СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритмы и величины

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из фундаментальных понятий в информатике является понятие алгоритма. Сам термин «алгоритм» пришел из математики. Это слово происходит от «Algorithmi» — латинского написания имени Мухамеда аль-Хорезми (787-850 гг.), выдающегося математика средневекового Востока. В XII веке был осуществлен латинский перевод его математического трактата, из которого европейцы узнали о десятичной позиционной системе счисления и правилах арифметики многозначных чисел. Именно эти правила в то время называли алгоритмами. Сложение, вычитание, умножение «столбиком», деление «уголком» многозначных чисел — вот первые алгоритмы в математике. Правила алгебраических преобразований, вычисление корней уравнений также можно отнести к математическим алгоритмам.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы и величины»

Алгоритмы и величины 10 класс

Алгоритмы и величины

10 класс

Этапы решения задачи на компьютере 1. Постановка задачи  6 . Проведение расчетов и анализ полученных результатов. 2. Формализация задачи Технологическая цепочка решения задачи на компьютере 3. Построение алгоритма 5. Отладка и тестирование программы 4. Составление программы на языке программирования

Этапы решения задачи на компьютере

1. Постановка

задачи

6 . Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

2. Формализация задачи

Технологическая цепочка решения задачи на компьютере

3. Построение алгоритма

5. Отладка и тестирование программы

4. Составление программы на языке программирования

Таким образом, программист должен обладать следующими знаниями и навыками: уметь строить алгоритмы знать языки программирования уметь работать в соответствующей системе программирования

Таким образом, программист должен обладать следующими знаниями и навыками:

уметь строить алгоритмы

знать языки программирования

уметь работать в соответствующей системе программирования

Понятие алгоритма Термин «алгоритм» пришел из математики. Это слово происходит от «Algorithmi».  ПРАВИЛА: о десятичной позиционной системе счисления; - арифметики многозначных чисел. Муха́ммад аль-Хорезми́ (787—850 гг.) математический трактат - выдающийся математик средневекового Востока.

Понятие алгоритма

Термин «алгоритм» пришел из математики. Это слово происходит от «Algorithmi». 

ПРАВИЛА:

  • о десятичной

позиционной системе счисления;

- арифметики многозначных чисел.

Муха́ммад аль-Хорезми́

(787—850 гг.)

математический трактат

- выдающийся математик

средневекового Востока.

Понятие алгоритма Алгоритм — это последовательность команд управления каким-либо исполнителем. Чертежник Черепашка Робот Эти исполнители ничего не вычисляют. Они создают рисунки на экране, перемещаются в лабиринтах, перетаскивают предметы с места на место. Таких исполнителей принято называть  исполнителями, работающими в обстановке .

Понятие алгоритма

Алгоритм — это последовательность команд управления каким-либо исполнителем.

Чертежник

Черепашка

Робот

Эти исполнители ничего не вычисляют.

Они создают рисунки на экране, перемещаются в лабиринтах, перетаскивают предметы с места на место. Таких исполнителей принято называть  исполнителями, работающими в обстановке .

Понятие алгоритма Информационные объекты числа символы коды числа символы коды исполнитель исходные данные Алгоритмы, предназначенные для управления компьютером, принято называть  алгоритмами работы с величинами . 

Понятие алгоритма

Информационные объекты

  • числа символы коды
  • числа
  • символы
  • коды

исполнитель

исходные данные

Алгоритмы, предназначенные для управления компьютером, принято называть  алгоритмами работы с величинами

Данные и величины Совокупность величин, с которыми работает компьютер, принято называть данными . ПРОГРАММА (промежуточные данные) Исходные данные Результаты Уровни данных относительно программы

Данные и величины

Совокупность величин, с которыми работает компьютер, принято называть данными .

ПРОГРАММА

(промежуточные данные)

Исходные данные

Результаты

Уровни данных относительно программы

Пример.   Решение квадратного уравнения:  ах 2  + bх + с = 0 D = b 2  - 4ас а, b, с х1, х2

Пример. Решение квадратного уравнения: ах 2  + bх + с = 0

D = b 2  - 4ас

а, b, с

х1, х2

Правило Всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера. Свойства величин имя значение тип

Правило

Всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера.

Свойства величин

имя

значение

тип

В алгоритмах и языках программирования величины делятся на константы и переменные . Константа неизменная величина, и в алгоритме она представляется собственным значением неизменная величина, и в алгоритме она представляется собственным значением Переменные изменяют свои значения в ходе выполнения программы и представляются символическими именами — идентификаторами изменяют свои значения в ходе выполнения программы и представляются символическими именами — идентификаторами

В алгоритмах и языках программирования величины делятся на константы и переменные .

Константа

  • неизменная величина, и в алгоритме она представляется собственным значением
  • неизменная величина, и в алгоритме она представляется собственным значением

Переменные

  • изменяют свои значения в ходе выполнения программы и представляются символическими именами — идентификаторами
  • изменяют свои значения в ходе выполнения программы и представляются символическими именами — идентификаторами
Типы данных Тип Значения Целый Операции Целые положи­тельные и отри­цательные числа в некотором диа­пазоне. Веществен­ный Арифметические опе­рации с целыми чис­лами: +, *, целочис­ленное деление и остаток от деления. Любые (целые и дробные) числа в некотором диапазоне. Логиче­ский Внутреннее Примеры: 23, -12,387 true(истина) Формат с фикси­рованной запя­той представление Символь­ный Арифметические опе­рации: +, *, /. Операции отношений (, = и др.) Любые символы компьютерного алфавита. При­меры: ’а’, *5', Логические опера­ции: И (and), ИЛИ (or), НЕ (not). Операции отношений false (ложь) Формат с плаваю­щей запятой Примеры: 2.5, -0.01,45.0, 1 бит: 3.6- 10 9 Операции отношений 1 — true; Операции отношений Коды таблицы 0 — false символьной кодировки. 1 символ — 1 байт

Типы данных

Тип

Значения

Целый

Операции

Целые положи­тельные и отри­цательные числа в некотором диа­пазоне.

Веществен­ный

Арифметические опе­рации с целыми чис­лами: +, *, целочис­ленное деление и остаток от деления.

Любые (целые и дробные) числа в некотором диапазоне.

Логиче­ский

Внутреннее

Примеры: 23, -12,387

true(истина)

Формат с фикси­рованной запя­той

представление

Символь­ный

Арифметические опе­рации: +, *, /.

Операции отношений (, = и др.)

Любые символы компьютерного алфавита. При­меры: ’а’, *5',

Логические опера­ции: И (and), ИЛИ (or), НЕ (not).

Операции отношений

false (ложь)

Формат с плаваю­щей запятой

Примеры: 2.5, -0.01,45.0,

1 бит:

3.6- 10 9

Операции отношений

1 — true;

Операции отношений

Коды таблицы

0 — false

символьной

кодировки.

1 символ — 1 байт

Компьютер — исполнитель алгоритмов. Программист Программа на Паскале Система программирования на Паскале Компьютер Взаимодействие программиста с компьютером

Компьютер — исполнитель алгоритмов.

Программист

Программа на Паскале

Система программирования на Паскале

Компьютер

Взаимодействие программиста с компьютером

присваивания присваивания обращения к вспомогательному алгоритму обращения к вспомогательному алгоритму ввода ввода цикла цикла вывода вывода ветвления ветвления Алгоритм решения любой задачи на компьютере может быть составлен из команд:
  • присваивания
  • присваивания
  • обращения к вспомогательному алгоритму
  • обращения к вспомогательному алгоритму
  • ввода
  • ввода
  • цикла
  • цикла
  • вывода
  • вывода
  • ветвления
  • ветвления

Алгоритм решения любой задачи на компьютере может быть составлен из команд:

Классификация данных По отношению По значениям: По типам: По струк­туре: к алгоритму: исходные; промежуточные; итоговые (результаты) исходные; промежуточные; итоговые (результаты) константы; переменные константы; переменные целые; вещест­венные; логические; символьные целые; вещест­венные; логические; символьные простые; структу­рированные простые; структу­рированные

Классификация данных

По отношению

По значениям:

По типам:

По струк­туре:

к алгоритму:

  • исходные; промежуточные; итоговые (результаты)
  • исходные;
  • промежуточные;
  • итоговые (результаты)
  • константы; переменные
  • константы;
  • переменные
  • целые; вещест­венные; логические; символьные
  • целые;
  • вещест­венные;
  • логические;
  • символьные
  • простые; структу­рированные
  • простые;
  • структу­рированные
Задание Придумайте пример задачи, решаемой на компьютере, и назовите для нее исходные, промежуточные и итоговые данные. 

Задание

  • Придумайте пример задачи, решаемой на компьютере, и назовите для нее исходные, промежуточные и итоговые данные. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!