«Актуальные вопросы развития системы образования в Терском муниципальном районе»
1.Примерные рабочие программы по учебным предметам (проекты для обсуждения)
Выступление на секционном заседании августовского педагогического совещания работников образования Терского муниципального района
по теме: «Актуальные вопросы развития системы образования в Терском муниципальном районе»
Институт стратегии развития образования РАО опубликовал на своем сайте для общественного обсуждения примерные рабочие программы по ряду учебных предметов.
Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя. Согласно предыдущей редакции закона «Об образовании», школы, колледжи и вузы должны были сами разрабатывать и утверждать свои планы и программы обучения в соответствии с ФГОС, ориентируясь на уже существующие шаблоны.
На практике педагоги разрабатывали образовательные программы в своих учреждениях самостоятельно. Чаще всего сам учитель ничего не придумывает, он просто механически переписывает уже созданные авторами-разработчиками программы, внося незначительные изменения или вообще ничего не внося. Но нужно учитывать, что это даёт возможность педагогам-новаторам создавать свои программы, поскольку труд учителя – это все-таки деятельность творческая.
Теперь образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи и вузы) смогут пользоваться типовыми учебными планами и примерными программами обучения по предметам, курсам и воспитательной работе. Эту поправку Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях 15 июня. Совет Федерации одобрил документ 23 июня, а 2 июля закон подписал президент. По задумке депутатов, это должно снизить бюрократическую нагрузку.
Что гласит новая версия статьи 12 «Закона об образовании»?
В законе указано, что при разработке основной общеобразовательной программы методисты, учителя и воспитатели могут использовать примерные учебные планы и рабочие программы учебных предметов, которые включены в примерную программу. В этом случае методическая документация не разрабатывается. Такое же дополнение касается не только образовательных, но и воспитательных программ.
Что это значит?
Это значит, что будет разработана одна типовая рабочая программа по каждому предмету (модулю), а также воспитательная программа и, если учитель будет работать по ней в неизмененном виде, никакие дополнительные документы писать ему не придется.
Хорошо это или плохо?
С одной стороны, это очень хорошо. Это избавит от массы бесполезной работы, на которую уходило огромное количество времени. Примерные программы по учебным предметам адресуются создателям рабочих программ с целью сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между уровнями образования.
Примерные программы разработаны с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся и учитывают условия, необходимые для развития личностных качеств выпускников.
С другой стороны, это плохо. Это означает, что по каждому предмету останется один основной учебник. Это означает также, что учитель будет лишен возможности выбирать программы и УМК, которые он считает наиболее подходящими для себя и своих учеников. Хотя, поправки в закон дадут возможность школам выбирать: «Если они работают по типовому документу, тогда учителям не надо ничего писать… А если школа предпочтет работать по своей программе, в этом случае надо будет ее разработать».
Можно ли отступать от примерной рабочей программы или видоизменять её?
Вариативность является одним из принципов построения примерной рабочей программы. В своей рабочей программе учитель может учитывать особенности того УМК, по которому он работает. Примерная рабочая программа в принципе не может полностью соответствовать ни одному УМК, т.к. она создавалась на основе ФГОС, а не на основе действующих учебников по предметам. Однако она может быть адаптирована к каждому УМК из Федерального перечня учебников. Можно использовать для работы примерную рабочую программу полностью (если содержание соответствует выбранному учебнику) или откорректировать (за счёт резервных часов) в соответствии с выбранным УМК, можно самостоятельно написать свою рабочую программу – все эти формы предусмотрены современным российским законодательством.
Как будут внедряться примерные рабочие программы?
После завершения общественно-профессионального обсуждения и экспертизы программы будут рассмотрены Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) по общему образованию. В случае одобрения программ они поступят в образовательные организации в режиме апробации; на портале https://edsoo.ru/ будет запущен «Конструктор рабочих программ», освобождающий педагогов от рутинных процедур, связанных с подготовкой рабочей документации. Повсеместного, широкомасштабного внедрения примерных рабочих программ в 2021/22 учебном году не будет.
Примерная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Программа по учебному предмету «Русский язык»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы учебного предмета, тематическое
планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок
к его изучению младшими школьниками; место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению
планируемых результатов и к структуре тематического
планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание
по всем разделам, выделенным в содержании обучения
каждого класса, раскрывается характеристика деятельности,
методы и формы организации обучения, которые целесообразно
использовать при изучении того или иного раздела.
Также в тематическом планировании представлены способы
организации дифференцированного обучения.
Выделенное количество учебных часов на изучение разделов носит рекомендательный характер и может быть скорректировано с учётом резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации процесса обучения и расширения содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся:
на включение в планирование дополнительных тем.
№ | Программа по учебному предмету «Русский язык» | Программа по учебному предмету «Русский язык» ПНШ |
| Сведения о русском языке (1 ч, далее продолжается изучение во всех разделах курса) | |
| Фонетика и графика (2 ч) | Фонетика и орфография 25ч. (количество часов считается примерным) |
| Орфоэпия (изучается во всех Разделах курса) | |
| Лексика (5 ч) | Лексика (количество часов не указывается, т.к. содержательная линия реализуется в рамках других разделов) |
| Состав слова (морфемика) (5 ч) | Морфемика и словообразование 15 ч. |
| Морфология (43 ч) | Морфология (70 ч) |
| Синтаксис (16 ч) | |
| Орфография и пунктуация (50 ч) | Синтаксис и пунктуация 25ч |
| Развитие речи (30 ч) | Развитие речи с элементами культуры речи 35 ч. |
| Резерв — 18 ч | |
| Итого170 | Итого170 |
Программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») включает: пояснительную записку; содержание обучения; планируемые результаты освоения программы учебного предмета; тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса, а также раскрывается характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. В тематическом планировании представлены также способы организации дифференцированного обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание:
Духовно-нравственное воспитание:
Эстетическое воспитание:
Физическое воспитание,
Трудовое воспитание:
Экологическое воспитание:
Ценности научного познания:
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета по старой программе
Программа по учебному предмету «Литературное чтение» | Программа по учебному предмету «Литературное чтение» ПНШ |
К концу обучения в первом классе владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения со скоростью не менее 20 слов в минуту; — читать наизусть с соблюдением орфоэпических норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; | Читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения. 3-4 стихотворения наизусть |
К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; | читать вслух целыми словами, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. 6-8 стихотворений наизусть |
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: — читать вслух целыми словами темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; | читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения. 6-8 стихотворений наизусть разных авторов |
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: — читать вслух целыми словами доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; | Читать про себя в процессе ознакомительного, выборочного и изучающего чтения. Читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них. |
6