Просмотр содержимого документа
«Алгоритм выполнения задания №25 ЕГЭ по русскому языку»
1. Формулировка задания.
Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью определительного, указательного и личного местоимений.
(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.
Ответ: 4
Среди предложений 10-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи формы слова и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора...
(13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов.
Ответ:11
2. Алгоритм выполнения задания.
Лексические средства связи, востребованные в задании:
лексические повторы (повторы слов и словосочетаний);
синонимы и синонимические замены;
контекстные синонимы;
антонимы (в том числе и контекстные).
Морфологические средства связи:
союзы;
личные, указательные и некоторые другие местоимения вместо слов из предшествующих предложений;
наречия;
степени сравнения прилагательных и наречий.
К синтаксическим средствам связи предложений относятся:
синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений);
парцелляция (изъятие из предложения какой-либо части и оформление её в виде самостоятельного неполного предложения);
неполные предложения;
вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
1. Необходимо твёрдо выучить разряды местоимений, так как местоименная связь наиболее востребована в заданиях этого типа.
2. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с предыдущим, с тем, которое находится до рассматриваемого вами предложения.
РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ |
Личные | Ед. ч. мн. ч. 1 л. - я мы 2 л. - ты вы 3 л. - он, она, оно они |
Возвратное | себя |
Вопросительные | кто, что, какой, чей, который, сколько, каков |
Относительные | кто, что, какой, чей, который, сколько, каков |
Неопределенные | некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь |
Отрицательные | никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
Притяжательные | мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их |
Указательные | тот, этот, такой, таков, столько, сей (устар.) |
Определительные | весь, всякий, каждый, сам, любой, иной, самый, другой |
При склонении некоторых местоимений изменяется все слово: я – мне, ты – тебе… Различай разряды местоимений. Ср. Её (его, их ) книга – чья? – притяжательное местоимение. Мы увидели её (его, их) – кого? - личное местоимение. Кто сегодня дежурный? – вопросительное местоимение. Мы не знаем, кто сегодня дежурный - относительное местоимение. |