СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм написания сочинения-рассуждения. Формулировка задания 9.3: Как вы понимаете значение слова КРАСОТА?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм написания сочинения-рассуждения. Формулировка задания 9.3: Как вы понимаете значение слова КРАСОТА?»

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 9.3 Формулировка задания 9.3: Как вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать красивым?», взяв в качестве тезиса данное вами определение .

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 9.3

Формулировка задания 9.3: Как вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать красивым?», взяв в качестве тезиса данное вами определение .

Обязательные компоненты текста-рассуждения 9.3:   1. Толкование значения слова или словосочетания;  2. Комментарий своего толкования;  3. Подтверждение своего определения (тезиса) двумя аргументами: из прочитанного текста и из жизненного опыта (можно взять оба из прочитанного текста);  4. Структура экзаменационного рассуждения (4 или 5 абзацев);  5. Соответствие текста всем нормам языка: орфографическим, пунктуационным, грамматиче-ским и речевым.
  • Обязательные компоненты текста-рассуждения 9.3: 1. Толкование значения слова или словосочетания; 2. Комментарий своего толкования; 3. Подтверждение своего определения (тезиса) двумя аргументами: из прочитанного текста и из жизненного опыта (можно взять оба из прочитанного текста); 4. Структура экзаменационного рассуждения (4 или 5 абзацев); 5. Соответствие текста всем нормам языка: орфографическим, пунктуационным, грамматиче-ским и речевым.
Обязательные компоненты текста-рассуждения 9.3:   1. Толкование значения слова или словосочетания;  2. Комментарий своего толкования;  3. Подтверждение своего определения (тезиса) двумя аргументами: из прочитанного текста и из жизненного опыта (можно взять оба из прочитанного текста);  4. Структура экзаменационного рассуждения (4 или 5 абзацев);  5. Соответствие текста всем нормам языка: орфографическим, пунктуационным, грамматиче-ским и речевым.
  • Обязательные компоненты текста-рассуждения 9.3: 1. Толкование значения слова или словосочетания; 2. Комментарий своего толкования; 3. Подтверждение своего определения (тезиса) двумя аргументами: из прочитанного текста и из жизненного опыта (можно взять оба из прочитанного текста); 4. Структура экзаменационного рассуждения (4 или 5 абзацев); 5. Соответствие текста всем нормам языка: орфографическим, пунктуационным, грамматиче-ским и речевым.
Что будут оценивать в сочинении?   • Наличие толкования слова и комментарий толкования – 2 балла;  • Наличие двух примеров-аргументов – 3 балла;  • Структура: 4 или 5 абзацев (см. таблицу), последовательно раскрывающих суть понятия – 2 балла;  • Композиционная стройность, завершённость и отсутствие логических ошибок – 2 балла.  • Грамотность речи – 10 баллов (вместе с текстом сжатого изложения).
  • Что будут оценивать в сочинении? • Наличие толкования слова и комментарий толкования – 2 балла; • Наличие двух примеров-аргументов – 3 балла; • Структура: 4 или 5 абзацев (см. таблицу), последовательно раскрывающих суть понятия – 2 балла; • Композиционная стройность, завершённость и отсутствие логических ошибок – 2 балла. • Грамотность речи – 10 баллов (вместе с текстом сжатого изложения).
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 9.3   Абзац 1. Тезис = определение слова.   Абзац 2. Комментарий вашего определения. (Если его не будет, вы потеряете 1 балл).   Абзац 3. Пример-аргумент 1 из прочитанного текста.   Абзац 4. Пример-аргумент 2 из жизненного опыта или из другого прочитанного текста художествен-ной литературы, литературы нон-фикшн или публицистики.   Абзац 5. Возвращение к тезису (значению слова) и умозаключение.
  • СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 9.3 Абзац 1. Тезис = определение слова. Абзац 2. Комментарий вашего определения. (Если его не будет, вы потеряете 1 балл). Абзац 3. Пример-аргумент 1 из прочитанного текста. Абзац 4. Пример-аргумент 2 из жизненного опыта или из другого прочитанного текста художествен-ной литературы, литературы нон-фикшн или публицистики. Абзац 5. Возвращение к тезису (значению слова) и умозаключение.
УРОДИНА   (1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.   (5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.   (9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.
  • УРОДИНА (1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата. (5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку. (9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.
(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…   (21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.   (23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.   (24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.   (25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.   (26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.
  • (16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня… (21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину. (23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару. (24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер. (25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым. (26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.
29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.   (30)— Серёжа! — кричала она. (31)— Как договорились, жду на условленном месте.   (32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)— Да тут всякие...   (34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:   (35)— Уродина!..   (36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.
  • 29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем. (30)— Серёжа! — кричала она. (31)— Как договорились, жду на условленном месте. (32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)— Да тут всякие... (34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим: (35)— Уродина!.. (36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.
(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.   (38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.   (39)— Сейчас приедет неотложка.   (40)— Спасибо.   (41)— Как вы себя чувствуете?   (42)—Лучше.   (43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.   (45)Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (46)Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.   (47)— Вы здесь?! — взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.   (48)— Моя внучка, — светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.   (49)— Так это вы не для себя звонили, так старались? (50)Для других старались? — спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.
  • (37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой. (38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза. (39)— Сейчас приедет неотложка. (40)— Спасибо. (41)— Как вы себя чувствуете? (42)—Лучше. (43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать. (45)Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (46)Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно. (47)— Вы здесь?! — взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением. (48)— Моя внучка, — светлея лицом, прошептала Полина Ивановна. (49)— Так это вы не для себя звонили, так старались? (50)Для других старались? — спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.
( 51)— Бабусик, я пойду, — обратилась она к Полине Ивановне. (52)— Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (53)Что у кинотеатра делается! (54)Психоз какой-то! (55)А ты побеседуй с этим джентльменом. (56)Приятная компания. (57)Ну, помчалась. (58) Целую!   (59)Неотложка пришла через несколько минут. (60)Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. (61)Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. (62)Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.   (63)Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (64)Наконец она ушла. (65)А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла. (По П.Васильеву)
  • ( 51)— Бабусик, я пойду, — обратилась она к Полине Ивановне. (52)— Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (53)Что у кинотеатра делается! (54)Психоз какой-то! (55)А ты побеседуй с этим джентльменом. (56)Приятная компания. (57)Ну, помчалась. (58) Целую! (59)Неотложка пришла через несколько минут. (60)Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. (61)Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. (62)Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли. (63)Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (64)Наконец она ушла. (65)А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла.
  • (По П.Васильеву)
 Васильев Павел Александрович (1929–1990) – русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений – война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.
  • Васильев Павел Александрович (1929–1990) – русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений – война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.
Абзац 1: можно объединить абзацы       определение понятия (1-2 предложения) Что такое красота? Я думаю, что каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. И. Кант считал все прекрасное «символом морального добра», А. Чехов подчеркивал, что не только лицо, но и мысли человека должны быть прекрасны. Поэтому мне кажется, что красота – категория, неразрывно связанная с душой человека, глубиной его внутреннего мира. Что такое (понятие)? Попробуем разобраться в смысле этого слова. На мой взгляд, (понятие) – это… По моему мнению, (понятие) – это… Мне кажется, что (понятие) – это… Я думаю, что (понятие) – это…     НЕЛЬЗЯ:   Красота – это когда человек приятен внешне.     Черствость – это если человек равнодушен к чужой беде.   Типовые конструкции (клише) для написания рассуждения-толкования 9.3

Абзац 1:

можно объединить абзацы

 

 

 

определение понятия (1-2 предложения)

Что такое красота? Я думаю, что каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. И. Кант считал все прекрасное «символом морального добра», А. Чехов подчеркивал, что не только лицо, но и мысли человека должны быть прекрасны. Поэтому мне кажется, что красота – категория, неразрывно связанная с душой человека, глубиной его внутреннего мира.

  • Что такое (понятие)?
  • Попробуем разобраться в смысле этого слова.
  • На мой взгляд, (понятие) – это…
  • По моему мнению, (понятие) – это…
  • Мне кажется, что (понятие) – это…
  • Я думаю, что (понятие) – это…

 

 

НЕЛЬЗЯ:

 

Красота – это когда человек приятен внешне.

 

 

Черствость – это если человек равнодушен к чужой беде.

 

Типовые конструкции (клише) для написания рассуждения-толкования 9.3

Абзац 2:

 

 

 

 

Человеческая красота – это не только качество телесное, но и характеристика души, поведения, поступков. Я бы даже сказал(а), что зачастую красота внешняя и внутренняя бывают абсолютно не связаны. Красивый внешне человек не всегда красив внутренне, а бывает даже уродлив в своих мыслях и поступках. В тексте П. Васильева как раз подтверждается мысль о том, что внешняя привлекательность далеко не всегда признак истинной человеческой красоты. Попробую объяснить, почему.

комментарий определения

  • Прекрасное — это символ морального добра. (И. Кант)
  • Лицо — зеркало души. (М. Горький)
  • Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. (В. Гюго)
  • Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай? (Я. Коменский)
  • В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов)
  • Красота — это королева, которая правит очень недолго. (Сократ)
  • Есть красота, над которой годы не имеют власти, — это красота сердца. (Восточная мудрость)
  • Глупая красота — не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд — красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие. (Я. Гончаров)

 

 

 

(2-3 предложения)

 

 

 

 

 

 

 

Абзац 3:   Составьте текст абзаца:   Проиллюстрировать мои мысли можно на примере из текста. Чтобы подтвердить свои размышления, приведу пример из текста П. Васильева. В тексте П. Васильева можно найти пример, который подтверждает правильность моего рассуждения над этим понятием. Предложение (номер) подтверждает мысль о том, что… (конкретизация тезиса и связь с текстом предложения).     пример-аргумент 1 НЕЛЬЗЯ писать номер предложения и не пояснять , как именно оно связано с вашим тезисом! Эксперту будет неудобно возвращаться к тексту и искать предложение, чтобы вникнуть в логику вашего сочинения. Рассуждать – это ваша задача, а эксперт не должен рассуждать и думать за вас!     (3-7 предложений)  

Абзац 3:

 

Составьте текст абзаца:

 

  • Проиллюстрировать мои мысли можно на примере из текста.
  • Чтобы подтвердить свои размышления, приведу пример из текста П. Васильева.
  • В тексте П. Васильева можно найти пример, который подтверждает правильность моего рассуждения над этим понятием.
  • Предложение (номер) подтверждает мысль о том, что… (конкретизация тезиса и связь с текстом предложения).

 

 

пример-аргумент 1

НЕЛЬЗЯ писать номер предложения и не пояснять , как именно оно связано с вашим тезисом! Эксперту будет неудобно возвращаться к тексту и искать предложение, чтобы вникнуть в логику вашего сочинения. Рассуждать – это ваша задача, а эксперт не должен рассуждать и думать за вас!

 

 

(3-7 предложений)

 

Абзац 4:

 

Красота души человека – это не современный вопрос, а вечный. Основываясь на истории уродливого Квазимодо, героя романа «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, я смело могу сказать, что красота внешности человека ценилась во все времена и вводила многих людей в заблуждения. Горбун был уродлив, ужасен, отвратителен, но только внешне. Общество прокляло его за это, и он мучился от своего одиночества, осуждаемый за уродство. Вот только внутри этот горбун был великодушным и благородным, имел любящее и ранимое, чуткое сердце. Об этом свидетельствовали его поступки, когда, рискуя собой, он вытащил из петли Эсмеральду. К сожалению, люди часто обращают внимание на внешнюю красоту, а не на то, что скрывается в душе человека.

 

 

  • Примеры проявления красоты души (человеколюбия, черствости, доброты и других понятий) можно встретить и в жизни.
  • В подтверждение своих слов я также приведу пример из жизни.
  • В подтверждение моих мыслей я могу привести еще один пример, который встречается в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (любое другое произведение литературы).

пример-аргумент 2

 

 

 

(3-7 предложений )

Абзац 3: Составьте текст абзаца:  Проиллюстрировать мои мысли можно на примере из текста.  Чтобы подтвердить свои раз- примераргумент 1 (3-7 предложений) мышления, приведу пример из текста П. Васильева.  В тексте П. Васильева можно найти пример, который подтверждает правильность моего рассуждения над этим понятием.  Предложение (номер) подтверждает мысль о том, что… (конкретизация тезиса и связь с текстом предложения). НЕЛЬЗЯ писать номер предложения и не пояснять, как именно оно связано с вашим тезисом! Эксперту будет неудобно возвращаться к тексту и искать предложение, чтобы вникнуть в логику вашего сочинения. Рассуждать – это ваша задача, а эксперт не должен рассуждать и думать за вас!
  • Абзац 3: Составьте текст абзаца:  Проиллюстрировать мои мысли можно на примере из текста.  Чтобы подтвердить свои раз- примераргумент 1 (3-7 предложений) мышления, приведу пример из текста П. Васильева.  В тексте П. Васильева можно найти пример, который подтверждает правильность моего рассуждения над этим понятием.  Предложение (номер) подтверждает мысль о том, что… (конкретизация тезиса и связь с текстом предложения). НЕЛЬЗЯ писать номер предложения и не пояснять, как именно оно связано с вашим тезисом! Эксперту будет неудобно возвращаться к тексту и искать предложение, чтобы вникнуть в логику вашего сочинения. Рассуждать – это ваша задача, а эксперт не должен рассуждать и думать за вас!
  • Абзац 4: примераргумент 2 (3-7 предложений) Красота души человека – это не современный вопрос, а вечный. Основываясь на истории уродливого Квазимодо, героя романа «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, я смело могу сказать, что красота внешности человека ценилась во все времена и вводила многих людей в заблуждения. Горбун был уродлив, ужасен, отвратителен, но только внешне. Общество прокляло его за это, и он мучился от своего одиночества, осуждаемый за уродство. Вот только внутри этот горбун был великодушным и благородным, имел любящее и ранимое, чуткое сердце. Об этом свидетельствовали его поступки, когда, рискуя собой, он вытащил из петли Эсмеральду. К сожалению, люди часто обращают внимание на внешнюю красоту, а не на то, что скрывается в душе человека.  Примеры проявления красоты души (человеколюбия, черствости, доброты и других понятий) можно встретить и в жизни.  В подтверждение своих слов я также приведу пример из жизни.  В подтверждение моих мыслей я могу привести еще один пример, который встречается в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (любое другое произведение литературы)
Абзац 5:   Составьте текст абзаца:   Итак, красота – это… Таким образом, можно увидеть, что … Думаю, мне удалось проиллюстрировать примерами из текста и жизненного опыта верность данного мной определения красоты (достоинства, доброты, человеколюбия и др.). В результате рассуждения я прихожу к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что …, ведь… возвращение к тезису и умозаключение       (2-3 предложения)

Абзац 5:

 

Составьте текст абзаца:

 

  • Итак, красота – это…
  • Таким образом, можно увидеть, что …
  • Думаю, мне удалось проиллюстрировать примерами из текста и жизненного опыта верность данного мной определения красоты (достоинства, доброты, человеколюбия и др.).
  • В результате рассуждения я прихожу к выводу о том, что…
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что …, ведь…

возвращение к тезису и умозаключение

 

 

 

(2-3 предложения)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!