СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Исаевич Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

История создания

Замысел этого рассказа (повести) зародился в один из обычных лагерных дней самого автора. 

Просмотр содержимого документа
«Александр Исаевич Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»»

Александр Исаевич Солженицын

(1918-2008)

Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

История создания

Замысел этого рассказа (повести) зародился в один из обычных лагерных дней самого автора. Тяжёлый рабский труд не только истощал физически. Он превращал заключённого в человека без какой-либо внутренней жизни, лишал человеческих запросов, оставляя только инстинкты. Это ужасное, нечеловеческое состояние определялось лагерным начальством как совершенно естественное для заключённых. Для большинства из них любой отмеренный срок считался пожизненным. Мало кто выходил на волю — всегда находили повод продлить заключение и задержать ещё на пять лет, потом ещё на пять, потом ещё... Вот и появилась у Солженицына такая задумка: охватить эту жизнь, описать её как суровую данность, с которой можно только смириться. Лишь инстинкт выживания поддерживал, но человек не может жить одними лишь инстинктами. Но чем же? Что помогает оставаться человеком в нечеловеческих условиях? Автор вспоминал: «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, — а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё. Это родилась у меня мысль в 52 году ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы». Только в 1959 году Солженицын сумел вернуться к этому замыслу, который всё не отпускал его, всё держал: «...сел, и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней». Писатель передал рассказ в редакцию журнала «Новый мир», главным редактором которого в ту пору был поэт Александр Твардовский. Дебютный рассказ Солженицына был напечатан в 1962 году в журнале «Новый мир» и для «весомости» назван повестью.

Иван Денисович и его жизнь

Шухов — не безмолвный свидетель и не безмолвная жертва. Он трезво судит о том, что происходит вокруг. Все беды для него начались с установления колхозного строя. Шухов в экономике наверняка не силён, он малообразованный человек, судит по-своему: «...С войны с са-
мой ни одна живая душа в колхоз не добавилась: парни все и девки все, кто как ухитрится, но уходят повально... Мужиков с войны половина вовсе не вернулась, а какие вернулись — колхоза не признают...»

Нужна ли такая жизнь крестьянину? Да и в войну государство себя поначалу никак не проявило: «...На Северо-Западном окружили их армию всю, и с самолётов им ничего жрать не бросали, а и самолётов тех не было. И стрелять было нечем. И так их помалу немцы по лесам ловили и брали».

Взяли в плен и Шухова, да только он с товарищами оказался не робкого десятка: выждал момент и убежал. Прибежал к своим — и попал в лагерь из-за пребывания в плену.

Солженицын писал: «Выбирая героя лагерной повести, я взял работягу, не мог взять никого другого, ибо только ему видны истинные соотношения лагеря (как только солдат пехоты может взвесить всю гирю войны...). Впрочем, Шухов не промах, и судит обо всех событиях в стране посмелей генерала».

Хоть и простой человек Шухов, а иногда скажет так, что навеки запомнится. Вот рассуждения его о каторжном Особом лагере: «Чем в каторжном лагере хорошо — свободы здесь от пуза. Кричи с верхних нар что хошь — стукачи того не доносят, оперы рукой махнули».

Если в каторжном лагере «свободы от пуза» — то где же тогда настоящая несвобода? Солженицын имел горькую возможность сравнивать.

Вроде бы мелочь, но не может Шухов «себя допустить» есть в шапке. Не позволяет себе Шухов клянчить окурки у других зэков, как бы ни хотелось ему курить. У него есть достоинство, есть жизненные правила, от которых он не хочет отступать даже в лагере.

Стиль произведения

«Один день Ивана Денисовича» построен как сказовое повествование: в нём совмещаются точки зрения главного героя Ивана Денисовича Шухова и рассказчика. Известно, что Солженицын много работал над языком, добивался, как он это называл, «языкового расширения». Сказ позволяет передать и личный опыт Солженицына, который словно «просвечивает» в употреблении авторских неологизмов, особенных, возможно, специально придуманных слов: «Шухов и другие каменщики перестали чувствовать мороз. От быстрой захватчивой работы прошёл по ним сперва первый жарок, тот жарок, от которого под бушлатом, под телогрейкой, под верхней и нижней рубахами, мокреет. Но они ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше. И часом спустя пробил их второй жарок, тот, от которого пот высыхает. В ноги их мороз не брал, это главное, а остальное ничто, ни ветерок лёгкий, потягивающий — не могли их мыслей отвлечь от кладки... Бригадир от поры до поры крикнет: „Раствору!« И Шухов своё: „Раство-ору!« Кто работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится».

«...Солженицын не просто сказал правду, он создал язык, в котором нуждалось время, и произошла переориентация всей литературы, воспользовавшейся этим языком», — утверждает критик Алла Латынина.

Время в рассказе

Мы часто размышляем над тем, как протекает время в романе или повести. Но можно ли так ставить вопрос, когда перед нами небольшой рассказ? Оказывается, можно. Время у Солженицына протекает необычайно интенсивно, захватывает различные события, выстраиваясь в длинную цепь со многими звеньями.

Час за часом мы можем проследить жизнь лагеря. Всё начинается в пять, когда пробьют подъём.

Первые утренние часы пройдут в бараке, затем Иван Денисович выйдет на зону, перейдёт с другими заключёнными по степи до строительного объекта, потом снова окажется на зоне... Несчастье страны в том, что этот день — типичный. По этому расписанию живут тысячи лагерей, в которых томятся, теряя здоровье, разум, достоинство, а часто и жизнь миллионы заключённых. Великое мастерство Солженицына проявилось в том, что он сумел показать всего лишь один заурядный, обычный, незаметный день обычного незаметного зэка, но за этим днём виден образ жизни всего великого Архипелага ГУЛАГ, виден жестокий оскал самого режима.

Закончится же рассказ новым указанием на время: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось...»

Вот и кончился один день из жизни лагеря. Завтра начнётся новый. Нет просвета в жизни зэка, и всё же продолжается жизнь: надо дождаться лучших дней, лучших времён, лучшей жизни.

Известный писатель и политический деятель Милован Джилас был потрясён этим рассказом настолько, что написал в ответ эссе «Несокрушимая вера»:

«Я начал понимать — через Солженицына — судьбу людей, осуждённых на самое страшное прозябание, но вопреки всему сохранивших в себе человечность.

Читая „Ивана Денисовича41, я также понял, что Солженицын вышел из смертельных ужасов невредимым и бесстрашным и всё ещё олицетворяет тот целомудреннейший русский дух, который — я опасался — подвергся извращениям, застыл в догмах, был искалечен идеологией и онемел от насилия. Дальнейшее поведение и гражданское мужество Солженицына подтвердили мою уверенность в неизменности и нерушимости этого духа. Присущие писателю глубоко русские качества поэта и прорицателя, наравне с его социальными и нравственными ценностями, и делают его творчество столь фундаментально важным как для его родной страны, так и для всего мира».

Как прожить день — это проблема не только Ивана Денисовича. Такая проблема встаёт перед всеми героями Солженицына. Из этих дней и складывается жизнь. Нет ни протеста, ни подвига. Просто жизнь с еле тлеющей надеждой на будущее. Но каждый такой день становится главным днём всей жизни, ибо в любой день она может оборваться по чьей-либо прихоти...

Неожиданно приглянувшаяся Хрущёву книга была выдвинута на Ленинскую премию. К.И. Чуковский записал в своём дневнике: «...встретил Катаева. Он возмущён повестью „Один день44, которая напечатана в „Новом мире44. К моему изумлению, он сказал: повесть фальшивая: в ней не показан протест. — Какой протест? — Протест крестьянина, сидящего в лагере. — Но ведь в этом же вся
правда повести: палачи создали такие условия, что люди утратили малейшее понятие справедливости и под угрозой смерти не смеют и думать о том, что на свете есть совесть, честь, человечность. Человек соглашается считать себя шпионом, чтобы следователи не били его. В этом вся суть замечательной повести, — а Катаев говорит: как он смел не протестовать хотя бы под одеялом. А много ли
протестовал сам Катаев во время сталинского режима? Он слагал рабьи гимны, как и все.

Теперь я вижу, как невыгодна черносотенцам антисталинская кампания, проводимая Хрущёвым. Повесть эту прочитал Хр[ущёв] и разрешил печатать...» После этого последовал очень короткий период открытых публикаций Солженицына в советской печати: уже в 1967 году он был исключён из Союза писателей. Принесшие автору всемирную славу романы «Раковый корпус» и «В круге первом» впервые были опубликованы уже за границей. Три произведения Солженицына «Случай на станции Кочетовка», «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор» можно представить как трилогию — жизнь репрессированного человека. В первом произведении из-за злобной подозрительности молодого лейтенанта героя, безвинного, арестовывают; во втором описывается типичный лагерный день заключённого; в третьем рассказе (это произведение вы изучали в 9 классе) повествуется о жизни после лагеря. Конечно, люди вроде бы разные, но жизненный путь можно представить как единый. Поразмышляйте, что общего между героями этих произведений. Вообразите, что перед вами один герой. Как изменил его лагерь? Сумел ли он сохранить в себе человеческое достоинство, благородство, интерес к жизни, сострадание и милосердие к людям?

Напишите небольшое сочинение на эту тему.

Решаем читательские задачи

Выберите свой вопрос.

1. Попробуйте составить условный план одного лагерного дня Ивана Денисовича.

  1. Вспомните, почему Шухов оказался в лагере. Как вы считаете, заслужил ли он такое наказание?

  2. Расскажите, как в лагере относились к Шухову. Например, Цезарь Маркович, который именно Шухову дал докурить свою сигарету, отдал свой ужин, хотя рядом были и другие заключённые.

  3. В повести нет прямой характеристики главного героя, о герое рассказывают его слова и поступки. Например, у Ивана Денисовича есть присказка: «Правильно старики говорили...» О каких качествах Шухова она свидетельствует? Какими ещё качествами обладает Шухов? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

  4. В повести автор достаточно много внимания уделяет описанию приёмов пищи в лагере, самой еде (например, подробно перечисляет, что получил в посылке Цезарь). Как вы думаете, почему? Найдите примеры таких описаний. Вспомните, как Шухов относился к еде, как вёл себя в столовой. Приведите другие примеры. Как вы понимаете слова Шухова: «Есть надо — чтоб думка была на одной еде»?

  5. Солженицын рассказывает не только о жизни зэков, но и о том, как живёт деревня. Откуда мы это узнаём? Как реагирует Шухов на изменения в жизни крестьян?

  6. Перечитайте фрагмент рассказа, когда Шухов разговаривает с Алёшкой-баптистом о цели молитвы. Понимает ли Шухов слова Алёшки, что «молиться не о том надо, чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды», «молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал...»? Свой ответ обоснуйте.

  7. Как автор относится к Шухову? Почему вы так решили?

  8. Солженицын приводит рассказы других зэков о своей жизни. Как вы думаете, с какой целью? Кто из других героев привлёк ваше внимание? Чем? Расскажите о нём.

  9. Что помогало Шухову выживать в лагере? Удалось ли ему сохранить своё человеческое достоинство?

  10. Найдите в тексте признаки сказа. С какой целью автор написал произведение в сказовой манере?

  11. Согласны ли вы с такой оценкой одного дня Ивана Денисовича: «Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый»? Чем необычен этот день для главного героя?

  12. Как вы думаете, почему автор заканчивает повесть уточнением количества «таких дней» в лагерной жизни Шухова?

  1. Рассказ об одном дне начинается с полутора часов личного, «неказённого» времени главного героя. Как он их проводит?

  2. Иван Денисович вынужден «где кому услужить, подмести или поднести что-нибудь». Какое впечатление складывается о нём с первых страниц? Шухов приносит обед Цезарю в контору. Разве это не унижает его? Почему он это делает?

  3. Понимает ли Иван Денисович законы лагерной жизни? Как он формулирует их для себя — судя по его жизни в лагере? Вот один из них: «Закон — он выворотной, — говорит Шухов. — Один — для лагерного начальства, другой — для зэков», вот другой: «Для людей делаешь — качество дай, для начальника делаешь — дай показуху». Следует ли он этим законам?

  4. Один из лагерных принципов гласит: «Кто кого может, тот того и гложет». Имеет ли этот принцип отношение к Ивану Денисовичу?

  5. Шухов понимает: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Кто из персонажей рассказа нарушает эти запреты?

  6. Сравните, как относятся к работе и как работают Шухов, Кавторанг и Кильдис. Чем выделяется Иван Денисович?

  7. Почему даже подневольный труд доставляет Шухову удовольствие?

Давайте поспорим

Шухов — не самый яркий и впечатляющий персонаж этого рассказа. Почему же автор сделал главным героем именно его?


Обсудим вместе

  1. При подготовке к публикации изменилось название рассказа. Поначалу он назывался «Щ-854 (Один день одного зэка)». Замена названия — всегда ответственное и порой радикальное редакторское решение. Как перемена названия отразилась на восприятии рассказа? Какие особенности рассказа были подчёркнуты?

  2. Известно, что рассказ под названием «Щ-854 (Один день одного зэка)» в редакцию «Нового мира» Солженицын привёз не сам, а передал через Льва Копелёва, своего друга по «шарашке». «Ноги не тянулись, не предвидя успеха» — так объяснял это Солженицын. Как вы думаете, почему?

  1. «Литературные корни Ивана Денисовича».

  2. Чтобы разобраться в этой проблеме, нужно вспомнить, кого из известных литературных героев напоминает вам Шухов. Немало схожих с Иваном Денисовичем героев вы повстречали за время изучения литературы в школе. Когда будете анализировать их особенности, обратите внимание на различия между обстоятельствами, в которых действовали эти герои и Иван Денисович. Как Иван Денисович оказался в таких обстоятельствах? Кто окружает его? Какая цель стоит перед ним каждый день? Кому он симпатизирует в лагере и с кем враждует (да и враждует ли)? Есть ли у него цель в жизни? Чего он ждёт от сегодняшнего дня?

Виртуальная кладовочка

http://www.solzhenicyn.ru/modules/pages/Biografiya_Solzhenicyna.html — сайт об А.И. Солженицыне предлагает несколько вариантов биографии писателя, автобиографию, книгу «Александр Солженицын» Л. Сараскиной. Вы сможете узнать больше о его семье, прочитать статьи о писателе и его произведениях, цитаты из его книг, статьи о диссидентах и ГУЛАГе и даже документы КГБ, имеющие отношение к писателю. На форуме есть возможность поделиться своими впечатлениями о прочитанных произведениях Солженицына, посмотреть фотографии.

http://solzhenitsyn.ru/main.php интернет-портал «Александр Исаевич Солженицын», на котором представлены биография и произведения писателя, его статьи, интервью, фотографии и другие материалы. Вы узнаете о жизни его произведений в искусстве, например о том, что написана опера «Один день Ивана Денисовича», сможете не только почитать его произведения, но и послушать, посмотреть видеоролики фильмов и телепередач об А.И. Солженицыне, о литературной премии его имени.

http://noblit.rU/content/category/4/89/33/ — сайт лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Здесь размещены биография, произведения, фотографии писателя, его Нобелевская лекция, статьи о нём.

http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/ — на этом сайте электронной библиотеки представлены произведения писателя, его интервью и другие материалы.

http://www.youtube.com/watch?v=YvTiHxNEL_I&feature=relatedвидеоролик представляет фрагмент интервью с А.И. Солженицыным в 1983 году в Вермонте.

http: //lib.rus. ее/Ь/79956 — на этом сайте вы можете почитать отзывы читателей о произведении Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и поделиться своими впечатлениями.

http://otzovik.com/reviews/kniga_arhipelag_gulag-a_i_solzhenicin здесь размещены отзывы об «Архипелаге ГУЛАГ». Вы можете оставить свой отзыв, посмотреть фотографии в фотогалерее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!