1. Требования к изложению.
Точно передано основное содержание прослушанного текста, отражены все важные для его восприятия микротемы (2 балла).
Применён один или несколько приёмов сжатия текста (3 балла).
Работа отличается смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста (2 балла)
2. Алгоритм выполнения задания.
1. Прослушайте текст 1 раз, запомните его основное содержание, выделите главную мысль каждой микротемы.
2. При прослушивании изложения запишите ключевые слова и опорные фразы.
3. Прослушайте текст второй раз, допишите необходимые слова.
4. Примените способы сжатия текста.
1) Упрощение (заменяем сложные синтаксические конструкции простыми).
2) Исключение (исключаем из текста некоторые слова и предложения).
3) Обобщение (информацию нескольких предложений передаём одной фразой).
3. Примеры сжатия.
Приёмы сжатия на уровне общего содержания текста:
1.Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. 2.В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. 3.Это сообщает им особую прелесть. 4.И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.
5.Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. 6.Это исполинские лаборатории. 7.Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. 8.Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. 9.Он душист, свеж, полон озона. 10.Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.
11.В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. 12.Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. 13.Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.
(По К.Паустовскому)
В первую очередь определим ТЕМУ и ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.
Тема: в тексте речь идет о значимости леса в жизни человека.
Основная мысль: Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья.
Определим тип речи текста.
Тип речи текста: рассуждение.
3.Определим композиционную схему текста-рассуждения.
Композиционная схема текста-рассуждения: тезис (абзац№1) – доказательство (абзац№2) – вывод (абзац №3)
4. Найдем в первом абзаце предложение, оформляющее тезис.
Предложения №1: «Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное».
Сделаем промежуточный вывод№1: фрагмент первого предложения первого абзаца оформляет и первую микротему текста, и является тезисом в рассуждении.
Значит, при компрессии текста данную информацию исключать НЕЛЬЗЯ!
НО упростить, сжать можно.
5. Найдем во втором абзаце предложения, оформляющие доказательства (аргументы), при этом исключим иллюстрацию к аргументам (детали).
Предложение№5: «Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья».
Сделаем промежуточный вывод№2:информация в 5 предложении второго абзаца является основой доказательства в рассуждении, соотносятся с темой и главной мыслью текста и являются 2 микротемой текста в целом.
Значит, при компрессии текста данную информацию исключать НЕЛЬЗЯ!
НО упростить, сжать можно.
6.Найдем в третьем абзаце предложения, оформляющие вывод, при этом исключим в них части, содержащие некоторые детальные разъяснения основной информации.
Предложения №11 и №13: «В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов». И «Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов».
Сделаем промежуточный вывод№3:информация в 11 и 13 предложениях третьего абзаца является выводом в рассуждении, соотносятся с темой и главной мыслью текста и является 3 микротемой текста в целом.
Значит, при компрессии текста данную информацию исключать НЕЛЬЗЯ!
НО упростить, сжать можно.
Этап №2
Приемы сжатия на уровне синтаксических конструкций:
Абзац №1
Предложение№1. Найдем и выделим в предложении грамматические основы (подлежащие и сказуемые), так как предложение сложноподчиненное.
Возьмем на заметку, что главные члены предложения несут главную информацию, поэтому их исключать из предложения при сжатии текста НЕЛЬЗЯ!
Исходя из того, что предложение №1 – сложноподчиненное, выберем только ту часть, которая непосредственно связана с главной мыслью текста в целом, -«леса учат человека понимать прекрасное».
Сделаем промежуточный вывод №4: в результате компрессии предложение№1 будет выглядеть так:
«Леса учат человека понимать прекрасное».
Предложение№2. Найдем и выделим в предложении грамматическую основу.
Исходя из того, что данное предложение – простое, осложненное обособленным определением, исключим это определение, так как оно несет дополнительную информацию: «В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности».
Сделаем промежуточный вывод№5: в результате компрессии предложение№2 будет выглядеть так: «В лесах с наибольшей выразительностью предстают величавая красота и могущество природы».
Предложение № 3 является иллюстрацией к аргументу, поэтому могут быть исключены из ткани всего абзаца.
Предложение№4. Найдем и выделим в предложении грамматическую основу. Исходя из того, что данное предложение - сложноподчиненное с придаточным изъяснительным, выявим придаточную его часть – «И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии», которую не стоит подвергать компрессии.
В результате сжатия придаточная часть предложения №4 может стать продолжением предложения №2, сделав его сложным, бессоюзным. При этом стоит изменить лексические средства связи (было: «в лесах», «в глубине наших лесов» станет «в них»).
Сделаем промежуточный вывод №6: в результате компрессии предложение№4 будет выглядеть так:
«В них с наибольшей выразительностью предстают величавая красота и могущество природы, в них были созданы подлинные жемчужины нашей поэзии».
Абзац №2
Предложение№5.
Найдем и выделим в предложении грамматическую основу. Исходя из того, что данное предложение – простое и в нем содержится основная мысль, его не стоит подвергать компрессии.
Сделаем промежуточный вывод №7: предложение№5 будет выглядеть так: «Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья».
Предложения № 6-10 являются иллюстрацией к аргументу, поэтому могут быть исключены из ткани всего абзаца.
Абзац №3
В предложении №11 придаточное определительное предложение заменим синонимичным определением, переместив его в главную часть «чистейшим». В результате компрессии предложение будет выглядеть так: В лесах человек дышит чистейшим воздухом.
Предложения № 12 является иллюстрацией к аргументу, поэтому может быть исключено из ткани всего абзаца.
Предложения № 13
Найдем и выделим в предложении грамматические основы. Исходя из того, что данное предложение - сложноподчиненное с несколькими придаточными придаточным, исключим придаточные части, т.к. они несут вторичную информацию. Главная часть осложнена вводным словом и обособленным определением, которые можно опустить:
«Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов».
На основе оставшейся части главного предложения строим придаточное определительное и связываем его с предложением №11. При этом местоимение «вы» меняем на слово «человек» и согласуем с ним глагол.
Сделаем вывод№8: в результате компрессии предложения №11 и 13 будут выглядеть так: «В лесах человек дышит чистейшим воздухом, который наполняет удивительным состоянием как бы безотчётной радости и силы».
Проверь себя:
Леса учат человека понимать прекрасное. В них с наибольшей выразительностью предстают величавая красота и могущество природы, в них были созданы подлинные жемчужины нашей поэзии.
Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья.
В лесах человек дышит чистейшим воздухом, который наполняет удивительным состоянием как бы безотчётной радости и силы.