Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы организации работы обучающихся по сложным темам ЕГЭ с целью формирования различных групп познавательных универсальных учебных действий»
Алгоритмы организации работы обучающихся по сложным
темам ЕГЭ с целью формирования различных групп познавательных УУД
Тема «Решение заданий по химии, предполагающих мысленный эксперимент»
Задание 1. Сульфид хрома (III) обработали водой, при этом выделился газ и осталось нерастворимое вещество. К этому веществу прибавили раствор едкого натра и пропустили газообразный хлор, при этом раствор приобрел желтое окрашивание. Раствор подкислили серной кислотой, в результате окраска изменилась на оранжевую; через полученный раствор пропустили газ, выделившийся при обработке сульфида водой, и цвет раствора изменился на зеленый. Напишите уравнения реакций.
Решение:
Cr2S3 + 6H2O = 2Cr(OH)3↓ + 3H2S↓
2Cr+3(OH)3 + 10NaOH + 3Cl20 = 2Na2Cr+6O4 + 6NaCl + 8H2О
Cr+3 – 3e = Cr+6|3|2
Cl20 + 2e = 2Cl-1 |2|3
2Na2CrO4 + H2SO4 = Na2Cr2O7 + Na2SO4 + H2O
Na2Cr2+6O7 + 3H2S-2 + 4 H2SO4 = Cr2+3(SO4)3 + 3S0 + Na2SO4 + 6H2O
2Cr+6 + 6e =2Cr+3|6|1
S-2 -2e = S0 |2|3 Пример алгоритма действий, предполагающий развитие логических УУД (1)
Выделение «объекта» для анализа и классификация его элементов.
Ранжирование сложностей по выполнению задания на этапе разбора задачи.
Работа с отдельными элементами.
Синтез решения из отдельных элементов.
Реализация сравнения и сопоставления информации с имеющимися знаниями.
Определение своего уровня освоения указанной темы.
Ранжирование сложностей по выполнению задания.
Задание 2. Через раствор хлорида меди (II) с помощью графитовых электродов пропускали постоянный электрический ток. Выделившийся на катоде продукт электролиза растворили в концентрированной азотной кислоте. Образовавшийся при этом газ собрали и пропустили через раствор гидроксида натрия. Выделившийся на аноде газообразный продукт электролиза пропустили через горячий раствор гидроксид натрия.
Решение:
2CuCL2 = 2Cu + Cl2
Cu0 + 4HNO3конц = Cu+2(NO3)2 + 2NO2 +2H2O
Cu0 – 2e = Cu+2|2|1
N+5 + 1e = N+4 |1|2
2NaOН + 2NO2 = NaNO2 + NaNO3 + H2O
Пример алгоритма действий, предполагающий развитие общеучебных УУД (2)
Выделение проблемы (проблем).
Анализ возможного хода решения проблемы с помощью графических образов.
Планирование элементов сотрудничества с обучающимися по решению проблем.
Проговаривание этапов решения про себя.
Представление решения у доски и коррекция.
Выбор подобных заданий, определение своего уровня сложностей.
Задание 3. Над поверхностью раствора едкого натра пропускали электрические разряды, при этом воздух окрашивался в бурый цвет, причем окраска через некоторое время исчезала. Полученный раствор осторожно выпарили и установили, что твердый остаток представляет собой смесь двух солей. Выдерживание смеси на воздухе приводит образованию одного вещества. Напишите уравнения описанных реакций.
Решение:
N2 + O2 = 2NO
2NO + O2 -= 2NO2
2NaOH + 2NO2 = NaNO3 + NaNO2 + H2O
2NaNO2 + O2 = 2NaNO3
Пример алгоритма действий, предполагающий развитие критического чтения (3)
Работа с незнакомым текстом, выделение незнакомой для себя информации.
Сопоставление проблемных вопросов с уже имеющимися знаниями.
Осуществление поиска информации.
Запись задания, защита задания у доски.
На основе «дополнительного материала» разработка подобного задания.
Задание 4. При сжигании на воздухе простого вещества желтого цвета образуется газ с резким запахом. Этот газ выделяется также при обжиге некоторого минерала, содержащего железо, на воздухе. При действии разбавленной серной кислоты на вещество, состоящее из тех же элементов, что и минерал, но в другом соотношении, выделяется газ с характерным запахом тухлых яиц. При взаимодействии выделившихся газов друг с другом образуется исходное вещество. Напишите уравнения. Решение:
S + O2 = SO2
4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2
FeS + H2SO4 = FeSO4 + H2S↑
2H2S-2 + S+4O2 = 3S0 + 2H2O
S-2 – 2e = S0 |2|2
S+4 + 4e = S0|4|1
Пример алгоритма действий обучающегося по построению и решению проблемы (4)
Анализ условия задачи по этапам.
Выделение проблемы задания и подпроблем в рамках каждого этапа.
Описание задания по уровням – (I) уже знаю, (II) сомневаюсь, (III) «творческий»
Решение элементов задания по предложенным алгоритмам.
Разработка собственного комплексного алгоритма по решению задания.
Анализ сложностей и письменное оформление рекомендаций по изучению темы.