СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм как модель деятельности

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм как модель деятельности»

Алгоритм как модель деятельности 10 класс Учитель информатики:Гериханов Шахман Хамзатович 26.02.20

Алгоритм как модель деятельности

10 класс

Учитель информатики:Гериханов Шахман Хамзатович

26.02.20

Почему алгоритм можно назвать моделью и что он моделирует? Алгоритм – это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конечную последователь-ность действий, приводящую к поставленной цели. Цель достигается через деятельность некоторого исполнителя. Что такое алгоритмическая модель? 26.02.20
  • Почему алгоритм можно назвать моделью и что он моделирует?
  • Алгоритм – это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конечную последователь-ность действий, приводящую к поставленной цели.
  • Цель достигается через деятельность некоторого исполнителя.

Что такое алгоритмическая модель?

26.02.20

Этапы деятельности: Определение цели; Планирование работы исполнителя; Работа исполнителя; Получение результата.  Где же здесь место алгоритму?  Алгоритм – это детальный план работы исполнителя , это описание последовательности действий, которые должен совершить исполнитель. 26.02.20

Этапы деятельности:

  • Определение цели;
  • Планирование работы исполнителя;
  • Работа исполнителя;
  • Получение результата.

Где же здесь место алгоритму?

Алгоритм – это детальный план работы исполнителя , это описание последовательности действий, которые должен совершить исполнитель.

26.02.20

Алгоритм является информационной моделью деятельности исполнителя. Такую модель будем называть алгоритмической.  Рис. Этапы движения от цели к результату. Построение плана- алгоритма Работа исполнителя Определение цели Получение результата Модель работы исполнителя 26.02.20

Алгоритм является информационной моделью деятельности исполнителя. Такую модель будем называть алгоритмической. Рис. Этапы движения от цели к результату.

Построение

плана-

алгоритма

Работа

исполнителя

Определение

цели

Получение

результата

Модель

работы

исполнителя

26.02.20

 Чтобы построить реальный план-алгоритм, нужно знать возможности исполнителя. Эти возможности определяются СКИ. Составляя алгоритм нельзя выходить за рамки СКИ. Проще построить алгоритм для программно управляемого автомата, чем для человека. Для автомата СКИ – это строго определённый набор команд на формализованном языке описания алгоритмов. Такие языки называются языками программирования , а алгоритм – программой . СКИ человека невозможно полностью описать. Система команд исполнителя 26.02.20

Чтобы построить реальный план-алгоритм, нужно знать возможности исполнителя. Эти возможности определяются СКИ. Составляя алгоритм нельзя выходить за рамки СКИ.

Проще построить алгоритм для программно управляемого автомата, чем для человека. Для автомата СКИ – это строго определённый набор команд на формализованном языке описания алгоритмов. Такие языки называются языками программирования , а алгоритм – программой .

СКИ человека невозможно полностью описать.

Система команд исполнителя

26.02.20

 Задача:  угадывание целого числа из заданного диапазона методом половинного деления. Первый игрок загадывает целое число из заданного диапазона чисел, например от 1 до 100. Второй должен угадать число за наименьшее количество вопросов. Пример алгоритмической модели. 26.02.20

Задача:

угадывание целого числа из заданного диапазона методом половинного деления. Первый игрок загадывает целое число из заданного диапазона чисел,

например от 1 до 100.

Второй должен угадать число за наименьшее количество вопросов.

Пример алгоритмической модели.

26.02.20

     Алгоритм для исполнителя-человека. Алгоритм Угадывание числа Дано: диапазон чисел от А до В Надо: угадать число Х, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления Начало 1.Задать вопрос: Х меньше среднего значения между А и В? 2.Если ответ «да», то принять за значение В целую часть среднего значения. 3.Если ответ «нет», то принять за значение А ближайшее целое число, большее, чем среднее. 4.Если значения А и В равны, то их общее значение и есть искомое число Х. 5. Если значения А и В не равны, то вернуться к исполнению пункта 1. Конец 26.02.20

Алгоритм для исполнителя-человека.

Алгоритм Угадывание числа

Дано: диапазон чисел от А до В

Надо: угадать число Х, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления

Начало

1.Задать вопрос: Х меньше среднего значения между А и В?

2.Если ответ «да», то принять за значение В целую часть среднего значения.

3.Если ответ «нет», то принять за значение А ближайшее целое число, большее, чем среднее.

4.Если значения А и В равны, то их общее значение и есть искомое число Х.

5. Если значения А и В не равны, то вернуться к исполнению пункта 1.

Конец

26.02.20

Алгоритм для исполнителя-компьютера.  Блок-схема  нет   да  нет начало Ввод А,В,Х А ≠В Х ≤(А+В)/2 А=ЦЕЛ((А+В)/2)+1 В=ЦЕЛ((А+В)/2) Вывод А 26.02.20 Конец

Алгоритм для исполнителя-компьютера.

Блок-схема

нет

да нет

начало

Ввод А,В,Х

А ≠В

Х ≤(А+В)/2

А=ЦЕЛ((А+В)/2)+1

В=ЦЕЛ((А+В)/2)

Вывод А

26.02.20

Конец

    Алгоритм для исполнителя-компьютера.  Алгоритмический  язык     Алг Половинное деление Цел А, В, Х Начало Ввод А, В, Х Пока А ≠В, повторять Нц Если Х≤(А+В)/2  То В:=ЦЕЛ((А+В)/2)  Иначе А:=ЦЕЛ((А+В)/2)+1 Кц Вывод А Конец  26.02.20

Алгоритм для исполнителя-компьютера. Алгоритмический язык

Алг Половинное деление

Цел А, В, Х

Начало

Ввод А, В, Х

Пока А ≠В, повторять

Нц

Если Х≤(А+В)/2

То В:=ЦЕЛ((А+В)/2)

Иначе А:=ЦЕЛ((А+В)/2)+1

Кц

Вывод А

Конец

26.02.20

Структура построенного алгоритма – цикл с вложенным ветвлением. Любой алгоритм можно построить из сочетания трёх основных алгоритмических структур: следования , ветвления и цикла . Это утверждение – основа методики, которая называется структурным программированием. Если алгоритм построен структурно, то легко перейти от описания алгоритма к программе. Структурное программирование 26.02.20

Структура построенного алгоритма – цикл с вложенным ветвлением.

Любой алгоритм можно построить из сочетания трёх основных алгоритмических структур: следования , ветвления и цикла . Это утверждение – основа методики, которая называется структурным программированием.

Если алгоритм построен структурно, то легко перейти от описания алгоритма к программе.

Структурное программирование

26.02.20

 Чтобы проверить правильность алгоритма, совсем не обязательно переводить его на язык программирования. Протестировать алгоритм может и человек - путём трассировки. Выполняя ручную трассировку, человек моделирует работу процессора,  исполняя каждую команду и занося результаты выполнения команд в трассировочную таблицу. Выберем интервал угадываемых чисел от 1 до 8. Пусть игрок задумал число 3. Трассировка алгоритма - модель работы процессора. 26.02.20

Чтобы проверить правильность алгоритма, совсем не обязательно переводить его на язык программирования. Протестировать алгоритм может и человек - путём трассировки. Выполняя ручную трассировку, человек моделирует работу процессора, исполняя каждую команду и занося результаты выполнения команд в трассировочную таблицу.

Выберем интервал угадываемых чисел от 1 до 8. Пусть игрок задумал число 3.

Трассировка алгоритма - модель работы процессора.

26.02.20

№ шага № шага Команда алгоритма Команда алгоритма Переменные  Переменные 1 1 Выполняемые действия Выполняемые действия Ввод А, В, Х 2 2  Х А В  Х А В Ввод А, В, Х  3 1 8 А ≠ В  3 1 8 3 3 А ≠ В 4 Х ≤ (А+В)/2 4 Х ≤ (А+В)/2 1 ≠ 8, да В:=ЦЕЛ((А+В)/2) 5 5 В:=ЦЕЛ((А+В)/2) 1 ≠ 8, да 6 3 1 4 А ≠ В А ≠ В 3 ≤ 4,5, да 3 ≤ 4,5, да 6 В:= 4 Х ≤ (А+В)/2 Х ≤ (А+В)/2 В:= 4 1 ≠ 4, да 1 ≠ 4, да 3 ≤ 2,5, нет 3 ≤ 2,5 26.02.20

шага

шага

Команда

алгоритма

Команда

алгоритма

Переменные

Переменные

1

1

Выполняемые

действия

Выполняемые

действия

Ввод А, В, Х

2

2

Х А В

Х А В

Ввод А, В, Х

3 1 8

А ≠ В

3 1 8

3

3

А ≠ В

4

Х ≤ (А+В)/2

4

Х ≤ (А+В)/2

1 ≠ 8, да

В:=ЦЕЛ((А+В)/2)

5

5

В:=ЦЕЛ((А+В)/2)

1 ≠ 8, да

6

3 1 4

А ≠ В

А ≠ В

3 ≤ 4,5, да

3 ≤ 4,5, да

6

В:= 4

Х ≤ (А+В)/2

Х ≤ (А+В)/2

В:= 4

1 ≠ 4, да

1 ≠ 4, да

3 ≤ 2,5, нет

3 ≤ 2,5

26.02.20

7 А:=ЦЕЛ((А+В)/2+1) 8 3 А ≠ В 9 Х ≤ (А+В)/2 3 10 В:=ЦЕЛ((А+В)/2) 4 11 А ≠ В 3 12 А:=3 Вывод А 3 3 ≠ 4,да 3 3 ≤3,5,да В:=3 3 ≠ 3,нет Ответ: 3 26.02.20

7

А:=ЦЕЛ((А+В)/2+1)

8

3

А ≠ В

9

Х ≤ (А+В)/2

3

10

В:=ЦЕЛ((А+В)/2)

4

11

А ≠ В

3

12

А:=3

Вывод А

3

3 ≠ 4,да

3

3 ≤3,5,да

В:=3

3 ≠ 3,нет

Ответ: 3

26.02.20

Программа выполняется по шагам (первый  столбец таблицы). В столбце «Команда алгоритма» отображается содержимое регистра команд процессора , куда помещается очередная команда. В столбце «Переменные» отображается содержимое ячеек памяти , отведённых под переменные величины. В графе «Выполняемое действие» отражаются действия , выполняемые арифметико-логическим устройством процессора. Трассировка алгоритма - модель работы процессора. 26.02.20
  • Программа выполняется по шагам (первый

столбец таблицы).

  • В столбце «Команда алгоритма» отображается содержимое регистра команд процессора , куда помещается очередная команда.
  • В столбце «Переменные» отображается содержимое ячеек памяти , отведённых под переменные величины.
  • В графе «Выполняемое действие» отражаются действия , выполняемые арифметико-логическим устройством процессора.

Трассировка алгоритма - модель работы процессора.

26.02.20

Таким образом, алгоритм в совокупности с трассировочной таблицей полностью моделируют процесс обработки информации, происходящий в компьютере. Вывод: 26.02.20
  • Таким образом, алгоритм в совокупности с трассировочной таблицей полностью моделируют процесс обработки информации, происходящий в компьютере.

Вывод:

26.02.20

Система основных понятий Алгоритм - модель деятельности Объект моделирования – целенаправленная деятельность исполнителя. Исполнитель-человек Исполнитель-автомат(в том числе компьютер) Неформализованная СКИ Формализованная СКИ Формы представления алгоритмов Блок-схема Учебный алгоритмический язык Трассировка алгоритма- пошаговое исполнение алгоритма с тестовым вариантом исходных данных. Язык программирования «Ручная трассировка»-заполнение трассировочной таблицы. Трассировочная таблица- модель работы процессора при исполнении алгоритма. 26.02.20

Система основных понятий

Алгоритм - модель деятельности

Объект моделирования

целенаправленная деятельность исполнителя.

Исполнитель-человек

Исполнитель-автомат(в том числе компьютер)

Неформализованная СКИ

Формализованная СКИ

Формы представления алгоритмов

Блок-схема

Учебный алгоритмический язык

Трассировка алгоритма- пошаговое исполнение алгоритма с тестовым вариантом исходных данных.

Язык программирования

«Ручная трассировка»-заполнение трассировочной таблицы.

Трассировочная таблица- модель работы процессора при исполнении алгоритма.

26.02.20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!