Современная тенденция совершенствования лингвистического образования - введение с 2019 г. в общеобразовательных школах предмета «родная литература» - направлена на формирование познавательной активности школьников, что является одной из важнейших просветительских задач.
Основа методики сопоставительного анализа литературных произведений - учебные задания, целью которых является сравнение сюжетов и действующих лиц, что позволяется учащимся сформировать систему определённых форм художественного изложения, развить навыки психологической характеристики поступков персонажей, расширить представления о взаимосвязи формы и содержания в художественном произведении.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм сопоставительного анализа на уроках по родной литературе в 7-9 классах»
М.Б. Алферьева,
МБОУ СШ № 74,
г. Ульяновск
Алгоритм сопоставительного анализа на уроках по родной литературе в 7-9 классах
Современная тенденция совершенствования лингвистического образования введение с 2019 г. в общеобразовательных школах предмета «родная литература» направлена на формирование познавательной активности школьников, что является одной из важнейших просветительских задач.
Основа методики сопоставительного анализа литературных произведений учебные задания, целью которых является сравнение сюжетов и действующих лиц, что позволяется учащимся сформировать систему определённых форм художественного изложения, развить навыки психологической характеристики поступков персонажей, расширить представления о взаимосвязи формы и содержания в художественном произведении.
Преподавателю необходимо подобрать произведения таким образом, чтобы они были схожи по тематике и проблематике, по родам и жанрам. Заданием для учащихся будет нахождение не только сходства, но и различия в характеристиках героев, определение влияния местного колорита и региональных особенностей на стилевое своеобразие сюжета произведения.
Например, на уроках родной литературы в общеобразовательных школах Ульяновской области учащимся предлагаются для изучения произведения местных писателей и поэтов, многие из которых сотрудничали со столичными коллегами. Так в 7 классе целесообразно в рамках реализации методики сопоставительного анализа провести занятия по темам: «Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». «Дружба Д.В. Григоровича с А.Н. Некрасовым»; в 8 классе «Поэт-симбирянин И.И. Дмитриев. Дружба И.И. Дмитриева и А.С. Пушкина»; 9 классе «А.С. Пушкин и Симбирский край. Дружба А.С. Пушкина и Н.М. Языкова». Занятия проводятся после изучения творчества А.С. Пушкина и А.Н. Некрасова на уроках литературы, поскольку для учащихся основной задачей начального этапа формирования литературоведческих компетенций в рамках методики является выявление влияния их творчества на симбирских поэтов и писателей.
Следующий этап методики сопоставительного анализа заполнение таблиц-матриц «сравнение героев произведений по следующим характеристикам:
«дуга характера» набор личностных качеств в начале и в конце произведения;
«взаимодействие с другими персонажами» отображение положительных либо отрицательных поступков;
«влияние на сюжет» перечисление ключевых эпизодов с героем.
В результате предложенного анализа учащиеся совместно с учителем закрепляют навыки литературоведческого анализа на региональном материале, продолжают освоение традиций русской литературы, выявляют единство формы и содержания в художественных произведениях.
Произведениями, рекомендованными автором для сопоставительного анализа на уроках родной литературы в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области, являются:
В 7 классе рассказ Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик», который сопоставляется с повестью «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского. В данных произведениях затронута проблема ребёнка-сироты, учащиеся характеризуют факторы, повлиявшие на становление характеров главных героев.
В 8 классе сравнение басни И.И. Дмитриев «Дуб и Трость» с басней И.А. Крылова «Дуб и Трость». Учащиеся выявляют сходства в персонажах и сюжетах, выявляют личностные качества, которые помогают преодолевать жизненные трудности.
В 9 классе сравнение лирики В.Н. Дворянскова («В небе птичьих разлук», «Когда душа парит...») и А.А. Фета («Ласточка (Я люблю посмотреть...)», «Вольный сокол»). Учащиеся характеризуют образы птиц в творчестве поэтов.
Методический стержень работы над сопоставлением литературных произведений заключается в проникновении в характеры действующих персонажей и анализе эпизодов, лежащих в основе сюжетов. Причём анализ центрального эпизода должен выполняться по принципу «режиссерского разбора», когда учащиеся должны объяснить мотивы поведения героев. Практика показывает, что навык сопоставительного анализа сходных сюжетных линий в произведениях отрабатывается лучше, когда учитель дополняет разбор поведенческих мотивов героев сведениями о менталитете людей изучаемой эпохи.
Таким образом, применение методики сопоставительного анализа произведений русской и родной литературы способствует активизации познавательного процесса, совершенствует навыки литературоведческого анализа, углубляет эстетическое восприятие учащихся.