СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм выполнения заданий 17,18,19 В ЕГЭ - 2022 по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются особенности выполнения заданий 17,18,19 по истории. 

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм выполнения заданий 17,18,19 В ЕГЭ - 2022 по истории»

Алгоритм выполнения заданий 17,18,19  В ЕГЭ - 2022 по истории

Алгоритм выполнения заданий 17,18,19

В ЕГЭ - 2022 по истории

Задание 17 ( 3 балла) ЕГЭ по истории 2022

Задание 17 ( 3 балла)

ЕГЭ по истории 2022

СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ ☑  В задании 17 нужно написать три причины или три следствия какого-либо события (или реже - процесса). ☑ За каждую названную причину (или последствие) дается по одному баллу. ☑  Максимальный балл за задание - 3 первичных балла.
  • СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ
  • ☑  В задании 17 нужно написать три причины или три следствия какого-либо события (или реже - процесса).
  • ☑ За каждую названную причину (или последствие) дается по одному баллу.
  • ☑  Максимальный балл за задание - 3 первичных балла.
Причина события (или процесса) должна соответствовать двум условиям: 1) она должна была произойти до наступления указанного события; 2) она должна была вызвать или поспособствовать наступлению указанного события.
  • Причина события (или процесса) должна соответствовать двум условиям:

1) она должна была произойти до наступления указанного события;

2) она должна была вызвать или поспособствовать наступлению указанного события.

Например: Первый период правления Ивана IV (вторая половина 40-х — 50-е гг. XVI в.) был ознаменован сотрудничеством царя с Избранной радой и проведением реформ в различных сферах общественной жизни. Какие причины вызвали обострение отношений между царём и его ближайшим окружением, приведшее к разрыву царя с Избранной радой и установлению опричнины? Приведите не менее трёх объяснений.

Например:

  • Первый период правления Ивана IV (вторая половина 40-х — 50-е гг. XVI в.) был ознаменован сотрудничеством царя с Избранной радой и проведением реформ в различных сферах общественной жизни. Какие причины вызвали обострение отношений между царём и его ближайшим окружением, приведшее к разрыву царя с Избранной радой и установлению опричнины? Приведите не менее трёх объяснений.
Иван IV (1533 - ?) Первый период правления Ивана IV (вторая половина 40-х – 50-е гг. XVI в.) был ознаменован сотрудничеством царя с Избранной радой и отсутствием серьёзных конфликтов с земельной аристократией в решении задач внутренней и внешней политики.

Иван IV (1533 - ?)

  • Первый период правления Ивана IV (вторая половина 40-х – 50-е гг. XVI в.) был ознаменован сотрудничеством царя с Избранной радой и отсутствием серьёзных конфликтов с земельной аристократией в решении задач внутренней и внешней политики.
 Решение стремление царя к неограниченному самовластию;  разногласия царя с Избранной радой по внешнеполитическим вопросам;  недовольство царя самостоятельностью взглядов членов Избранной рады; стремление царя найти виновных в неудачах России в Ливонской войне;  наговоры родственников царицы, обвинивших А. Адашева и о. Сильвестра в отравлении царицы Анастасии.

Решение

  • стремление царя к неограниченному самовластию;
  • разногласия царя с Избранной радой по внешнеполитическим вопросам;
  • недовольство царя самостоятельностью взглядов членов Избранной рады;
  • стремление царя найти виновных в неудачах России в Ливонской войне;
  • наговоры родственников царицы, обвинивших А. Адашева и о. Сильвестра в отравлении царицы Анастасии.
Какие причины вызвали обострение и углубление конфликта между царём и его ближайшим окружением, между Иваном IV и княжеско-боярской аристократией, царём и отдельными городами страны в последующий период его правления (60-70-е гг. XVI в.)? Приведите не менее 3-х объяснений.
  • Какие причины вызвали обострение и углубление конфликта между царём и его ближайшим окружением, между Иваном IV и княжеско-боярской аристократией, царём и отдельными городами страны в последующий период его правления (60-70-е гг. XVI в.)? Приведите не менее 3-х объяснений.
- изменение направленности внешней политики государства в связи с началом Ливонской войны; - несогласие ближайшего окружения царя (членов Избранной рады) с внешнеполитическими целями царя; - переход на сторону внешнеполитических врагов России отдельных русских аристократов (Курбский); - учреждение Иваном IV опричнины и начало гонений против земельной аристократии; - переход царя к физическому истреблению явных и мнимых врагов самодержавной власти в лице князей, бояр, приказных людей

- изменение направленности внешней политики государства в связи с началом Ливонской войны;

- несогласие ближайшего окружения царя (членов Избранной рады) с внешнеполитическими целями царя;

- переход на сторону внешнеполитических врагов России отдельных русских аристократов (Курбский);

- учреждение Иваном IV опричнины и начало гонений против земельной аристократии;

- переход царя к физическому истреблению явных и мнимых врагов самодержавной власти в лице князей, бояр, приказных людей

 ОШИБКА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСТО ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ   Это одна из основных ошибок. Например, в задании

ОШИБКА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСТО ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ

  • Это одна из основных ошибок. Например, в задании " Укажите три причины развития самозванческого движения в годы Смутного времени " ответ "Народ не любил Бориса Годунова" не подойдет. "Не любил" - это чисто оценочная фраза, не опирающаяся на конкретные факты. Любую оценку нужно дополнять историческим фактом. Например, можно написать: "События голода 1601 - 1603 годов убедили людей в незаконности правления Бориса Годунова, что облегчало появление самозванцев". А иначе эксперты расценят ответ как "рассуждения общего характера" и поставят за него 0 баллов.
Последствие события (или процесса) должно, соответственно, наступить позже указанного события и быть вызвано им.
  • Последствие события (или процесса) должно, соответственно, наступить позже указанного события и быть вызвано им.
 
  •   " Укажите три последствия поездки княгини Ольги в Константинополь в 957 году ".
??? принятие Ольгой христианства

???

  • принятие Ольгой христианства
поездка способствовала распространению христианства среди ближайшего окружения Ольги привела к конфликту между
  • поездка способствовала распространению христианства среди ближайшего окружения Ольги
  • привела к конфликту между "христианской" и "языческой" верами, который в итоге привел к отстранению Ольги от управления.
В начале февраля 1565 г. Иван IV учредил опричнину. Укажите три любых политических последствия данного события.
  • В начале февраля 1565 г. Иван IV учредил опричнину. Укажите три любых политических последствия данного события.
1) формирование особого опричного войска; 2) разделение всей территории государства на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре; 3) разрушено землевладение знати, бояр и княжат, многие из которых были переселены на окраины государства; 4) начало массовых ссылок, казней, насилия опричников над боярами, заподозренными царём в измене.

1) формирование особого опричного войска;

2) разделение всей территории государства на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре;

3) разрушено землевладение знати, бояр и княжат, многие из которых были переселены на окраины государства;

4) начало массовых ссылок, казней, насилия опричников над боярами, заподозренными царём в измене.

ПЕРВЫЙ ШАГ - ПОДБИРАЕМ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ВТОРОЙ ШАГ - ДАЕМ НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ТРЕТИЙ ШАГ - ПРОВЕРЯЕМ ФОРМУЛИРОВКИ
  • ПЕРВЫЙ ШАГ - ПОДБИРАЕМ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
  • ВТОРОЙ ШАГ - ДАЕМ НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
  • ТРЕТИЙ ШАГ - ПРОВЕРЯЕМ ФОРМУЛИРОВКИ

 На что здесь нужно обратить внимание?   1) Не должно быть двусмысленных формулировок. Вот один из примеров. В задании нужно написать причины созыва Земского собора в 1549 году. Ответ ученика:

На что здесь нужно обратить внимание?

  • 1) Не должно быть двусмысленных формулировок. Вот один из примеров. В задании нужно написать причины созыва Земского собора в 1549 году. Ответ ученика: "Был необходим совещательный орган для поддержки проведения крупных государственных реформ  со стороны народа ". Народ проводил реформы или поддерживал их? Исправляем, чтобы устранить двусмысленность: "Был необходим совещательный орган для  поддержки со стороны народа  крупных государственных реформ".
2) Ученики любят использовать слово
  • 2) Ученики любят использовать слово "необходимость" в своих формулировках. Иногда это к месту, а иногда нет. Например, в задании нужно написать последствия падения Избранной Рады в 1560 году. В ответе ученик пишет: "Появляется необходимость во введении чрезвычайного управления, формируются предпосылки для начала опричнины". То, что была такая необходимость, - это не исторический факт, а взгляд определенной группы историков, с которым далеко не все согласятся. Но можно сказать иначе: "Разуверившись в своем окружении, Иван Грозный склоняется к введению чрезвычайного управления и в 1565 году устанавливает опричнину".
  • 3) Еще раз проверьте, опираются ли ваши формулировки на исторические факты.
  • "Назовите любые три причины (предпосылки) победы русских войск в Куликовской битве 1380 года".
✅ ПЕРВЫЙ ШАГ - ПОДБИРАЕМ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
  • ПЕРВЫЙ ШАГ - ПОДБИРАЕМ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Какие факты способствовали успеху в Куликовской битве? Например: ☑ действия засадного полка русских войск в этой битве, ☑ тот факт, что Мамаю не смог помочь союзник-литовский князь Ягайло, ☑ то, что Дмитрию Донскому удалось объединить силы большей части княжеств Северо-Восточной Руси.
  • Какие факты способствовали успеху в Куликовской битве? Например:

☑ действия засадного полка русских войск в этой битве,

☑ тот факт, что Мамаю не смог помочь союзник-литовский князь Ягайло,

☑ то, что Дмитрию Донскому удалось объединить силы большей части княжеств Северо-Восточной Руси.

ВТОРОЙ ШАГ - ДАЕМ НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
  • ВТОРОЙ ШАГ - ДАЕМ НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
1) действия засадного полка русских войск в Куликовской битве (засадный полк в решающий момент, когда Мамай угрожал ударить в тыл русским войскам, неожиданно вступил в бой и смог переломить ход битвы); 2) Мамаю не смог помочь союзник - литовский князь Ягайло (приход Ягайло на Куликово поле мог бы создать значительный численный перевес на стороне Мамая, что затрудняло русским войскам достижение победы в битве); 3) Дмитрию Донскому удалось объединить силы большей части княжеств Северо-Восточной Руси (только объединенное войско могло добиться успеха против огромного войска Мамая).
  • 1) действия засадного полка русских войск в Куликовской битве (засадный полк в решающий момент, когда Мамай угрожал ударить в тыл русским войскам, неожиданно вступил в бой и смог переломить ход битвы);
  • 2) Мамаю не смог помочь союзник - литовский князь Ягайло (приход Ягайло на Куликово поле мог бы создать значительный численный перевес на стороне Мамая, что затрудняло русским войскам достижение победы в битве);
  • 3) Дмитрию Донскому удалось объединить силы большей части княжеств Северо-Восточной Руси (только объединенное войско могло добиться успеха против огромного войска Мамая).
https://textbooks1-11.ru/
  • https://textbooks1-11.ru/
Задание 18 ( 2 балла) Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Полюдье». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие к истории России. Данный факт не должен содержаться в приведённом Вами определения понятия.

Задание 18 ( 2 балла)

  • Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Полюдье». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие к истории России. Данный факт не должен содержаться в приведённом Вами определения понятия.
ПОЛЮ́ДЬЕ у восточных славян, а затем в Древнерусском государстве объезд князьями подчинённой территории со взиманием различных поборов с населения, в частности дани. В 12 – нач. 16 вв. определённый налог с населения в русских землях и княжествах.
  • ПОЛЮ́ДЬЕ у восточных славян, а затем в Древнерусском государстве объезд князьями подчинённой территории со взиманием различных поборов с населения, в частности дани. В 12 – нач. 16 вв. определённый налог с населения в русских землях и княжествах.
факт Из Повести временных лет известно, что князь Игорь погиб во время одного такого «кормления». После неудачного похода на Царьград, он организовал по настоянию дружины второе «полюдье» в год. Возмущенные древляне казнили его.

факт

  • Из Повести временных лет известно, что князь Игорь погиб во время одного такого «кормления». После неудачного похода на Царьград, он организовал по настоянию дружины второе «полюдье» в год. Возмущенные древляне казнили его.
факт Жена князя Игоря – Ольга ввела вместо полюдья (как произвольной формы дани, но нерегламентированной государством) уроки (размер сбора установленный государством) и погосты (места сбора дани).

факт

  • Жена князя Игоря – Ольга ввела вместо полюдья (как произвольной формы дани, но нерегламентированной государством) уроки (размер сбора установленный государством) и погосты (места сбора дани).
 Разбор нового задания по всемирной истории в ЕГЭ-2022   Одна из главных новостей - это включение нового 19 задания на аргументацию, в котором будет проверяться как отечественная, так и всемирная история. 

Разбор нового задания по всемирной истории в ЕГЭ-2022

  • Одна из главных новостей - это включение нового 19 задания на аргументацию, в котором будет проверяться как отечественная, так и всемирная история. 
Задание 19 ( 3 балла) В том же десятилетии, когда в России было отменено крепостное право, в США было отменено рабство. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшую внутреннюю политику правительств в странах, где они произошли: один аргумент для России и один для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.   Аргумент для России:   Аргумент для США:

Задание 19 ( 3 балла)

  • В том же десятилетии, когда в России было отменено крепостное право, в США было отменено рабство. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшую внутреннюю политику правительств в странах, где они произошли: один аргумент для России и один для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргумент для России:

Аргумент для США:

☑ В задании будет предложено утверждение, и его нужно будет подтвердить двумя аргументами. ☑ Один из аргументов должен касаться России, а другой - названной задании зарубежной страны (или нескольких стран). ☑ Максимальный балл за задание - 3 балла.
  • ☑ В задании будет предложено утверждение, и его нужно будет подтвердить двумя аргументами.
  • ☑ Один из аргументов должен касаться России, а другой - названной задании зарубежной страны (или нескольких стран).
  • ☑ Максимальный балл за задание - 3 балла.
ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЯ ☑ За два верных аргумента - 3 балла. ☑ За один верный аргумент - 2 балла. ☑ Если представлено не менее двух правильных исторических фактов, но при этом не сформулированы полноценные аргументы - 1 балл. (Правильные исторические факты могут относится как к одному, так и к обоим аргументам).
  • ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЯ
  • ☑ За два верных аргумента - 3 балла.
  • ☑ За один верный аргумент - 2 балла.
  • ☑ Если представлено не менее двух правильных исторических фактов, но при этом не сформулированы полноценные аргументы - 1 балл. (Правильные исторические факты могут относится как к одному, так и к обоим аргументам).
 КАК ГОТОВИТЬСЯ К НОВОМУ ЗАДАНИЮ?   Все темы по всемирной истории, которые могут проверяться в ЕГЭ в 19 задании, представлены в новом кодификаторе. Сайт https://fipi.ru/

КАК ГОТОВИТЬСЯ К НОВОМУ ЗАДАНИЮ?

  • Все темы по всемирной истории, которые могут проверяться в ЕГЭ в 19 задании, представлены в новом кодификаторе.
  • Сайт https://fipi.ru/
  • "Реки были важным фактором формирования и развития государства как в Древнем Египте, так и в Древней Руси". Приведите один аргумент для Древнего Египта, и один - для Древней Руси.
Структура аргумента ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ➡

Структура аргумента

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ➡ "СВЯЗКА" ➡ ВЫВОД
  •   Чтобы прийти от исторических фактов к выводу, вам потребуется "связка", в которую могут войти логические рассуждения или дополнительные подкрепляющие аргументы.
☑ Какие исторические факты можно использовать в связи с Древним Египтом?
  • ☑ Какие исторические факты можно использовать в связи с Древним Египтом?
Река Нил помогала выживать в сухом климате Древнего Египта, была синонимом жизни. Вблизи этой реки строились египетские города. Также Нил способствовал развитию земледелия. Он регулярно разливался, и когда уровень воды спадал, на земле оставался плодородный ил. Чтобы регулировать разливы Нила, строились ирригационные сооружения, которые требовали усилий большого количества людей, что способствовало развитию системы управления.
  • Река Нил помогала выживать в сухом климате Древнего Египта, была синонимом жизни.
  • Вблизи этой реки строились египетские города.
  • Также Нил способствовал развитию земледелия. Он регулярно разливался, и когда уровень воды спадал, на земле оставался плодородный ил.
  • Чтобы регулировать разливы Нила, строились ирригационные сооружения, которые требовали усилий большого количества людей, что способствовало развитию системы управления.
☑ Какие исторические факты можно использовать в связи с Древней Русью?
  • ☑ Какие исторические факты можно использовать в связи с Древней Русью?
По рекам шел ведущий торговый путь
  • По рекам шел ведущий торговый путь "из варяг в греки": он проходил через реки Волхов, Ловать и Днепр.
  • Кроме того, вблизи рек строились крупные города, например, Смоленск, Киев.
  • По рекам было удобно перемещаться, что позволяло соединить между собой различные уголки Древнерусского государства.
Теперь напишем аргументы (главные
  • Теперь напишем аргументы (главные "связки" от фактов к выводу .
Аргумент для Древнего Египта.  

Аргумент для Древнего Египта.

  •   "Древний Египет находился в зоне засушливого климата. Без реки Нил жизнь и ведение хозяйства в таких землях были бы крайне затруднительны. Недаром Нил считался самими египтянами богом Хапи и был синонимом жизни. Вблизи Нила строились египетские города и развивалось земледелие. Регулярные разливы Нила давали земле необходимый плодородный ил и способствовали высоким урожаям.  Хорошая урожайность позволяла создать излишки, которые приводили к обогащению знати и формированию государства.  Кроме того, разливы Нила иногда были очень бурными, и их нужно было регулировать. Для этого строились ирригационные сооружения. Строительство ирригационных сооружений требовало труда огромного количества людей.  Для того чтобы регулировать этот труд, сложился слой управленцев, что способствовало формированию и развитию государства ".
Аргумент для Египта: Земли Египта располагались вокруг реки Нил, которая являлась важным фактором развития государства. Так, древние египтяне буквально «зависели» от данной реки, поскольку сельское хозяйство Древнего Египта напрямую зависело от сезонных разливов Нила. Из года в год разливы Нила и плодородная почва его долины позволяли египтянам развивать сельское хозяйство, а на его основе строить общественные институты и государство.
  • Аргумент для Египта: Земли Египта располагались вокруг реки Нил, которая являлась важным фактором развития государства. Так, древние египтяне буквально «зависели» от данной реки, поскольку сельское хозяйство Древнего Египта напрямую зависело от сезонных разливов Нила. Из года в год разливы Нила и плодородная почва его долины позволяли египтянам развивать сельское хозяйство, а на его основе строить общественные институты и государство.
Аргумент для Древней Руси.

Аргумент для Древней Руси.

  • "Через такие реки, как Волхов, Ловать и Днепр, в Древней Руси проходил торговый путь "из варяг в греки". Этот торговый путь, с одной стороны, связывал русские земли с Прибалтикой, с другой стороны, с Византией.  Активные торговые отношения способствовали росту богатства древнерусских земель и формированию знати, которая стремилась взять управление в свои руки - все это стало предпосылкой возникновения государства . В связи с активной торговлей вблизи рек строились крупные города, такие как Смоленск и Киев. Кроме того, древнерусские земли занимали огромные пространства. В этом смысле реки связывали одни территории с другими. По рекам было удобно перемещаться.  В связи с развитием речных путей связь между разными регионами росла, и это способствовало объединению в одно государство и дальнейшему развитию Древнерусского государства ".
Аргумент для Древней Руси: Реки действительно были важным фактором формирования и развития государства, так как благодаря рекам на Руси велась торговля, которая лежит в основе развития любого государства. Так, древнерусские купцы торговли за счёт существования двух ключевых торговых путей: «из варяг в греки» и «из варяг в персы». Исходя из этого, реки, через которые шли торговые пути, являлись ключевым фактором развития государства.
  • Аргумент для Древней Руси: Реки действительно были важным фактором формирования и развития государства, так как благодаря рекам на Руси велась торговля, которая лежит в основе развития любого государства. Так, древнерусские купцы торговли за счёт существования двух ключевых торговых путей: «из варяг в греки» и «из варяг в персы». Исходя из этого, реки, через которые шли торговые пути, являлись ключевым фактором развития государства.
Работа выполнена по материалам « Статьи автора канала
  • Работа выполнена по материалам « Статьи автора канала "Люблю историю!" Олега Зеленского


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!