СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритмы организации работы обучающихся по сложным темам ЕГЭ с целью формирования различных групп познавательных универсальных учебных действий

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Решение заданий по химии, предполагающих мысленный эксперимент»

Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы организации работы обучающихся по сложным темам ЕГЭ с целью формирования различных групп познавательных универсальных учебных действий»

Алгоритмы организации работы обучающихся по сложным

темам ЕГЭ с целью формирования различных групп познавательных УУД

Тема «Решение заданий по химии, предполагающих мысленный эксперимент»

Задание 1. Сульфид хрома (III) обработали водой, при этом выделился газ и осталось нерастворимое вещество. К этому веществу прибавили раствор едкого натра и пропустили газообразный хлор, при этом раствор приобрел желтое окрашивание. Раствор подкислили серной кислотой, в результате окраска изменилась на оранжевую; через полученный раствор пропустили газ, выделившийся при обработке сульфида водой, и цвет раствора изменился на зеленый. Напишите уравнения реакций.

Решение:

Cr2S3 + 6H2O = 2Cr(OH)3↓ + 3H2S↓

2Cr+3(OH)3 + 10NaOH + 3Cl20 = 2Na2Cr+6O4 + 6NaCl + 8H2О

Cr+3 – 3e = Cr+6|3|2

Cl20 + 2e = 2Cl-1 |2|3

2Na2CrO4 + H2SO4 = Na2Cr2O7 + Na2SO4 + H2O

Na2Cr2+6O7 + 3H2S-2 + 4 H2SO4 = Cr2+3(SO4)3 + 3S0 + Na2SO4 + 6H2O

2Cr+6 + 6e =2Cr+3|6|1

S-2  -2e = S0  |2|3 Пример алгоритма действий, предполагающий развитие логических УУД (1)

  1. Выделение «объекта» для анализа и классификация его элементов.

  2. Ранжирование сложностей по выполнению задания на этапе разбора задачи.

  3. Работа с отдельными элементами.

  4. Синтез решения из отдельных элементов.

  5. Реализация сравнения и сопоставления информации с имеющимися знаниями.

  6. Определение своего уровня освоения указанной темы.

  7. Ранжирование сложностей по выполнению задания.

Задание 2. Через раствор хлорида меди (II) с помощью графитовых электродов пропускали постоянный электрический ток. Выделившийся на катоде продукт электролиза растворили в концентрированной азотной кислоте. Образовавшийся при этом газ собрали и пропустили через раствор гидроксида натрия. Выделившийся на аноде газообразный продукт электролиза пропустили через горячий раствор гидроксид натрия.

Решение:

2CuCL2 = 2Cu + Cl2

Cu0 + 4HNO3конц­­ = Cu+2(NO3)2 + 2NO2 +2H2O

Cu0 – 2e = Cu+2|2|1

N+5 + 1e = N+4 |1|2

2NaOН + 2NO­2 = NaNO2 + NaNO3 + H2O

Пример алгоритма действий, предполагающий развитие общеучебных УУД (2)

  1. Выделение проблемы (проблем).

  2. Анализ возможного хода решения проблемы с помощью графических образов.

  3. Планирование элементов сотрудничества с обучающимися по решению проблем.

  4. Проговаривание этапов решения про себя.

  5. Представление решения у доски и коррекция.

  6. Выбор подобных заданий, определение своего уровня сложностей.

Задание 3. Над поверхностью раствора едкого натра пропускали электрические разряды, при этом воздух окрашивался в бурый цвет, причем окраска через некоторое время исчезала. Полученный раствор осторожно выпарили и установили, что твердый остаток представляет собой смесь двух солей. Выдерживание смеси на воздухе приводит образованию одного вещества. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение:

N2 + O2 = 2NO

2NO + O2 -= 2NO2

2NaOH + 2NO2 = NaNO3 + NaNO2 + H2O

2NaNO2 + O2 = 2NaNO3

Пример алгоритма действий, предполагающий развитие критического чтения (3)

  1. Работа с незнакомым текстом, выделение незнакомой для себя информации.

  2. Сопоставление проблемных вопросов с уже имеющимися знаниями.

  3. Осуществление поиска информации.

  4. Запись задания, защита задания у доски.

  5. На основе «дополнительного материала» разработка подобного задания.

Задание 4. При сжигании на воздухе простого вещества желтого цвета образуется газ с резким запахом. Этот газ выделяется также при обжиге некоторого минерала, содержащего железо, на воздухе. При действии разбавленной серной кислоты на вещество, состоящее из тех же элементов, что и минерал, но в другом соотношении, выделяется газ с характерным запахом тухлых яиц. При взаимодействии выделившихся газов друг с другом образуется исходное вещество. Напишите уравнения. Решение:

S + O2 = SO2

4FeS­2 + 11O2 = 2Fe­2O3 + 8SO2

FeS + H2SO4 = FeSO4 + H2S↑

2H2S-2 + S+4O2 = 3S0 + 2H2O

S-2 – 2e = S0 |2|2

S+4 + 4e = S0|4|1

Пример алгоритма действий обучающегося по построению и решению проблемы (4)

  1. Анализ условия задачи по этапам.

  2. Выделение проблемы задания и подпроблем в рамках каждого этапа.

  3. Описание задания по уровням – (I) уже знаю, (II) сомневаюсь, (III) «творческий»

  4. Решение элементов задания по предложенным алгоритмам.

  5. Разработка собственного комплексного алгоритма по решению задания.

  6. Анализ сложностей и письменное оформление рекомендаций по изучению темы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!