1 . Организационный этап: Мотивация учебной деятельности учащихся; Актуализация знаний. | Приветствует класс, настраивает учащихся на работу. Что такое углеводороды? Где в природе содержатся углеводороды? На какие группы делятся УВ? Какие классы углеводородов вы помните? Какие классы УВ вы уже изучили? В чем особенность строения, изученных классов УВ? Для определения темы нашего урока решите следующую задачу и ответьте на вопрос: составить структурную формулу полученного вещества, исходя из основных положений теории строения органических веществ Бутлерова. К какому классу веществ оно относится? Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ? Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока? Учитель предлагает учащимся, молекулярная формула которого C2H2 (ответ задачи), Учитель сообщает, что это вещество ацетилен. Попытайтесь составить формулы ближайших гомологов данного вещества. Определите общую формулу алкинов и дать определение. Работа в парах. Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам: С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С5Н8. Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Учащиеся решают задачу, называют ответ. Слушают и воспринимают тему урока, формулируют цель урока. Учащиеся составляют формулу вещества, пытаются правильно определить кратную связь между С –С. Учащиеся, используя понятия гомологи, составляют несколько формул ближайших гомологов ацетилена, определяют общую формулу алкинов, записывают на доске и в тетради определение алкинов. Учащиеся получают задание на печатной основе, выполнят задание и проверяют друг у друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки. | Групповой (работа в парах) и фронтальный | Познавательные: понимать взаимосвязь классов углеводородов с их строение и свойствами Коммуникативные: сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные: уметь планировать деятельность |
Открытие нового знания. | Формирует представление о строении алкинов в сравнении с алкенами на примере ацетилена (по схеме): — тип гибридизации — валентный угол — длина связи — форма молекулы — энергия связи. Предлагает учащимся на основе строения сравнить свойства алканов, алкенов и алкинов, а также ответить на вопросы: Какие из этих углеводородов вступают в химические реакции активнее? Какой тип реакции будет характерен для алкинов? Как вы думаете, чем будут отличаться реакции, идущие в алкинах, от реакций алкенов? Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Предлагает учащимся вспомнить, с какой скоростью протекают реакции у алкенов, сравнить ее со скоростью реакции для алкинов. Демонстрирует опыт по получению ацетилена Формирует у учащихся знания о номенклатуре алкинов. Предлагает учащимся сформулировать алгоритм по составлению названий алкинов. Работа в парах. 1 ученик. Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре. СН≡С‒СН2‒СН3 ǀ СН3 СН3‒С≡С‒СН3 СН3‒СН‒СН‒С≡СН ǀ ǀ СН3 СН3 2 ученик. Написать структурные формулы следующих алкинов: 3-метил, 4-пентина гексина-3 2,2-диметилпентина-3 Исправьте неверные названия. Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили виды изомерии. Подводит итоги ответам учащихся. Предлагает составить таблицу «Виды изомерии алкинов» Формирует представление учащихся о физических свойствах алкинов по плану: — агрегатное состояние — температуры кипения и плавления С помощью вопроса предлагает учащимся вспомнить цвет пламени при горении ацетилена и объяснить это явление, рассчитав массовую долю углерода в углеводороде и сравнив ее с массовой долей углерода в этане и этилене. Формирует знания учащихся о химических свойствах алкинов. Как вы думаете какие типы химических реакций характерны для алкинов? Почему? Учитель проверяет и координирует действия учащихся. Какие еще свойства будут характерны для алкинов? Просматривают видеоопыт горение ацетилена. Посмотрите еще один опыт. Реакция гидратации ацетилена. Учитель поправляет учащихся . А как вы думаете можно отличить алкины от алкенов? Можно ли с помощью бромной воды или раствора перманганата калия отличить алкены от алкинов? Демонстрирует опыт по обесцвечиванию бромной воды и раствора перманганата калия. Предлагает учащимся отметить результаты опытов. Записывает уравнение реакции на доске. Предлагает самостоятельно расставить коэффициенты в уравнении реакции окисления перманганатом калия. Проверяет правильность расстановки коэффициентов. Какую можно провести качественную реакцию на эти углеводороды? Записывает на доске уравнение реакции и демонстрирует качественную реакцию на ацетилен. | Учащиеся воспринимают информацию, наблюдают за рассказом учителя по схемам, анализируют, делают выводы. Сравнивают свойства на основе строения, отвечают на вопросы, выдвигая свои гипотезы. Отстаивают свои ответы, приходят к правильному ответу. Наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя. Сравнивают скорости реакций алкенов и алкинов, делают вывод, что алкены активнее вступают в химические реакции. Учащиеся воспроизводят алгоритм по составлению названий алкинов. Используя алгоритм, учащиеся называют алкины и составляют формулы по названиям, стараются найти неправильные названия, исправить их, проверяют друг друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки. Вспоминают виды изомерии, называют их. Воспринимают рассказ учителя, делают записи. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу. Воспринимают рассказ учителя, делают записи в тетради. Отвечают на вопрос, решают задачу. Учащиеся предполагают, что имея π- связи ацетиленовые будут вступать в реакции присоединения, записывают уравнения реакций (присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов), реакции полимеризации (тримеризации). Учащиеся предлагают реакции горения, записывают уравнения реакций. Учащиеся наблюдают за ходом эксперимента, комментируют его и пытаются сделать вывод о продуктах реакции, после комментария учителя записывают уравнение реакции. Наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о том, что с помощью бромной воды отличить друг от друга алкены и алкины нельзя. записывают выводы и уравнения реакций в тетрадь, расставляют коэффициенты, корректируют их, исправляют. Учащиеся предполагают, что это возможно реакции с образованием осадка. Записывают уравнение реакции в тетрадь. | Фронтальная беседа, просмотр видеосюжета, дифференцированные задания. | Предметные: знать определение и общую формулу алкинов Давать характеристику строения молекулы алкинов. Уметь называть алкины по систематической номенклатуре. Понимать связь между строением и свойствами углеводородов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующие свойства алкинов. Познавательные: делать выводы и умозаключения из изученных материалов Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. Регулятивные: оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
«Рефлексия» | Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке. — с чем вы познакомились сегодня на уроке? — какие способы вы использовали при выполнении различных заданий? — насколько сложно было работать? — что вызвало наибольшее затруднение? — что нужно сделать? | Учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний. | Индивидуальная работа. Осуществляют самоконтроль. | Познавательные: учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, формируют умения выражать свои мысли. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию |
«Закрепление, контроль» | Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив тестовые задания. Следит за ходом проведения работы. | Индивидуально выполняют задание. Взаимопроверка, взаимооценивание. | Работа тестом, взаимоконтроль | Познавательные УУД: Формировать умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание нового знания. Коммуникативные УУД: взаимодействие в группе; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: решение поставленных задач; осуществление контроля и оценки (самоконтроля) |