Алгоритмы и величины
10 класс
Этапы решения задачи на компьютере
1. Постановка
задачи
6 . Проведение расчетов и анализ полученных результатов.
2. Формализация задачи
Технологическая цепочка решения задачи на компьютере
3. Построение алгоритма
5. Отладка и тестирование программы
4. Составление программы на языке программирования
Таким образом, программист должен обладать следующими знаниями и навыками:
уметь строить алгоритмы
знать языки программирования
уметь работать в соответствующей системе программирования
Понятие алгоритма
Термин «алгоритм» пришел из математики. Это слово происходит от «Algorithmi».
ПРАВИЛА:
позиционной системе счисления;
- арифметики многозначных чисел.
Муха́ммад аль-Хорезми́
(787—850 гг.)
математический трактат
- выдающийся математик
средневекового Востока.
Понятие алгоритма
Алгоритм — это последовательность команд управления каким-либо исполнителем.
Чертежник
Черепашка
Робот
Эти исполнители ничего не вычисляют.
Они создают рисунки на экране, перемещаются в лабиринтах, перетаскивают предметы с места на место. Таких исполнителей принято называть исполнителями, работающими в обстановке .
Понятие алгоритма
Информационные объекты
- числа символы коды
- числа
- символы
- коды
исполнитель
исходные данные
Алгоритмы, предназначенные для управления компьютером, принято называть алгоритмами работы с величинами .
Данные и величины
Совокупность величин, с которыми работает компьютер, принято называть данными .
ПРОГРАММА
(промежуточные данные)
Исходные данные
Результаты
Уровни данных относительно программы
Пример. Решение квадратного уравнения: ах 2 + bх + с = 0
D = b 2 - 4ас
а, b, с
х1, х2
Правило
Всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера.
Свойства величин
имя
значение
тип
В алгоритмах и языках программирования величины делятся на константы и переменные .
Константа
- неизменная величина, и в алгоритме она представляется собственным значением
- неизменная величина, и в алгоритме она представляется собственным значением
Переменные
- изменяют свои значения в ходе выполнения программы и представляются символическими именами — идентификаторами
- изменяют свои значения в ходе выполнения программы и представляются символическими именами — идентификаторами
Типы данных
Тип
Значения
Целый
Операции
Целые положительные и отрицательные числа в некотором диапазоне.
Вещественный
Арифметические операции с целыми числами: +, *, целочисленное деление и остаток от деления.
Любые (целые и дробные) числа в некотором диапазоне.
Логический
Внутреннее
Примеры: 23, -12,387
true(истина)
Формат с фиксированной запятой
представление
Символьный
Арифметические операции: +, *, /.
Операции отношений (, = и др.)
Любые символы компьютерного алфавита. Примеры: ’а’, *5',
Логические операции: И (and), ИЛИ (or), НЕ (not).
Операции отношений
false (ложь)
Формат с плавающей запятой
Примеры: 2.5, -0.01,45.0,
1 бит:
3.6- 10 9
Операции отношений
1 — true;
Операции отношений
Коды таблицы
0 — false
символьной
кодировки.
1 символ — 1 байт
Компьютер — исполнитель алгоритмов.
Программист
Программа на Паскале
Система программирования на Паскале
Компьютер
Взаимодействие программиста с компьютером
- присваивания
- присваивания
- обращения к вспомогательному алгоритму
- обращения к вспомогательному алгоритму
Алгоритм решения любой задачи на компьютере может быть составлен из команд:
Классификация данных
По отношению
По значениям:
По типам:
По структуре:
к алгоритму:
- исходные; промежуточные; итоговые (результаты)
- исходные;
- промежуточные;
- итоговые (результаты)
- константы; переменные
- константы;
- переменные
- целые; вещественные; логические; символьные
- целые;
- вещественные;
- логические;
- символьные
- простые; структурированные
- простые;
- структурированные
Задание
- Придумайте пример задачи, решаемой на компьютере, и назовите для нее исходные, промежуточные и итоговые данные.