СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм. Порядок действий в вычислениях

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: информатика, математика.

Тема: "Алгоритмы. Порядок действий в вычислениях".

Продолжительность: 45 мин.

Классы: 5 и 10.

Технологии: работа в группах, ИКТ

Место урока в структуре образовательного процесса: 

  • урок по учебному плану в 10 классе по теме «Программирование ветвящихся алгоритмов».
  • урок по учебному плану в 5 классе по теме «Порядок действий в вычислениях».

Учебник:

  • «Информатика и ИКТ» для 10-11 класса (базовый уровень). Авторы: Семакин И.Г.
  • «Математика 5». Авторы: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.

Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ. Обобщение и закрепление материала, решение задач различного уровня сложности, проверка усвоения знаний по теме.

Методы обучения: лекция, объяснительно-иллюстративный, фронтальный опрос, исследование, тестирование, использование интерактивных методов.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблицы, презентации, схемы, учебник.

Программное обеспечение: Операционная система Windows 7, среда программирования Bloodshed Dev-C++, программное обеспечение Open Rocket, программное обеспечение LEGO MINDSTORMS NXT.

Дидактический материал: карточки с заданиями, презентация «К уроку»,  тренажер «Таблица умножения».

Приобретаемые навыки детей: учащиеся приобретают навыки работы с цифровыми ресурсами, навыки самостоятельной работы, самоконтроля, навыки применения полученных знаний для решения творческих, развивающих задач.

План урока.

  1. Организационный момент (1 минута).
  2. Постановка целей и задач урока (2 минуты).
  3. Повторение пройденного материала. Работа с тестом и тренажером. (10 минут).
  4. Физкультминутка (2 минуты).
  5. Постановка цели урока..  Угадать ребус. (2 минуты)
  6. Эмоциональная разрядка. Сценка с артистами 10 класса. Битва роботов (10 минут).
  7. Проверка знаний учащихся (Самостоятельная работа) (8 минут).
  8. Подведение итогов и анализ работы на уроке (оценки) (5 минут).

 

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм. Порядок действий в вычислениях»

МБОУ «СОШ №19» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект урока

Алгоритм. Порядок действий в вычислениях.








Автор: Майорова Альбина Арибулловна,

учитель информатики МБОУ «СОШ №19»

























02.03.2018

Конспект урока. Предмет: информатика, математика.

Тема: "Алгоритмы. Порядок действий в вычислениях".

Продолжительность: 45 мин.

Классы: 5 и 10.

Технологии: работа в группах, ИКТ

Место урока в структуре образовательного процесса: 

  • урок по учебному плану в 10 классе по теме «Программирование ветвящихся алгоритмов».

  • урок по учебному плану в 5 классе по теме «Порядок действий в вычислениях».

Учебник:

  • «Информатика и ИКТ» для 10-11 класса (базовый уровень). Авторы: Семакин И.Г.

  • «Математика 5». Авторы: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.

Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ. Обобщение и закрепление материала, решение задач различного уровня сложности, проверка усвоения знаний по теме.

Методы обучения: лекция, объяснительно-иллюстративный, фронтальный опрос, исследование, тестирование, использование интерактивных методов.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблицы, презентации, схемы, учебник.

Программное обеспечение: Операционная система Windows 7, среда программирования Bloodshed Dev-C++, программное обеспечение Open Rocket, программное обеспечение LEGO MINDSTORMS NXT.

Дидактический материал: карточки с заданиями, презентация «К уроку», тренажер «Таблица умножения».

Приобретаемые навыки детей: учащиеся приобретают навыки работы с цифровыми ресурсами, навыки самостоятельной работы, самоконтроля, навыки применения полученных знаний для решения творческих, развивающих задач.

План урока.

  1. Организационный момент (1 минута).

  2. Постановка целей и задач урока (2 минуты).

  3. Повторение пройденного материала. Работа с тестом и тренажером. (10 минут).

  4. Физкультминутка (2 минуты).

  5. Постановка цели урока.. Угадать ребус. (2 минуты)

  6. Эмоциональная разрядка. Сценка с артистами 10 класса. Битва роботов (10 минут).

  7. Проверка знаний учащихся (Самостоятельная работа) (8 минут).

  8. Подведение итогов и анализ работы на уроке (оценки) (5 минут).

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

Организационный этап

Создание благоприятного климата. Подготовка класса к работе.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание детей.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.


Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Мотивация к учебной деятельности

Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала.

Вступительное слово учителя

Учащиеся записывают тему урока

Поиск и выделение необходимой информации

Постановка учебной цели, синтез.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог


3

Постановка цели, задачи

Вовлечение в учебную деятельность

Учитель продолжает беседу по теме урока на примере школьных предметов, определяет цель урока

Структурируют информацию

Поиск и выделение необходимой информации

Целеполагание, постановка цели учебной задачи, выдвижение гипотез.

Умение слушать и вступать в диалог

Смыслообра-зование

4

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

Объяснение понятия «алгоритм», определение свойств алгоритма, определение типов алгоритма (линейный, разветвляющийся, циклический), решение задач.

Делают записи в тетради, приводят примеры алгоритмов и типов алгоритмов, решают задачи и проверяют решения путем сопоставления с ответами на доске, на экране

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Умение работать в группах, развитие диалогической

речи

5

Первичное закрепление материала

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов

Задает учащимся наводящие вопросы. Комментирует, направляет работу учащихся, обобщает выводы, уточняет основные понятия. Демонстрирует презентацию.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры, делают выводы, аргументируют свою точку зрения.

Поиск и выделение необходимой информации. Структуриро-вание знаний. Анализ объектов.

Выделение и осознание того, что уже пройдено

Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем

Ориентация в межличност-ных отношениях

6

Динамическая пауза

Эмоциональная разрядка

Включает электронную физкультминутку для глаз

Выполняют упражнения





7

Закрепление пройденного материала

Организовать деятельность по применению новых знаний

Ставит задачу по определению вида алгоритма и применению различных форм записи. Контролирует правильность выполнения задания

Выполняют поставленное задание самостоятельно

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу

Профессио-нальное самоопреде-ление, смысло-образование

8

Итоги урока

Анализ успешности пройденного материала и деятельности учащихся.

Задает вопросы, предлагает темы для рассуждения.

Учащиеся анализируют собственную деятельность и общую работу класса.

Новое содержание, изученное на уроке.

Достижение поставленной цели

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности

Осознание себя в процессе деятельности

9

Оценка учащихся

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащизся

Выставляет оценки. Благодарит за урок

Слушают учителя


Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности



Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)

Счет и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)



Ход урока

I. Организационный момент.

Мотивационный этап к началу урока, цели, задачи, установка на работу.

Урок начинается с вопроса к учащимся: «День надо начинать с утренней гимнастики, а урок математики – с гимнастики ума. Вы готовы?».

Учитель. Работа с учащимися 5 класса. Математика. Повторение пройденных тем.

  1. Вычислите устно

25 ∙ 3 15 ∙ 4

: 15 + 16

+ 29 : 19

: 17 - 3

---------- ----------

? ?

  1. Найдите число х из равенства

а) 35 · х = 70;

б) х : 5 = 60;

в) 64 – х = 29

  • Какие действия относятся к действиям   первой ступени? Какие действия относятся к действиям   второй ступени ?   

  • В каком порядке выполняются действия в выражениях без скобок?

  • В каком порядке выполняются действия в выражениях со скобками?

  • В каком случае в выражении, содержащем скобки, скобки можно не писать?

  • Можно ли изменять порядок выполнения действий? В каких случаях?

II. Устные упражнения.

- Не производя вычислений, определите, в каком из примеров указанный порядок действий приводит к неверному результату:

3 1 2

а) 87 + 54 – 14 + 32

4 3 1 2

б) 1998 – 10 • (8 • 9 + 28)

1 3 2

в) 50 : 2 – 3 – 1

4 2 3 5 1

г) 111 + (24–13) • 4 – 7 • 3.

В это время учащиеся 10 класса выполняют задания по карточкам.

Задание 1. Найти соответствие между понятиями в 1 колонке и определениями во 2 колонке и поставить стрелки. (Карточка оранжевого цвета)

Задание 2. Рассмотреть схемы структур алгоритмов и выявив соответствие между схемой и её названием, поставить стрелки. (Карточка желто-зелёного цвета)

Задание 3. Рассмотреть рисунки примеров алгоритмов, выявив соответствие между типом алгоритма и рисунком, поставить стрелки. (Карточка ярко-розового цвета)

Двое учащихся находятся у доски лицом к классу.

III. Работа с тестом. По карточкам.

На местах учащиеся 5 класса выполняют тест в два варианта.

1 вариант


2 вариант


1. Какое действие выполняется последним в выражении

200 + (20 – 10 : 2)?

а) умножение; б) вычитание; в) сложение; г) деление.




1. Какое действие выполняется последним в выражении

400 – ( 40 + 2 . 7)?

а) умножение; б) сложение; в) вычитание; г) деление.


2. Какое действие выполняется первым в выражении

19 . 57 – 69 + 120 : 5?

а) сложение; б) вычитание; в) умножение; г) деление.


2. Какое действие выполняется первым в выражении

740 – 600 : 15 + 7 . 5?

а) сложение; б) вычитание; в) деление; г) умножение.


3. Не выполняя вычислений определите, в каком из примеров верно указан порядок действий:



а) 87 + 3 54 . 114 + 2 32; б) 1998 – 4 13 . 3 (8 . 1 9 + 2 45);

в) 50 : 3 2 – 1 3 – 2 1; г) 111 + 2 (54 – 113) . 3 4 – 4 7 . 5 3.


3. Не выполняя вычислений определите, в каком из примеров верно указан порядок действий:



а) 33 + 1 12 : 2 4 + 3 37; б) 776 + 4 34 . 3 (12 . 1 4 – 2 47);

в) 376 – 3 9 : 1 3 + 2 76; г) 76 – 2 (45 + 1 30) : 3 25 + 5 9 . 4 2.




В это время учащиеся 10 класса принимают тест на знание таблицы умножения у учащихся 5 класса. Тренажер старшеклассники создали сами. Каждый предварительно создал программу на Си++ тест из двадцати заданий. Ребята им объясняют правила работы за компьютером и работу с тестом.

Помощники учителя из числа старшеклассников фиксируют выполнение заданий.

IV. Физкультминутка.

Проводит ученица 10 класса. Верное предложение – встаём,  неверное предложение -  садимся.

V. Учащимся предлагается угадать ребус.

Что такое алгоритм и его исполнители?

Алгоритмом - называется строго определенная последовательность действий, выполнение которых приводит к заранее предполагаемому результату.

Алгоритм — это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

Исполнителем называется тот, кто исполняет алгоритм. Исполнителем алгоритма может быть человек, автомат, компьютер.

2) От какого слова произошло название алгоритма?

VI. Сценка с артистами 10 класса. Заходит в восточном костюме старшеклассник и рассказывает об Аль-Хорезми, алгоритме и его свойствах.

Рассказ ученика об этапах создания по алгоритму программы для исполнителя: человека, робота, компьютера. Коротко о программирование на Си++.

Учащиеся 4 класса – победители городского этапа соревнований Робофэст 2017 показали, как они смогли применить алгоритмы для своих роботов-сумоистов. Показывают «битву» своих роботов на тренировочном круге.

Вывод: всё это работа алгоритмов, созданная ребятами. Проверим ваши знания.



VII. Проверка усвоения темы каждым учащимся. Проверочная работа.

Дается пример всем один и тот же, как пятиклассникам, так и старшеклассникам.. Пятиклассники выполняют на листе, а старшеклассники создают программы за компьютером.

На выполнение отводится 4-5 минут.

В это время один из старшеклассников получает задание создать модель ракеты в программе Open Rocket.

Ответ записывают на листе бумаги фломастером. Затем выходят к доске, и проверяется правильность выполненного задания. (Приложение).

Результат и оценки учащиеся узнают сразу же после тестирования. Помощники помогают проверять ответы пятиклассников.

Отчет ученика о созданной модели ракеты в Open Rocket. Цель достигнута: ракета «взлетела» на 150 м.

VIII. Итог урока.

Затем учитель задает вопросы:

  • Что у нас получилось?

  • Что такое алгоритм?

  • Сверим результаты старшеклассников. Какие у них получились программы? Совпали с ответами пятиклассников?

Ребята считают свой рейтинг (количество “+”).

Кто набрал 7 или 8 “+” получает оценку “5”,

Кто набрал 6 “+” получает оценку “4”.

Урок цели достиг. Спасибо.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!