СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм работы над эссе, пример эссе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм работы над эссе, пример эссе»

Главная задача цивилизации – научить человека мыслить.

Т.Эдисон

Сегодня общепризнанной стала ориентация целей образования на воспитание внутренне свободной, продуктивной, творческой, ответственной личности с проектно-ориентированным интеллектом, способной к самореализации в культуре и социуме. Акцент переносится на формирование и развитие у детей способности мыслить, добывать и применять знания. Поэтому важнейшей задачей современного педагога является содействие развитию субъектной позиции учеников. Без сформированной субъектной позиции учащегося процесс обучения таким наукам как история и обществознания будет носить формальный характер, так как на уроках по этим дисциплинам важным моментом является выражение личной позиции по тому или иному вопросу, аргументация личной точки зрения. Кроме того, на итоговой аттестации по истории и обществознанию, олимпиадах, в текущем контроле очень значимыми являются задания, требующие обоснованности личного мнения ученика. Поэтому широко практикующимся заданием становится написание сочинения-эссе по предмету.

Эссе по обществознанию — это прозаическое сочинение на тему предмета "обществознание" небольшого объема и свободной композиции, объясняющие тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.

Алгоритм работы над эссе.

1.Формулировка проблемы.

2.Отношение автора высказывания к проблеме, краткая информация об авторе высказывания.

3.Изложение собственной позиции с использованием обществоведческих терминов.

4.Аргументация собственной позиции с опорой на теоретический и фактический материал.

5. Выводы по проблеме.

Пример:Эссе
Цитата: «Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтоб

владеть собой».
Автор цитаты: Достоевский Федор Михайлович.


Недавно, встретился с довольно интересной цитатой, и попробовал понять ее смысл, суть. Какую свободу имел ввиду Федор Михайлович? Что значит сдерживать себя и владеть собой? Попробую разобраться с этими вопросами.

На мой взгляд, смысл данного высказывания великого русского писателя в том, что он поднимает проблему единства свободы и ответственности личности. Я считаю, что именно эта проблема является актуальной в условиях формирования правового государства. Суть свободы по Достоевскому в том, чтобы дать человеку свободу, но при этом, наделить его способностью, владеть собой даже при условии, что он обретает свободу. Это сочетание ответственности и свободы, является высшей ценностью человека. И с эти я не могу не согласиться. Ведь автор абсолютно прав, и более того, я его поддерживаю в этом мнении, но немного по-другому, в силу своего возраста, объясняю его. А именно: быть тактичным, когда тебя упрекают, чтоб в тебе был такой стержень, который не сломить сквернословием и предательством и в любой ситуации просто оставаться Человеком с большой буквы! Не стоит молчать, когда тебя обижают, но и не стоит опускаться до уровня ругани, нужно уметь владеть собой и уважать в первую очередь себя…

Чтобы обосновать собственную позицию, обращусь к сущности такого понятия, как «свобода». Итак, что такое — свобода? Рассмотрю это понятие с трех позиций:

1) Философское понимание свободы – отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию, возможность выбора между добром и злом, хорошим и плохим.

2) Юридическое понимание свободы – в возможности делать то, что не нарушает закон, не приносит вреда другому человеку.

3) Моральное понимание свободы – свобода без ответственности невозможна.  

Из понимания свободы видно, Человек постоянно контролирует себя и сам определяет границы своей свободы, каждый сам определяет запреты, принципы, которых он придерживается. Все зависит от воспитания, внутреннего мира каждого человека. У каждого свои рамки и своя свобода. Для меня главное - жить в гармонии с самим собой, прислушиваться к своему внутреннему голосу, ощущать свой внутренний мир. Мы все люди разные и нужно воспринимать других такими, какие они есть. Свобода наших действий не должна ограничивать свободу другого человека, необходимо уважать свободы окружающих людей.

Из курса обществознания, проанализировав данные определения свободы, я сделал однозначный вывод о том, что абсолютной свободы не существует, так как полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого. В демократических странах есть хорошая поговорка: «Я свободен размахивать руками, сколько захочу, но эта свобода заканчивается там, где начинается нос другого человека». Я считаю, что в условиях абсолютной свободы наступил бы хаос! Поэтому в обществе человек имеет определенные свободы, но и определенные запреты. А уж какие они – общество определяет само и прописывает в своих законах. У человека есть природные свободы, которые прописаны в Хартии прав и свобод человека, а законы «уточняют» эти права. Например, мы свободны передвигаться, где хотим, но при этом нельзя нарушать частную собственность.

Таким образом данный пример еще раз подтверждают смысл высказывания Ф.И.Достоевского, который заключается в единстве свободы и ответственности личности. В подтверждение авторской и собственной позиции приведу высказывание из работы И. П. Эккермана «Разговоры с Гёте»: «Свобода – странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя..». 

Иначе говоря, быть свободным – это значит уметь владеть собой, то есть быть ответственным. Это важно для общества в правовом государстве. На основании вышеизложенного можно сделать вывод: я согласен с писателем Ф. М. Достоевским, который считает, что свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой.





 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!