СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Альфред Бернхард Нобель - основатель нобелевской премии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучая химию в школе, мы постоянно сталкиваемся с открытиями, без которых современная химия не достигла бы такого высокого уровня, Ученые - химики уже более 100 лет награждаются Нобелевскими премиями за такие открытия. Поэтому учащихся при изучении химии необходимо знакомить с  этими открытиями и и основателем премии - Альфредом Нобелем

Просмотр содержимого документа
«Альфред Бернхард Нобель - основатель нобелевской премии»

Альфред Бернхард Нобель


Изучая химию в школе, мы постоянно сталкиваемся с открытиями, без которых современная химия не достигла бы такого высокого уровня. Ученые-химики уже на протяжении более 100 лет награждаются Нобелевскими премиями за такие открытия. Будет уместно привести крылатую фразу дважды лауреата Нобелевской премии Лайнуса Полинга: «Химики – это те, кто на самом деле понимают мир. Физики знают лишь ограниченную часть мира. Они изучают взаимодействие электронов, ядер и … атомов. Но им не интересно то многообразие веществ, которыми богат наш мир. Этот огромный мир – удел химиков». Нобелевская премия относится к числу самых почетных и авторитетных международных наград. Эти премии, присуждаются согласно завещанию А.Нобеля, составленному 27 ноября 1895 г и предусматривавшему выделение капитала на присуждение премий по пяти направлениям. Альфред Нобель тоже был химиком, химиком – гуманистом. Наградами удостаиваются за выдающиеся вклады в науку, за деятельность на благо мира, за основополагающие исследования, имеющие важное значение для человечества, тем самым отмечаются значительные вехи в истории мировой науки. Для этой цели в 1900 г был создан Фонд Нобеля – частная, независимая, неправительственная организация с начальным капиталом 33 млн. шведских крон (около 9,2 млн. долларов США). Проект устава Нобелевского Фонда, принятый шведским парламентом, был утверждён королём 29 июня 1990 г. Премии присваиваются не Фондом Нобеля, а специальными Нобелевскими комитетами по каждому направлению. Комитеты по физике, химии, экономике выбирает Шведская королевская академия наук, по физиологии и медицине – Каролинский медико – хирургический институт в Стокгольме, по премиям мира – норвежский парламент, по литературе – Шведская академия в Стокгольме. Правом выдвижения кандидатур обладают только отдельные лица, кроме премий мира. Премии могут присуждаться только один раз, но в истории присуждения Нобелевских премий встречались, и исключения из этих правил. Многочисленные эксперты изучают и оценивают вклад претендента на премию. Предложения на текущий год поступают до 1 февраля, а уже в октябре принимаются окончательные решения, о которых сообщается на специальной пресс – конференции в Стокгольме. 10 декабря в Копенгагене и Осло проходит церемония вручения премий. Премии по физике, химии, физиологии и медицине вручается в Копенгагене в Концертном зале королём Швеции. Премия включает золотую медаль, диплом, денежное вознаграждение. Лауреаты представляют Нобелевские лекции, публикуемые в специальном издании «Нобелевские лауреаты». Первые премии в 1901 г составляли 150 тыс. шведских крон, затем вознаграждение было уменьшено и только с 1991 г достигло первоначального уровня. С 2001 г премии составляют по 10 млн. крон (около 1 млн. долларов США). Безусловно, ученые, признанные Нобелевским комитетом, являются великими. Поэтому при изучении отдельных тем в школьном курсе химии, связанных с открытиями Нобелевских лауреатов, необходимо знакомить учащихся авторами этих открытий и вкладом, какой они внесли в мировую науку. И, естественно необходимо рассказывать об основателе этой премии, о человеке, который сочетал в себе черты творческой личности – умелого инженера, опытного химика, изобретателя, опытного финансиста и хваткого делового человека.


II. Основатель Нобелевской премии - Альфред Бернхард Нобель


Шведский инженер и промышленник Альфред Бернхард Нобель (1833- 1896) – автор 355 запатентованных изобретений. Он долго и продуктивно работал в России и вместе со своим отцом и братьями сыграл важную роль в индустриализации России, а именно нефтяной промышленности. В девятилетнем возрасте Альфред Нобель вместе с родителями переехал в Петербург, где прожил до 17 лет. Он прекрасно владел русским, английским, немецким и французским языками. В 1850 году А. Нобель отправился в Париж на учебу. После окончания учебы он провел 4 года в США, осваивая инженерное дело, а затем вернулся в Петербург, где прожил ещё 4 года. В эти годы он начал работать с новым веществом – нитроглицерином, синтезированным в 1846 году итальянским химиком А. Собреро. Вернувшись в Швецию, А. Нобель занялся изготовлением нитроглицерина. Его маленькая фабрика взорвалась, где погиб его брат Эмиль и еще 4 рабочих. Расследовав причину взрыва, А. Нобель пришел к выводу, что нитроглицерин пропитал инфузную землю, и образовалась взрывоопасная смесь. Так был открыт динамит. Динамит был запатентован Швецией, Англией и США. После многочисленных экспериментов в 1887 году А. Нобель получает бездымный нитроглицериновый порох – баллистит, масштабное применение которого как взрывчатого вещества для огнестрельного оружия было необыкновенным успехом выдающего изобретателя и крупнейшим открытием в области пиротехники.

«Самым ужасным ужасом, величайшим из всех преступлений» - А. Нобель считал войну. Поэтому, будучи серьёзно больным и одиноким человеком, в конце 1895 года он составил завещание, согласно которому всё его состояние должно быть превращено в специальный фонд, «проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принёс наибольшую пользу человечеству. Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть – тому, кто сделал важное открытие или изобретение в области физики; вторая – кто совершил крупное открытие или усовершенствование в области химии; третья – кто добился выдающихся успехов в области физиологии или медицины, четвёртая – создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы; пятая – тому, кто внёс весомый вклад в сплочение народов, уничтожению рабства, снижение численности существующих армий и содействию ядерной договорённости.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!