СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы содержания современного исторического образования

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад-выступление на РМО учителей истории

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы содержания современного исторического образования»



Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Константиновская СОШ №1»








Выступление на РМО (история)




Доклад на тему:



«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»




Автор: учитель истории и обществознании

Дуванова С.А.





2018г.





В соответствии с Законом РК «Об образовании» в нашей стране вводятся образовательные стандарты по истории. Стандарт образования является нормативным документом, в обязательном порядке определяющим минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки учеников. Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения исторического образования, стимулировать более высокий результат и на этой основе индивидуализировать обучение. В настоящее время утверждены обязательные минимумы образования начальной и основной школы.

Базисный учебный план, обязательные минимумы образования и примерные учебные программы формируют содержание предмета.

Школьный курс истории призван решать триединую задачу:

  • дать целостную систему знаний, обеспечив их глубину и прочность;

  • обеспечить формирование научного понимания истории и уважительного отношения как к отечественной истории, так и истории зарубежных стран и народов;

  • развить историческое мышление школьников и научить учащихся самостоятельному приобретению и применению знаний.

При этом историческое мышление школьников рассматривается в органическом единстве с общим развитием их мышления. Особо хочется подчеркнуть, что историческое образование должно помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных).

При конструировании содержания школьного исторического образования необходимо обеспечить баланс политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей при доминанте общенациональных (государственных) ценностей. Современная концепция исторического образования сохраняет систематическое изучение истории. История не может быть заменена каким-либо набором антроповедческих или обществоведческих курсов. Эта учебная дисциплина составляет стержень гуманитарных курсов в основной и полной средней школе.

Основные содержательные линии школьного исторического образования включают в себя историческое время, историческое пространство, историческое движение. Историческое время характеризуется не только счетом лет и периодизацией событий и процессов (год, век, тысячелетие, эпоха), но и цикличностью в истории, синхронностью и асинхронностью исторического движения. Историческое пространство содержит карты локально-исторических цивилизаций, динамику географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества, изменение геополитической карты своей страны и мира. Историческое движение дает понимание развития человека в различные исторические эпохи (потребности, интересы, мотивы действий, восприятие мира, ценностей, условия жизни и быта человека); эволюции трудовой деятельности человека, истории человеческих общностей в разные эпохи; процессов образования и развития государств, их исторических форм, основных вех политической истории стран и народов мира; истории познания человеком окружающего мира, развития идеологии (религиозные и светские учения), общественной мысли, научных идей; истории культуры народов мира, истории отношений между народами, обществами и цивилизациями (соседство, преемственность, завоевания и др.).

В соответствии с названными линиями формируется содержание полного предметного цикла, представляющего собой изложение истории с древности до наших дней. Существуют разные уровни представления истории - история всемирная, история государств и народов, история отечественная и история региональная.

Содержание образования отражают учебные планы и программы средней школы.

Учебный план - это обязательный для школы документ. В нем указаны предметы, подлежащие изучению, последовательность их распределения по годам обучения, количество учебных часов, отводимых на год, четверть, неделю.

На основе государственного стандарта разрабатываются программы и учебники, которые представляют материал истории в хронологической последовательности событий, явлений, процессов. Учебные программы содержат объяснительную записку о целях изучения истории и основных требованиях, показывают объем знаний, перечень умений и навыков, которые подлежат усвоению. В них последовательно представлена тематика учебного предмета, указан главный фактический материал, основные теоретические положения, умения и навыки, которые формируются у учащихся в процессе обучения, указана рекомендуемая литература.

Программа по истории для основной и средней школы определяет содержание обучения истории.

В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по истории, которые предлагаются для усвоения учащимся в соответствии с их интересами и возможностями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.

Программа по истории определяет и теоретическое содержание учебного материала. В процессе его изучения школьники овладевают системой научных оценок, понятий, выводов, законов и закономерностей общественного развития. Теоретический материал включает в себя понятия разной степени обобщения, существенные причинно-следственные связи. Изучение доступных теоретических вопросов начинается в первом концентре. В курсе истории древнего мира (5-й класс) вводится первоначальное определение таких понятий, как «религия», «закон», «мифология», «философия», «государство», «демос», «рабство», «республика», «империя». В курсе истории Средних веков учащиеся подводятся к пониманию закономерностей исторического процесса. У них формируются понятия об основных признаках феодализма, о сущности феодального общества и государства и т.д. Углубление теоретических знаний происходит в курсах истории 7-8-х и 9-х классов.

Современная программа предоставляет возможность всем учащимся получить необходимый гражданину минимум исторических знаний к концу 9-го класса. Концентрические курсы в настоящее время в целом обеспечены новыми учебниками и пособиями, содержание и положительные особенности которых учтены в новых программах. Вместе с тем программы выявляют недостатки существующей учебной литературы и привлекают внимание преподавателей, авторов и издателей к необходимости совершенствования учебных пособий. К программам прилагается список новых учебников, которые вышли в последние годы.

Нерешённые проблемы в области исторического образования

Представители государственных институтов, общество, педагогическая общественность выказывают озабоченность проблемами выбора приоритетных направлений развития системы исторического образования, повышения его качества и эффективности.

Широко обсуждается эффективность избранной модели Единого государственного экзамена и целесообразность сохранения традиционных форм экзамена, введение “портфолио” учащихся, соотношение ЕГЭ и олимпиад. Часть педагогов по-прежнему хотела бы работать в рамках линейной структуры. Поэтому развитие структуры образования на основе принципов концентризма или линейности всё ещё остаётся актуальной проблемой.

Актуальным является вопрос о применимости к условиям российской школы мирового педагогического опыта, накопленного в историческом образовании странами Европы и США, в частности, компетентностного, многоперспективного и поликультурного подходов.

Анализ состояния исторического образования в образовательных учреждениях Российской Федерации показывает, что его эффективность и качественный уровень далеко не в полной мере соответствуют индивидуальным и общественным запросам. Так, в частности, не завершено создание целостной системы исторического образования, отвечающей требованиям современного глобализирующегося и динамично развивающегося мира.

Анализ практики становления и деятельности отечественной системы исторического образования позволяет выявить ряд существенных противоречий:

между необходимостью чётко определить приоритеты и направления развития российской системы исторического образования в условиях развития информационных ресурсов и явно недостаточным уровнем научной разработки этой проблематики;

между концептуальными идеями, определяющими содержание, формы и методы школьного исторического образования в современном мире, и реальными возможностями государства, общества, учреждений системы образования адекватно реализовать их в педагогической практике;

между поликультурным характером российского общества и существующей традицией построения образовательного процесса преимущественно на основе ценностей и культурных предпочтений титульного большинства населения в субъектах Российской Федерации;

между запросами граждан на получение качественного образования и недостаточным уровнем научного осмысления тенденций и перспектив развития образования, отвечающего условиям глобализации;

между современными концепциями исторического образования и традиционной системой подготовки и повышения квалификации преподавателей истории.

Среди конкретных недостатков действующей системы исторического образования можно отметить следующие:

слабая в ряде случаев заинтересованность образовательных учреждений в удовлетворении изменившихся образовательных запросов граждан;

недостаточный уровень восприятия системой образования мировых тенденций, ориентированных на достижение школьниками конкретных результатов, способных обеспечить их социализацию;

недостаточное внимание к формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях (подчеркнём, что в странах Запада эта проблема решается в русле компетентностного подхода);

недостаточное внимание к теории и практике поликультурного, многоперспективного и компетентностного подходов к образованию и повышению квалификации самих педагогов, которые в большинстве случаев просто не знают (или недостаточно знают) о мировом педагогическом опыте.

У нас приоритетом образовательного процесса по-прежнему остаётся преимущественно усвоение фактических знаний, а не формирование умения применять эти знания в конкретной жизненной ситуации. Вместе с тем мировая образовательная практика всё более ориентируется на освоение востребованного информационной эпохой компетентностного подхода, предполагающего в первую очередь приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям.

Проблема структуры школьного исторического образования

В нашей стране в системе школьного исторического образования неоднократно попеременно вводились линейная или концентрическая структуры. С момента введения в 1993 г. концентрической структуры эта проблема всё ещё остаётся актуальной и находится в фокусе общественного внимания. Об этом свидетельствует, в частности, частота обсуждения этого вопроса в педагогической прессе и в Интернете.

В мировой практике не доминирует линейная или концентрическая структура образования. Каждой стране свойственны особенности построения национальной системы.

В российском педагогическом сообществе существуют противоречивые интерпретации понятий “модель”, “структура”, “система” исторического образования. В конечном итоге понятийная путаница приводит к неэффективности при обсуждении вопросов о достоинствах и недостатках двух моделей исторического образования.

Под структурой исторического образования обычно понимается “порядок преподавания курсов отечественной и всеобщей (всемирной) истории в учебных заведениях”.

В настоящее время обсуждается вопрос о педагогических ресурсах линейной и концентрической модели исторического образования. Анализ мирового опыта исторического образования не выявил однозначного преимущества той или другой модели. Однако, учитывая перспективу введения в Российской Федерации обязательного полного среднего образования, представляется вероятным переход к линейной структуре по мере создания социально-педагогических условий.

В практическом плане это означает не восстановление прежней “советской” модели, а разработку и внедрение новой модели образования, отвечающей современным реалиям. Для этого необходимо изменить государственные образовательные стандарты и базисный учебный план, подготовить новый комплект учебников с программно-методическим обеспечением, новые контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ, обосновать особенности введения профильного обучения в условиях линейной структуры образования (или прийти к выводу о несовместимости линейной структуры и профильного обучения), провести повышение квалификации педагогов-историков, внести изменения в систему подготовки педагогов.

Подчеркнём, что, с нашей точки зрения, основные проблемы отечественного исторического образования связаны не с той или иной структурой образования, а с разным пониманием приоритетных целей образования, соотношения функций образования, воспитания и развития учащихся; несовершенством процедуры и механизма оценки образовательных достижений учащихся. То есть, необходима разработка новой современной концепции модернизации отечественного исторического образования.

Проблема оценки качества образования

Введение ЕГЭ является важным элементом формирующейся в нашей стране общероссийской системы оценки качества образования. Вместе с тем необходимо понимание того, что ЕГЭ не даёт исчерпывающей информации об уровне и качестве знаний выпускников школ. Поэтому должны получить развитие и другие формы оценки: мониторинги, международные и национальные исследования и др.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) планирует проведение в России независимых мониторингов знаний и умений по типу международных исследований оценки качества образования PISA (Program International Student Assessment). В 2017 г. у нас в стране был проведён мониторинг математической и компьютерной грамотности. Планируется проверить умение работать с разными источниками информации. Цель этих мер — создать независимую оценку, чтобы проводить объективную диагностику и использовать её результаты при создании системы управления качеством образования. Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества образования позволят, по мнению организаторов, принимать обоснованные управленческие решения.



ЕГЭ по истории

Анализ ситуации в области проведения ЕГЭ по истории выявил несколько актуальных как теоретико-методологических, так и практических проблем.

Важнейшей методологической проблемой является определение адекватного подхода к измерению образовательных достижений учащихся при изучении гуманитарных предметов — истории и литературы.

Конкретными проблемами являются особенности конструирования контрольно-измерительных материалов ЕГЭ в условиях принятой экспертным сообществом современной концепции исторического образования.

В настоящее время всё ещё действуют нормы федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС), утверждённые в 2004 г. ФК ГОС вызывает много критических замечаний, он не стал основой консолидации научного и педагогического сообщества.

Практика показала, что в условиях введения ЕГЭ в штатном режиме цели образования трансформируются и подстраиваются под особенности контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, а сами эти измерительные материалы, как свидетельствуют общественные дискуссии, представляются спорными по самой методологии их построения.

В этих условиях фактически снижается роль истории как мировоззренческого учебного предмета, одной из важнейших функций которого является воспитание гражданской позиции и формирование ценностных ориентиров школьников.

Полагаем, что, при сохранении избранного вектора развития образования и учитывая принятие федерального закона о введении ЕГЭ, речь может и должна идти о совершенствовании контрольно-измерительных материалов по истории. Причём необходимо учесть как отечественные, так и мировые тенденции, которые ориентированы не на запоминание фактического материала, а на формирование мышления учащихся, участие в исследовательских проектах, групповой работе, направленной на формулирование аргументированной точки зрения, гражданской компетенции личности.

Проблема целей исторического образования

В современном российском обществе вопросы целей школьного исторического образования — особенно в контексте “воспитания историей” — вызывают всеобщий интерес как со стороны государства, общества, педагогической общественности, так и отдельных граждан.

Всё многообразие позиций можно свести к трём-четырём основным подходам.

Первый. История в школе изучается в целях патриотического или гражданско-патриотического воспитания, главная задача — воспитание достойных граждан средствами исторического образования. Содержание исторического образования является средством для воспитания.

В качестве варианта этого подхода можно назвать воспитание толерантной личности, способной к коммуникациям в многомерном поликультурном пространстве (вариант: воспитание “культуры мира”, “человека мира”).

Второй. Общая цель изучения истории состоит в том, чтобы знать “факты и только факты” — как всё было на самом деле. Главная задача при этом подходе — выяснение “достоверного хода событий”. В основе этой методологии — объективистский взгляд на историю и историческое образование. Этот подход можно считать традиционным.

Третий подход можно считать инструментальным: цель исторического образования заключается в том, чтобы приобрести опыт анализа исторических источников, научить сравнивать, сопоставлять, а в результате сформировать у школьников способность к историческому мышлению, критическому анализу информации.

Четвёртый — интегративный, предполагающий сочетание образовательных, развивающих и воспитывающих задач. Полагаем, что он наиболее перспективен в качестве ориентира для развития системы исторического образования.

Современные программы рассчитаны на их творческое применение. Очень многое в их реализации зависит от того, насколько хорошо школьниками усвоен материал первого исторического концентра, какие теоретические вопросы и в какой степени уже получили свое освещение. В зависимости от уровня развития учащихся, тех задач, которые ставит перед собой учитель, интересов школьников и самого педагога материал, предложенный программами, может быть сокращен или расширен. При этом важное значение имеет формирование умений и навыков, помогающих понять историю. Не разрушая традиции школы, можно сочетать систематические курсы истории с курсами по выбору, причем в старших классах уместно продумать их соотнесенность с обществоведческими курсами. Модульные курсы по истории в последние годы активно разрабатываются. Имеющиеся сегодня учебно-методические комплексы уже позволяют учителям, а отчасти самим учащимся, участвовать в выборе курсов по собственным склонностям и пристрастиям. Качество образования определяется тем, насколько общество, работодатель и сам обучающийся удовлетворены результатами обучения.

В новом ФГОС предлагается без оценочная система. Так как контроль и оценки выполняют две функции: диагностика и коррекция. Сравнивать детей невозможно из-за социальной и генетической принадлежности. Это формирующее оценивание (диагностик и способы коррекций). Убрав пяти бальную шкалу и предложив другие инструменты, второе- индивидуальный прогресс (оценка ребенка только самого себя). Прогресс ребенка не оценивается через предметные знания, а только через уровень освоения тех средств и способов действия, которые осваивает ребенок. Поскольку компетентные вещи вынесены в примерных программах начальной школы как необязательные, существует риск, что учитель остается работать в рамках стандартов ЗУНов. Поэтому многое будет зависеть от учителя. «Учителю, что дай, то он и будет делать». Но, с другой стороны, это можно использовать для достижения содержательной цели нового стандарта- «если задать через примерную программу другой инструментарий, учитель начнет включать его в образовательный процесс, и впоследствии ученик станет другим».

Что касается актуальных проблем, и вопросов, то они заключаются в следующем.


1. Каким должен быть современный урок в современных условиях. Сухомлинский В.А. связывал урок с педагогической культурой учителя:

Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • время-сбережение и здоровье-сбережение;

  • в центре внимания урока – дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

2. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

  • отличаться мобильностью;

  • быть способны к сотрудничеству;

  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

3. Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)

4. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

5. Методы и формы современного урока:

  • метод проектов;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);

  • портфолио.

6. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;

  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

  • использование готовых обучающих программ;

  • разработка и использование собственных авторских программ.


И последнее, это повышение уровня учебной мотивации обучающихся. Задача преподавания истории и обществознания заключается в том, чтобы формировать и развивать культуру мышления у обучающихся, навыки критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и окружающим людям. Одной из важных результатов работы я считаю, должно быть, формирование у ребят нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство и патриотизм.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!