и вариативном) действующей программы по физическому воспитанию для 1-11-х  классов Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2004 г., т.к занятия фитнесом способствуют привлечению детей к занятиям физической культурой, развивая их физические качества, снижают психологическое напряжение, возникающее в результате учебной деятельности, повышают настроение и работоспособностью.


Фитболгимнастика относится к одному из видов фитнеса. Фитбол по своим свойствам многофункционален, поэтому он может использоваться в комплексах фитболгимнастики как предмет, снаряд, опора. Фитболгимнастика обладает комплексом полезных воздействий на организм человека: способствует укреплению основных мышечных групп, улучшает осанку, развивает гибкость и координацию. Так как фитбол-тренировки проходят сидя на мяче, то ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при аэробных занятиях стоя. По этой же причине сердечно - сосудистая система работает в щадящем режиме. Благодаря этому свойству можно развивать выносливость без перегрузок сердечной мышцы, что имеет существенное значение для учащихся с заболеваниями сердечно - сосудистой системы.

Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным и для детей и для взрослых. Фитбол оказывают также вибрационное воздействие в области низкозвукового спектра частот. Например, непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая вибрация – возбуждение. Механическая вибрация низкой частоты обладает обезболивающим действием. Легкое покачивание на фитболе улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников.

Структура программы

Данная программа предполагает ее реализацию в пределах 34 часов (1 час в неделю) в год (согласно учебно-тематическому плану). Вы можете увидеть на слайде



Новизна

К достоинству программы следует отнести предложенные комплексы лечебной физкультуры. Следует отметить, что все упражнения подобраны в соответствии с конкретной нозологией занимающихся (заболевания сердечно - сосудистой системы, органов дыхания или опорно-двигательного аппарата), что позволяет наиболее полно реализовать принцип оздоровительной направленности занятий. Отличие этой программы от других программ заключается в том, что на каждом занятии происходит комплексное развитие физических качеств детей.


Чтобы оценить эффективность применения фитболгимнастики на занятиях физической культурой, в связи с вышесказанным мной был проведен эксперимент, в котором участвовали учащиеся 5-х классов. Эксперимент проводился с сентября 2009г. по май 2010г, на базе МОУ «СОШ№28» г. Мурома. Обследовано 58 учеников 5-х классов, (из них 30 девочек и 28 мальчиков). Тестирование физической подготовленности и физического развития проводилось 2 раза (сентябрь2009, май 2010г).

Данные физического развития двигательной подготовленности подвергались статистической обработке.

С целью оценки оздоровительной эффективности применения фитболгимнастики были изучены медицинские карты учащихся.


Данная программа была апробирована и зарекомендовала себя с положительной стороны: Из диаграммы видно, что дети занимающиеся в ЭГ с применением фитболгимнастики стали в 2 раза реже болеть, параллельно у них снизилась на 33% продолжительность одного заболевания.

Уменьшилось количество пропущенных уроков по болезни с 510 по 473

Диагностика мотивационной сферы учащихся показала значительное увеличение числа детей желающих заниматься оздоровительной физической культурой

По результатам медицинского обследования приведенного в мае 2010 года, в экспериментальной группе 4 учащихся из подготовительной группы здоровья переведены в основную. В результате увеличилась жизненная емкость легких на 8,4%.Частота дыхания у школьников уменьшилась в среднем на 15,1 -17,9 % и стала в пределах возрастной нормы (17 раз / мин).

Проведенный мониторинг физической подготовленности школьников показал, что существующие достоверные изменения в контрольных тестах наблюдались по всем исследуемым показателям физической подготовленности: улучшились показатели в беге на 30 м и 1000м и прыжках в длину с места.

Содержание третьего урока физической культуры с применением фитболгимнастики состоит из 3-х частей: в I – часть включены комплексы упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, например «Кошка», «Насос», «Маятник» и точечный массаж БАТ для профилактики простуды; во II – часть включены упражнения фитболгимнастики, в III – часть «элементы самомассажа стоп и рефлексотерапия».

Оздоровительная работа на физкультурных занятиях строится на основных принципах Доступность – подбор мячей, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями учащихся.

Обратите внимание на слад Цвет мяча я выбираю по типу темперамента.

Применение фитболгимнастики с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:

  • происходит укрепление опорно - двигательного аппарата;

  • совершенствуется сердечно - сосудистая и дыхательная системы;

  • развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;

  • улучшаются процессы саморегуляции и контроля;

  • сократились простудные заболевания;

  • сократилось число пропусков уроков по болезни;

  • наблюдается улучшение состояния здоровья школьников.


Заключение

Расширение содержания учебного материала посредством использования элементов фитболгимнастики позволяет мотивировать учащихся к занятиям физической культурой, вследствие чего увеличивает их работоспособность и концентрацию внимания на уроке. Данные обстоятельства дают мне возможность увеличить плотность урока физической культуры на 15 %. Повышение уровня физической подготовленности учащихся, произошедшее в результате применения экспериментальной методики, на мой взгляд, связано со специфичностью фитболгимнастики как средства физической культуры. Посещаемость уроков физической культуры учащимися составила 100 %, возрос интерес к двигательным действиям и самостоятельным занятиям, после урока школьники отмечают повышенное психоэмоциональное состояние, а как известно, чувство радости способствует плодотворной деятельности мозга и положительные эмоции дают возможность занимающимся почувствовать наивысшую радость – радость творческой деятельности, выполняемой на уроке.


Адресная направленность

Данное методическое пособие рекомендовано учителям физической культуры, инструкторам по физической культуре и педагогам дополнительного образования. Данный опыт работы был обобщен на региональном уровне, с апробацией программы выступала на Всероссийском форуме исследователей и на региональной научно - практической конференции «Здоровье и образование школьников».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!