СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм выполнения задания №1 ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм выполнения задания №1 ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм выполнения задания №1 ОГЭ по русскому языку»

1. Требования к изложению.


 Точно передано основное содержание прослушанного текста, отражены все важные для его восприятия микротемы (2 балла).

 Применён один или несколько приёмов сжатия текста (3 балла).

 Работа отличается смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста (2 балла)



2. Алгоритм выполнения задания.


1. Прослушайте текст 1 раз,  запомните его основное содержание, выделите главную мысль каждой микротемы. 

2. При прослушивании изложения запишите  ключевые слова и опорные фразы. 

3. Прослушайте текст второй раз, допишите необходимые слова. 

4. Примените способы сжатия текста.


1) Упрощение (заменяем сложные синтаксические конструкции простыми).

2) Исключение (исключаем из текста некоторые слова и предложения).

3) Обобщение (информацию нескольких предложений передаём одной фразой). 



3. Примеры сжатия.



Приёмы сжатия на уровне общего содержания текста:



1.Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. 2.В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. 3.Это сообщает им особую прелесть. 4.И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

5.Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. 6.Это исполинские лаборатории. 7.Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. 8.Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. 9.Он душист, свеж, полон озона. 10.Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

11.В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. 12.Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. 13.Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

(По К.Паустовскому)





  1. В первую очередь определим ТЕМУ и ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.

Тема: в тексте речь идет о значимости леса в жизни человека.

Основная мысль: Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья.

  1. Определим тип речи текста.

Тип речи текста: рассуждение.

3.Определим композиционную схему текста-рассуждения.

Композиционная схема текста-рассуждения: тезис (абзац№1) – доказательство (абзац№2) – вывод (абзац №3)

4. Найдем в первом абзаце предложение, оформляющее тезис.           

 Предложения №1: «Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное».

Сделаем промежуточный вывод№1: фрагмент  первого предложения первого абзаца оформляет и первую микротему текста, и является тезисом в рассуждении.

Значит, при компрессии текста  данную информацию  исключать НЕЛЬЗЯ!

НО упростить, сжать можно.

5. Найдем во втором абзаце предложения, оформляющие доказательства (аргументы), при этом исключим иллюстрацию к аргументам (детали).

Предложение№5: «Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья».

Сделаем промежуточный вывод№2:информация в 5 предложении второго абзаца  является основой доказательства в рассуждении, соотносятся с темой и главной мыслью текста и являются  2 микротемой текста в целом.

Значит, при компрессии текста  данную информацию  исключать НЕЛЬЗЯ!

НО упростить, сжать можно.

6.Найдем в третьем абзаце предложения, оформляющие вывод, при этом исключим в них части, содержащие некоторые  детальные разъяснения основной информации.

Предложения №11 и №13: «В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов». И «Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов».

Сделаем промежуточный вывод№3:информация в 11 и 13 предложениях третьего абзаца  является  выводом в рассуждении, соотносятся с темой и главной мыслью текста и является  3 микротемой текста в целом.

Значит, при компрессии текста  данную информацию  исключать НЕЛЬЗЯ!

НО упростить, сжать можно.





Этап №2

Приемы сжатия на уровне синтаксических конструкций:



Абзац №1

Предложение№1. Найдем и выделим в предложении грамматические основы (подлежащие и сказуемые), так как предложение сложноподчиненное.

Возьмем на заметку, что главные члены предложения несут главную информацию, поэтому их исключать из предложения при сжатии текста НЕЛЬЗЯ!

Исходя из того, что предложение №1 – сложноподчиненное, выберем только ту часть, которая непосредственно связана с главной мыслью текста в целом, -«леса учат человека понимать прекрасное».

Сделаем промежуточный вывод №4: в результате компрессии предложение№1 будет выглядеть так:

«Леса учат человека понимать прекрасное».



Предложение№2. Найдем и выделим в предложении грамматическую основу.

Исходя из того, что данное предложение – простое, осложненное обособленным определением, исключим это определение, так как оно несет дополнительную информацию: «В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности».

 Сделаем промежуточный вывод№5: в результате компрессии предложение№2 будет выглядеть так: «В лесах с наибольшей выразительностью предстают величавая красота и могущество природы».

              

               Предложение № 3 является иллюстрацией к аргументу, поэтому могут быть исключены из ткани всего абзаца.



Предложение№4. Найдем и выделим в предложении грамматическую основу. Исходя из того, что данное предложение - сложноподчиненное с придаточным  изъяснительным, выявим придаточную его часть – «И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии», которую не стоит подвергать компрессии.

В результате сжатия придаточная часть предложения №4 может стать продолжением предложения №2, сделав его сложным, бессоюзным. При этом стоит изменить лексические средства связи (было: «в лесах», «в глубине наших лесов» станет «в них»).

Сделаем промежуточный вывод №6: в результате компрессии предложение№4 будет выглядеть так:

«В них с наибольшей выразительно­стью предстают величавая красота и могущество природы, в них были созда­ны подлинные жемчужины нашей поэзии».



Абзац №2

Предложение№5.

Найдем и выделим в предложении грамматическую основу. Исходя из того, что данное предложение – простое и в нем содержится основная мысль, его не стоит подвергать компрессии.

Сделаем промежуточный вывод №7: предложение№5 будет выглядеть так: «Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья».



               Предложения № 6-10 являются иллюстрацией к аргументу, поэтому могут быть исключены из ткани всего абзаца.



Абзац №3

В предложении №11 придаточное определительное предложение заменим синонимичным определением, переместив его в главную часть «чистейшим». В результате компрессии предложение будет выглядеть так: В лесах человек дышит чистейшим воздухом.



Предложения № 12  является иллюстрацией к аргументу, поэтому может быть исключено из ткани всего абзаца.



Предложения № 13 

Найдем и выделим в предложении грамматические основы. Исходя из того, что данное предложение - сложноподчиненное с несколькими придаточными придаточным, исключим придаточные части, т.к. они несут вторичную  информацию. Главная часть осложнена вводным словом и обособленным определением, которые можно опустить:

«Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов».



               На основе оставшейся части главного предложения строим придаточное определительное и связываем его с предложением №11. При этом местоимение «вы» меняем на слово «человек»  и согласуем с ним глагол.

Сделаем вывод№8: в результате компрессии предложения №11 и 13 будут выглядеть так: «В лесах человек дышит чистейшим воздухом, который наполняет удивитель­ным состоянием как бы безотчётной радости и силы».





Проверь себя:

               Леса учат человека понимать прекрасное. В них с наибольшей выразительно­стью предстают величавая красота и могущество природы, в них были созда­ны подлинные жемчужины нашей поэзии.

               Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья.

               В лесах человек дышит чистейшим воздухом, который наполняет удивитель­ным состоянием как бы безотчётной радости и силы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!