Проектная учебно-исследовательская работа носит междисциплинарный
характер. Расчитана на учащихся профильных классов с предметами «История
России», «История философии», «Когнитивная психология», «Культурология»,
«Историческая антропология», «Теория распознавания образов». Следуя
предложенному алгоритму исследователь приобретает опыт воспроизводимой
математически обоснованной модели рефлекторной деятельности человека в
сложный исторический период Руины в Малороссии. В теме № 7 «Истории
Отечества» Россия в XVII в.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм проекта учебно-исследовательской работы на тему: «Исследование субстрата ментальности с использованием нарративных источников»»
Алгоритм проекта учебно-исследовательской работы на тему:
«Исследование субстрата ментальности с использованием
нарративных источников»
Аннотация
Проектная учебно-исследовательская работа носит междисциплинарный характер. Расчитана на учащихся профильных классов с предметами «История России», «История философии», «Когнитивная психология», «Культурология», «Историческая антропология», «Теория распознавания образов». Следуя предложенному алгоритму исследователь приобретает опыт воспроизводимой математически обоснованной модели рефлекторной деятельности человека в сложный исторический период Руины в Малороссии. В теме № 7 «Истории Отечества» Россия в XVII в.
Предмет иследования: МЕНТАЛЬНОСТЬ ( ∑ представлений, воззрений, «чувствований» человека или общности людей определенной исторической эпохи, географической области; социальной среды; особый психический уклад человека, общества, влияющий на исторические и социальные процессы»).
Объект исследования: (человек, люди, общность людей) –
(социум) – Общество.
Субъект исследования: человеческая история в соотношении с эпохой, страной; временем – пространством; географической средой обитания – Человек.
Ожидаемый результат: в результате исследования предполагается «выделение» (синтезирование) особого психического устройства человека (исторического лица), из группы письменных (нарративных) исторических источников – «Мартовские статьи 1654г» Б. Хмельницкого; «Гадяцкие статьи 1658г Ив. Выговского», которые поддается анализ с помощью математических методов.
Средства исследования: Аналитические процедуры (АП) систем непрямого исследования, математическое моделирование.
Ресурсы: методический принцип – контент анализ, то есть выявление и учёт (согласно проблеме) таких признаков, характерных черт, свойств документа, которые отражали бы существенные стороны содержания проблемы в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Практические шаги:
Постановка вопроса (общая характеристика эпохи)
Обоснование выбора исторических, нарративных источников
Выделение основных понятий в отношении «Личность и Общество»
Выделение основных понятий « Гражданин и Государство»
Выделение основных понятий «Человек и Бог» (И Бог и Мир – Природа – элементы одного миропонимания)
Литература:
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – Москва, 2009г
Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. – Москва, 1998г
Бердяев Н.А. Философия свободы. – СПб, 1911г
Ковальченко И.Д., Бородкина Л.И. Современные методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ – МГУ;, 1987г