СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы развития в онтогенезе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы развития в онтогенезе»

















Актуальные проблемы развития

личности в онтогенезе







































Характеристика младшего школьного возраста







Аннотация. Рассмотрен младший школьный возраст, его отличия от дошкольного возраста. Это необходимо для учета психологических особенностей младших школьников для эффективного обучения в школе.

Ключевые слова: возрастная психология, психологические особенности.

Постановка проблемы. Возрастная психология изучается многими учеными. Среди них можно назвать имена В.С.Выготского, Г.С.Абрамовой, А.Л.Венгера, В.С.Мухиной, К.Н.Поливановой и многих других. Изучение психологии младшего школьного возраста необходимо для учета их психологии для организации успешного обучения в школе.

Младшему школьному возрасту соответствует период с 6-7 лет до 10-11 лет. Это время обучения в школе и составляет период к систематическому обучению в школе. В этом возрасте происходит интенсивное формирование основных компонентов учебной деятельности: дети учатся «учиться». Это сложное время детей: сразу от дошкольного возраста, когда их основной деятельностью являлась игра, они сразу попадают в жесткие условия учебы, когда им надо систематически работать, к которой они не приучены, поэтому необходимо соблюдать преемственность и действовать, как дети привыкли в детском саду, не забывать об игре и постепенно переходить к сознанию детьми своей основной деятельности- учебной. При этом нельзя забывать формировать положительную мотивацию к учению, что является предпосылкой успешного обучения в начальной школе. Будущий учитель должен знать психологию младшего школьника и учитывать ее в педагогической деятельности.

«В ходе усвоения основ научных знаний происходит становление нового уровня познавательной потребностей детей. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка ( В.С.Выготский)» [1, с 124]. Далее И.В.Дубровина продолжает: Развитие мышления приводит к качественной перестройке других познавательных процессов, придавая им регулируемый. Произвольный характер: память становится мыслящей, а восприятие-думающим, произвольный процесс.

Перестройка познавательных процессов ( внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления), по мнению В.С.Мухиной, обеспечивает речь [2, с.269]. При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Безусловно, увеличение лексикона детей зависит от родителей, занимающихся и беседующих с ними, и учителей. В младшем школьном возрасте потребность в общении усиливается. Освоение речи превращается в речевую деятельность.

Мышление ребенка в начале обучения отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленных отсутствием знаний. Дело в том, что дети не могут объединить все виденное, т.е сложить целостную картину; ему трудно представить, как в свое время установил Ж.Пиаже, что его видение мира не совпадает с видением других людей. Взято из книги В.С.Мухиной [2, с 277]. Конечно, в современном обществе умственное развитие ребенка зависит от типа конструирования знания, от взрослых, которые его строят. Переход к усвоению новых способов решения проблем меняет сознание ребенка, его позицию в оценке предметов и явлений. Под влиянием взрослых он начинает усваивать научную картину мира.

Как отмечалось выше, развиваются высшие психические функции. Внимание, память, воображение уже приобретают самостоятельность-ребенок учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности: это требует от ребенка волевых усилий. Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношение к нему взрослых способствует развитию чувства личности. [3, с 115]

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.



Список литературы:

  1. Дубровина И.В. Младший школьный возраст/ Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Психология развития Ред.А.Л.Венгер / Ред.-сост.Л.А.Карпенко. –М.:ПЕР СЭ, 2006.-с.123-124.

  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –М.:изд.центр «Академия»,2022.-456с.

  3. Хилько М.Е. Возрастная психология: краткий курс лекций.-М.: Изд-во Юрайт,2012.-194с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!