МБОУ «СОШ №19» города Новочебоксарска Чувашской Республики |
Конспект урока |
Алгоритм. Порядок действий в вычислениях. |
|
Автор: Майорова Альбина Арибулловна, учитель информатики МБОУ «СОШ №19» |
02.03.2018 |
Конспект урока.
Предмет: информатика, математика. Тема: "Алгоритмы. Порядок действий в вычислениях".
Продолжительность: 45 мин.
Классы: 5 и 10.
Технологии: работа в группах, ИКТ
Место урока в структуре образовательного процесса:
Учебник:
Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ. Обобщение и закрепление материала, решение задач различного уровня сложности, проверка усвоения знаний по теме.
Методы обучения: лекция, объяснительно-иллюстративный, фронтальный опрос, исследование, тестирование, использование интерактивных методов.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблицы, презентации, схемы, учебник.
Программное обеспечение: Операционная система Windows 7, среда программирования Bloodshed Dev-C++, программное обеспечение Open Rocket, программное обеспечение LEGO MINDSTORMS NXT.
Дидактический материал: карточки с заданиями, презентация «К уроку», тренажер «Таблица умножения».
Приобретаемые навыки детей: учащиеся приобретают навыки работы с цифровыми ресурсами, навыки самостоятельной работы, самоконтроля, навыки применения полученных знаний для решения творческих, развивающих задач.
План урока.
Организационный момент (1 минута).
Постановка целей и задач урока (2 минуты).
Повторение пройденного материала. Работа с тестом и тренажером. (10 минут).
Физкультминутка (2 минуты).
Постановка цели урока.. Угадать ребус. (2 минуты)
Эмоциональная разрядка. Сценка с артистами 10 класса. Битва роботов (10 минут).
Проверка знаний учащихся (Самостоятельная работа) (8 минут).
Подведение итогов и анализ работы на уроке (оценки) (5 минут).
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
1 | Организационный этап | Создание благоприятного климата. Подготовка класса к работе. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание детей. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. | | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать | Умение выделять нравственный аспект поведения |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. | Вступительное слово учителя | Учащиеся записывают тему урока | Поиск и выделение необходимой информации | Постановка учебной цели, синтез. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | |
3 | Постановка цели, задачи | Вовлечение в учебную деятельность | Учитель продолжает беседу по теме урока на примере школьных предметов, определяет цель урока | Структурируют информацию | Поиск и выделение необходимой информации | Целеполагание, постановка цели учебной задачи, выдвижение гипотез. | Умение слушать и вступать в диалог | Смыслообра-зование |
4 | Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы | Объяснение понятия «алгоритм», определение свойств алгоритма, определение типов алгоритма (линейный, разветвляющийся, циклический), решение задач. | Делают записи в тетради, приводят примеры алгоритмов и типов алгоритмов, решают задачи и проверяют решения путем сопоставления с ответами на доске, на экране | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения | Умение работать в группах, развитие диалогической речи |
5 | Первичное закрепление материала | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов | Задает учащимся наводящие вопросы. Комментирует, направляет работу учащихся, обобщает выводы, уточняет основные понятия. Демонстрирует презентацию. | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры, делают выводы, аргументируют свою точку зрения. | Поиск и выделение необходимой информации. Структуриро-вание знаний. Анализ объектов. | Выделение и осознание того, что уже пройдено | Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем | Ориентация в межличност-ных отношениях |
6 | Динамическая пауза | Эмоциональная разрядка | Включает электронную физкультминутку для глаз | Выполняют упражнения | | | | |
7 | Закрепление пройденного материала | Организовать деятельность по применению новых знаний | Ставит задачу по определению вида алгоритма и применению различных форм записи. Контролирует правильность выполнения задания | Выполняют поставленное задание самостоятельно | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу | Профессио-нальное самоопреде-ление, смысло-образование |
8 | Итоги урока | Анализ успешности пройденного материала и деятельности учащихся. | Задает вопросы, предлагает темы для рассуждения. | Учащиеся анализируют собственную деятельность и общую работу класса. | Новое содержание, изученное на уроке. | Достижение поставленной цели | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности | Осознание себя в процессе деятельности |
9 | Оценка учащихся | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащизся | Выставляет оценки. Благодарит за урок | Слушают учителя | | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | | |
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
Счет и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)
Ход урока
I. Организационный момент.
Мотивационный этап к началу урока, цели, задачи, установка на работу.
Урок начинается с вопроса к учащимся: «День надо начинать с утренней гимнастики, а урок математики – с гимнастики ума. Вы готовы?».
Учитель. Работа с учащимися 5 класса. Математика. Повторение пройденных тем.
Вычислите устно
25 ∙ 3 15 ∙ 4
: 15 + 16
+ 29 : 19
: 17 - 3
---------- ----------
? ?
Найдите число х из равенства
а) 35 · х = 70;
б) х : 5 = 60;
в) 64 – х = 29
Какие действия относятся к действиям первой ступени? Какие действия относятся к действиям второй ступени ?
В каком порядке выполняются действия в выражениях без скобок?
В каком порядке выполняются действия в выражениях со скобками?
В каком случае в выражении, содержащем скобки, скобки можно не писать?
Можно ли изменять порядок выполнения действий? В каких случаях?
II. Устные упражнения.
- Не производя вычислений, определите, в каком из примеров указанный порядок действий приводит к неверному результату:
3 1 2
а) 87 + 54 – 14 + 32
4 3 1 2
б) 1998 – 10 • (8 • 9 + 28)
1 3 2
в) 50 : 2 – 3 – 1
4 2 3 5 1
г) 111 + (24–13) • 4 – 7 • 3.
В это время учащиеся 10 класса выполняют задания по карточкам.
Задание 1. Найти соответствие между понятиями в 1 колонке и определениями во 2 колонке и поставить стрелки. (Карточка оранжевого цвета)
Задание 2. Рассмотреть схемы структур алгоритмов и выявив соответствие между схемой и её названием, поставить стрелки. (Карточка желто-зелёного цвета)
Задание 3. Рассмотреть рисунки примеров алгоритмов, выявив соответствие между типом алгоритма и рисунком, поставить стрелки. (Карточка ярко-розового цвета)
Двое учащихся находятся у доски лицом к классу.
III. Работа с тестом. По карточкам.
На местах учащиеся 5 класса выполняют тест в два варианта.
1 вариант | 2 вариант |
1. Какое действие выполняется последним в выражении 200 + (20 – 10 : 2)? а) умножение; б) вычитание; в) сложение; г) деление.
| 1. Какое действие выполняется последним в выражении 400 – ( 40 + 2 . 7)? а) умножение; б) сложение; в) вычитание; г) деление. |
2. Какое действие выполняется первым в выражении 19 . 57 – 69 + 120 : 5? а) сложение; б) вычитание; в) умножение; г) деление. | 2. Какое действие выполняется первым в выражении 740 – 600 : 15 + 7 . 5? а) сложение; б) вычитание; в) деление; г) умножение. |
3. Не выполняя вычислений определите, в каком из примеров верно указан порядок действий:
а) 87 + 3 54 . 114 + 2 32; б) 1998 – 4 13 . 3 (8 . 1 9 + 2 45); в) 50 : 3 2 – 1 3 – 2 1; г) 111 + 2 (54 – 113) . 3 4 – 4 7 . 5 3. | 3. Не выполняя вычислений определите, в каком из примеров верно указан порядок действий:
а) 33 + 1 12 : 2 4 + 3 37; б) 776 + 4 34 . 3 (12 . 1 4 – 2 47); в) 376 – 3 9 : 1 3 + 2 76; г) 76 – 2 (45 + 1 30) : 3 25 + 5 9 . 4 2. |
В это время учащиеся 10 класса принимают тест на знание таблицы умножения у учащихся 5 класса. Тренажер старшеклассники создали сами. Каждый предварительно создал программу на Си++ тест из двадцати заданий. Ребята им объясняют правила работы за компьютером и работу с тестом.
Помощники учителя из числа старшеклассников фиксируют выполнение заданий.
IV. Физкультминутка.
Проводит ученица 10 класса. Верное предложение – встаём, неверное предложение - садимся.
V. Учащимся предлагается угадать ребус.
Что такое алгоритм и его исполнители?
Алгоритмом - называется строго определенная последовательность действий, выполнение которых приводит к заранее предполагаемому результату.
Алгоритм — это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.
Исполнителем называется тот, кто исполняет алгоритм. Исполнителем алгоритма может быть человек, автомат, компьютер.
2) От какого слова произошло название алгоритма?
VI. Сценка с артистами 10 класса. Заходит в восточном костюме старшеклассник и рассказывает об Аль-Хорезми, алгоритме и его свойствах.
Рассказ ученика об этапах создания по алгоритму программы для исполнителя: человека, робота, компьютера. Коротко о программирование на Си++.
Учащиеся 4 класса – победители городского этапа соревнований Робофэст 2017 показали, как они смогли применить алгоритмы для своих роботов-сумоистов. Показывают «битву» своих роботов на тренировочном круге.
Вывод: всё это работа алгоритмов, созданная ребятами. Проверим ваши знания.
VII. Проверка усвоения темы каждым учащимся. Проверочная работа.
Дается пример всем один и тот же, как пятиклассникам, так и старшеклассникам.. Пятиклассники выполняют на листе, а старшеклассники создают программы за компьютером.
На выполнение отводится 4-5 минут.
В это время один из старшеклассников получает задание создать модель ракеты в программе Open Rocket.
Ответ записывают на листе бумаги фломастером. Затем выходят к доске, и проверяется правильность выполненного задания. (Приложение).
Результат и оценки учащиеся узнают сразу же после тестирования. Помощники помогают проверять ответы пятиклассников.
Отчет ученика о созданной модели ракеты в Open Rocket. Цель достигнута: ракета «взлетела» на 150 м.
VIII. Итог урока.
Затем учитель задает вопросы:
Ребята считают свой рейтинг (количество “+”).
Кто набрал 7 или 8 “+” получает оценку “5”,
Кто набрал 6 “+” получает оценку “4”.
Урок цели достиг. Спасибо.