СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума. Ознакомить учащихся с обитателями аквариума.

 Научиться поддерживать экосистему аквариума.

 

Просмотр содержимого документа
«Аквариум – маленькая искусственная экосистема»

Окружающий мир (3-й класс)


Урок 19.

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Аквариум – маленькая искусственная экосистема


Урок проверки уровня развития читательских умений.

На материале текста учебника «Аквариум – маленькая экосистема» на с. 75–77 проверяются читательские умения третьеклассников, а именно:

1) умения вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную, скрытую «между строк») и концептуальную (главный смысл, авторский замысел);

2) умение ориентироваться в структуре текста;

3) умение объяснять и оценивать прочитанное;

4) умение определять тематическую принадлежность текста;

5) умение составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа.

Задания по проверке перечисленных умений предложены в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир (Обитатели Земли)» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.), М.: Баласс, 2008.


Цели:

– Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.

– Ознакомить учащихся с обитателями аквариума.

– Научиться поддерживать экосистему аквариума.


Оборудование: аквариум с обитателями, иллюстрации аквариумных рыб и растений, плакат «Экосистема аквариума» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


1 3

– Рассмотрите рисунок и прочитайте вопрос Лены из диалога на с. 74.

Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать?

(Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород, и тогда будет чем дышать обитателям аквариума).

Аквариум – это экосистема?

Вспоминают всё, что знают об экосистеме.

– Давайте составим план урока.


Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

План (примерный) 3


– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.


4 3 2 3

Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради.

– Рассмотрите рисунок на с. 74 и ответьте на вопрос к нему. Ответы занесите в рабочую тетрадь, в задание 1 на с. 35.

Указывают части экосистемы «аквариум».

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Давайте познакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание из рабочей тетради на понимание текста на с. 37–40.

Самостоятельно работают с текстом.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Как мы можем ответить на вопрос урока?

(Аквариум – это искусственная экосистема, в которой есть организмы разных «профессий», замкнутый круговорот, но существование экосистемы поддерживает человек.)


Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?






Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 1 2 3 1

1. Работа в учебнике.

Организация и проведение работы:

1. Учащиеся читают текст в учебнике на с. 75–77 самостоятельно про себя.

2. Письменно выполняют задания 1–17. Порядок выполнения заданий произвольный. Детям нужно объяснить, что лучше выполнять задания последовательно, но в случае затруднения нужно двигаться дальше и вернуться к пропущенному заданию ещё раз. На результат влияет то, сколько заданий выполнено, и качество их выполнения.


План проверочной работы.


зада-ния

Группа заданий

Уровень сложности

Форма

Баллы

1

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с выбором ответа

1

2

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с выбором ответа

1

3

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с выбором ответа

1

4

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с кратким ответом

1

5

Учимся понимать текст и находить факты

повышенный

с кратким ответом

1

6

Учимся понимать текст и находить факты

повышенный

с выбором ответа

1

7

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

необходимый

с выбором ответа

1

8

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

необходимый

с выбором ответа

1

9

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

необходимый

с кратким ответом

1

10

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы


повышенный

с выбором ответа

1

11

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

повышенный

с развёрнутым ответом

2

12

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

максимальный

с развёрнутым ответом

2

13

Учимся понимать главную мысль текста

повышенный

с выбором ответа

2

14

Учимся понимать главную мысль текста

максимальный

с развёрнутым ответом

2

15

Учимся понимать главную мысль текста

повышенный

с выбором ответа

1

16

Учимся понимать главную мысль текста

повышенный

с выбором ответа

1

17

Учимся понимать главную мысль текста

повышенный

с развёрнутым ответом

2



За полностью выполненные задания № 11, 12, 14 и 17 ученик получает по 2 балла, за частично выполненные задания – по 1 баллу.


Порядок оценивания.

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимися – недостаточный, низкий, средний или высокий. Если в результате выполнения всей работы ученик набрал меньше 8 баллов – это недостаточный уровень (отметка 2), если от 8 до 10 баллов – низкий уровень (отметка 3), если от 11 до 15 баллов – средний уровень (отметка 4), от 16 до 22 баллов – высокий уровень (отметка 5).


Ответы.

1. – 3 (1 балл)

2. – 2 (1 балл)

3. – 3 (1 балл)

4. Рыбы (гуппи, меченосцы, сомики, золотые рыбки и т.п.; моллюски, раки, черепахи). В ответе необходимо назвать основные группы животных или указать 2–4 вида (1 балл).

5. В Китае (1 балл).

6. Сомик (1 балл).

7. – 4 (1 балл).

8. – 3 (1 балл).

9. Рыбы – самые обычные обитатели аквариума (1 балл).

10. – 1 (1 балл).

11. Раков и черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум (2 балла).

12. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями. На самом деле в аквариумы чаще помещают цветковые растения с красивыми листьями. Цветут они очень редко (2 балла).

13. – 4 (2 балла).

14. Важен не ответ, а умение логично рассуждать (например, в тексте могло говориться о содержании пресноводных животных из пруда; 2 балла).

15. – 1 (1 балл).

16. – 2 (1 балл).

17. Произвольный ответ, оценивается аргументированность суждений (2 балла).

– Вопросы на с. 77.


2. Работа в рабочей тетради.

– Задания из рабочей тетради на выбор.


3. Проверочная работа № 7.

Возможные ответы на задания проверочной работы № 8.

Вариант 1. 1) Необходимый уровень. Добавить микробов и улиток. 2) Необходимый уровень. Производители: рожь, горох, подсолнечник, лопух, кукуруза, василёк. Потребители: мышь, саранча, жужелица. Разрушители: дождевой червь, микробы. Повышенный уровень. Главное преимущество биологической борьбы состоит в том, что она не вредит человеку. 3) Необходимый уровень. Обитатели полей: пшеница, подсолнечник, вьюнок, кузнечик, мышь, одуванчик. Обитатели аквариума: меченосец, скалярия, вуалехвост, рак, элодея (подчёркнуты те, которые не могут жить без человека). Повышенный уровень. Подчёркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека.

Вариант 2. 1) Необходимый уровень. В аквариуме не хватает растений-производителей. 2) Необходимый уровень. Производители: морковь, лук, осот, картофель, хлопчатник, одуванчик. Потребители: капустница, тля, колорадский жук, божья коровка. Разрушители: дождевой червь, микробы. Повышенный уровень. С непрошеными потребителями урожая лучше справиться следующими способами: вывести новые сорта, которые меньше боятся потребителей. Использовать биологические методы борьбы. 3) Необходимый уровень. Обитатели полей: картофель, рис, осот, одуванчик, колорадский жук, мышь. Обитатели аквариума: гуппи, сомик, вуалехвост, элодея, улитка-катушка. Повышенный уровень. Подчёркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 18. Выполнение двух заданий из рабочей тетради на выбор.




V. Итог урока.

4

– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

– При каких условиях возможно существование экосистемы аквариума?



– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?





© ООО «Баласс», 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!