СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм сопоставительного анализа на уроках по родной литературе в 7-9 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная тенденция совершенствования лингвистического образования - введение с 2019 г. в общеобразовательных школах предмета «родная литература» - направлена на формирование познавательной активности школьников, что является одной из важнейших просветительских задач.

Основа методики сопоставительного анализа литературных произведений - учебные задания, целью которых является сравнение сюжетов и действующих лиц, что позволяется учащимся сформировать систему определённых форм художественного изложения, развить навыки психологической характеристики поступков персонажей, расширить представления о взаимосвязи формы и содержания в художественном произведении.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм сопоставительного анализа на уроках по родной литературе в 7-9 классах»

М.Б. Алферьева,

МБОУ СШ № 74,

г. Ульяновск


Алгоритм сопоставительного анализа на уроках по родной литературе в 7-9 классах


Современная тенденция совершенствования лингвистического образования  введение с 2019 г. в общеобразовательных школах предмета «родная литература»  направлена на формирование познавательной активности школьников, что является одной из важнейших просветительских задач.

Основа методики сопоставительного анализа литературных произведений  учебные задания, целью которых является сравнение сюжетов и действующих лиц, что позволяется учащимся сформировать систему определённых форм художественного изложения, развить навыки психологической характеристики поступков персонажей, расширить представления о взаимосвязи формы и содержания в художественном произведении.

Преподавателю необходимо подобрать произведения таким образом, чтобы они были схожи по тематике и проблематике, по родам и жанрам. Заданием для учащихся будет нахождение не только сходства, но и различия в характеристиках героев, определение влияния местного колорита и региональных особенностей на стилевое своеобразие сюжета произведения.

Например, на уроках родной литературы в общеобразовательных школах Ульяновской области учащимся предлагаются для изучения произведения местных писателей и поэтов, многие из которых сотрудничали со столичными коллегами. Так в 7 классе целесообразно в рамках реализации методики сопоставительного анализа провести занятия по темам: «Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». «Дружба Д.В. Григоровича с А.Н. Некрасовым»; в 8 классе  «Поэт-симбирянин И.И. Дмитриев. Дружба И.И. Дмитриева и А.С. Пушкина»; 9 классе  «А.С. Пушкин и Симбирский край. Дружба А.С. Пушкина и Н.М. Языкова». Занятия проводятся после изучения творчества А.С. Пушкина и А.Н. Некрасова на уроках литературы, поскольку для учащихся основной задачей начального этапа формирования литературоведческих компетенций в рамках методики является выявление влияния их творчества на симбирских поэтов и писателей.

Следующий этап методики сопоставительного анализа  заполнение таблиц-матриц «сравнение героев произведений по следующим характеристикам:

  • «дуга характера»  набор личностных качеств в начале и в конце произведения;

  • «взаимодействие с другими персонажами»  отображение положительных либо отрицательных поступков;

  • «влияние на сюжет»  перечисление ключевых эпизодов с героем.

В результате предложенного анализа учащиеся совместно с учителем закрепляют навыки литературоведческого анализа на региональном материале, продолжают освоение традиций русской литературы, выявляют единство формы и содержания в художественных произведениях.

Произведениями, рекомендованными автором для сопоставительного анализа на уроках родной литературы в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области, являются:

  • В 7 классе рассказ Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик», который сопоставляется с повестью «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского. В данных произведениях затронута проблема ребёнка-сироты, учащиеся характеризуют факторы, повлиявшие на становление характеров главных героев.

  • В 8 классе  сравнение басни И.И. Дмитриев «Дуб и Трость» с басней И.А. Крылова «Дуб и Трость». Учащиеся выявляют сходства в персонажах и сюжетах, выявляют личностные качества, которые помогают преодолевать жизненные трудности.

  • В 9 классе  сравнение лирики В.Н. Дворянскова («В небе птичьих разлук», «Когда душа парит...») и А.А. Фета («Ласточка (Я люблю посмотреть...)», «Вольный сокол»). Учащиеся характеризуют образы птиц в творчестве поэтов.

Методический стержень работы над сопоставлением литературных произведений заключается в проникновении в характеры действующих персонажей и анализе эпизодов, лежащих в основе сюжетов. Причём анализ центрального эпизода должен выполняться по принципу «режиссерского разбора», когда учащиеся должны объяснить мотивы поведения героев. Практика показывает, что навык сопоставительного анализа сходных сюжетных линий в произведениях отрабатывается лучше, когда учитель дополняет разбор поведенческих мотивов героев сведениями о менталитете людей изучаемой эпохи.

Таким образом, применение методики сопоставительного анализа произведений русской и родной литературы способствует активизации познавательного процесса, совершенствует навыки литературоведческого анализа, углубляет эстетическое восприятие учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!