СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Акулята пера", программа доп. образования.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования (журналистика).

Просмотр содержимого документа
«"Акулята пера", программа доп. образования.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сегежи





Рассмотрена и рекомендована Принята «Утверждаю»

Методическим советом педагогическим советом директор _________

Протокол № 4 Протокол № 3 М.И. Миккоева

«12» марта 2009 г «23» марта 2009 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЖУРНАЛИСТСКОГО КЛУБА

«АКУЛЯТА ПЕРА»

Направленность: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности



Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Тип программы: модифицированная

Разработана учителем информатики

Соколовой Верой Николаевной












Сегежа

2009

Пояснительная записка


    1. Теоретическое обоснование

Рабочая дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально-педагогической направленности разработана в соответствии с учебным планом на основе программ: Программы курса "Основы журналистики" Кошелевой И.Н., Программы кружка юных корреспондентов Рухленко Н.М., Программы "Основы журналистики" Замбржицкой В.А.

Программа предусматривает создание детского журналистского клуба «Акулята пера» на основе многосторонней работы по знакомству с основами журналистики, с особенностями работы редактора, журналиста, корректора, верстальщика, по созданию собственных публикаций, с использованием компьютерных программ Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher. Программа рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с подростками 12-15 лет. Программа состоит из девяти разделов: пояснительной записки, учебно-тематического планирования, содержания, диагностики результативности программы, социально-психологического блока, условий реализации программы, ожидаемых результатов, методического обеспечения, литературы. Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, творческие мастерские, мастер-классы, практические работы, круглые столы, индивидуальные занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению.

Последовательность разделов учебного материала имеет логическую завершенность: теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются практическими занятиями.

В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Умение изложить свой опыт, корректно высказать критические замечания необходимы специалистам всех без исключения профессий. Поэтому ещё в школьном возрасте важно заложить в ученике внимательное отношение к слову. Поэтому во многих современных школах организуется издательская работа. Собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории, - вот умения, которые актуальны в информационном обществе.

Тому, кто серьезно решил заниматься журналистикой и собирается свое будущее связать с этой профессией, необходимо знать, чем отличаются одни каналы СМИ от других, где искать информацию и как задавать вопрос, чтобы респондент не смог уклониться от ответа, как представить свою публикацию в периодическом издании, чтобы привлечь к ней внимание читателя.

Журналистское произведение имеет ряд существенных отличий от произведения литературного или научного. Основной формой выражения собственного мнения школьников в школе является сочинение, поэтому нам представляется важным заострить внимание на технологии создания журналистского текста и помочь учащимся приобрести навыки.

Работа с текстом – авторская или редакторская – будет успешной, если человек понимает основные правила создания произведения, требования к тексту, умеет видеть его достоинства и исправлять недостатки, умеет совершенствовать собственные и чужие тексты, овладевать навыками редактирования.

Зрелость личности и профессиональный успех современного журналиста во многом зависят от знания им истории своей профессии, в особенности, истории недавней. Отечественные авторы – публицисты всегда находились в центре важнейших событий, философски осмысляя ведущие тенденции современности, определяя восприятие новейшей истории общественным сознанием, формируя картину мира эпохи. Знакомство с тем опытом, который был накоплен в отечественной публицистике второй половины XX века, позволит сформировать у подростков навыки для самостоятельного, критического восприятия событий и тенденций текущего дня.

Организация школьного издания и работа в школьной редакции невозможны без понимания того, как устроена газета, без освоения техники и технологии ее производства, процессов макетирования и верстки. Дизайн – заключительный этап формообразования периодического издания. Именно на этом этапе разрозненные тексты и иллюстрации становятся полосой, номером, газетой. Знакомство с элементами – пробельными, текстовыми, иллюстрационными, декоративными, - способами и правилами их объединения поможет на раннем этапе сформировать углубленный, специализированный подход к освоению профессии журналиста, дизайнера периодических зданий.

Школьное издание необходимо для того, чтобы отражать жизнь школы во всех аспектах, информировать ученическое, учительское и родительское сообщества о событиях школьной жизни, рассказываем о личных достижения учеников школы, пропагандировать здоровый образ жизни, знакомить с системами образования разных стран, создавать имидж школы в местном сообществе.


Актуальность: программа обеспечивает реализацию социального заказа общества, семьи и образовательного учреждения в развитии активной, творческой личности, в формировании гражданской позиции подростка, способного не только адаптироваться в социуме, но и активно воздействовать на него в соответствии с идеалами.

Рациональность: программа позволяет получить реальный видимый результат в достижении максимальной самостоятельности учащегося, в формировании его мировоззрения и активной жизненной позиции.

Реалистичность: цель программы соответствует предлагаемым средствам для ее достижения.

Контролируемость: диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять динамику развития творческих, коммуникативных, способностей.

    1. Цели программы:

Создание условий, способствующих формированию активной творческой личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе, имеющей навыки самореализации и самовыражения.

    1. Задачи программы:

  • способствовать реализации индивидуальных способностей учащихся и развитию их творческого потенциала;

  • знакомить учащихся с основными приемами и методами в работе редактора, журналиста и корректора;

  • знакомить учащихся с особенностями публицистического стиля и его жанрами (заметка, репортаж, интервью, корреспонденция, статья, рецензия, зарисовка, очерк);

  • формировать базовый понятийный (терминологический) аппарат;

  • воспитывать умение самостоятельно отбирать актуальный материал, развить в учащихся коммуникативные навыки письма и слушания;

  • формировать умение собирать материал и выполнять работы в жанрах публицистического стиля;

  • дать представление о процессе оформления издательской продукции;

  • помочь уяснить место публицистики в социально-исторических и культурных процессах современности, её роль и значение в развитии современной России;

  • выпуск собственной газеты.

    1. Адресат:

Программа рассчитана на подростков 12- 15 лет. В коллектив принимаются все желающие школьники.

Срок реализации программы – 2 года. Первый год обучения составляет – 70 учебных часов. Второй год – 70 учебных часов. Программа занятий составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями подростков. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация подростков, их самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей профессиональной деятельности школьников и реализации ими своих творческих способностей.

II. Учебно-тематический план


I год обучения


№ п/п

Содержание и виды занятий

Кол-во часов всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

0

Журналистика в социальном мире.

Распределение обязанностей между членами клуба

2


2


0


2.


Формирование «информационного багажа» журналиста

4

4

0

Организация и планирование работы редакции

3

2,5

0,5

3.

Публицистический стиль: лексика и синтаксис

11

5

6

Выбор и подготовка иллюстраций

3

1

2

Литературное оформление заголовков

1

0,5

0,5

Техническое оформление изданий

5

1

4

4.

Жанр заметки

5

3

2

Макетирование.

3

2

1

Планирование работы редакции

2

0

2

Взаимосвязь оформления с планированием и редактированием

1

1

0

5.

Оформление ежемесячного печатного издания

28

4,5

23,5

Итого часов в год

70

28,5

41,5


II год обучения


№ п/п

Содержание и виды занятий

Кол-во часов всего

Теория

Практика

1.

Жанр заметки

5

2

3

2.

Технология интервью

14

2

12

Последовательность оформления газеты

3

1

2

Выбор и подготовка иллюстраций.

3

0

3

Литературное оформление заголовков.

1

0,5

0,5

Техническое оформление изданий

4

0

4

3.

Корреспонденция

2

1

1

4.

Жанры периодической печати

8

1

7


Организация работы типографии

2

2

0

5.

Оформление ежемесячного печатного издания

28

4,5

23,5


Итого часов в год

70

14

56

III. Содержание программы


I год обучения

  1. Журналистика в социальном мире.

Теоретические сведения:

Массовая коммуникация. Диалог и формы «человекотворчества». Информация. Мотивы, цели, функции и результаты коммуникативной деятельности. Управление имиджем журналиста. Права и обязанности журналиста. Что такое плагиат? Культура оформления рукописи.


  1. Формирование «информационного багажа» журналиста.

Теоретические сведения:

Поиск темы и информации. Каналы формирования «информационного багажа».

Компьютерные занятия:

Организация и планирование работы редакции


  1. Публицистический стиль: лексика и синтаксис.

Теоретические сведения:

Общие особенности языка газеты. Лексика современной газеты. Стилистическая роль устойчивых сочетаний. Фразеология в контексте. Трансформация фразеологий. Ошибки в использовании фразеологии. Синтаксис языка газеты.

Практические занятия:

Анализ лексики современной газеты. Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии. Сочетание книжного и разговорного синтаксиса. «Рубленая» проза. Эллиптическое предложение. Номинативные предложения. Присоединительные конструкции. Актуальное членение предложения. Управление. Согласование.

Компьютерные занятия:

Выбор и подготовка иллюстраций.

Литературное оформление заголовков.

Техническое оформление изданий.


  1. Жанр заметки

Теоретические сведения:

Разновидности заметки (заметка информационного характера, заметка типа делового описания, заметка типа художественного описания, информационная заметка с отрицательным содержанием).

Практические занятия:

Анализ заметки информационного характера, специфика положительной заметки, особенности критической заметки, специфические особенности полемики заметки.

Компьютерные занятия:

Макетирование.

Планирование работы редакции.

Взаимосвязь оформления с планированием и редактированием.


  1. Оформление ежемесячного печатного издания


II год обучения


  1. Жанр заметки

Теоретические сведения:

Заметки на темы, связанные с оценкой поступков, заметки на дискуссионную тему, заметка-благодарность, заметка-вопрос, заметка-просьба.

Практические занятия:

Анализ заметки информационного характера, специфика положительной заметки, особенности критической заметки, специфические особенности полемики заметки.

Компьютерные занятия:

Макетирование.

Планирование работы редакции.

Взаимосвязь оформления с планированием и редактированием


  1. Технология интервью

Теоретические сведения:

Подходы к интервью. Виды интервью, формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов, вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди «читают» людей. Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники). Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире.

Практические занятия:

Составить интервью на заданную тему.

Компьютерные занятия:

Последовательность оформления газеты


  1. Корреспонденция.

Практические занятия:

Особенности жанра корреспонденции. Анализ и обработка исходного материала.


  1. Жанры периодической печати.

Теоретические сведения:

Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе. Особенности жанров.

Практические занятия:

Отзыв о кинофильме, спектакле, картине, о двух или нескольких произведениях современной литературы на одну и ту же или близкую тему. Найти в газетах очерк, определить вид очерка. Написать эссе на заданную тему (о искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах.

Компьютерные занятия:

Организация работы типографии


  1. Оформление ежемесячного печатного издания.


IV. Диагностика эффективности реализации образовательной программы

Тестовые задания для учащихся первого года обучения

  1. Планирование работы журналиста.

  2. Лексические особенности газетного жанра.

  3. Синтаксические особенности публицистического произведения.

  4. Теоретические и практические основы интервьюирования.

  5. Правила техники безопасности при работе на компьютере.

  6. Принципы планирования работы редакции.

  7. Этапы оформления печатного издания.

  8. Средства программа Microsoft Office Publisher 2007.




Тестовые задания для учащихся второго года обучения


  1. Понятия: заметка, эссе, репортаж, интервью, отзыв, очерк, зарисовка, корреспонденция.

  2. Лексические особенности газетного жанра.

  3. Правила техники безопасности при работе на компьютере.

  4. Принципы планирования работы редакции.

  5. Этапы оформления печатного издания.

  6. Средства программа Microsoft Office Publisher 2007.

  7. Составление проекта «Наша издательская группа».

  8. Творческий отчет каждого юнкора в любом публицистическом жанре.

  9. Практический отчет каждого юнкора – составление и издательство собственного буклета, бюллетени, наклейки, открытки, объявления, информационной карточки, визитки.

Диагностика личности воспитанников (анкета):

  1. Чем занимаешься в свободное от занятий время?

  2. Есть ли у тебя любимое дело, и какое?

  3. Чем ты интересуешься, какой вид деятельности тебя интересует?

  4. Есть ли у тебя близкие друзья?

  5. Как ты относишься к своему коллективу?

  6. Любишь ли ты руководить или быть в подчиненных?

  7. Какое качество характера хотел бы в себе развивать?

Диагностика интереса к занятиям (анкета): *(выбери подходящий для тебя ответ):

  1. Посещаю потому, что так хотят мои родители.

  2. Нравится преподаватель.

  3. Это престижно.

  4. Все мои друзья обучаются здесь.

  5. Некуда девать свободное время.

  6. Занятия в группе мне ____________________.

  7. Знания, полученные в кружке, мне пригодятся в будущем.

*Сборник авторских программ дополнительного образования детей.- М.: Народное образование, 2002.


V. Социально-психологический блок


В работе с подростками, вовлеченными в корреспондентскую деятельность, необходимо создать условия для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, занять их полезными и практически важными видами деятельности, с целью современной профилактики отклонений в социальном развитии личности. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении подростков требует обучения их психологическим навыкам поведения, коммуникативным навыкам, навыкам программирования собственной деятельности на успех. Анализ современного этапа состояния общества свидетельствует об интенсивном развитии информационных и коммуникативных технологий, их активном внедрении в жизнь не только взрослого населения страны, но и подрастающего поколения. Этот процесс ставит перед системой образования принципиально новые цели и задачи, способствует появлению новых ценностей образования (саморазвитию и самореализации ученика).

Наша задача на данном этапе развития проекта – дать возможность каждому ребенку почувствовать, что получать информацию, ответственно распоряжаться ею, производить информацию – право каждого человека. Важно научиться делать это цивилизованно.


VI. Условия реализации программы


Работой кружка юнкоров руководят два учителя: учитель русского языка и литературы и учитель информатики. В ряде случаев для проведения занятий приглашаются работники средств массовой информации города и района. Они знакомят школьников с основами редакторского и издательского дела.

Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые помогут понадобиться для раскрытия темы.

Материально-техническое оснащение клуба юнкоров соответствует определенным нормам и требованиям. Для работы выделено: 10 компьютеров, сканер, цифровой фотоаппарат, цветной лазерный принтер.

В клуб набирается группа учащихся постоянного состава 10-12 человек. Распределяются обязанности между членами клуба.


VII. Ожидаемые результаты


- По результатам работы членов клуба «Акулята пера» 1 раз в месяц выпускается школьная газета «Большие перемены»,

- газета распространяется в школе, среди жителей микрорайона, публикуется в электронном виде на сайте школы.


VIII. Информационное обеспечение программы (Литература)


  1. Свитич Л.Г. Профессия журналист. – М.: издательство «Аспект-пресс», 2003.

  2. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. – М.: издательство «Аспект-пресс», 2005.

  3. Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века. – М.: издательство «Флинта. Наука», 2006.

  4. Лукина М. «Технология интервью», М.: издательство «Аспект-пресс», 2003

  5. Гвоздев А.Н. «Очерки по стилистике русского языка», М.:1965

  6. Голуб И.В. «Сборник упражнений по стилистике современного русского языка», М.: 1989

  7. Олешко В.Ф. «Журналистика как творчество», М.: 2004

  8. Розенталь Д.Э. «Справочник по пунктуации для работников печати». – М.: 1984






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!